Автор: Демчук Виктория Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №36 "Колокольчик"
Населённый пункт: г. Рубцовск, Алтайский край
Наименование материала: Перспективно-календарный план
Тема: "Перспективно-календарный план работы педагога-психолога"
Раздел: дошкольное образование
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ «Детский сад
№ 36 «Колокольчик»
____________ С.Н. Криворученко
«_______» _______________2021 г.
Перспективно - календарный план работы
педагога-психолога
Демчук Виктории Викторовны
на 2021 - 2022 учебный год
г. Рубцовск, 2021 г.
Цель деятельности - обеспечение условий для полноценного психологического и личностного развития всех участников образовательной
среды в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями.
Основные задачи:
- сохранение и укрепление психологического здоровья участников образовательного процесса;
- содействие в приобретении обучающимися, воспитанниками дошкольного образовательного учреждения психологических знаний,
умений и навыков, необходимых для успешной социализации;
- осуществление необходимой консультативной, диагностической, просветительской и психологической помощи руководителям,
педагогическим работникам и родителям;
- определение индивидуальных особенностей детей на каждом возрастном этапе и их учёт при построении образовательной стратегии
учреждения.
№
п/п
Виды
деятельности
Планируемые мероприятия
Срок
Категория
сопровожде-
ния
Ожидаемый результат
Отметка о
выполне-
нии
Приме-
чание
1
2
3
4
5
6
7
8
1
Направления работы
Диагностика
Наблюдение
и
содействие
процессу
адаптации вновь поступающих детей в
ДОУ. Выявление детей с признаками
дезадаптации
для
дальнейшего
психологического сопровождения.
Август-
Сентябрь.
2 ранняя группа
«Здоровячки»,
младшая
группа
«Непоседы».
Определение фактического
уровня
развития
каждого
ребёнка,
правильности
условий
воспитания.
Своевременное
выявление
детей
группы
риска,
с
целью
предупреждения
дезадаптации
и
рекомендаций
по
педагогической работе.
Диагностика
нервно-психического
развития детей раннего возраста.
Сентябрь-
октябрь,
январь,
апрель.
2 ранняя группа
«Здоровячки».
Психолого-педагогическое
изучение личности ребёнка
с целью определения хода
его психического развития.
Соответствия
возрастным
нормам.
Диагностика
психологической
готовности
к
школе.
Определение
фактического уровня развития каждого
ребёнка,
выявление
уровня
сформированности
предпосылок
к
учебной деятельности.
Сентябрь-
апрель.
Подготовитель-
ные
к школе
группы
«Солнышко»,
«Ласточки».
Выявление
обучаемости
детей,
уровня
их
умственного
развития
и
готовности
к
школьному
обучению.
Своевременное
выявление детей с низким
уровнем развития, с целью
устранения и восполнения
имеющихся пробелов.
Диагностика развития познавательных
процессов,
интеллектуальных
способностей воспитанников.
Сентябрь-
октябрь.
Младшая
группа
«Непоседы»,
старшая группа
«Дружная
семейка».
Изучение
познавательных
процессов,
интеллектуальных
способностей
воспитанников.
Углубленная
индивидуальная
диагностика
интеллектуальных
и
эмоционально-волевых
особенностей
воспитанников,
препятствующих
нормальному
протеканию
процесса
развития, обучения и воспитания.
Сентябрь-
октябрь,
апрель.
Дети с ОВЗ.
Заключение по результатам
диагностики.
Рекомендации
для
родителей и педагогов.
Формирование
коррекционно-
развивающих групп.
Углубленная
диагностика
детей
имеющих проблемы в поведении и
развитии.
В течение
года.
Все группы.
Своевременное
отслеживание
развития
каждого ребёнка, создание
программ индивидуальной
работы.
Углубленная
диагностика
детей
имеющих проблемы в речевом развитии
(по запросу родителей, педагогов).
В течение
года.
Средняя гр.
«Ласточки»,
старшая
гр.
