Автор: Шайдуллина Гульназ Наиловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР "Детский сад №8 "Рябинушка" г.Димитровград Ульяновской области"
Населённый пункт: г.Димитровград Ульяновская область
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Ознакомление детей 6-7 лет с национальными особенностями татарской культуры"
Раздел: дошкольное образование
УТВЕРЖДЕНА:
Приказом заведующего
МБДОУ «Центр развития ребенка –
детский сад №8 «Рябинушка»
«____» августа 2021 года № ___
Р
АБОЧАЯ
ПРОГРАММА
КРУЖКА
ДЛЯ
ДЕТЕЙ
6-7
ЛЕТ
«О
ЗНАКОМЛЕНИЕ
ДЕТЕЙ
С
НАЦИОНАЛЬНЫМИ
ОСОБЕННОСТЯМИ
ТАТАРСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
»
В
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ
ГРУППЕ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ
№6 «Я
ГОДКА
»
на 2021 – 2022 учебный год
Составители:
Шайдуллина Г.Н.
ПРИНЯТА:
На педагогическом совете
МБДОУ «Центр развития ребенка
– детский сад №8 «Рябинушка»
от «____» августа 2021 года
протокол № ___
г. Димитровград, 2021 год
1
Содержание
1. Целевой раздел_____________________________________________ 2
1.1 Пояснительная записка_____________________________________ 2
1.2 Характеристика возрастных особенностей детей данной группы___ 2
1.3 Цель, задачи построения программы___________________________4
1.4 Планируемые результаты освоения программы__________________4
1.5. Формы подведения итогов реализации кружка__________________5
2. Содержательный раздел______________________________________ 5
2.1. Учебный план по реализации программы кружка «Ознакомление детей с
национальными особенностями татарской культуры»_______________ 5
2.2. Формы и приемы организации образовательного процесса_______ 6
2.3 Перспективный план________________________________________6
Список использованной литературы______________________________8
Срок реализации: 1 год
2
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Одним из ведущих положений «Конвенции о правах ребенка» является
признание
его
ребенка
полноценной
и
полноправной
личностью,
самостоятельным субъектом общества во всем комплексе гражданских,
политических, юридических, социальных и культурных прав независимо от
расы,
цвета
кожи,
языка,
религии,
национального,
этнического
происхождения.
Образование
должно
быть
направлено
на
подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе
понимания
мира,
терпимости
и
дружбы
между
всеми
народами,
этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из
числа коренного населения.
Мы живем в такое время, когда на многое начинаем смотреть по-
иному, многое заново открываем или переоцениваем. Это, в первую очередь,
относится к культурному наследию, о котором, к сожалению, молодое
поколение имеет лишь поверхностное представление.
Народная культура – это совокупность ценностей группы людей,
объединенных сходством языка (славянская, тюркская, финно-угорская),
общностью обрядов и традиций. Она отличается определенной долей
«простоты» и поэтому является доступной детям с рождения. Передаваемая
из уст в уста, она обогащается различными вариациями и представляет
огромный интерес для ребенка в плане познания богатства и красоты
традиций, праздников, обрядов живущих рядом народностей.
В
настоящее
время
чрезвычайно
остро
стоит проблема межнационального
общения
людей.
Именно
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
основным
достижением
является
национальная идентификация, проявляющая в осознанном обозначении
национальной принадлежности. Поэтому важно не упустить время. В
противном случае процесс национальной идентификации как один из
важнейших элементов национального самосознания нивелируется, что может
привести впоследствии к закомплексованности, проявлению национальной
ущербности, низкому уровню социальной успешности. И значит необходимо
обеспечить
фундамент
для
формирования
более
прочного
опыта
социокультурной идентификации, толерантности в период перехода к
школьному образованию и сформировать национальные компетенции.
1.2 Характеристика возрастных особенностей детей данной группы
Ребенок «впитывает» родную культуру буквально с первых лет жизни
благодаря членам семьи. Затем он продолжает познавать ее с помощью
родных и близких, дошкольного образовательного учреждения, которые
используют разнообразные средства.
Поэтому большинство детей России примерно с четырех лет, а иногда
на более раннем возрастном этапе начинают осознавать свою национальную
3
принадлежность,
ориентируясь
на
национальность
родителей
и
язык
семейного общения.
Установлено, что дети способны воспринимать культуру разных
народов. Яркие впечатления и чувства, пережитые в детстве, оказывают
влияние на дальнейшее развитие ребенка, остаются в памяти на всю жизнь.
Признание и принятие различий этнических коллективов можно считать
нормой межкультурного взаимодействия на современном этапе развития
человечества.
