Авторы: Шинкаренко Ольга Александровна, Светолаева Екатерина Ивановна
Должность: Учитель- логопеда, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ДЕТСКИЙ САД 149"
Населённый пункт: Г. Рязань
Наименование материала: Конспект по познавательно - речевому развитию детей с ОВЗ подготовительной группе школе.
Тема: Я поведу тебя в музей.
Раздел: дошкольное образование
1.1
Пояснительная
записка
Программа
«
Я
поведу
тебя
в
музей
»
социально
-
педагогической
направленности
.
Актуальность
программы
состоит
в
том
,
что
учащиеся
рассматривают
музееведение
в
диахроническом
и
синхроническом
аспектах
:
помимо
получения
теоретических
сведений
об
истории
музейного
дела
в
России
и
за
рубежом
,
они
знакомятся
и
с
современном
музееведением
,
принимают
участие
в
дискуссиях
о
роли
музея
в
жизни
современного
общества
.
Немаловажным
условием
учебного
процесса
в
сложившейся
социокультурной
ситуации
является
воспитание
ответственности
,
самодисциплины
,
толерантности
и
социального
партнерства
.
Кроме
того
,
экскурсионно
-
массовая
работа
подразумевает
развитие
речевой
интенции
учащихся
,
что
не
всегда
возможно
реализовать
в
полной
мере
в
рамках
учебных
дисциплин
образовательного
учреждения
.
Для
наилучшего
овладения
искусством
слова
и
методикой
экскурсионного
рассказа
проводится
аудио
и
видеоанализ
.
Стоит
отметить
,
что
на
практическую
экскурсионную
работу
отводится
более
50%
всего
учебного
времени
.
Новизна
этого
курса
состоит
: 1.
В
построении
учебно
-
тематического
плана
,
когда
курс
разделен
на
несколько
блоков
-
базовых
учебных
модулей
с
общетеоретической
и
практической
информацией
и
специализированных
модулей
,
предполагающих
обязательную
для
каждого
учащегося
творческую
или
исследовательскую
работу
.
Модульность
позволяет
варьировать
порядок
изучения
курса
,
включать
программу
специализированного
модуля
в
работу
школьного
музея
.
2.
В
постановке
учебно
-
образовательных
задач
:
учащиеся
знакомятся
с
совершенно
новой
,
не
изучающейся
в
школе
дисциплиной
и
приобретают
практические
навыки
работы
в
сфере
музейной
деятельности
.
В
процессе
исследовательской
и
экскурсионной
деятельности
учащиеся
выходят
за
рамки
школьного
курса
истории
Отечества
:
знакомятся
с
культурным
наследием
рассматриваемой
эпохи
(
Великая
Отечественная
война
),
узнают
малоизвестные
факты
из
архивных
источников
школьного
музея
–
фронтовых
писем
,
архивных
газет
.
Углубленное
изучение
темы
способствует
повышению
интереса
к
смежным
учебным
дисциплинам
,
который
может
угаснуть
из
-
за
дефицита
времени
на
обычных
уроках
.
Программа
рассчитана
на
детей
от
14
до
17
лет
(
одна
смешанная
группа
для
мальчиков
и
девочек
)
до
15
человек
в
группе
Объем
программы
: 108
часов
,
по
3
часа
в
неделю
Формы
обучения
:
практические
и
семинарные
занятия
,
мастер
-
классы
.
При
проведении
экскурсий
в
музее
для
разных
возрастных
групп
(
учащихся
1-11
классов
и
гостей
школы
)
вырабатывается
умение
самостоятельно
адаптировать
информацию
для
конкретной
аудитории
,
правильно
держаться
на
публике
.
1.2
Цели
и
задачи
Цель
:
Научить
основам
музееведения
и
проведению
экскурсий
.
Задачи
:
Познакомить
с
теорией
и
практикой
музейной
работы
,
ее
историей
,
видами
музеев
мира
,
известными
музеями
образовательных
учреждений
Российской
Федерации
.
Получение
навыков
красивого
,
грамотного
,
выразительного
публичного
выступления
,
умения
вести
диалог
с
аудиторией
.
