Автор: Казакова Лариса Сергеевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "Новоахпердинская ООШ"
Населённый пункт: с.Новое Ахпердино Батыревского района Чувашской Республики
Наименование материала: Методическая разработка урока литературы
Тема: "Благодарность — прекраснейший из цветков души. (Бигер Г.)"
Раздел: среднее образование
Тема урока: Благодарность — прекраснейший из цветков души. (Бигер
Г.)
Цель урока: научить анализировать художественное произведение,
дать нравственную оценку героям произведения;
развивать творческие способности учащихся.
Задачи:
1) анализировать поступки героев и оценивать их;
2) высказывать и отстаивать свою точку зрения;
3) содействовать развитию речи, внимания, мышления;
4) воспитывать чувство благодарности за любое проявление добра;
5) воспитание доброжелательного, ценностного отношения к родителям;
6) воспитывать умение быть благодарными.
Методы
и
приемы:
аналитическая
беседа,
выразительное
чтение
обучающихся под руководством учителя.
Организационные формы: беседа, групповая работа, анализ учебной
информации.
Материально-техническое обеспечение: презентация, музыкальные записи,
учебники, два ватмана.
Планируемые результаты:
владение представлением о человеке как
духовном и нравственном существе; знать смысл слов «благодарность»,
«спасибо»; анализировать поступки героев и оценивать их, высказывать и
отстаивать свою точку зрения.
Лейтмотив: «Благодарность не только величайшая добродетель, но и
мать всех других добродетелей» (Марк Туллий Цицерон).
1
Ход урока:
Организационный момент. Приветствие учителя.
I. Формулирование темы урока.
Учитель: Темой нашего урока станет строка, в которой выражена основная
мысль стихотворения Анатолия Турянского. Определите ее и запишите в
тетрадях.
Главное — уметь благодарить…
Солнце — за его внимание,
Звёзды — за неяркий свет в ночи,
Друга — за плечо и понимание,
Бабушку — за тёплый хлеб в печи.
Главное — уметь благодарить…
Учитель:Главное-уметь благодарить. Дети записывают в тетрадях.
Произнесем вместе эту строчку. Тему записывает на доске. Мы будем
говорить сегодня не вообще о благодарности, а о благодарности
родителям.
II. Постановка учебной цели.
Учитель:
На
доске
записаны
произведения,
с
которыми
мы
познакомились в 7 классе:
- Л.Н.Толстой «Детство».
А.С.Пушкин «Станционный смотритель».
-И.С.Тургенев «Бирюк»
- Леонардо да Винчи «Сыновья благодарность». Притча.
-Притча о матери, у которой не было глаза.
Прочитайте их, пожалуйста.
Учитель:
Соотнесите
названия
этих
произведений
с
понятием
«благодарность» и попробуйте сформулировать цель урока.
-
Раскрыть понятие «благодарность», проанализировав главы из повести
«Детство»
Л.Н.Толстого
и
повесть
А.С.Пушкина
«Станционный
смотритель».
2
III. Осмысление.
Учитель: В повести “Детство” мы узнаем о людях, которые оставили
яркое впечатление в детстве главного героя. Кого
Николенька
вспоминает с любовью через долгие годы?
-О матери.
Учитель:
Узнать
об
отношениях
матери
и
сына
мы
можем
из
литературатурно-музыкального этюда, который
вы подготовили из
отрывков глав «Maman» и «Детство».
Ребята выразительно читают под музыку Поля Морио (музыкальная
запись «Мама и сын»).
-Когда я стараюсь вспомнить матушку такою, какою она была в это время,
мне
представляются
только
ее
карие
глаза,
выражающие
всегда
одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места,
где вьются маленькие волосики, шитый белый воротничок, нежная сухая
рука, которая так часто меня ласкала и которую я так часто целовал; но
общее выражение ускользает от меня.
-И как не слушать? Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса ее так
сладки, так приветливы.
Одни звуки эти так много говорят моему
сердцу! Отуманенными дремотой глазами я пристально смотрю на ее лицо, и
вдруг она сделалась вся маленькая, маленькая — лицо ее не больше пуговки;
но оно мне все так же ясно видно: вижу, как она взглянула на меня и как
улыбнулась.
- Когда матушка улыбалась, как ни хорошо было ее лицо, оно делалось
несравненно лучше, и кругом всё как будто веселело. Если бы в тяжелые
минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое
горе.
-Чувствуешь, бывало, впросонках, что чья-то нежная рука трогает тебя; по
одному прикосновению узнаешь ее и еще во сне невольно схватишь эту руку
и крепко, крепко прижмешь ее к губам.
Ничьи равнодушные взоры не стесняют ее: она не боится излить на меня
всю свою нежность и любовь. Я не шевелюсь, но еще крепче целую ее руку.
