Автор: Буржумова Елена Мухаметфаизовна
Должность: МАДОУ №13
Учебное заведение: МАДОУ №13
Населённый пункт: г. Туймазы
Наименование материала: доклад
Тема: доклад по ОБЖ
Раздел: дошкольное образование
(слайд 1)
Добрый день, уважаемые коллеги. Я, воспитатель детского сада №13, Буржумова Елена
Фаизовна. Хочу представить вашему вниманию доклад по теме «Формы и методы
работы с
детьми по
формированию
основ
безопасной
жизнедеятельности
в
различных видах деятельности»
Своё выступление я хочу начать со слов философов, которые говорят, что "Жизнь
измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися
событиями, впечатлениями от них" и, работая в детском саду, мне хочется счастливые
моменты детства сделать еще и безопасными.
Сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает тревогу за наших самых
маленьких граждан - наших детей. Пока ребенок маленький, взрослые более или менее
спокойны: они помогут ребенку, подстрахуют, предупредят. Но наступает момент, когда
ребенка нужно будет начинать отпускать от себя. Дети дошкольного возраста отличаются
повышенной любознательностью и попыткой узнать окружающий мир самостоятельно.
Очень важно подготовить детей к встрече с различными сложными, а иногда и опасными
жизненными ситуациями.
(слайд 3)
Поэтому главной целью и задачами моей работы в доступной и занимательной форме
формировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил
безопасности, вооружить детей знаниями, умениями и навыками необходимыми для
действия в различных ситуациях, угрожающих их жизни и здоровью.
(слайд 4)
Основы безопасной жизнедеятельности мы формируем по основным направлениям:
-ребенок и другие люди (ребенок должен запомнить, что именно может быть опасно в
общении с чужими людьми)
-ребенок и природа (очень важно развить понимание того, что на жизнь и здоровье
человека влияют чистота водоемов, почвы и воздушной среды)
-ребенок дома (в этом направлении рассматриваются вопросы, связанные с предметами
домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей)
-здоровье ребенка (это направление воспитывает у детей сознательную заботу о
собственном здоровье и здоровье окружающих)
-эмоциональное благополучие ребенка (основная задача работы по этому направлению-
научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя до их силового
решения)
-ребенок на улице (дети знакомятся с правилами поведения на улицах, правилами
дорожного движения)
Работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников проходит
через все образовательные области, а именно: познавательное, речевое, социально-
коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие.
В своем выступлении я хочу, рассказать какую работу с детьми я провожу, в детском саду
по формированию ОБЖ.
(слайд 5)
Для того, чтобы научить детей жить безопасно, мы создали предметно-развивающую
среду. В него входят
(слайд 6) «Уголок безопасности».
В уголке представлен информационно-наглядный и наглядно-дидактический материал:
«Дорожные знаки», «О правилах пожарной безопасности», «Чтобы не попасть в беду»,
«Основы безопасности в детском саду», «Картотека игр по ПДД»
(слайд 7)
Так же имеются настольно-печатные и дидактические игры
(слайд 8)
Мы подобрали методическую и художественную литературу на данную тему, разработали
«Инструкцию по безопасности для детей»
(слайд 9)
Одной из форм работы по ОБЖ являются здоровье сберегающие технологии. Для этих
целей мы создали «Уголок здоровья». В него входит различный наглядный материал в
виде плакатов, папка передвижка «Правила личной гигиены», картотека игр «Здоровье и
безопасность».
(слайд 10)
В образовательной деятельности мы используем различные формы и методы работы с
детьми, которые включаем в различные виды деятельности.
(слайд 11)
Учебная деятельность. В процессе образовательной деятельности ребенок имеет
возможность приобретать знания под руководством взрослого человека, который
организует сообщение знаний и контролирует их усвоение. Для этого я провожу ООД на
данную тему: «Огонь-наш друг, огонь-наш враг», «Правила дорожного движения»,
«Чтобы избежать неприятности», «Моя безопасность – в моих руках», «Профессия
пожарного».
(слайд 12)
В работе мы часто используем ИКТ для просмотра презентаций. Так же используем ИКТ
для просмотров обучающих фильмов: «Уроки тетушки Совы», «Спасик и его друзья»,
Смешарики «Азбука безопасности», «Микробы-маленькие, но опасные» и др.