«Дружная
семейка»,
подготовитель-
ная к школе гр.
«Солнышко»,
Выявление
особенностей
психического
развития
детей, имеющих проблемы
в
речевом
развитии,
рекомендации
по
педагогической работе.
разновозраст-
ная
гр.
«Ласточки».
Углубленная
индивидуальная
диагностика
интеллектуальных
и
эмоционально-волевых
особенностей
детей,
испытывающих
трудности
в
освоении
программы
обучения
(в
рамках ППк).
В течение
года.
Средняя гр.
«Ласточки»,
старшая
гр.
«Дружная
семейка»,
подготовитель-
ная к школе гр.
«Солнышко»,
разновозраст-
ная
гр.
«Ласточки».
Психологическое
представление на ребёнка в
ПМПК.
Анкетирование родителей «Психолого-
педагогическое обследование ребёнка,
поступающего в детский сад», «Готов ли
Ваш ребёнок к поступлению в детский
сад».
Август-
сентябрь.
Родители
2
ранней группы
«Здоровячки».
Определение
психолого-
педагогических параметров
готовности
ребёнка
к
посещению ДОУ, прогноз
адаптации.
Использование
диагностического
инструментария в работе с педагогами,
как эффективных технологий в ДОУ.
Декабрь
Педагоги.
Анализ диагностики уровня
эффективности
педагогического
общения,
анализ
характера
взаимодействия педагогов с
детьми.
Компьютерная
самодиагностика
педагогов, видеорелакстерапия.
Май
Педагоги
Определение
психофизиологического
состояния,
стрессоустойчивости,
активности,
коммуникативных
способностей.
Диагностическая работа по запросам
педагогов, родителей, администрации.
В течение
года.
Все группы.
Выявление
причин
затруднений в воспитании,
взаимоотношениях.
Просвещение
Выступление на родительском собрании
по теме: «Как облегчить привыкание
ребёнка к детскому саду», памятки для
родителей
на тему: «Первый раз в
детский сад».
Сентябрь
Родители
2
ранней группы
«Здоровячки»
(вновь
прибывшие).
Повышение
психологической
компетентности родителей,
облегчение
процесса
адаптации,
снижение
количества
дезадаптированных детей.
Консультация:
«Взаимодействие
родителей и педагогов по успешной
адаптации детей».
Сентябрь
Родители
2
ранней группы
«Здоровячки»,
младшей
группы
«Непоседы».
Облегчение
процесса
адаптации,
снижение
количества
дезадаптированных детей.
Консультация:
«Что
делать,
чтобы
ребёнок не плакал в детском саду».
Сентябрь
Родители
2
ранней группы
«Здоровячки»,
младшей
группы
«Непоседы».
Повышение
психологической
компетентности родителей,
облегчение
процесса
адаптации.
Консультация
«Секреты
раннего
развития».
Сентябрь
Родители
(в
рамках работы
консультацион-
ного пункта).
Психолого-педагогическое
просвещение родителей по
вопросам раннего развития
детей,
знакомство
с
методиками
раннего
развития и обучения.
Выступление на родительском собрании
по теме: «Будущий первоклашка» -
особенности
подготовки
к
школе».
«Психологическая готовность к школе»,
памятки
для
родителей
«Скоро
в
школу», результаты диагностики.
Октябрь
Родители
подготовитель-
ных к школе
групп
«Солнышко»,
«Ласточки».
Повышение
психологической
компетентности родителей
в вопросах, что включает в
себя
психологическая
готовность
ребёнка
к
школе,
правильная
организация
процесса
подготовки к школе,
ознакомление
с
результатами диагностики.
Семинар
–
практикум
«Кинезиологические
упражнения
как
здоровьесберегающая
технология
работы с детьми с ОВЗ».
Ноябрь
Педагоги.
Повышение
психолого-
педагогической
компетентности
по
вопросам
реализации
инклюзивного образования
в ДОУ.