— Вставай же, мой ангел. Она другой рукой берет меня за шею, и пальчики
ее быстро шевелятся и щекотят меня. В комнате тихо, полутемно; нервы мои
возбуждены щекоткой и пробуждением; мамаша сидит подле самого меня;
она трогает меня; я слышу ее запах и голос. Все это заставляет меня
вскочить, обвить руками ее шею, прижать голову к ее груди и, задыхаясь,
3
сказать:— Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю! Она улыбается
своей грустной, очаровательной улыбкой, берет обеими руками мою
голову, целует меня в лоб и кладет к себе на колени.— Так ты меня очень
любишь? — Она молчит с минуту, потом говорит: — Смотри, всегда люби
меня, никогда не забывай. Если не будет твоей мамаши, ты не забудешь ее?
не забудешь, Николенька? Она еще нежнее целует меня.— Полно! и не
говори этого, голубчик мой, душечка моя! — вскрикиваю я, целуя ее колени,
и слезы ручьями льются из моих глаз — слезы любви и восторга.
После этого, как, бывало, придешь на верх и станешь перед иконами, в своем
ваточном халатце, какое чудесное чувство испытываешь, говоря: «Спаси,
Господи, папеньку и маменьку». Повторяя молитвы, которые в первый раз
лепетали детские уста мои за любимой матерью, любовь к ней и любовь к
Богу как-то странно сливались в одно чувство.
Учитель: Вы замечательно выразили мысль и настроение этюда. Какое
настроение у этого этюда?
-Светлое, радостное.
Учитель: Какие чувства испытывает мальчик к матери?
-Любовь и нежность.
Учитель: Благодарен ли он матери за ее безграничную любовь и нежность
к нему?
-Николенька
бесконечно
благодарен
матери
за
счастливые
минуты,
прожитые с ней в любви и нежности.
Учитель: Самым любимым человеком для Николеньки стала мама. Ее он
называет «любимым существом.» Но слишком короткое время пришлось ему
чувствовать материнскую любовь. Мама Николеньки, как и мама Л.Толстого,
рано ушла из жизни.
Представить трудно переживания
матерей,
оставляющих своих кровинок без своей опеки. Особенно часто разлучала
матерей и детей война. Послушайте воспоминание местной жительницы
Волковой Евы Михайловны. Видео-воспоминание.
Учитель: Эти чувашские женщины работали в неимоверно тяжелых условиях
в годы Великой Отечественной войны на строительстве Сурского и
Казанского рубежей. Не все вернулись оттуда. Каждая мать, оставлявшая
своих детей, если даже на время, как и мать Николеньки, покидавшая детей
навсегда, просила защиты и покровительства для кровинок у Небесной
матери, , ибо нет сильнее любви и защиты Божьей матери.
Слушается запись «Молитва матери»
4
Учитель: Такую же безграничную любовь к дочери испытывал Самсон
Вырин в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель».
Он один
вырастил дочь Дуню. В каком произведении мы узнали об отце, который
один воспитывал детей?
-И.С.Тургенев «Бирюк».
-Зарядка для глаз.
Учитель: Дочь с для станционного смотрителя стала единственным смыслом
жизни. «Так вы знали мою Дуню? — начал он. — Кто же и не знал ее? Ах,
Дуня, Дуня! Что за девка-то была! Ею дом держался: что прибрать, что
приготовить, за всем успевала. А я-то, старый дурак, не нагляжусь, бывало,
не нарадуюсь; уж я ли не любил моей Дуни, я ль не лелеял моего дитяти;
уж ей ли не было житье? Да нет, от беды не отбожишься; что суждено, тому
не миновать».
Но какое несчастье случилось с ним?
- Дуня уехала вместе с гусаром без его ведома.
Учитель: Из отрывков повести мы подготовили следующий литературно-
музыкальный этюд. Звучит музыка Поля Морио «Мама».
Смотритель спал под тулупом; мой приезд разбудил его; он привстал...
Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел! Покамест собирался
он переписать мою подорожную, я смотрел на его седину, на глубокие
морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину — и не мог
надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого
мужчину в хилого старика.
Старик не снес своего несчастья; он тут же слег в ту самую постель, где
накануне лежал молодой обманщик. Теперь смотритель, соображая все
обстоятельства, догадывался, что болезнь была притворная. Бедняк занемог
сильной горячкою; его свезли в С *** и на его место определили на время
другого. Тот же лекарь, который приезжал к гусару, лечил и его.
Едва оправясь от болезни, смотритель выпросил у С*** почтмейстера отпуск
на два месяца и, не сказав никому ни слова о своем намерении, пешком
отправился за своею дочерью.
Из подорожной знал он, что ротмистр
Минский ехал из Смоленска в Петербург. Ямщик, который вез его, сказывал,
что всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте. «Авось,
— думал смотритель, — приведу я домой заблудшую овечку мою». С этой
мыслию прибыл он в Петербург.