Одновременно
это
является
и
нормой
поведения
для
современного поликультурно-образованного человека.
Отечественные авторы отмечают, что сегодня чувство национальной
принадлежности зарождается у наших детей задолго до того, как они
переступили
порог
школы.
«Дети
становятся
чувствительны
к
национальному
фактору»
–
именно
этим
положением
известного
исследователя интернационального (поликультурного) воспитания детей Э.
К.
Сусловой
обосновывается
актуальность
формирования
этики
межнационального общения уже у детей дошкольного возраста, расширяет
кругозор,
и,
побуждая
к
сравнению,
способствует
пониманию
индивидуального характера нации, ее идеалов и устремлений.
Доказано, что особенности межэтнического восприятия обусловлены
возрастом и социальными условиями развития. С одной стороны, дети до 6
лет имеют достаточно размытое представление о своей национальности, в то
же время уже в 4 года у ребенка начинает формироваться отношение к
человеку
другой
национальности.
В
этом
возрасте
ребенка
еще
характеризуют эмоциональная отзывчивость, открытость, доверчивость и
отсутствие этических стереотипов, что позволяет ему вступать в свободное
общение с людьми разных национальностей.
Поэтому
одной
из
главных
задач
воспитателей
является
сформированность
у
детей
дошкольного
возраста
доброжелательного,
уважительного отношения к представителям других этнических коллективов,
приобщение к культурным ценностям разных народов
Закрепление и уточнение представлений детей дошкольного возраста о
культурных ценностях полиэтнической среды должно происходить в их
собственной
деятельности:
игровой,
изобразительной,
театрально-
инсценировочной, а также в процессе общей социализации, когда ребенок
приобретает все новые знания о межэтническом сходстве и различиях.
Именно в дошкольном возрасте закладываются основы национального
самосознания, формируются чувства национальной гордости, толерантное
отношение к представителям других национальностей, которые во многом
определяют социокультурное развитие ребенка в дальнейшем.
4
1.3 Цель, задачи построения программы
Цель программы – познакомить детей с национальными особенностями
татарской культуры: обычаями, традициями, фольклоре, на основе познания
способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному,
эмоциональному и социальному развитию.
Задачи программы:
- Приобщать детей к культуре, традициям, обычаям татарского народа,
знакомить детей с устным народным творчеством, с произведениями
известных татарских поэтов, писателей,
знакомить с произведениями
искусства, предметами быта;
-Обогащать
словарный запас, формировать правильное произношение
звуков, свойственных татарскому языку, развивать связную речь;
- Воспитывать уважение к традициям других национальностей, основываясь
на опыт народа и мудрость поколений.
Добиваясь поставленной цели, в работе используются такие методы и
приемы:
Работа
с
наглядностью:
описательный рассказ,
развивающий диалог,
наглядно-дидактический материал (муляжи, макеты, игрушки).
Сюжетно-ролевые игры.
Разучивание хороводных игр.
Театрализованные игры.
Подвижные игры.
Творческие и ситуативные игры.
Развивающие игры.
Работа с аудиозаписями: прослушивание, совместное повторение.
Просмотр мультфильмов, анимационных сюжетов.
Интерактивные игры.
Кружковая деятельность поможет показать ребенку мир национальных
культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих
республику Татарстан, их обычаях, традициях, фольклоре.
1.4 Планируемые результаты освоения программы
К семи годам при успешном освоении Программы кружка достигается
следующий уровень формирования знаний, умений и навыков:
По ознакомлению с окружающим
- имеют представление об окружающем мире, о культуре, традициях,
обычаях и фольклоре татарского народа.
по развитию речи
- владеют связной разговорной речью;
- умеют задавать вопросы, отвечать на них, вести диалог,
-составляют рассказы по картине, рассказывает о факте, событии, явлении
по ознакомлению детей с художественной литературой
- умеют пересказывать небольшое литературное произведение, прочитанное
педагогом; выразительно читают стихи на татарском языке.
5
1.5. Формы подведения итогов реализации кружка
В ходе реализации используются следующие формы подведения итогов:
изготовление устного журнала и альбомов с рисунками детей,
организация фотовыставки,
участие в конкурсах
организация праздников и досугов
выступления на педагогических советах и родительских собраниях
2. Содержательный раздел
2.1. Учебный план по реализации программы кружка «Ознакомление
детей с национальными особенностями татарской культуры»
Занятия кружка проводятся один раз в первые три недели, во второй
половине дня, длительность занятия 25 - 30 минут. Четвертая неделя месяца
посвящена подготовке фото и видео материалов для родителей, которые в
условиях пандемии не могут быть участниками данного проекта.
