Напоминание

"Как технология продуктивного чтения помогает развивать читательский интерес младших школьников"


Автор: Мезенцева Алевтина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №29"
Населённый пункт: город Ревда, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Как технология продуктивного чтения помогает развивать читательский интерес младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




Автор: Смовж Т.В.

Как технология продуктивного чтения помогает развивать

читательский интерес младших школьников?

Книга есть жизнь нашего времени. В ней все нуждаются – и старые, и молодые, и

деловые, и ничего не делающие; дети – также – это высказывание В.Г. Белинского, к

сожалению, потеряло свою актуальность в наше время. Современные дети не любят

читать, «отворачиваются» от книг из-за ряда причин:

во-первых, книга перестала быть главным источником информации; интернет,

телевидение, компьютер- более лёгкий способ удовлетворения любопытства;

во- вторых, увеличилось количество предметов, т. е. школьная программа

усложнилась, в итоге – читаем то, что задано;

в- третьих, отвлекает от литературы классической множество лёгкой, массовой,

картинной литературы;

в – четвёртых, исчезла культура семейного чтения.

А что говорят сами дети по этому поводу? Об этом я спросила самих детей. Детям

своего 2 класса задала 2 вопроса.

Любите ли вы читать?

Чем вы занимаетесь в свободное время?

Получили следующие результаты, которые вы видите на слайде.

Школьная практика подтверждает, что в досуге сегодняшнего ребёнка чтение

художественной литературы занимает невысокую позицию, интерес к литературе заметно

снижается.

Во многом это связано с неумением ученика понимать прочитанное. Но сегодня

научить ребенка читать недостаточно. Научить читать «правильно», «эффективно»,

«продуктивно» – важная задача учителя и не только на уроках литературного чтения.

С этой целью и была создана технология продуктивного чтения, разработанная

профессором Н.Н. Светловской. Данная технология может быть эффективно применена не

только на уроках литературного чтения, но и на уроках окружающего мира, математики и

т.д. Умелая аналитическая работа ведёт к верному способу решения и ответу на

поставленный вопрос. Вот почему мы говорим о единой для разных предметов

технологии продуктивного чтения.

Беседа

1.

Что такое технология?

(Последовательность этапов работы).

2.

Что значит продуктивное чтение?

(Продуктивное – от слова «продукт»).

3.

Что может быть продуктом чтения?

(Результат)

4.

А какой результат может быть у чтения?

(Понимание смысла прочитанного).

Понимание – это действительно результат продуктивного чтения. Но не только это.

Понимание невозможно без другого результата чтения.

5.

Что же является вторым результатом чтения?

(Восприятие прочитанного текста)

Восприятие – это включение человека в чтение.

6.

А что значит включиться в чтение?

Читаем – и представляем картины, героев.

Читаем – и ставим себя на место героев,

Читаем – и переживаем,

Читаем - участвуем в действии.

Читаем – задумываемся над содержанием,

Читаем – предполагаем конец истории,

Читаем - и реагируем на прочитанное: смеемся, грустим,

Читаем - удивляемся, радуемся – испытываем эмоции.

При этом неважно, как мы читаем: вслух, про себя, читаем сами или слушаем

чтение другого. То есть настоящий читатель воспринимает текст через эмоции,

воображение и содержание.

Продуктивным чтением является такое чтение, при котором вместо скорости

прочтения и воспроизведения информации, ведется перечитывание, глубокое понимание

текста.

Цель технологии — формирование читательской компетенции младших школьников.

Средства — приемы понимания и анализа текста.

Этапы — работа с текстом до чтения, во время чтения и после чтения.

Когда я познакомилась с технологией продуктивного чтения и начала ее изучать, я

поняла, что некоторые приемы, описанные в ней, я уже применяю на своих уроках.

Достигая эту цель, я с первых уроков формирую технику чтения, знакомлю детей с

приемами понимания и анализа текста; ввожу ребят через литературу в мир человеческих

отношений, развиваю речь учащихся.

Урок с использованием технологии продуктивного чтения существенно отличается от

традиционного урока. Мне хочется подробнее рассказать о том, как я использую эту

технологию.