-«Вот уже третий год, — заключил он, — как живу я без Дуни и как об ней
нет ни слуху, ни духу. Жива ли, нет ли, бог ее ведает. Всяко случается. Не ее
5
первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал, да и
бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да
бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою. Как
подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле
согрешишь да пожелаешь ей могилы...»
Слезы сии отчасти возбуждаемы были пуншем, коего вытянул он пять
стаканов в продолжении своего повествования; но как бы то ни было они
сильно тронули мое сердце. С ним расставшись, долго не мог я забыть
старого смотрителя, долго думал я о бедной Дуне...
-В сени (где некогда поцеловала меня бедная Дуня) вышла толстая баба и на
вопросы мои отвечала, что старый смотритель с год как помер, что в доме его
поселился пивовар, а что она жена пивоварова. Мне стало жаль моей
напрасной поездки и семи рублей, издержанных даром. «Отчего ж он умер?»
— спросил я пивоварову жену. «Спился, батюшка», — отвечала она. «А где
его похоронили?» — «За околицей, подле покойной хозяйки его».
Учитель: Какое настроение у этого этюда?
-Несчастное, трагическое, тревожное.
Учитель: Какое название можно дать нашему литературно-музыкальному
этюду?
-История несчастного отца». Учащиеся предлагают свои варианты.
Учитель: Как вы понимаете высказывание актера Богдана Ступки,
сыгравшего Тараса Бульбу: «Если тебе суждено летать, не забывай о тех,
кто помог когда-то расправить крылья.
Учитель: Соотнесите поведение Дуни с высказыванием актера? Какие
человеческие качества не развиты в дочери смотрителя?
-Человечность, доброта, ответственность.
Учитель:
История блудного сына на картинках почтовой станции
напоминает историю «заблудшей овечки» смотрителя. Так называет
свою дочь смотритель. Эти герои заблудились, сбились с верного пути. А
каким должен быть верный путь Дуни?
-Она могла бы сообщить отцу о себе, чтобы отец не волновался.
Работа в группах:
Первое задание:
Учитель: Перед вами высказывания великих людей. Первая группа напишет
цифрами, какие цитаты можно отнести по смыслу к произведению
6
«Детство», а вторая- какие цитаты можно отнести по смыслу к повести
«Станционный смотритель».
1.«Есть ли что-нибудь чудовищнее неблагодарного человека?» В. Шекспир
2.«У кого доброе сердце, того благодарность не тяготит». Пьер де Бомарше
3.«Вроде «спасибо» и «прости» из кармана не вытаскивать, а все равно не
дождешься.» Вульф Л.
4.Самая большая вина в жизни человека — неблагодарность. (Жан Габен)
5.Благодарность не есть право того, кого благодарят, а есть долг того, кто
благодарит. В. О. Ключевский
6. Благодарность — прекраснейший из цветков души. (Бигер Г.)
7. Черствое сердце не знает благодарности. (Русская пословица)
Учитель показывает правильные ответы на доске.
Учитель: А теперь прочитайте их.
Второе задание.
Учитель: Какую из цитат вы бы сами предложили в качестве темы
нашего урока и почему?
Третье задание.
Работа с понятием «благодарность».
Учитель: Итак, что же такое благодарность? Попробуйте ответить на этот
вопрос? Ответ запишите на ватмане двумя-тремя словами. Прочитаем эти
слова.
VI. Рефлексия.
Учитель: Подводя итог урока, докончим фразы:
У нас была цель…
Я понял,..
Я хочу похвалить себя за то, что… и поставить себе оценку …
Я хочу поблагодарить учителя…
Учитель: Я вами очень довольна и хочу поблагодарить вас за урок.
Оценить ваш труд на отлично.
- «Но настоящим человеком ты становишься тогда, когда не только
испытываешь благодарность, но и можешь ее проявить». Я предоставлю
7
вам возможность проявить благодарность родителям. Вы написали
письма родителям. Прочитаем хотя бы одно. Спасибо. Письма можно
написать
на
нарисованных
сердечках.
Учащиеся
читают
под
музыкальную запись.
- -«Чувство благодарности — надежный тест моральных качеств
человека.»
(Шевелев
И.)
Часто
мы
любовь,
заботу
родителей
воспринимаем как должное. Забывая, что никогда не вернутся им
потраченные на нас молодость, силы, время, здоровье. Все начинается с
любви. Любите своих родителей.
Умейте благодарить, благодарность - свойство доброго сердца.
В
прекрасном русском слове «благодарю» заключён мудрый смысл: дарю
добро, дарю благо по велению совести, щедро отдаю частицу своей
души.
Дарите добро, благо своим родителям, всегда
помогайте,
поддерживайте, заботьтесь о них так же, как они сейчас заботятся о
вас. Спасибо за урок.
8