Установилось тесное взаимодействие с родителями воспитанников. С
их помощью пополняется библиотека литературой, отображающей культуру
народа, аудио-, видеотека, оформляются выставки и музейные экспозиции.
Работа с родителями руководителя кружка:
Анкетирование родителей
Выступление на родительском собрании
Оформление папки передвижки для родителей
Консультации
Оформление информационного стенда
Привлечение родителей к изготовлению атрибутов, костюмов к праздникам.
Диагностика уровня усвоения материала проводятся два раза в год
(сентябрь, май) в форме беседы с использованием иллюстративного
материала.
2.2. Формы и приемы организации образовательного процесса
Оригинальность разработки кружка состоит в том, что технология
реализации задач построена с опорой на исторический материал, его
содержание предусматривает различные формы организации кружковой
работы. Предполагается оптимальное сочетание специфических видов
детской
деятельности
(коммуникативной,
игровой,
учебной,
речевой,
двигательной, изобразительной, музыкальной, театрализованной). Логика
изложения
материала
построена
в
соответствии
с
основными
закономерностями развитии ребенка старшего дошкольного возраста с
учетом особенностей детского восприятия, мышления, общения.
Изучение каждой темы начинается с просмотра и обсуждения
наглядного материала. Дети знакомятся с национальными костюмами,
предметами быта, народными изделиями и многое другое и т.п. На занятии
используются игровые ситуации, знакомство с легендами, сказками в
различных изобразительных и познавательных формах.
6
В содержание кружковых занятий включены темы, которые наиболее
интересны
и
доступны
дошкольникам,
к
темам
подобран
и
систематизирован
разнообразный
наглядно-иллюстративный
материал,
подготовлены альбомы, дидактические пособия, оформлены экспонаты для
мини-музея: предметы быта, куклы в национальных костюмах, детские и
взрослые национальные костюмы народов Поволжья.
Познавательный материал способствует расширению и углублению
детских представлений о том, как жили татарский народ в разное
историческое время. Изучение речевых традиций позволяют в интересной,
увлекательной форме закреплять и совершенствовать освоения
форм
общения, формирование звуковой культуры речи. Связующим звеном
выстроенной системы работы по ознакомлению с культурой татарского
народа
является
познавательная
деятельность
детей,
основанная
на
естественном интересе детей, направленная на освоение культурного
наследия.
Дошкольный
возраст
является
благоприятным
периодом
для
начала
планомерной работы по социализации детей в полиэтнической среде,
приобщению к культуре ближайшего национального окружения. Решая
первоочередные
задачи
—
развитие
эмоциональной
сферы
детей
и
накопление чувственного опыта межнационального общения, я отдаю
предпочтение таким формам, методам и средствам работы, которые в
наибольшей степени способствуют осознанию и прочувствованию детьми
единения людей, создают эмоционально-положительный фон общения.
Среди них народные праздники, народные игры (подвижные, хороводные,
досуговые), игра-драматизация, дидактические игры (словесные, настольно-
печатные), занятия.
2.3 Перспективный план
месяц
Название мероприятия
Цель
сентябрь
1. Формирование татарского
словаря для детей.
2.Разучивание стихов,
пословиц, поговорок.
3.Д/и «Разноцветная семейка»
1.Обогащение детского словаря посредством приобщения к
истокам национальной культуры, краеведения, изучения
татарского и русского языков.
2.Воспитывать интерес к народному фольклору.
3.Формирование представлений об объектах окружающего
мира, их свойствах и отношениях.
Октябрь
1. Презентация «Татарские
национальные орнаменты»
2.Рисование орнаментов для
создания выставки работ.
3.Д/и «Кем нәрсэ ярата?»
1.Познакомить детей с национальным узором, показать
красоту орнамента, воспитывать в детях уважение
к народному творчеству людей разных национальностей.
2.Воспитывать интерес и любовь к искусству;
способствовать формированию художественного вкуса,
интереса к учению и навыков самостоятельной работы.
3.Закрепить умение правильно отвечать на вопросы,
упражнять в составлении предложений
7
Ноябрь
1.Презентация «Знакомство с
известными людьми Татарской
республики».
2.Д/и «Керпе гаиләсе».
3.Слушание музыкальных
произведений на татарском
языке
1.Знакомство детей с жизнедеятельностью и творчеством
известных людей Татарстана
2.Расширение словарного запаса, устной монологической и
диалогической речи
3.Формирование музыкальных и творческих способностей
детей в различных видах музыкальной деятельности
Декабрь
1.Развлечение с
детьми «Викторина по
произведениям Г. Тукая»
2. Знакомство с национальными
инструментами.