Этапы

Традиционный урок

Технология продуктивного чтения

До чтения

Учитель знакомит с автором и

заголовком произведения.

Прогнозирование содержания текста

по названию или иллюстрации.

Возникает мотивация к чтению.

На этапе до чтения мы с ребятами прогнозируем содержание текста. По названию,

фамилии автора, иллюстрациям, опираясь на личный читательский опыт, обучающиеся

предполагают тему и жанр произведения, ставят цели своей работы на уроке.

Приведу пример урока литературного чтения во 2 классе «Татарская народная сказка «Три

сестры».

— Как вы думаете, а кто будет героями сказки? (Три сестры или сестры).

— А кто такие сестры? (близкие люди, родственники, друзья).

Давайте посмотрим в словарь и уточним значения слова «сестра». (Сестра — дочь тех

же родителей или одного из них по отношению к другим их детям. С.И. Ожегов

«Толковый словарь русского языка»).

А теперь, рассмотрите иллюстрацию и предположите, почему в сказке появились эти

животные? (Это домашние животные. Это помощники сестер. В этих животных

превращаются сестры.)

На уроке в этот момент прозвучала реплика одной ученицы «Давайте уже скорее

читать». И я поняла, что на данном этапе цель достигнута: интерес возник, появилась

мотивация к чтению произведения.

Во

время

чтения

Учитель

или

хорошо

читающие

дети

читают

текст,

а

остальные

ученики слушают.

Ведем диалог с автором, задаем вопросы,

прогнозируем развитие событий.

Возникает

читательская

интерпретация.

Следующий этап работы с текстом во время чтения. Мы знакомимся с текстом по-

разному: я предлагаю детям самостоятельно прочитать произведение, прослушать его

запись или читаю сама. Иногда мы читаем часть текста, предполагаем дальнейшее

развитие событий, а затем возвращаемся к тексту и узнаем авторский замысел.

Такой прием я использовала, при изучении рассказа В. Осеевой «Сыновья» во 2

классе. Мы не дочитали последний абзац, и я задала детям вопрос: «Как вы думаете, что

ответил старик?». И дети говорили:

«Для каждой мамы ее ребенок самый лучший».

«Все сыновья хороши, но третий лучше».

А потом мы прочитали ответ старика «А где же они? Я только одного сына вижу».

На этом этапе возникла читательская интерпретация. Мы вели разговор с автором, а потом

написали синквейн, в котором дети описывали себя по отношению к своей маме. Это

заставило их задуматься, на месте какого из сыновей они могли бы оказаться.

После

чтения

Беседа о

прочитанном.

Коррекция выдвинутых предположений, уточнение

позиции автора.

Возникает удовлетворение от чтения и понимания

текста.

Технология продуктивного чтения предполагает обязательное перечитывание

текста на этапе работы после чтения. Предлагаю вам снова фрагмент урока, на котором

мы работали со стихотворением Бальмонта «У чудищ». После прочтения стихотворения

проводится беседа.

— Бывал ли герой в избушке Бабы-Яги раньше? Какие строчки это подтверждают? (Да,

там все как прежде).

— Испугался ли наш герой гнева Бабы-Яги? Почему? (Был в шапке невидимке).

— Почему Бальмонт называет Бабу-Ягу Ведьмой? (Потому, что она ведает секреты).

—Что за бусы стянул у нее наш герой? (Автор употребил слово бусы, имея в виду секреты

ведьмы).

— А почему именно 2 нитки бус? (Одна нитка символизирует секреты реального мира, а

другая — нереального).

— Зачем он, рискуя своей жизнью, старается украсть тайны мира у чудищ? (Потому, что

человеку всегда было интересно узнавать устройство мира, объяснить явления природы,

тайну жизни, познать неизведанное).

На этом уроке у детей формировались умения работать со справочным материалом,

в котором дети узнали о том, кто такая Баба-Яга, где она живет и т.д., понимать замысел

автора, делать выводы, высказывать предположения.

У детей возникает понимание текста, удовлетворение от процесса чтения.