Сформировать
умение
самостоятельного
нахождения
,
изучения
и
обобщения
нужной
информации
,
так
и
умения
работать
коллективно
,
проявлять
активность
в
группе
учащихся
.
Воспитание
чувства
любви
к
Родине
,
к
ее
историческому
прошлому
и
культурному
наследию
.
Формирование
активной
гражданской
позиции
.
Воспитание
умения
сопереживать
,
поддерживать
и
помогать
друг
другу
.
1.3
Содержание
программы
Программа
курса
разделена
на
несколько
модулей
:
•
Базовые
учебные
модули
(10
штук
)
•
Специализированные
учебные
модули
(2
однотипных
модуля
на
каждый
год
обучения
).
ПЕРВЫЙ
ГОД
ОБУЧЕНИЯ
ЗАДАЧИ
:
1.
Формирование
представления
о
деятельности
музеев
,
работе
экскурсовода
в
музее
.
2.
Овладение
теоретическими
и
практическими
навыками
экскурсионной
работы
в
музее
с
различной
аудиторией
.
3.
Формирование
способности
самостоятельно
и
коллективно
разрабатывать
и
проводить
экскурсии
в
музее
на
различные
темы
.
№
Наименование
учебного
модуля
Количеств
о
часов
Всего
Теори
я
Пр
ак
ти
ка
1
Вводное
занятие
1
1
БАЗОВЫЕ
УЧЕБНЫЕ
МОДУЛИ
2
Мир
музеев
6
2
4
3
Пять
концепций
деятельности
отечественных
музеев
5
2
3
4
Экскурсионная
работа
музея
12
5
7
5
Профессия
-
экскурсовод
15
4
11
6
Экскурсовод
и
его
аудитория
14
5
9
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫ
Й
УЧЕБНЫЙ
МОДУЛЬ
1
Разработка
обзорной
экскурсии
по
школьному
музею
13
2
11
2
Разработка
тематической
экскурсии
ко
Дню
освобождения
Ленинграда
от
фашистской
блокады
15
5
10
3
Разработка
тематической
экскурсии
ко
Дню
Победы
11
3
8
4
Разработка
экскурсии
по
главной
тематике
школьного
музея
15
3
12
5
Итоговое
занятие
1
1
ИТОГО
108
33
75
ВТОРОЙ
ГОД
ОБУЧЕНИЯ
Задачи
:
1.
Знакомство
с
основами
фондовой
,
экспозиционной
работой
музея
.
2.
Формирование
способности
самостоятельно
и
коллективно
разрабатывать
и
проводить
экскурсии
в
музее
на
различные
темы
.
№
Наименование
учебного
модуля
Количеств
о
часов
Всего
Теори
я
Пр
ак
ти
ка
БАЗОВЫЕ
УЧЕБНЫЕ
МОДУЛИ
Вводное
занятие
1
1
1
Музейная
педагогика
6
3
3
2
Другие
виды
культурно
-
образовательной
деятельности
музея
10
2
8
3
Работа
с
фондом
музея
10
4
6
4
Экспозиционная
работа
музея
6
3
3
5
Заключительный
базовый
учебный
модуль
10
3
7
6
Итоговое
занятие
1
1
СПЕЦИАЛИЗИРОВАНН
ЫЙ
УЧЕБНЫЙ
МОДУЛЬ
1
Разработка
обзорной
экскурсии
по
школьному
музею
15
3
12
2
Разработка
тематической
экскурсии
ко
Дню
освобождения
Ленинграда
от
фашистской
блокады
20
5
15
Разработка
20
5
15
3
тематической
экскурсии
ко
Дню
Победы
4
Разработка
экскурсии
по
главной
тематике
школьного
музея
10
1
9
ИТОГО
108
31
77
1.4
ОЖИДАЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
Предполагается
,
что
к
концу
учебного
курса
учащиеся
:
1)
будут
знать
основы
музееведения
.
2)
получат
опыт
работы
в
музее
,
опыт
публичного
выступления
для
разных
возрастных
групп
,
опыт
проведения
разных
типов
экскурсий
.
3)
Занятия
в
кружке
помогут
каждому
проявить
свои
творческие
способности
.