3. Выставка детских
рисунков «Сказки Тукая»
1.Расширять и обобщить знания детей знания детей о
великом татарском поэте через разные виды деятельности
2.Развитие музыкального восприятия путем знакомства
детей с музыкальными инструментами, расширение
словарного запаса новыми музыкальными понятиями и
терминами.
3.Раскрытие художественных способностей, творческого
вдохновения, фантазии через изобразительную
деятельность.
Январь
1.Театрализованное
представление по мотивам
стихотворения Г.Тукая
«Ребенок и бабочка»
2.Д/и «Бик шәп шакмаклар»
(«Замечательные кубики»)
3. Знакомство с
произведениями М.Джалиля
1.Посредством произведений Г. Тукая способствовать
воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к
животным.
2.Формировать умение отвечать на вопросы словом или
связанным предложением
3.Познакомить детей с жизнью и творчеством татарского
поэта.
Февраль
1.Театрализованное
представление по мотивам
сказки Г.Тукая «Су анасы»
2.Д/и «Аланда» («На поляне»)
3.Вышивание «Орнаменты»
1.Ознакомление с национальными традициями, одеждой,
музыкой, развивать актерское мастерство, сценические
движения
2.Формировать нравственные качества через татарские
народные игры
3.Формирование интереса детей к народным вышивкам;
умение их различать и узнавать.
Март
1.Слушание аудиосказок на
татарском языке
2.Конкурс поделок «В мире
сказок»
3.Д/и «Бу өйдә кем яши?»
(«В этом доме кто живет?»)
1.Формирование умения воспринимать информацию на
слух, слушать и слышать текст, также слушать интонацию и
эмоциональное оформление сказки.
2.Развитие интереса к художественной литературе у детей
дошкольного возраста через художественное творчество
3.Закрепить знания детей о домашних и диких животных,
птиц, упражняться в составлении предложений.
Апрель
1.Художественно –
музыкальная мастерская «Наши
таланты» (произведения на
татарском языке)
2.Д/и «Нишли?»
(«Что делает?»)
3. Знакомство с детскими
книгами, газетами, журналами
на татарском языке.
1.Раскрытие творческого потенциала и выявление талантов
у детей посредством разнообразных видов деятельности.
2.Закрепление изученных слов, внедрение их в активную
лексику
3.Обогащать и активизировать словарь детей,
закрепление лексического минимума по обучению детей
татарскому языку, интересоваться литературно-
художественным творчеством национальной культуры.
8
Май
1.Презентация «Знакомство с
татарскими богатырями»
2.Д/и на закрепление
пройденного материала по теме
3.Разгадывание кроссвордов по
пройденному материалу.
1.Познакомить с произведениями литературы и искусства о
татарских былинных богатырях, воспитывать в детях
интерес у историческому прошлому.
2.Развитие познавательных и умственных способностей:
получению новых знаний, их обобщению и закреплению,
расширению имеющиеся у них представления о предметах
и явлениях природы, растениях, животных; развитие
памяти, внимания, наблюдательности.
3.Учить детей разгадывать кроссворды и находить
зашифрованное слово. развивать любознательность и
кругозор детей.
Список использованной литературы
Абсалямова, А. Г. Этика межнационального общения детей в
поликультурной группе / А. Г. Абсалямова, Ю. С. Горбачева. – Уфа :
Творчество, 1997.
Асмолов, А. Историческая культура и педагогика толерантности / А.
Асмолов. – М.: Мемориал. 2001. – № 24. – С. 61-63.
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. – М. :
Просвещение, 1989.
Демиденко, Ю. Воспитываем терпимость / Ю. Демиденко, О. Куликова //
Школьный психолог. – 2002. – № 15. – С. 4.
Коган, Л. Н. Социология культуры : учеб. пособие / Л. Н. Коган. –
Екатеринбург : УРГУ, 1992. – 391 с.
Немировская, Л. З. Культурология. История и теория культуры: Учеб.
Пособие / Л. З. Немировская. – М. , 2008.
Оконешникова, А. П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг
друга: / А. П. Оконешникова. – Якутск, 1998.
Парамонова, Л. Дошкольник в мире диалога: Воспитание толерантности /Л.
Парамонова, Т. Алиева, А. Арушанова // Дошкольное воспитание / М-во
общего и проф. образования РФ. – 1999. – № 5. – С. 70-73.
Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и
упражнения: практическое пособие: Пер. с нем.: в 4-х томах. Т. 1. / К.
9