Автор: Казакова Лариса Сергеевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "Новоахпердинская ООШ"
Населённый пункт: с.Новое Ахпердино Батыревского района Чувашской Республики
Наименование материала: Методическая разработка урока литературы
Тема: «Диалог миров»
Раздел: среднее образование
Пояснительная записка
Этот урок разработан для учеников моего 9 класса. В связи с социальным расслоением
общества, негативным влиянием некоторых сайтов интернета я замечаю, что часть
подростков считает, что есть люди избранные, а есть люди-ошибки природы, которые
недостойны жить на этом свете. Этот урок является одним из этапов воспитания
гуманного отношения друг к другу в обществе. Примеры из жизни подобраны с учетом
интересов учащихся класса. В классе более половины ребят увлекаются хоккеем.
Тема: «Диалог миров»
Технология проблемного диалога
Метод:
Подводящий к теме диалог
Форма работы: групповая
Цель: Формировать у учащихся толерантное отношение к людям с ограниченными
возможностями.
Задачи: 1. Привлечь внимание учащихся к проблемам людей-инвалидов;
2. Формировать у детей общечеловеческие ценности: доброту, отзывчивость, внимание
к ближнему;
3. Воспитывать у учащихся чувства сопереживания, милосердия, доброжелательности
к людям-инвалидам;
4.Сформировать представление о здоровье как ценности человеческой жизни.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, видеокадры из фильма «Лед»,
видеорепортаж о следж-хоккее.
Ход урока:
Учитель: Чтобы определить тему нашего урока, обратимся к тексту. Я прочитаю
вам отрывок из произведения. А вы скажите, какой человек мог написать такие
строки:
«Я смотрела на бойко семенящего муравья и представляла, что это я бегу и будто своими
глазами вижу, как перед этим бегущим муравьишкой перемещаются все предметы. И
завидовала им всем, самостоятельно передвигающимся на своих ногах...
Ах, как же не хочется выделяться среди других своим кошмарным физическим
состоянием! Ах, как же хочется встать и пробежаться босыми ногами по земле, по траве,
особенно летним вечером, когда земля с травой теплые, мягкие, нежные. И как хочется
хоть на часок, хоть на полчасика, хоть на десять минут почувствовать себя легкой и
красивой!».
-Такие строки мог написать инвалид.
Учитель: За рубежом инвалида
принято называть "человек с ограниченными
возможностями". Сегодня мы вступим в диалог с современной писательницей-Тамарой
Александровной Черемновой. Она необычный писатель. С рождения Тамара- инвалид
детства, тяжелая форма ДЦП, передвигается на коляске. Но это не помешало стать ей в
2011 г. лауреатом Международного литературного фестиваля «Русский стиль», членом
Союза писателей РФ, членом Международной гильдии писателей. Вступить в диалог с
ней поможет книга «Трава, пробившая асфальт». В этой книге она рассказывает о
своей нелегкой жизни, о проблемах людей с ограниченными возможностями.
Учитель: Как вы думаете, какова цель данного урока?
Главная цель этого урока– привлечь внимание к проблемам инвалидов, обратить
внимание на отношение общества к людям с ограниченными возможностями.
Работа в группах
Можно объединить учащихся в «мобильные группы» (МГ). «Мобильные группы» (МГ) -
это способ объединения учащихся в малые группы (по 4-6 человек) лишь на момент
решения проблемы. После разрешения проблемы учащиеся продолжают работать на
уроке в обычном порядке.
Я предлагаю группам прочитать отрывки из произведения и назвать проблемы,
поставленные в отрывках. Дается время на обсуждение.
Первая группа читает:
«Ах, если бы у всех-всех инвалидов, подобных мне, с парализованными ногами и руками,
была нормальная жизнь, если бы мы тоже могли видеть, слышать, ощущать, осязать
окружающий мир и вливаться в его кипучую жизнь! И, главное, чтобы не мучил вопрос:
окажут ли нам нужную бытовую помощь или не окажут?
Что завтра ждет меня, физически беспомощную, если, не дай Бог, заболеет моя
помощница Ольга — глухонемая соседка по комнате в моем нынешнем новокузнецком
Доме инвалидов? Да я без Ольги в буквальном смысле останусь без рук! Какой бы
знаменитой я ни стала, меня всегда и везде будет преследовать моя немощь — крест,
который суждено нести до конца дней. И это так унизительно — жить в полной
физической зависимости от других...»