4)
Кружковые
занятия
должны
сформировать
активную
гражданскую
позицию
,
пробудить
чувство
любви
и
ответственности
к
Родине
и
ее
истории
.
Раздел
2
2.1
Календарный
учебный
график
В
своей
деятельности
МБОУ
«
Пычасская
СОШ
»
руководствуется
Конституцией
Российской
Федерации
и
Удмуртской
Республики
,
федеральными
и
региональными
законами
,
указами
и
распоряжениями
Президента
РФ
и
Главы
УР
,
постановлениями
и
распоряжениями
Правительства
РФ
и
УР
;
приказами
государственного
и
регионального
органа
,
осуществляющего
управление
в
сфере
образования
,
муниципальными
правовыми
актами
Администрации
МО
«
Можгинский
район
»,
а
также
Уставом
и
локальными
и
нормативными
актами
.
Продолжительность
учебного
года
в
2018-2019
уч
.
г
.
Учреждение
работает
в
течение
учебного
года
:
Учебное
время
–1
сентября
2018
года
-31
мая
2019
года
(36
недель
)
Нерабочие
праздничные
дни
:
в
2018
году
– 4
ноября
;
в
2017
году
– 01-09
января
;
23
февраля
; 08
марта
; 01, 09
мая
;
Осенние
и
весенние
каникулы
:
реализация
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
.
Летние
каникулы
– 01
июня
– 31
августа
2019
г
.(13
недель
):
Регламент
образовательного
процесса
Продолжительность
учебной
недели
составляет
5
дней
.
Продолжительность
занятий
Режим
работы
Учреждения
разработан
на
основе
СанПиН
2.4.4.3172-14
«
Санитарно
-
эпидемиологических
требований
к
устройству
,
содержанию
и
организации
режима
работы
образовательных
организаций
дополнительного
образования
детей
»,
правил
внутреннего
распорядка
.
Занятия
проводятся
по
расписанию
,
утвержденному
приказом
учреждения
.
Продолжительность
занятий
в
группах
:
‾
40
мин
(
в
группах
с
детьми
с
ОВЗ
);
‾
45
минут
(
в
группах
с
детьми
от
7
лет
и
старше
);
‾
перерыв
между
занятиями
составляет
- 10
минут
.
Число
и
продолжительность
занятий
в
день
устанавливается
в
соответствии
с
Приложением
3
СанПиН
2.4.4.3172-14.
Наполняемость
групп
:
Количество
детей
в
группах
может
составлять
не
менее
15
человек
.
2.2
Условия
реализации
программы
следующие
:
1)
Ориентирована
на
учащихся
8-11
классов
.
2)
Рассчитана
на
2
года
обучения
.
Занятия
проводятся
по
3
часа
в
неделю
– 108
часов
в
год
,
с
учетом
того
,
что
в
году
36
учебных
недель
.
3)
Наполняемость
группы
– 10-15
человек
.
2.3
Формы
аттестации
Проведение
различных
мероприятий
на
базе
школьного
музея
.
Участие
учащихся
в
районных
,
городских
конкурсах
,
конференциях
,
чтениях
и
других
мероприятиях
.
Отзывы
классных
руководителей
,
родителей
,
педагогического
коллектива
,
администрации
школы
.
Основными
формами
подведения
итогов
работы
кружка
являются
1)
Самоанализ
учащимися
деятельности
кружка
в
виде
анкет
,
эссе
и
пр
.
2)
Итоги
участия
в
различных
конкурсах
.
3)
В
конце
учебного
курса
проводится
итоговая
письменная
работа
в
форме
конкурса
музееведов
по
основным
темам
программы
.
2.4
Оценочные
материалы
приложение
1
2.5
МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ТРАДИЦИОННЫЕ
И
ЗАИМСТВОВАННЫЕ
МЕТОДИКИ
:
Вансалова
Е
.
Г
.
Путешествие
в
предметный
мир
//
Советский
музей
. – 1983. -
№
1.
Панкратова
Т
.
Н
.,
Чумалова
Т
.
В
.
Занятия
и
сценарии
с
элементами
музейной
педагогики
. –
М
., 2002
Пинский
А
.
А
.