Этот этап позволяет выполнить творческие задания: нарисуй словесный портрет героя,

расскажи, что бы ты сделал на его месте, перескажи от имени какого-то персонажа,

придумай продолжение истории.

Очень легко работать с детьми, которые уже любят читать. Но как бы мне ни

хотелось, в классе есть дети, у которых чтение не вызывает интереса. Это связано и с их

здоровьем, и с семейными обстоятельствами. Но это тоже мои ученики и, для того, чтобы

включить их в работу, я использую яркие образы.

Это

может

быть

фрагмент

мультфильма

или

красочные

иллюстрации,

прослушивание музыкальных произведений или интересная биография писателя, кукла,

управляемая учителем или памятник героям сказки. Главное — заинтересовать ребят,

вовлечь всех их в круговорот событий на уроке.

В воспитании любви к книге положительную роль играют незначительные, на

первый взгляд, моменты. Например, мы сотрудничаем с библиотекой имени С. Маршака.

Каждую неделю проходят у нас библиотечные часы, где идёт работа по прочитанным

произведениям,

разыгрывают ребята сценки,

смотрят мультфильмы, разгадывают

кроссворды, проводятся викторины – всё это развивает у детей читательский интерес. На

уроках литературного чтения стало интересно работать, так как ребята стали активнее

отвечать на вопросы и сами стараются искать ответы на задания.

Преемственность в использовании данной образовательной технологии помогает

мне в решении задач ФГОС.

Я считаю, что технология продуктивного чтения развивает читательский интерес

младших школьников, который, в свою очередь, будет способствовать формированию

грамотного, эрудированного, духовно развитого человека.

Данная технология помогает мне научить детей:

1.

Медленному чтению художественного текста (по предложениям, по абзацам, по

частям);

2.

Читать не для взрослых, а для самого себя;

3.

Уделять равное внимание и чтению вслух, и чтению про себя.

4.

Сформировать умение выражать свою позицию и аргументировано её защищать.

5.

Понимать текст и видеть позицию автора.

Продуктивное чтение - это не вид чтения, а уровень чтения. Использование

учителем технология продуктивного чтения, позволяет ученику овладеть наивысшим

способом чтения (от слогового - к продуктивному).

Позвольте закончить притчей.

«Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек и ведет за

собой ребенка. Человек остановился и велел ребенку подать старику воды и дать кусок

хлеба.

- Что ты делаешь, старик? – спросил человек.

- Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на

воспитание?

- Верно! – удивился человек.

- Так бери с собой мудрость: Если отважился воспитать ребенка, верни его

крылатым.

- Как я это сделаю, если сам не умею летать?

- А ты попробуй! – сказал старик и закрыл глаза.

Прошли годы.

Старик сидел на том же месте и смотрел в небо. Видит: летит ребенок, а за

ним – его учитель. Они приблизились к старику, опустились на землю и поклонились.

- Я возвращаю ребенка крылатым! – сказал учитель и гордо посмотрел на своего

питомца.

А старик посмотрел на крылья учителя и произнес:

- А меня больше радуют твои крылья…»

Я желаю вам, обрести крылья вместе со своими учениками.

Спасибо за внимание!

Практикум по технологии продуктивного чтения

Задание. Установите правильный порядок действий учителя при организации работы

учеников с художественным текстом (соедините стрелками / проставьте буквы).

Этапы работы

с текстом

Порядок

Действия учителя

До чтения

1

А. Рассказывает о писателе

2

Б. Обсуждает с учениками смысл заглавия

3

В. Рассматривает с детьми предтекстовую

иллюстрацию

Во время

чтения

4

Г. Выявляет первичное восприятие

5

Д. Организует первичное чтение в режиме

диалога с автором

6

Е. Проводит обобщающую беседу

7

Ж. Организует выполнение творческих

заданий

После чтения

8

З. Предлагает прочитать ключевые слова

текста

9

И. Организует перечитывание текста

Правильный ответ: 1-Б, 2-В, 3-З, 4-Д, 5-Г, 6-И, 7-Е, 8-А, 9-Ж.



В раздел образования