Напоминание

"Благодарность — прекраснейший из цветков души. (Бигер Г.)"


Автор: Казакова Лариса Сергеевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "Новоахпердинская ООШ"
Населённый пункт: с.Новое Ахпердино Батыревского района Чувашской Республики
Наименование материала: Методическая разработка урока литературы
Тема: "Благодарность — прекраснейший из цветков души. (Бигер Г.)"
Раздел: среднее образование





Назад




Тема урока: Благодарность — прекраснейший из цветков души. (Бигер

Г.)

Цель урока: научить анализировать художественное произведение,

дать нравственную оценку героям произведения;

развивать творческие способности учащихся.

Задачи:

1) анализировать поступки героев и оценивать их;

2) высказывать и отстаивать свою точку зрения;

3) содействовать развитию речи, внимания, мышления;

4) воспитывать чувство благодарности за любое проявление добра;

5) воспитание доброжелательного, ценностного отношения к родителям;

6) воспитывать умение быть благодарными.

Методы

и

приемы:

аналитическая

беседа,

выразительное

чтение

обучающихся под руководством учителя.

Организационные формы: беседа, групповая работа, анализ учебной

информации.

Материально-техническое обеспечение: презентация, музыкальные записи,

учебники, два ватмана.

Планируемые результаты:

владение представлением о человеке как

духовном и нравственном существе; знать смысл слов «благодарность»,

«спасибо»; анализировать поступки героев и оценивать их, высказывать и

отстаивать свою точку зрения.

Лейтмотив: «Благодарность не только величайшая добродетель, но и

мать всех других добродетелей» (Марк Туллий Цицерон).

1

Ход урока:

Организационный момент. Приветствие учителя.

I. Формулирование темы урока.

Учитель: Темой нашего урока станет строка, в которой выражена основная

мысль стихотворения Анатолия Турянского. Определите ее и запишите в

тетрадях.

Главное — уметь благодарить…

Солнце — за его внимание,

Звёзды — за неяркий свет в ночи,

Друга — за плечо и понимание,

Бабушку — за тёплый хлеб в печи.

Главное — уметь благодарить…

Учитель:Главное-уметь благодарить. Дети записывают в тетрадях.

Произнесем вместе эту строчку. Тему записывает на доске. Мы будем

говорить сегодня не вообще о благодарности, а о благодарности

родителям.

II. Постановка учебной цели.

Учитель:

На

доске

записаны

произведения,

с

которыми

мы

познакомились в 7 классе:

- Л.Н.Толстой «Детство».

А.С.Пушкин «Станционный смотритель».

-И.С.Тургенев «Бирюк»

- Леонардо да Винчи «Сыновья благодарность». Притча.

-Притча о матери, у которой не было глаза.

Прочитайте их, пожалуйста.

Учитель:

Соотнесите

названия

этих

произведений

с

понятием

«благодарность» и попробуйте сформулировать цель урока.

-

Раскрыть понятие «благодарность», проанализировав главы из повести

«Детство»

Л.Н.Толстого

и

повесть

А.С.Пушкина

«Станционный

смотритель».

2

III. Осмысление.

Учитель: В повести “Детство” мы узнаем о людях, которые оставили

яркое впечатление в детстве главного героя. Кого

Николенька

вспоминает с любовью через долгие годы?

-О матери.

Учитель:

Узнать

об

отношениях

матери

и

сына

мы

можем

из

литературатурно-музыкального этюда, который

вы подготовили из

отрывков глав «Maman» и «Детство».

Ребята выразительно читают под музыку Поля Морио (музыкальная

запись «Мама и сын»).

-Когда я стараюсь вспомнить матушку такою, какою она была в это время,

мне

представляются

только

ее

карие

глаза,

выражающие

всегда

одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места,

где вьются маленькие волосики, шитый белый воротничок, нежная сухая

рука, которая так часто меня ласкала и которую я так часто целовал; но

общее выражение ускользает от меня.

-И как не слушать? Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса ее так

сладки, так приветливы.

Одни звуки эти так много говорят моему

сердцу! Отуманенными дремотой глазами я пристально смотрю на ее лицо, и

вдруг она сделалась вся маленькая, маленькая — лицо ее не больше пуговки;

но оно мне все так же ясно видно: вижу, как она взглянула на меня и как

улыбнулась.

- Когда матушка улыбалась, как ни хорошо было ее лицо, оно делалось

несравненно лучше, и кругом всё как будто веселело. Если бы в тяжелые

минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое

горе.

-Чувствуешь, бывало, впросонках, что чья-то нежная рука трогает тебя; по

одному прикосновению узнаешь ее и еще во сне невольно схватишь эту руку

и крепко, крепко прижмешь ее к губам.

Ничьи равнодушные взоры не стесняют ее: она не боится излить на меня

всю свою нежность и любовь. Я не шевелюсь, но еще крепче целую ее руку.

