Напоминание

«Диалог миров»


Автор: Казакова Лариса Сергеевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "Новоахпердинская ООШ"
Населённый пункт: с.Новое Ахпердино Батыревского района Чувашской Республики
Наименование материала: Методическая разработка урока литературы
Тема: «Диалог миров»
Раздел: среднее образование





Назад




Пояснительная записка

Этот урок разработан для учеников моего 9 класса. В связи с социальным расслоением

общества, негативным влиянием некоторых сайтов интернета я замечаю, что часть

подростков считает, что есть люди избранные, а есть люди-ошибки природы, которые

недостойны жить на этом свете. Этот урок является одним из этапов воспитания

гуманного отношения друг к другу в обществе. Примеры из жизни подобраны с учетом

интересов учащихся класса. В классе более половины ребят увлекаются хоккеем.

Тема: «Диалог миров»

Технология проблемного диалога

Метод:

Подводящий к теме диалог

Форма работы: групповая

Цель: Формировать у учащихся толерантное отношение к людям с ограниченными

возможностями.

Задачи: 1. Привлечь внимание учащихся к проблемам людей-инвалидов;

2. Формировать у детей общечеловеческие ценности: доброту, отзывчивость, внимание

к ближнему;

3. Воспитывать у учащихся чувства сопереживания, милосердия, доброжелательности

к людям-инвалидам;

4.Сформировать представление о здоровье как ценности человеческой жизни.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, видеокадры из фильма «Лед»,

видеорепортаж о следж-хоккее.

Ход урока:

Учитель: Чтобы определить тему нашего урока, обратимся к тексту. Я прочитаю

вам отрывок из произведения. А вы скажите, какой человек мог написать такие

строки:

«Я смотрела на бойко семенящего муравья и представляла, что это я бегу и будто своими

глазами вижу, как перед этим бегущим муравьишкой перемещаются все предметы. И

завидовала им всем, самостоятельно передвигающимся на своих ногах...

Ах, как же не хочется выделяться среди других своим кошмарным физическим

состоянием! Ах, как же хочется встать и пробежаться босыми ногами по земле, по траве,

особенно летним вечером, когда земля с травой теплые, мягкие, нежные. И как хочется

хоть на часок, хоть на полчасика, хоть на десять минут почувствовать себя легкой и

красивой!».

-Такие строки мог написать инвалид.

Учитель: За рубежом инвалида

принято называть "человек с ограниченными

возможностями". Сегодня мы вступим в диалог с современной писательницей-Тамарой

Александровной Черемновой. Она необычный писатель. С рождения Тамара- инвалид

детства, тяжелая форма ДЦП, передвигается на коляске. Но это не помешало стать ей в

2011 г. лауреатом Международного литературного фестиваля «Русский стиль», членом

Союза писателей РФ, членом Международной гильдии писателей. Вступить в диалог с

ней поможет книга «Трава, пробившая асфальт». В этой книге она рассказывает о

своей нелегкой жизни, о проблемах людей с ограниченными возможностями.

Учитель: Как вы думаете, какова цель данного урока?

Главная цель этого урока– привлечь внимание к проблемам инвалидов, обратить

внимание на отношение общества к людям с ограниченными возможностями.

Работа в группах

Можно объединить учащихся в «мобильные группы» (МГ). «Мобильные группы» (МГ) -

это способ объединения учащихся в малые группы (по 4-6 человек) лишь на момент

решения проблемы. После разрешения проблемы учащиеся продолжают работать на

уроке в обычном порядке.

Я предлагаю группам прочитать отрывки из произведения и назвать проблемы,

поставленные в отрывках. Дается время на обсуждение.

Первая группа читает:

«Ах, если бы у всех-всех инвалидов, подобных мне, с парализованными ногами и руками,

была нормальная жизнь, если бы мы тоже могли видеть, слышать, ощущать, осязать

окружающий мир и вливаться в его кипучую жизнь! И, главное, чтобы не мучил вопрос:

окажут ли нам нужную бытовую помощь или не окажут?

