Напоминание

Интегрирование в дополнительном образовании


Авторы: Вайс Александр Александрович, Вайс Екатерина Николаевна
Должность: преподаватель театральных дисциплин
Учебное заведение: ГПОУ «Гимназия искусств при Главе Республики Коми» имени Ю.А. Спиридонова
Населённый пункт: Сыктывкар
Наименование материала: ИНТЕГРИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ НАВЫКОВ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ. Из опыта работы.
Тема: Интегрирование в дополнительном образовании
Раздел: дополнительное образование





Назад




ИНТЕГРИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ

ТВОРЧЕСКИХ НАВЫКОВ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ.

Из опыта работы.

Вайс Александр Александрович.

Преподаватель театрального отделения, режиссёр

Гимназия искусств при Главе Республики Коми

г.Сыктывкар

В современных условиях формирование личности, владеющей разносторонними

знаниями, признано приоритетной целью деятельности образовательных систем.

Актуальность межпредметных связей очевидна, это требование времени. Она

обусловлена

современным

уровнем

научно-технического

прогресса,

усилением

интегративных тенденций в науке, технике, производстве.

Интеграция – это естественная взаимосвязь наук, учебных дисциплин, разделов и тем

разных учебных предметов с целью формирования целостного представления о мире,

ориентированного на развитие и саморазвитие личности обучающегося.

Целью интегрированных уроков в обучении, в том числе и актёрскому мастерству,

является формирование у обучающихся целостного представления о театре и театральных

профессиях, активизация мыслительной деятельности, побуждение к поиску новых способов

познания

учебного

материала,

формирование

исследовательского

типа

мышления,

возможность применить свои знания, умения и навыки не только на сценической площадке в

качестве актёра, но и в любой другой сфере деятельности. [3, 281-284]

Всестороннее, полноценное и грамотное развитие общества возможно лишь при

условии присутствия в его процессах культурно-художественного аспекта.

Учебный предмет «Основы актерского мастерства» связан с другими предметами

театрального направления («Художественное слово», «Беседы об искусстве», «История

театрального искусства»,

«Сценическое движение»,

«Танец» и т.д.). Обучающимся

необходимо овладеть максимальным количеством творческих навыков [1, с.4], в том числе и

в области оформления сценического пространства (сценографии).

Важной задачей совокупности всех предметов является принципиальная нацеленность

занятий на формирование актерских умений юных исполнителей, в основе которых лежит

развитая способность реализовывать сценическое действие, то есть действие целесообразное,

осмысленное.

Обучающиеся сегодня работают в разных жанрах театрального искусства: драма,

комедия, трагедия, гротеск, модерн и др. Требования к современному театру достаточно

высоки, соответственно и обучающиеся должны на достойном уровне владеть всеми

средствами выразительности – голосом, телом, пластической техникой, развивать вокальные

способности

и

танцевать

в

разных

стилях.

Об

интеллектуальном

уровне

актера

свидетельствует его осведомленность в сфере литературы и драматургии, музыки и

изобразительных

искусств,

способность

разбираться

в

нюансах

авангардных

и

традиционных направлений искусства.

Для создания сценического (художественного) образа требуется много составляющих.

Чтобы освоить характер персонажа, его образ мышления необходимо знать особенности

эпохи, специфику поведения людей. Пластическое решение художественного образа

(походка, манеры, жесты), сценическое пространство, в котором он будет существовать, а

также манера речи наделяют персонаж характерностью, поэтому главная цель преподавателя

на 4 и 5 годах обучения – скоординировать навыки и умения обучающихся по всем

дисциплинам программы «Искусство театра»; Максимально реализовать уже проявившиеся

способности обучающихся в том или ином направлении.

В течение 4 и 5 года обучения обучающиеся пробуют себя не только в роли актёров,

но и в роли сценографов, звуко- и светооператоров, костюмеров. Развивая таким образом

свои творческие навыки.

2019-2020 учебный год открыл нам ещё один вид взаимодействия с обучающимися –

дистанционное обучение. В связи со сложившимися обстоятельствами мы вынуждены были

искать новые формы подачи материала и проверки полученных в ходе занятий знаний,

умений и навыков. Здесь мы и решили прибегнуть к интеграции: экзамен по предмету

Основы актёрского мастерства было решено принимать в форме защиты творческого

проекта.

Обучающимся

было

предложено

создать

макет

сцены,

оформленной

к

определённому спектаклю (произведение можно было выбрать самостоятельно). Таким

образом через практическое исполнение макета обучающиеся могли продемонстрировать

свои знания, умения и навыки по предметам Основы актёрского мастерства, Режиссура,

История театрального искусства, Беседы об искусстве, кроме того, попробовать себя в

сценографии, звукорежиссуре, операторском искусстве, продемонстрировать знания в

области устройства сцены и театральной машинерии.

Для оценки работы были созданы оценочные листы и критерии оценивания

(Приложение 1).

Обучающиеся представляли свои творческие работы (текст защиты – Приложение 2) в

видеоролике (примеры в прикреплённых видеофайлах).

Целью данной работы стала не только проверка знаний умений и навыков

обучающихся по предмету Основы актёрского мастерства, но и развитие дополнительных

творческих навыков у обучающихся.

В ходе работы обучающиеся развили дополнительные творческие навыки

Искусство выполняет особую миссию в воспитании чувств, а театр среди других его

видов является именно тем, что объединяет и усиливает действие каждого из них.

Особенность театрального искусства в том, что его природа синтетична, она включает в себя

другие виды искусства – драматическое действие, музыку, танец, живопись, скульптуру.

Синтетичен таким образом должен быть и современный актёр.

Для воспитания такой личности преподавателю необходимо выйти на формирование

более широкого синергетического мышления, научить применению теоретических знаний в

практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях.

Интегрированные уроки приближают процесс обучения к жизни, натурализируют его,

оживляют духом времени, наполняют смыслом.

Список литературы:

1.

Н.Н. Сосунов. От макета к декорации - М. : Искусство, 1962. - 143 с. - (Репертуар

художественной самодеятельности ; № 31).

2.

Д.Н.

Чилингарова.

Интегрированный

урок

как

средство

повышения

эффективности обучения в современной школе. «Проблемы современного

педагогического

образования».

ФГАОУ

ВО

КФУ

им.

В.И.

Вернадского,

Симферополь, 2018.- 355c.



В раздел образования