К
новой
парадигме
в
образовании
. –
М
., 1996.
Решетников
Н
.
И
.
Музейная
педагогика
как
теоретическая
проблема
. –
М
., 1991.
Юхневич
М
.
Ю
.
Я
поведу
тебя
в
музей
.
Учебное
пособие
по
музейной
педагогике
. –
М
., 2001.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
РАЗРАБОТКИ
:
1.
Образцы
поэтапной
разработки
экскурсии
2.
Демонстративные
разработки
мультимедийных
презентаций
для
проведенных
в
музее
экскурсий
.
3.
Конспекты
по
теоретическому
материалу
4.
Наглядные
пособия
(
инвентарные
карточки
экспонатов
,
книга
учета
фонда
и
пр
.)
ИНФОРМАЦИОННЫЕ
МАТЕРИАЛЫ
:
1.
Видеозаписи
прошедших
музейных
экскурсий
2.
Аудио
и
видеозаписи
для
анализа
работы
экскурсоводов
.
3.
Мультимедийные
авторские
материалы
по
основным
темам
курса
.
4.
Документальные
фильмы
по
военной
тематике
: « 22
июня
1941
года
», «
Битва
за
Берлин
», «
Ленинградская
блокада
».
РАЗРАБОТКИ
ДЛЯ
ОРГАНИЗАЦИИ
КОНТРОЛЯ
И
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
ОБУЧЕНИЯ
:
1.
Тест
для
конкурса
музееведов
.
2.
Тетрадь
с
зафиксированными
успехами
учащихся
по
разным
направлениям
деятельности
в
рамках
кружка
.
3.
Анкеты
и
эссе
.
МАТЕРИАЛЬНО
-
ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
:
1.
Помещение
музея
школы
.
2.
Аудио
и
видео
средства
.
3.
Мультимедийная
аппаратура
.
ЛИТЕРАТУРА
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
ДЛЯ
ПЕДАГОГА
:
Будылин
И
.
Экскурсовод
–
кто
он
? //
Советский
музей
. – 1990.
№
2.
Гнедовский
М
.
Б
.
Музейная
аудитория
//
Советский
музей
. – 1986. -
№
4.
Лихтварк
А
.
Музеи
как
образовательные
и
воспитательные
учреждения
//
Образовательные
и
воспитательные
задачи
современного
музея
/
Под
ред
.
Л
.
Г
.
Оршанского
. –
СПб
., 1914.
Медведева
Е
.
Б
.,
Юхневич
М
.
Ю
.
Музейная
педагогика
как
новая
научная
дисциплина
//
Ориентиры
культурной
политики
. -
М
., 2007.
Попова
Е
.,
Литвак
М
.
Советы
начинающим
экскурсоводам
//
Советский
музей
.
– 1992.
№
1
Рева
Н
.
Д
.
Методика
экскурсионной
работы
с
детьми
младшего
школьного
возраста
в
художественном
музее
.
Методические
рекомендации
. –
СПб
., 2008.
Музейная
педагогика
в
школе
/
Под
ред
.
Н
.
Д
.
Ревы
. –
СПб
., 1994.
Юхневич
М
.
Ю
.
Педагогические
,
школьные
и
детские
музеи
дореволюционной
России
.
Методическое
пособие
. –
М
., 1990.
Юхневич
М
.
Ю
.
Я
поведу
тебя
в
музей
.
Учебное
пособие
по
музейной
педагогике
. –
М
., 2001.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
ДЛЯ
ВОСПИТАННИКОВ
:
Анциферов
Н
.
П
.
Душа
Петербурга
. –
Л
., 2006.
Гнедовский
М
.
Б
.
Музейная
аудитория
//
Советский
музей
. – 1986. -
№
4.
Завьялова
А
.
Г
.
Наш
школьный
музей
. –
М
., 1997.
Попова
Е
.,
Литвак
М
.
Советы
начинающим
экскурсоводам
//
Советский
музей
.
– 1992
№
1.
Словарь
основных
музейных
терминов
. –
Хабаровск
, 2008.
Этический
кодекс
ИКОМ
для
музеев
. –
М
., 2003.
Музееведение
.
На
пути
к
музею
XXI
в
. –
М
., 1989.