Что завтра ждет меня, физически беспомощную, если, не дай Бог, заболеет моя

помощница Ольга — глухонемая соседка по комнате в моем нынешнем новокузнецком

Доме инвалидов? Да я без Ольги в буквальном смысле останусь без рук! Какой бы

знаменитой я ни стала, меня всегда и везде будет преследовать моя немощь — крест,

который суждено нести до конца дней. И это так унизительно — жить в полной

физической зависимости от других...»

-Проблема людей с ограниченными возможностями в том, что они находятся в

физической зависимости от других людей. За ними надо ухаживать, о них надо

заботиться, проявлять к ним внимание и терпение.

Вторая группа читает:

«Своей маленькой головкой я не могла найти словесное обозначение того, что

произошло, и еще не знала слова «предательство». Я чувствовала, что меня просто

столкнули в глубокую и страшную пропасть, на дне которой копошились, шевелились,

пытаясь выжить, такие, как я, и не такие, как положено быть детям, — дети-инвалиды».

«Ведь ничто так не рвало душу, как появление матери, ее отведенные в сторону глаза и

поспешный уход без поцелуя на прощанье.

Так вот, в такие ночи я выдергивала из памяти ту прошлую маму — настоящую, не

предавшую. И невольно начинала думать: почему моя мама стала такой?»

-Проблема в том, что некоторые родители не хотят ухаживать за детьми с

ограниченными возможностями и оставляют их в детских домах.

Учитель: Тамару в 6 лет родители сдали в специализированный детский дом для

инвалидов. Как вы к этому относитесь? Оправдываете ли вы таких родителей?

-Таким детям нужна поддержка, прежде всего, родных людей. Страшно, когда предают

самые близкие люди.

Учитель: Ответ на этот вопрос дает сама писательница:

«Я думаю, что не любить человечка, которому дала жизнь, брезговать и тяготиться им —

один из самых страшных грехов. Потому что невозможно измерить глубину страдания

этого маленького человечка».

Третья группа читает:

«Я пыталась найти ответ — почему ко мне так относятся некоторые сотрудники? Я же

никому не делаю ничего дурного и лишний раз стараюсь не беспокоить.

Да, со мной много хлопот — надо помогать с одеванием, умыванием, туалетом,

кормлением. Так я же не единственная, кто нуждается в помощи. И все-все, что в

состоянии делать самостоятельно, делаю сама и зову на помощь только в тех случаях,

когда самой ну никак не справиться. Я вызываю отвращение? Да, меня часто трясет,

спастика и гиперкинезы производят на окружающих удручающее впечатление. Да еще

косоглазие — собеседнику неприятно, если смотрят не на него, а в сторону. Но ведь это

все — не моя вина, а моя беда! Почему же это вызывает не сочувствие, а отвращение?

Долго я ломала голову над этими вопросами, но так и не нашла точного и

исчерпывающего ответа...»

-Проблема в том, что часто люди, видя физические недостатки, вместо того, чтобы

проявить сочувствие и желание помочь, испытывают отвращение к инвалидам.

Учитель: Вот что думает об этом Тамара Черемнова:

«Еще я поняла, что общество не должно изолировать меня, запирать, прятать за забором.

Я не преступник, не несу никакой опасности, не причиняю никакого вреда. И имею право

на появление в обществе, а не только на четыре казенные стены. А кто не может без

содрогания смотреть на парализованного инвалида в коляске — пусть не смотрит! Но

если Бог создает таких, как я, значит, нас надо принимать, и пусть здоровые- ходячие

свыкнутся с нами и нашим присутствием в общем жизненном пространстве».

Четвертая группа читает:

«Ночами я до зубовного скрежета муссировала один и тот же вопрос, почему с моим

физическим недугом человек обязательно должен быть умственно неполноценным? В чем

выражается мое отставание от других детей? Да, я не такая, как все, с больными руками и

ногами, но ведь нормально мыслю и трезво рассуждаю, что указывает на сохранный

интеллект. Все, что мне оставалось, это пытаться доказать сохранность своего интеллекта

и отсутствие ментальных нарушений.