Выступление на родительском собрании
по теме: «Кризис 3-х лет и как его
преодолеть». Подготовка памяток для
родителей:
«Возрастные
особенности
детей 3- 4 лет».
Ноябрь
Родители
младшей
группы
«Непоседы».
Повышение
психологической
компетентности родителей,
ознакомление
с
особенностями
эмоционально-личностного
развития
детей
3-4
лет,
развитие
навыков
конструктивного
взаимодействия с детьми в
данный возрастной период.
Консультация для родителей: «Свободу
ребёнку или о пользе границ».
Декабрь
Родители
всех
групп.
Повышение
родительской
компетентности в вопросах
благополучного воспитания
и развития своего ребёнка.
Консультация
для
родителей:
«Мой
ребёнок дерётся. Что делать?».
Январь
Родители
всех
групп.
Информирование
родителей
о
причинах,
которые
могут
вызывать
агрессивное
поведение
у
ребёнка,
ознакомление
с
социально-приемлемыми
методами для выражения
подавленного
гнева
и
способами
профилактики
агрессивного поведения у
детей.
Консультация
для
родителей:
«Развиваем мелкую моторику».
Январь
Родители
(в
рамках работы
Психолого-педагогическое
просвещение родителей по
консультацион-
ного пункта).
вопросам развития мелкой
моторики
детей,
ознакомление с играми и
упражнениями.
Консультация
для
родителей:
«Что
помогает детям отвыкнуть от вредных
привычек».
Февраль
Родители
всех
групп.
Психолого-педагогическое
просвещение родителей по
вопросам почему возникает
вредная
привычка,
как
вести
себя,
что
делать,
чтобы привычка исчезла.
Консультация для родителей: «Как научить
дошкольников
управлять
своими
эмоциями».
Март
Родители
всех
групп.
Психолого-педагогическое
просвещение
родителей
по
вопросам
развития
эмоционально
–
волевой
сферы дошкольников
.
Консультация для родителей:
«Советы
родителям
по
адаптации
первоклассников к школе», памятки для
родителей «Как развивать мотивацию
детей»,
индивидуальное
консультирование
по
результатам
диагностики.
Апрель
Родители
подготовитель-
ных
к
школе
групп
«Солнышко»,
«Ласточки».
Повышение психологичес-
кой
компетентности
родителей
по
вопросам
откуда берётся мотивация,
как развивать мотивацию
детей, облегчение процесса
адаптации к школе,
ознакомление
с
результатами диагностики.
Консультация
для
родителей:
«Домашние обязанности ребёнка».
Май
Родители
всех
групп.
Повышение
родительской
компетентности в вопросах
развития
у
детей
способностей
и
потребностей
в
трудовой
деятельности.
Консультация
для
родителей:
«На
прогулке с крохой».
Май
Родители
(в
рамках работы
консультацион-
ного пункта).
Психолого-педагогическое
просвещение
родителей,
ознакомление с идеями для
прогулки с ребёнком.
Пропаганда
психологических
знаний:
оказание
помощи
педагогам,
В течение
года.
Педагоги.
Повышение
психологической
нуждающимся
в
методической
поддержке по вопросам воспитания и
обучения воспитанников.
компетентности.
Оформление
стенда
«В
гостях
у
психолога»,
размещение
наглядной
информации
на
информационных
уголках групп, а также сайте детского
сада «Страничка педагога - психолога».
В течение
года.
Родители,
педагоги.
Повышение
психологической
компетентности,
сохранение
психологического здоровья
детей.
Профилактика
Оказание помощи в период адаптации
воспитанников,
составление
рекомендаций
по
предупреждению
эмоциональных перегрузок.
Август-
сентябрь.
Педагоги,
родители.
Сохранение
психологического здоровья
детей,
профилактика
тревожности.
Изучение медицинской документации,
анализ карт «история развития ребёнка»
для
определения
направлений
индивидуальной работы.
Август-
сентябрь,
по мере
поступле-
ния детей.
Все группы.