Приложение
1
МИР
МУЗЕЕВ
2.
Теория
.
Экскурс
в
историю
:
Музей
как
социокультурное
явление
.
Дефиниция
понятия
«
музей
», «
экспонат
»
3.
Практика
.
Беседа
на
тему
:
Самые
известные
музеи
мира
.
4.
Практика
.
Маркетинговая
работа
современных
отечественных
музеев
.
Цели
и
проблемы
.
5.
Теория
.
Из
истории
музеев
России
с
момента
их
зарождения
и
до
21
века
.
6.
Практика
.
Выступления
учащихся
с
сообщениями
о
необычных
музеях
мира
.
Обсуждение
на
тему
: «
Какие
музеи
являются
наиболее
интересными
современному
человеку
».
МУЗЕЙНАЯ
ПЕДАГОГИКА
7.
Практика
.
Что
такое
культурное
наследие
.
Какова
роль
музеев
как
центров
культурного
наследия
.
8.
Теория
.
Экскурс
в
музейную
педагогику
Германии
.
А
.
Лихтварк
как
основоположник
идеи
об
образовательном
назначении
музея
.
9.
Теория
.
Дефиниция
понятия
«
музейная
педагогика
»
в
России
.
Проблемы
современной
музейной
педагогики
.
Представление
крупнейшего
центра
музейной
педагогики
и
детского
центра
творчества
Государственного
Русского
музея
.
10.
Теория
.
Музей
и
школа
–
особенности
взаимодействия
в
разные
эпохи
.
11-12.
Практика
.
Дискурс
на
тему
: «
Роль
музея
в
современной
школе
».
Обсуждение
результатов
проведенного
учащимися
социологического
опроса
в
школе
о
значении
музея
в
школе
.
ПЯТЬ
КОНЦЕПЦИЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОТЕЧЕСТВЕННЫХ
МУЗЕЕВ
13.
Теория
.
Экскурс
в
историю
развития
деятельности
отечественных
музеев
:
1880-1920
годы
–
формирование
образовательной
концепции
музея
.
Культурно
-
просветительская
деятельность
музеев
. 1920-1950
годы
-
политико
-
просветительская
концепция
музея
. 1960-1985
годы
-
научно
-
просветительская
концепция
музея
.
14.
Теория
. 1985-2010
годы
–
коммуникативная
модель
музея
.
Культурно
-
образовательная
деятельность
музея
.
15.
Практика
.
Дискурс
на
тему
: «
Выполнение
школьным
музеем
коммуникативной
функции
».
ЭКСКУРСИОННАЯ
РАБОТА
МУЗЕЯ
16.
Теория
.
Экскурс
в
историю
экскурсионного
движения
в
России
.
Эрмитажный
кружок
.
Дефиниция
понятий
«
экскурсия
», «
экскурсовод
».
17.
Практика
.
Презентация
,
подготовленная
учащимися
,
об
известных
экскурсионистах
России
.
18.
Теория
.
Особенности
музейной
экскурсии
.
Экскурсия
как
особый
коммуникативный
процесс
.
Классификация
экскурсий
по
профилю
,
по
ширине
охвата
(
обзорная
,
тематическая
экскурсии
),
по
целевой
направленности
и
составу
группы
экскурсантов
.
19.
Теория
.
Основные
методики
разработки
музейной
экскурсии
:
экскурсионные
приемы
,
цитирование
в
экскурсии
,
поэтические
фрагменты
экскурсии
.
Взаимосвязь
показа
,
рассказа
,
беседы
.
20.
Практика
.
Анализ
текста
некорректной
экскурсионной
разработки
музейной
экскурсии
.
21.
Теория
.
Методика
построения
и
оформления
экскурсии
:
Вступительная
беседа
,
основная
часть
,
заключительная
беседа
.
22.
Практика
.
Обсуждение
на
тему
«
Использование
технических
средств
в
экскурсионной
работе
в
музейном
пространстве
».
ПРОФЕССИЯ
-
ЭКСКУРСОВОД
23.
Теория
.
Профессия
–
экскурсовод
.
Экскурс
в
историю
.