И я начала хвататься за все школьные учебники, какие только попадались. Даже

выпросила у матери учебник по физике за шестой класс, после пререканий мать его все-

таки купила, благо они тогда были дешевые. Я впилась в этот учебник, читала его как

приключенческую книгу. И без труда понимала в нем все: закон Архимеда о теле,

погруженном в воду, закон Ньютона о земном притяжении. Я даже не запнулась на теории

относительности Эйнштейна…

Однако литературная память у меня была отличная, стоило воспитателю прочитать

какую-нибудь

детскую

книжку,

написанную

в

стихах,

и

я

эту

книгу

могла

продекламировать без запинки от корки до корки, не заглядывая в нее. Всех это удивляло,

меня хвалили и называли умницей. Я упивалась успехом и готова была на новые подвиги

в учебе, но их от меня никто не требовал».

-Проблема в том, что распространено мнение, что люди с физическим недугом

умственно неполноценные. Переубедить в этом мнении бывает очень тяжело.

Учитель: Согласны ли Вы с мнением, что многие люди, не имеющие проблем со

здоровьем, не осознают, что человек в инвалидном кресле такой же, как и вы?

-Ребята высказывают свое мнение.

Учитель: Тамаре Черемновой неправильно был поставлен диагноз. Ее поместили в

психоневрологический интернат, прибежище для умственно неполноценных, с диагнозом

“олигофрения в стадии дебильности”. Но она не захотела мириться со своим диагнозом и

все-таки, пройдя многочисленные комиссии, добилась отмены неправильного диагноза.

В формировании ее личности большую роль сыграли книги.

«Робко, но уверенно протекало начало моего знакомства с мировой литературой, с

которого, по сути, и началось формирование моей личности. Именно литература

впоследствии

поможет

мне

выстоять,

не

согнуться,

не

потерять

человеческого

достоинства. Именно книги наполнят мою жизнь смыслом».

Пятая группа читает:

«Самостоятельно писать не могу — на такие деликатные движения парализованные руки

не способны. Если кто-то поддерживает мою руку, могу вывести пару строк. И я упросила

Люську записать под диктовку несколько придуманных мною сюжетов и пообещала

заплатить ей за работу писаря. Люська согласилась и записала три мои сказки. Но больше

не захотела. Я не осуждаю ее за это, ну не нравится человеку писать под диктовку. Я

поблагодарила за услугу и выплатила обещанные деньги. Откуда у меня деньги?

Периодически выпрашивала их у матери, и та хоть с ворчаниями и попреками, но

выдавала. В то время она уже давала мне по пять рублей, а то и целую десятку.

Так, Люськиной рукой были написаны мои первые сказки: «Вовкин снеговик», «Из жизни

волшебника Мишуты» и «Голубой сороконожек». Впоследствии «Вовкин снеговик» и «Из

жизни волшебника Мишуты» были опубликованы, а рукопись сказки «Голубой

сороконожек» безвозвратно утерян…

Эх, Лидия Яковлевна, если б вы знали, как мне пришлось «вывернуться наизнанку»,

чтобы отстоять право на эту самую «писательскую работу»! И в совершенно глухом к

инвалидам обществе найти решение проблемы, как писать парализованными руками,

которые не могут держать ручку!»

-Проблема в том, что для самореализации инвалидам нужно создавать условия.

Возможность самореализации наполняет смыслом жизнь людей с ограниченным

возможностями. Они доказывают, что они не бесполезные существа, а полноправные

члены общества.

Учитель: На паралимпиаде в Сочи мы впервые услышали о людях, о ком привыкли

говорить «люди с ограниченными возможностями». Несгибаемая сила духа этих людей,

олимпийские рекорды вызывали восхищение. И теперь их хотелось уже называть по-

другому,

«люди

с

неограниченными

возможностями».

Если

Тамара

Черемнова

реализовалась как писатель, то я предлагаю посмотреть на людей, нашедших себя в

следж-хоккее. Это хоккей с шайбой для людей с ограниченными возможностями.

(Видеорепортаж о следж-хоккее).

Учитель: О чем говорят истории этих сильных духом людей?

-Истории этих людей говорят нам, что инвалидность не приговор, справиться можно с

любой ситуацией и при любых жизненных обстоятельствах, главное - поверить в себя и в

свои силы! Эти жизнестойкие люди живут полноценной жизнью.

А теперь ответьте еще на один вопрос Тамары Черемновой:

«Хотя и по сей день ребенок-инвалид часто воспринимается российским обществом как

какое-то неправильное и неверно запрограммированное существо. Но я думаю, что

матушка-природа все равно умнее человека. И если рождается ребенок-инвалид, это

означает, что природа хочет этим что-то подсказать человечеству». Ответим на вопрос,

что же хочет подсказать обществу рождение ребенка-инвалида?