Создание
условий
для
полноценного
психического
развития
ребёнка.
Наблюдение за созданием в группах
благоприятных условий для проведения
развивающих занятий и комфортного
пребывания
детей
в
дошкольном
учреждении.
В течение
года.
Все группы.
Обеспечение
благоприятной
развивающей
среды
для
личностного
развития
воспитанников.
Посещение групп, с целью наблюдения
за
поведением
детей
(по
запросам
педагогов, родителей, администрации).
В течение
года.
Все группы.
Выявление
детей
нуждающихся
в
индивидуальном
или
групповом
психолого-
педагогическом
сопровождении
(коррекционной работе).
Наблюдение
в
группах
за
взаимодействием педагогов с детьми.
В течение
года.
Педагоги.
Выявление
особенностей
взаимодействия.
При
необходимости
консультирование
по
особенностям
взаимодействия
с
отдельными детьми.
Мастер – класс по сказкотерапии «По
тропинкам сказок».
Январь
Педагоги.
Повышение психолого-
педагогической
компетентности педагогов
по вопросам использования
техники сказкотерапии в
работе с детьми,
сохранение
психологического здоровья
воспитанников.
Консультация
«Зарядка
для
ума»
(телесно-ориентированные техники».
Февраль
Педагоги.
Повышение
психолого-
педагогической
компетентности.
Укрепление
психофизического здоровья
воспитанников, повышение
общего жизненного тонуса.
Проведение недели психологии в ДОУ.
Март
Дети
всех
групп,
педагоги,
родители.
Создание
благоприятной
психологической
атмосферы в детском саду,
снятия
психоэмоционального
напряжения, гармонизация
детско-родительских
отношений.
Мастер – класс «Зарядись позитивом!»
Март
Педагоги.
Снятие
эмоционального
напряжения,
укрепление
психологического здоровья
педагогов, предупреждение
эмоционального выгорания.
Применение
терапевтического
инструмента в работе с педагогами -
Апрель
Педагоги.
Способствовать
самопознанию
педагогов,
набор
психологических
карточек
«Сокровищница жизненных сил».
личностному
самораскрытию, обретение
источника жизненной силы.
Коррекционно-
развивающая
работа
Психологическое
сопровождение
процесса адаптации воспитанников к
детскому саду.
Август-
сентябрь, в
течение
года по
мере
поступле-
ния детей.
2 ранняя группа
«Здоровячки»,
младшая
группа
«Непоседы».
Своевременное
выявление
детей
группы
риска,
проведение
индивидуальной
коррекционно-
развивающей
работы,
с
целью
предупреждения
дезадаптации.
Ведение
индивидуальной
коррекционно-развивающей
работы
с
воспитанниками.
В течение
года.
Дети с ОВЗ.
Формирование и развитие
необходимых качеств для
более успешной адаптации.
Развитие
когнитивной,
эмоционально-
поведенческой,
коммуникативной сферы.
Индивидуальная коррекционная работа
с
детьми,
имеющими
проблемы
в
личностном развитии и поведении (дети
группы риска).
В течение
года.
Все группы.
Личностное
развитие
и
оптимизация поведения.
Подгрупповые
занятия
с
детьми
подготовительных
к школе групп по
программе
«Приключения
будущих
первоклассников».
Сентябрь-
апрель.
Дети
подготовитель-
ных
к
школе
групп
«Солнышко»,
«Ласточки».
Повышение
уровня
познавательных процессов,
развитие
эмоционально-
волевой,
личностной,
сферы,
коммуникативных
навыков,
формирование
позитивной мотивации.
Подгрупповые
занятия
с
детьми
старшей группы по программе «Цветик-
семицветик».
Сентябрь -
апрель.
Дети
старшей
группы
«Дружная
семейка».
Повышение
уровня
познавательных процессов,
развитие
эмоционально-
волевой,
личностной,
сферы,
коммуникативных
навыков,
формирование
позитивной мотивации.
Ведение кружковой работы с детьми по
программе «Уроки добра».