-Проблема людей с ограниченными возможностями в том, что они находятся в
физической зависимости от других людей. За ними надо ухаживать, о них надо
заботиться, проявлять к ним внимание и терпение.
Вторая группа читает:
«Своей маленькой головкой я не могла найти словесное обозначение того, что
произошло, и еще не знала слова «предательство». Я чувствовала, что меня просто
столкнули в глубокую и страшную пропасть, на дне которой копошились, шевелились,
пытаясь выжить, такие, как я, и не такие, как положено быть детям, — дети-инвалиды».
«Ведь ничто так не рвало душу, как появление матери, ее отведенные в сторону глаза и
поспешный уход без поцелуя на прощанье.
Так вот, в такие ночи я выдергивала из памяти ту прошлую маму — настоящую, не
предавшую. И невольно начинала думать: почему моя мама стала такой?»
-Проблема в том, что некоторые родители не хотят ухаживать за детьми с
ограниченными возможностями и оставляют их в детских домах.
Учитель: Тамару в 6 лет родители сдали в специализированный детский дом для
инвалидов. Как вы к этому относитесь? Оправдываете ли вы таких родителей?
-Таким детям нужна поддержка, прежде всего, родных людей. Страшно, когда предают
самые близкие люди.
Учитель: Ответ на этот вопрос дает сама писательница:
«Я думаю, что не любить человечка, которому дала жизнь, брезговать и тяготиться им —
один из самых страшных грехов. Потому что невозможно измерить глубину страдания
этого маленького человечка».
Третья группа читает:
«Я пыталась найти ответ — почему ко мне так относятся некоторые сотрудники? Я же
никому не делаю ничего дурного и лишний раз стараюсь не беспокоить.
Да, со мной много хлопот — надо помогать с одеванием, умыванием, туалетом,
кормлением. Так я же не единственная, кто нуждается в помощи. И все-все, что в
состоянии делать самостоятельно, делаю сама и зову на помощь только в тех случаях,
когда самой ну никак не справиться. Я вызываю отвращение? Да, меня часто трясет,
спастика и гиперкинезы производят на окружающих удручающее впечатление. Да еще
косоглазие — собеседнику неприятно, если смотрят не на него, а в сторону. Но ведь это
все — не моя вина, а моя беда! Почему же это вызывает не сочувствие, а отвращение?
Долго я ломала голову над этими вопросами, но так и не нашла точного и
исчерпывающего ответа...»
-Проблема в том, что часто люди, видя физические недостатки, вместо того, чтобы
проявить сочувствие и желание помочь, испытывают отвращение к инвалидам.
Учитель: Вот что думает об этом Тамара Черемнова:
«Еще я поняла, что общество не должно изолировать меня, запирать, прятать за забором.
Я не преступник, не несу никакой опасности, не причиняю никакого вреда. И имею право
на появление в обществе, а не только на четыре казенные стены. А кто не может без
содрогания смотреть на парализованного инвалида в коляске — пусть не смотрит! Но
если Бог создает таких, как я, значит, нас надо принимать, и пусть здоровые- ходячие
свыкнутся с нами и нашим присутствием в общем жизненном пространстве».
Четвертая группа читает:
«Ночами я до зубовного скрежета муссировала один и тот же вопрос, почему с моим
физическим недугом человек обязательно должен быть умственно неполноценным? В чем
выражается мое отставание от других детей? Да, я не такая, как все, с больными руками и
ногами, но ведь нормально мыслю и трезво рассуждаю, что указывает на сохранный
интеллект. Все, что мне оставалось, это пытаться доказать сохранность своего интеллекта
и отсутствие ментальных нарушений.