Специфика
работы
в
России
и
Санкт
-
Петербурге
.
24.
Практика
.
Дискурс
на
тему
:
Место
профессии
экскурсовода
в
современном
российском
социуме
.
25.
Теория
.
Профессиональное
мастерство
экскурсовода
.
Дресс
-
код
,
стиль
поведения
и
манеры
экскурсовода
.
Комментирование
фрагмента
рассказа
Натальи
Толстой
«
Свободный
день
»
о
женщине
-
экскурсоводе
.
26.
Практика
.
Просмотр
видеофрагмента
или
прослушивание
аудиозаписи
экскурсий
нескольких
экскурсоводов
,
анализ
допущенных
ошибок
и
недочетов
.
27.
Теория
.
Культура
речи
экскурсовода
–
важнейшее
профессиональное
качество
.
28.
Практика
.
Культура
речи
экскурсовода
.
Паралингвистические
средства
в
работе
экскурсовода
.
29.
Практика
.
Психологические
методики
,
необходимые
экскурсоводу
.
Роль
темперамента
в
работе
экскурсовода
.
ЭКСКУРСОВОД
И
ЕГО
АУДИТОРИЯ
30.
Теория
.
Экскурс
в
историю
:
музейная
аудитория
России
.
31.
Практика
.
Экскурсовод
и
аудитория
.
Классификация
аудитории
по
возрасту
,
образовательному
уровню
,
профессиональной
принадлежности
,
полу
,
месту
жительства
.
32.
Теория
.
Работа
музея
с
учащимися
:
младшие
школьники
,
школьники
средних
и
старших
классов
.
Методики
экскурсии
в
зависимости
от
типа
мышления
экскурсантов
:
наглядно
-
чувственное
и
абстрактно
-
логическое
мышление
.
33.
Практика
.
Специфика
восприятия
музейной
экскурсии
различными
категориями
экскурсантов
.
Психо
-
эмоциональный
контакт
между
экскурсоводом
и
группой
,
методы
его
установления
и
поддержания
.
34.
Практика
.
Экскурсия
как
форма
общения
.
Активность
экскурсантов
как
показатель
эффективности
экскурсии
.
Заинтересованность
и
ее
проявление
.
Специальные
приемы
привлечения
внимания
.
35.
Практика
.
Круглый
стол
на
тему
: «
Роль
экскурсионной
работы
в
развитии
личности
.
Экскурсионная
работа
и
патриотическое
воспитание
.
Экскурсионная
работа
и
эстетическое
воспитание
».
36 -37.
Мастер
-
класс
экскурсионной
работы
в
городском
музее
.
ДРУГИЕ
ВИДЫ
КУЛЬТУРНО
-
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МУЗЕЯ
38.
Теория
.
Другие
формы
культурно
-
образовательной
деятельности
в
музеях
.
Особенности
лекции
,
историко
-
патриотической
игры
,
встречи
с
интересным
человеком
,
конкурсов
и
викторин
,
круглых
столов
и
конференций
,
литературного
вечера
и
других
форм
деятельности
.
39.
Практика
.
Коллективная
разработка
плана
историко
-
патриотической
игры
для
учащихся
школы
.
40.
Практика
.
Работа
над
заданиями
историко
-
патриотической
игры
.
41.
Практика
.
Корректировка
и
репетиция
историко
-
патриотической
игры
.
42 - 43.
Проведение
историко
-
патриотической
игры
для
учащихся
школы
.
44.
Практика
.
Дискурс
на
тему
: «
Каким
вы
себе
представляете
музей
в
конце
XXI
века
.
РАБОТА
С
ФОНДОМ
МУЗЕЯ
45.
Практика
.
Что
такое
музейный
экспонат
.
Информативность
,
знаковость
,
эмоциональная
насыщенность
музейного
предмета
.
46.
Теория
.
Фонд
музея
.
Дефиниция
понятий
«
акт
приема
экспоната
»,
«
основной
фонд
», «
вспомогательный
фонд
», «
учетная
карточка
экспоната
»,
«
шифр
», «
коллекционная
опись
».
47.
Практика
.
Почему
вещи
попадают
в
музей
.