— Вставай же, мой ангел. Она другой рукой берет меня за шею, и пальчики

ее быстро шевелятся и щекотят меня. В комнате тихо, полутемно; нервы мои

возбуждены щекоткой и пробуждением; мамаша сидит подле самого меня;

она трогает меня; я слышу ее запах и голос. Все это заставляет меня

вскочить, обвить руками ее шею, прижать голову к ее груди и, задыхаясь,

3

сказать:— Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю! Она улыбается

своей грустной, очаровательной улыбкой, берет обеими руками мою

голову, целует меня в лоб и кладет к себе на колени.— Так ты меня очень

любишь? — Она молчит с минуту, потом говорит: — Смотри, всегда люби

меня, никогда не забывай. Если не будет твоей мамаши, ты не забудешь ее?

не забудешь, Николенька? Она еще нежнее целует меня.— Полно! и не

говори этого, голубчик мой, душечка моя! — вскрикиваю я, целуя ее колени,

и слезы ручьями льются из моих глаз — слезы любви и восторга.

После этого, как, бывало, придешь на верх и станешь перед иконами, в своем

ваточном халатце, какое чудесное чувство испытываешь, говоря: «Спаси,

Господи, папеньку и маменьку». Повторяя молитвы, которые в первый раз

лепетали детские уста мои за любимой матерью, любовь к ней и любовь к

Богу как-то странно сливались в одно чувство.

Учитель: Вы замечательно выразили мысль и настроение этюда. Какое

настроение у этого этюда?

-Светлое, радостное.

Учитель: Какие чувства испытывает мальчик к матери?

-Любовь и нежность.

Учитель: Благодарен ли он матери за ее безграничную любовь и нежность

к нему?

-Николенька

бесконечно

благодарен

матери

за

счастливые

минуты,

прожитые с ней в любви и нежности.

Учитель: Самым любимым человеком для Николеньки стала мама. Ее он

называет «любимым существом.» Но слишком короткое время пришлось ему

чувствовать материнскую любовь. Мама Николеньки, как и мама Л.Толстого,

рано ушла из жизни.

Представить трудно переживания

матерей,

оставляющих своих кровинок без своей опеки. Особенно часто разлучала

матерей и детей война. Послушайте воспоминание местной жительницы

Волковой Евы Михайловны. Видео-воспоминание.

Учитель: Эти чувашские женщины работали в неимоверно тяжелых условиях

в годы Великой Отечественной войны на строительстве Сурского и

Казанского рубежей. Не все вернулись оттуда. Каждая мать, оставлявшая

своих детей, если даже на время, как и мать Николеньки, покидавшая детей

навсегда, просила защиты и покровительства для кровинок у Небесной

матери, , ибо нет сильнее любви и защиты Божьей матери.

Слушается запись «Молитва матери»

4

Учитель: Такую же безграничную любовь к дочери испытывал Самсон

Вырин в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель».

Он один

вырастил дочь Дуню. В каком произведении мы узнали об отце, который

один воспитывал детей?

-И.С.Тургенев «Бирюк».

-Зарядка для глаз.

Учитель: Дочь с для станционного смотрителя стала единственным смыслом

жизни. «Так вы знали мою Дуню? — начал он. — Кто же и не знал ее? Ах,

Дуня, Дуня! Что за девка-то была! Ею дом держался: что прибрать, что

приготовить, за всем успевала. А я-то, старый дурак, не нагляжусь, бывало,

не нарадуюсь; уж я ли не любил моей Дуни, я ль не лелеял моего дитяти;

уж ей ли не было житье? Да нет, от беды не отбожишься; что суждено, тому

не миновать».

Но какое несчастье случилось с ним?

- Дуня уехала вместе с гусаром без его ведома.

Учитель: Из отрывков повести мы подготовили следующий литературно-

музыкальный этюд. Звучит музыка Поля Морио «Мама».

Смотритель спал под тулупом; мой приезд разбудил его; он привстал...

Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел! Покамест собирался

он переписать мою подорожную, я смотрел на его седину, на глубокие

морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину — и не мог

надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого

мужчину в хилого старика.

Старик не снес своего несчастья; он тут же слег в ту самую постель, где

накануне лежал молодой обманщик. Теперь смотритель, соображая все

обстоятельства, догадывался, что болезнь была притворная. Бедняк занемог

сильной горячкою; его свезли в С *** и на его место определили на время

другого. Тот же лекарь, который приезжал к гусару, лечил и его.

Едва оправясь от болезни, смотритель выпросил у С*** почтмейстера отпуск

на два месяца и, не сказав никому ни слова о своем намерении, пешком

отправился за своею дочерью.

Из подорожной знал он, что ротмистр

Минский ехал из Смоленска в Петербург. Ямщик, который вез его, сказывал,

что всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте. «Авось,

— думал смотритель, — приведу я домой заблудшую овечку мою». С этой

мыслию прибыл он в Петербург.