Октябрь -
апрель.
Дети
старшей
группы
«Дружная
семейка».
Сохранение
психологического здоровья
детей,
повышение
уверенности в себе и своих
силах.
Консультиро-
вание
Консультация: «Адаптация детей
к
детскому
саду»
(проведение
индивидуальных консультаций).
Август-
сентябрь.
Родители
2
ранней
группы
«Здоровячки»,
младшей
группы
«Непоседы».
Повышение
психологической
компетентности родителей,
облегчение
процесса
адаптации,
снижение
количества
дезадаптированных детей.
Консультация:
«Взаимодействие
педагогов и родителей по успешной
адаптации детей».
Сентябрь.
Педагоги.
Повышение
психолого-
педагогической
компетентности.
Облегчение
процесса
адаптации,
снижение
количества
дезадаптированных детей.
Консультация:
«Как
улучшить
психологический
микроклимат
в
группе».
Октябрь
Педагоги.
Формирование
благоприятного
психологического
микроклимата в
группах,
улучшение эмоционального
состояния детей, снижение
негативных
проявлений
адаптации.
Оказание
помощи
в
проблемных
ситуациях.
В течение
года.
Родители,
педагоги,
администрация.
Психологическая
помощь
по актуальным проблемам.
Коррекция
возникающих
проблем.
Индивидуальное
консультирование
родителей по вопросам обращения и
В течение
года.
Родители
всех
групп.
Уточнение
особенностей
развития ребёнка.
результатам диагностики.
Совместный поиск решения
по актуальным проблемам.
Обеспечение
комфортности развития.
Консультирование
по
возникающим
проблемам.
В течение
года.
Педагоги,
родители.
Стабилизация
эмоционального состояния,
разрешение
проблемных
ситуаций.
Участие в родительских собраниях во
всех возрастных группах (по запросу).
В течение
года.
Родители.
Повышение
психологической
компетентности родителей.
2
Организационно – методическая, экспертная работа
Составление
и
утверждение
плана
педагога-психолога,
программы
психологического
сопровождения,
рабочих программ.
Июль-
Август
Координация деятельности
педагога психолога.
Участие
в
работе
МО
психологов
города.
В течение
года.
Обмен
опытом
и
повышение
профессиональной
компетентности.
Работа в библиотеке, в сети интернет, с
литературой.
В течение
года.
Повышение
уровня
профессиональных знаний.
Участие в работе МПС,
ППк.
Октябрь,
февраль,
апрель.
Сентябрь,
февраль,
май.
Анализ
развития
детей.
Определение
основных
направлений
в
коррекционной
работе
с
детьми.
Своевременное
оказание
консультативной
помощи
родителям.
Разработка
рекомендаций
педагогам.
Обработка
и
анализ
полученных
результатов
диагностической
деятельности.
В течение
года.
Обобщение
результатов
обследований, составление
таблиц, мониторинга.
Подготовка
и
размещение
информационного
материала
В течение
года.
Повышение
психологической
(консультации, памятки, буклеты) на
интернет-сайте
дошкольного
учреждения
«Страничка
педагога
-
психолога», информационных уголках
групп, а также стенде «В гостях у
психолога».
компетентности
педагогов
и родителей.
Разработка
групповых
и
индивидуальных
коррекционно
-
развивающих программ, тематических
планов, занятий.
Август-
сентябрь.
В течение
года.
Осуществление готовности
к
выполнению
запланированных
мероприятий. Осмысление
результатов
проведённой
работы.
Работа по составлению и оформлению
документации педагога-психолога.
В течение
года.
Подготовка
к
диагностической
групповой и индивидуальной работе с
дошкольниками.
В течение
года.
Подбор диагностического материала для
детей, родителей, педагогов.
В течение
года.
Подготовка к собраниям, семинарам,
коррекционно-развивающим занятиям.
В течение
года.
Заполнение
индивидуальных
карт
развития.
В течение
года.
Анализ деятельности.
Май