(слайд 13)
Беседы. Провожу беседы на всевозможные темы: «Если потерялся», «Грибы и ягоды-
съедобные и нет», «Правила поведения при общении с животными», «Не играй с огнем»,
«Поведение ребенка на детской площадке», «Правила поведения в группе», «Нельзя
трогать незнакомые предметы» и т.п.
(слайд 14)
Провела экскурсию по ДОУ. Дети познакомились, как выглядит пожарный щит, для
чего нужна пожарная сигнализация на стенах и пожарные датчики на потолке; узнали, где
пожарный выход, как выглядит огнетушитель. Периодически проводим учебную
эвакуацию при пожарной тревоге.
(слайд 15)
В группе часто возникают ситуации, которые требуют немедленного реагирования и
пояснения. Для этого использую «Минутки безопасности», например: «Как песок может
стать опасным», «Правила поведения в группе и на участке», «Где можно и где нельзя
играть», «Осторожно, сосульки с крыши», «Сокровища детских карманов» и т.п.
(слайд 16)
Тема ОБЖ просматривается при чтении художественной литературы. Особенность
дошкольников такова, что они не любят назиданий. Поэтому художественное слово –
эффективный способ воздействия на них. С различными ситуациями мы знакомим детей
через загадки, сказки, рассказы, стихи.
Следующий метод - наблюдение. Он стимулирует развитие познавательных интересов,
рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами: потушить костер,
выключить свет, закрыть кран с водой при уходе, выключить утюг, газ и т. п.
(слайд 17)
Метод - игры. Дидактические, подвижные, с/р игры, настольно-печатные игры.
Разнообразные по содержанию и форме игры, вводят ребенка в круг реальных жизненных
явлений, обеспечивая непреднамеренное освоение социального опыта взрослых: знаний,
способов действия в различных ситуациях, моральных норм и правил поведения, оценок и
суждений.
(слайд 18)
Метод
-
игра-драматизация.
Через
восприятие
сказочных
героев
дети
учатся
анализировать и оценивать поведение других людей, а затем и собственные поступки.
Например, инсценировка «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка» и др.
Мы проводим игровые тренинги. В них отрабатываются действия в различных
ситуациях: «Что нужно делать при пожаре», «Незнакомец», «Переход улицы по переходу
и без него», «Вызови пожарных, скорую, милицию».
(слайд 19)
Очень важно применять такую форму работы с детьми как - труд. С формированием
трудовых умений и навыков у ребенка уменьшается опасность пребывания в отсутствии
взрослых. По мере приобретения трудовых умений ребенок приобретает знания
безопасного взаимодействия с предметами. Нужно учить детей соблюдать правила
безопасности при пользовании предметами и инструментами во время проведения
трудовой деятельность:
инструментом и материалом во время проведения экспериментов: лейки, тряпочки,
палочки - во время труда в уголке природы; стеки, ножницы, карандаши-труд в
продуктивной деятельности: грабельки, лопаточки,
совочки-труд в природе.
Проводим развлечения и досуги: например, досуг «Красный, желтый, зеленый», игра-
викторина «Знатоки правил безопасности»
(слайд 20)
Следующая форма работы - продуктивная деятельность. Она закрепляет полученные
знания. Мы рисуем, лепим, делаем аппликации:
(рисование: «Пожарник», «Пожарная машина», «Съедобные и не съедобные грибы»,
лепка с элементами аппликации «Пожарный щит», аппликация «Огонь-друг, огонь-враг»)
Так же проводим эксперименты и опыты. Такие эксперименты как «Зачем мыть
руки?», «Чистые ли сосульки?» способствовали формированию правил личной гигиены,
показали детям, как опасны микробы и вирусы, находящиеся на грязной поверхности
(слайд 21)
Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной
работы. Круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в
рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. В работе с
родителями мы используем такие формы как: родительские собрания, консультации,
папки-передвижки,
памятки,
информация
на
стенде
в
«родительском
уголке».
Организовали конкурс на лучший план – схему «Путь от дома до детского сада». Мы с
детьми разобрали, какие опасности могут подстерегать его на дороге: при переходе
улицы, собаки, незнакомцы и поговорили о правилах поведения в опасной ситуации.
(слайд 22)
Вывод: Таким образом, систематическая работа по обучению правилам ОБЖ сформирует
у детей необходимые представления, умения и навыки безопасного поведения на улицах,
дорогах, дома, в социуме и будет способствовать формированию правил личной гигиены.