-«Вот уже третий год, — заключил он, — как живу я без Дуни и как об ней

нет ни слуху, ни духу. Жива ли, нет ли, бог ее ведает. Всяко случается. Не ее

5

первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал, да и

бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да

бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою. Как

подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле

согрешишь да пожелаешь ей могилы...»

Слезы сии отчасти возбуждаемы были пуншем, коего вытянул он пять

стаканов в продолжении своего повествования; но как бы то ни было они

сильно тронули мое сердце. С ним расставшись, долго не мог я забыть

старого смотрителя, долго думал я о бедной Дуне...

-В сени (где некогда поцеловала меня бедная Дуня) вышла толстая баба и на

вопросы мои отвечала, что старый смотритель с год как помер, что в доме его

поселился пивовар, а что она жена пивоварова. Мне стало жаль моей

напрасной поездки и семи рублей, издержанных даром. «Отчего ж он умер?»

— спросил я пивоварову жену. «Спился, батюшка», — отвечала она. «А где

его похоронили?» — «За околицей, подле покойной хозяйки его».

Учитель: Какое настроение у этого этюда?

-Несчастное, трагическое, тревожное.

Учитель: Какое название можно дать нашему литературно-музыкальному

этюду?

-История несчастного отца». Учащиеся предлагают свои варианты.

Учитель: Как вы понимаете высказывание актера Богдана Ступки,

сыгравшего Тараса Бульбу: «Если тебе суждено летать, не забывай о тех,

кто помог когда-то расправить крылья.

Учитель: Соотнесите поведение Дуни с высказыванием актера? Какие

человеческие качества не развиты в дочери смотрителя?

-Человечность, доброта, ответственность.

Учитель:

История блудного сына на картинках почтовой станции

напоминает историю «заблудшей овечки» смотрителя. Так называет

свою дочь смотритель. Эти герои заблудились, сбились с верного пути. А

каким должен быть верный путь Дуни?

-Она могла бы сообщить отцу о себе, чтобы отец не волновался.

Работа в группах:

Первое задание:

Учитель: Перед вами высказывания великих людей. Первая группа напишет

цифрами, какие цитаты можно отнести по смыслу к произведению

6

«Детство», а вторая- какие цитаты можно отнести по смыслу к повести

«Станционный смотритель».

1.«Есть ли что-нибудь чудовищнее неблагодарного человека?» В. Шекспир

2.«У кого доброе сердце, того благодарность не тяготит». Пьер де Бомарше

3.«Вроде «спасибо» и «прости» из кармана не вытаскивать, а все равно не

дождешься.» Вульф Л.

4.Самая большая вина в жизни человека — неблагодарность. (Жан Габен)

5.Благодарность не есть право того, кого благодарят, а есть долг того, кто

благодарит. В. О. Ключевский

6. Благодарность — прекраснейший из цветков души. (Бигер Г.)

7. Черствое сердце не знает благодарности. (Русская пословица)

Учитель показывает правильные ответы на доске.

Учитель: А теперь прочитайте их.

Второе задание.

Учитель: Какую из цитат вы бы сами предложили в качестве темы

нашего урока и почему?

Третье задание.

Работа с понятием «благодарность».

Учитель: Итак, что же такое благодарность? Попробуйте ответить на этот

вопрос? Ответ запишите на ватмане двумя-тремя словами. Прочитаем эти

слова.

VI. Рефлексия.

Учитель: Подводя итог урока, докончим фразы:

У нас была цель…

Я понял,..

Я хочу похвалить себя за то, что… и поставить себе оценку

Я хочу поблагодарить учителя

Учитель: Я вами очень довольна и хочу поблагодарить вас за урок.

Оценить ваш труд на отлично.

- «Но настоящим человеком ты становишься тогда, когда не только

испытываешь благодарность, но и можешь ее проявить». Я предоставлю

7

вам возможность проявить благодарность родителям. Вы написали

письма родителям. Прочитаем хотя бы одно. Спасибо. Письма можно

написать

на

нарисованных

сердечках.

Учащиеся

читают

под

музыкальную запись.

- -«Чувство благодарности — надежный тест моральных качеств

человека.»

(Шевелев

И.)

Часто

мы

любовь,

заботу

родителей

воспринимаем как должное. Забывая, что никогда не вернутся им

потраченные на нас молодость, силы, время, здоровье. Все начинается с

любви. Любите своих родителей.

Умейте благодарить, благодарность - свойство доброго сердца.

В

прекрасном русском слове «благодарю» заключён мудрый смысл: дарю

добро, дарю благо по велению совести, щедро отдаю частицу своей

души.

Дарите добро, благо своим родителям, всегда

помогайте,

поддерживайте, заботьтесь о них так же, как они сейчас заботятся о

вас. Спасибо за урок.

8



В раздел образования