И я начала хвататься за все школьные учебники, какие только попадались. Даже
выпросила у матери учебник по физике за шестой класс, после пререканий мать его все-
таки купила, благо они тогда были дешевые. Я впилась в этот учебник, читала его как
приключенческую книгу. И без труда понимала в нем все: закон Архимеда о теле,
погруженном в воду, закон Ньютона о земном притяжении. Я даже не запнулась на теории
относительности Эйнштейна…
Однако литературная память у меня была отличная, стоило воспитателю прочитать
какую-нибудь
детскую
книжку,
написанную
в
стихах,
и
я
эту
книгу
могла
продекламировать без запинки от корки до корки, не заглядывая в нее. Всех это удивляло,
меня хвалили и называли умницей. Я упивалась успехом и готова была на новые подвиги
в учебе, но их от меня никто не требовал».
-Проблема в том, что распространено мнение, что люди с физическим недугом
умственно неполноценные. Переубедить в этом мнении бывает очень тяжело.
Учитель: Согласны ли Вы с мнением, что многие люди, не имеющие проблем со
здоровьем, не осознают, что человек в инвалидном кресле такой же, как и вы?
-Ребята высказывают свое мнение.
Учитель: Тамаре Черемновой неправильно был поставлен диагноз. Ее поместили в
психоневрологический интернат, прибежище для умственно неполноценных, с диагнозом
“олигофрения в стадии дебильности”. Но она не захотела мириться со своим диагнозом и
все-таки, пройдя многочисленные комиссии, добилась отмены неправильного диагноза.
В формировании ее личности большую роль сыграли книги.
«Робко, но уверенно протекало начало моего знакомства с мировой литературой, с
которого, по сути, и началось формирование моей личности. Именно литература
впоследствии
поможет
мне
выстоять,
не
согнуться,
не
потерять
человеческого
достоинства. Именно книги наполнят мою жизнь смыслом».
Пятая группа читает:
«Самостоятельно писать не могу — на такие деликатные движения парализованные руки
не способны. Если кто-то поддерживает мою руку, могу вывести пару строк. И я упросила
Люську записать под диктовку несколько придуманных мною сюжетов и пообещала
заплатить ей за работу писаря. Люська согласилась и записала три мои сказки. Но больше
не захотела. Я не осуждаю ее за это, ну не нравится человеку писать под диктовку. Я
поблагодарила за услугу и выплатила обещанные деньги. Откуда у меня деньги?
Периодически выпрашивала их у матери, и та хоть с ворчаниями и попреками, но
выдавала. В то время она уже давала мне по пять рублей, а то и целую десятку.
Так, Люськиной рукой были написаны мои первые сказки: «Вовкин снеговик», «Из жизни
волшебника Мишуты» и «Голубой сороконожек». Впоследствии «Вовкин снеговик» и «Из
жизни волшебника Мишуты» были опубликованы, а рукопись сказки «Голубой
сороконожек» безвозвратно утерян…
Эх, Лидия Яковлевна, если б вы знали, как мне пришлось «вывернуться наизнанку»,
чтобы отстоять право на эту самую «писательскую работу»! И в совершенно глухом к
инвалидам обществе найти решение проблемы, как писать парализованными руками,
которые не могут держать ручку!»
-Проблема в том, что для самореализации инвалидам нужно создавать условия.
Возможность самореализации наполняет смыслом жизнь людей с ограниченным
возможностями. Они доказывают, что они не бесполезные существа, а полноправные
члены общества.
Учитель: На паралимпиаде в Сочи мы впервые услышали о людях, о ком привыкли
говорить «люди с ограниченными возможностями». Несгибаемая сила духа этих людей,
олимпийские рекорды вызывали восхищение. И теперь их хотелось уже называть по-
другому,
«люди
с
неограниченными
возможностями».
Если
Тамара
Черемнова
реализовалась как писатель, то я предлагаю посмотреть на людей, нашедших себя в
следж-хоккее. Это хоккей с шайбой для людей с ограниченными возможностями.
(Видеорепортаж о следж-хоккее).
Учитель: О чем говорят истории этих сильных духом людей?
-Истории этих людей говорят нам, что инвалидность не приговор, справиться можно с
любой ситуацией и при любых жизненных обстоятельствах, главное - поверить в себя и в
свои силы! Эти жизнестойкие люди живут полноценной жизнью.
А теперь ответьте еще на один вопрос Тамары Черемновой:
«Хотя и по сей день ребенок-инвалид часто воспринимается российским обществом как
какое-то неправильное и неверно запрограммированное существо. Но я думаю, что
матушка-природа все равно умнее человека. И если рождается ребенок-инвалид, это
означает, что природа хочет этим что-то подсказать человечеству». Ответим на вопрос,
что же хочет подсказать обществу рождение ребенка-инвалида?