-Чтобы родились здоровые дети, люди должны вести здоровый образ жизни. ЖИЗНЬ

ПРОВЕРЯЕТ НА ПРОЧНОСТЬ ВСЕХ! И инвалидов, и тех, кто должен заботиться о них.

Учитель: Послушаем, как отвечает на этот вопрос писательница:

«А может, сама матушка-природа не хочет, чтобы все люди были одинаковыми, и

демонстрирует, что они могут быть всякими, только дайте им возможность жить, расти,

развиваться, совершенствоваться…

И действительно, из инвалидов часто формируются сильные одаренные личности. Так

что не бойтесь, если в вашей семье появится необычный ребенок. Лучше сделайте все

возможное, чтобы этому необычному человечку жилось хорошо и интересно».

Учитель: А что нужно сделать здоровым людям, чтобы необычным людям жилось в

обществе хорошо и интересно? (Ответы детей).

- Согласны ли вы, что с дружеской помощью таким людям было бы намного

комфортнее, надежнее? (Ответы детей).

Учитель:

Сила

удваивается,

если

рядом

находится

человек,

воспринимающий,

понимающий, поддерживающий, а главное, верящий в то, что все под силу, стоит только

поставить цель и идти к ней. Мы в кинотеатре просмотрели фильм «Лед». Посмотрите

видеокадры из фильма и расскажите о героях этого фильма. (Ответы детей)

Учитель: Молодой хоккеист помог встать на ноги Наде, героине фильма. Наде

повезло, что рядом оказались отзывчивые люди. Разные бывают люди… А к какой

категории людей относитесь вы? Всегда ли вы добры и внимательны к инвалидам в

школе? (Ответы детей)

Учитель: Как вы думаете, какого человека люди с ограниченными возможностями

считают счастливым и почему?

-Здорового человека. Все можно купить, а здоровье не купишь. Здоровье бесценно.

-Учитель: Вот как пишет Черемнова:

«Люди! Здоровые, нормальные, неувечные, некалечные, способные передвигаться на

своих ногах и владеть своими руками! Дышите свободно и радуйтесь, что вы одарены

немыслимым богатством — способностью к самостоятельному и контролируемому

движению! Считайте себя счастливыми, пока вы ни от кого не зависите! Не хотите

считать, что здоровое самоуправляемое тело — счастье? Тогда хоть согласитесь, что это

— основа для счастья».

Рефлексия:

Учитель: Подумайте, почему мы обратились к такой теме?

- А так как мы, здоровые дети, почти ничего не знаем о проблемах инвалидов, даже если

они учатся вместе с нами.

Учитель: Что вы поняли из диалога с писателем Тамарой Черемновой? Что нового

узнали? (Ответы детей)

-- Инвалиды стоически переносят все трудности и идут по жизни, отстаивая свое право

на полноценную жизнь.

-Нужна ли наша жалость инвалидам?

-Им не жалость нужна, а поддержка, понимание, общение.

Учитель: Какую оценку вы поставите себе на уроке? Пусть каждый оценит себя и

расскажет, почему он поставил себе такую оценку.

Учитель: В мире насчитывается более 600 млн. инвалидов. По статистике в 2018 году в

России насчитывается 605 тыс. детей- инвалидов. Я думаю, что наш диалог с книгой

Тамары Черемновой состоялся. Мы на этом уроке чуточку открыли для себя мир

«особых» людей. Но в книге писательницы перечислена лишь самая малость из

существующих преград, с которыми сталкиваются люди,

имеющие физические

недостатки. Хочу закончить урок словами Тамары Черемновой:

«Но я, как и любой из нас, пришла на эту землю со своей миссией — показать, что и в

таком плачевном положении можно жить достойно и преодолеть всё. И, наверное, сколько

душа выстрадает на этом свете, столько она и получит потом. Душа даётся Богом как

материал, который человек совершенствует самостоятельно, и иногда на это не хватает

одной жизни».

Давайте совершенствовать свою душу, открывать ее для тех, кто нуждается в нас.



В раздел образования