-Чтобы родились здоровые дети, люди должны вести здоровый образ жизни. ЖИЗНЬ
ПРОВЕРЯЕТ НА ПРОЧНОСТЬ ВСЕХ! И инвалидов, и тех, кто должен заботиться о них.
Учитель: Послушаем, как отвечает на этот вопрос писательница:
«А может, сама матушка-природа не хочет, чтобы все люди были одинаковыми, и
демонстрирует, что они могут быть всякими, только дайте им возможность жить, расти,
развиваться, совершенствоваться…
И действительно, из инвалидов часто формируются сильные одаренные личности. Так
что не бойтесь, если в вашей семье появится необычный ребенок. Лучше сделайте все
возможное, чтобы этому необычному человечку жилось хорошо и интересно».
Учитель: А что нужно сделать здоровым людям, чтобы необычным людям жилось в
обществе хорошо и интересно? (Ответы детей).
- Согласны ли вы, что с дружеской помощью таким людям было бы намного
комфортнее, надежнее? (Ответы детей).
Учитель:
Сила
удваивается,
если
рядом
находится
человек,
воспринимающий,
понимающий, поддерживающий, а главное, верящий в то, что все под силу, стоит только
поставить цель и идти к ней. Мы в кинотеатре просмотрели фильм «Лед». Посмотрите
видеокадры из фильма и расскажите о героях этого фильма. (Ответы детей)
Учитель: Молодой хоккеист помог встать на ноги Наде, героине фильма. Наде
повезло, что рядом оказались отзывчивые люди. Разные бывают люди… А к какой
категории людей относитесь вы? Всегда ли вы добры и внимательны к инвалидам в
школе? (Ответы детей)
Учитель: Как вы думаете, какого человека люди с ограниченными возможностями
считают счастливым и почему?
-Здорового человека. Все можно купить, а здоровье не купишь. Здоровье бесценно.
-Учитель: Вот как пишет Черемнова:
«Люди! Здоровые, нормальные, неувечные, некалечные, способные передвигаться на
своих ногах и владеть своими руками! Дышите свободно и радуйтесь, что вы одарены
немыслимым богатством — способностью к самостоятельному и контролируемому
движению! Считайте себя счастливыми, пока вы ни от кого не зависите! Не хотите
считать, что здоровое самоуправляемое тело — счастье? Тогда хоть согласитесь, что это
— основа для счастья».
Рефлексия:
Учитель: Подумайте, почему мы обратились к такой теме?
- А так как мы, здоровые дети, почти ничего не знаем о проблемах инвалидов, даже если
они учатся вместе с нами.
Учитель: Что вы поняли из диалога с писателем Тамарой Черемновой? Что нового
узнали? (Ответы детей)
-- Инвалиды стоически переносят все трудности и идут по жизни, отстаивая свое право
на полноценную жизнь.
-Нужна ли наша жалость инвалидам?
-Им не жалость нужна, а поддержка, понимание, общение.
Учитель: Какую оценку вы поставите себе на уроке? Пусть каждый оценит себя и
расскажет, почему он поставил себе такую оценку.
Учитель: В мире насчитывается более 600 млн. инвалидов. По статистике в 2018 году в
России насчитывается 605 тыс. детей- инвалидов. Я думаю, что наш диалог с книгой
Тамары Черемновой состоялся. Мы на этом уроке чуточку открыли для себя мир
«особых» людей. Но в книге писательницы перечислена лишь самая малость из
существующих преград, с которыми сталкиваются люди,
имеющие физические
недостатки. Хочу закончить урок словами Тамары Черемновой:
«Но я, как и любой из нас, пришла на эту землю со своей миссией — показать, что и в
таком плачевном положении можно жить достойно и преодолеть всё. И, наверное, сколько
душа выстрадает на этом свете, столько она и получит потом. Душа даётся Богом как
материал, который человек совершенствует самостоятельно, и иногда на это не хватает
одной жизни».
Давайте совершенствовать свою душу, открывать ее для тех, кто нуждается в нас.