Заполнение
таблицы
Предмет
и
причины
его
музеефикации
.
48.
Практика
.
Подлинник
и
копия
.
Их
место
в
музее
.
49.
Теория
.
Знакомство
с
правилами
учета
,
хранения
,
научного
описания
музейных
предметов
.
50.
Практическое
занятие
по
ведению
учета
музейного
фонда
.
ЭКСПОЗИЦИОННАЯ
РАБОТА
МУЗЕЯ
51.
Теория
.
Особенности
и
правила
экспозиции
музея
.
Тематико
-
экспозиционный
план
школьного
музея
.
52.
Теория
.
Формы
оформительской
работы
в
музее
.
Правила
оформления
временных
стендов
,
мультимедийного
сопровождения
культурно
-
образовательных
мероприятий
.
53.
Практическое
занятие
по
оформительской
работе
.
По
выбору
учителя
:
работа
над
оформлением
брошюры
музея
,
книги
Памяти
,
временного
стенда
и
пр
.
54.
Практическое
занятие
по
оформительской
работе
.
Продолжение
работы
.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
БАЗОВЫЙ
УЧЕБНЫЙ
МОДУЛЬ
55.
Практика
.
Подготовка
к
школьному
туру
конкурса
музееведов
.
56.
Проведение
школьного
тура
конкурса
музееведов
.
57.
Теория
.
Экскурс
в
историю
отечественных
школьных
музеев
.
58.
Проведение
круглого
стола
на
тему
«
Музей
нужен
для
сохранения
памяти
о
прошлом
или
еще
для
достойного
будущего
народа
?»
59.
Теория
.
Нормативно
-
правовая
база
школьных
музеев
.
60-61.
Экскурсия
в
городской
музей
.
62.
Итоговое
занятие
.
Подведение
итогов
обучения
.
Награждение
лучших
экскурсоводов
и
победителей
конкурса
музееведов
.
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ
УЧЕБНЫЙ
МОДУЛЬ
В
связи
с
планированием
курса
на
2
учебных
года
программа
специализированного
учебного
модуля
выполняется
учащимися
2
раза
.
Меняются
темы
экскурсий
,
план
работы
и
количество
часов
остается
неизменным
.
Таким
образом
,
специализированный
учебный
модуль
курса
рассчитан
на
108
часов
,
что
составляет
более
50%
времени
обучения
.
РАЗРАБОТКА
ОБЗОРНОЙ
ЭКСКУРСИИ
ПО
ШКОЛЬНОМУ
МУЗЕЮ
1.
Теория
.
Разработка
обзорной
экскурсии
по
школьному
музею
.
Тема
,
цель
,
задачи
экскурсии
.
2.
Практика
.
Содержание
экскурсии
.
Методическая
разработка
экскурсии
.
Показ
:
задачи
,
последовательность
,
техника
.
3.
Практика
.
Работа
со
вступительной
и
основной
частями
экскурсии
.
4.
Практика
.
Корректирование
и
анализ
допущенных
учащимися
ошибок
при
написании
текста
экскурсии
.
Работа
с
заключительной
частью
экскурсии
.
5.
Практика
.
Логические
переходы
в
обзорной
экскурсии
.
Методические
моменты
.
Сопутствующее
оформление
:
аудиофрагменты
,
мультимедийная
презентация
.
6.
Репетиция
.
7.
Проведение
обзорной
экскурсии
.
(
В
учебно
-
тематическом
плане
запланирована
1
экскурсия
,
однако
,
количество
увеличивается
в
зависимости
от
количества
классов
или
гостей
школы
).
8.
Анализ
проведенных
экскурсий
с
разбором
типичных
ошибок
и
недочетов
в
работе
.
РАЗРАБОТКА
ТЕМАТИЧЕСКОЙ
ЭКСКУРСИИ
КО
ДНЮ
ОСВОБОЖДЕНИЯ
ЛЕНИНГРАДА
ОТ
ФАШИСТСКОЙ
БЛОКАДЫ
9.
-10.
Теория
.
Просмотр
и
обсуждение
документального
фильма
о
блокаде
.
(
Например
, «
Ленинградская
блокада
»)
11.
Теория
.
Разработка
тематической
экскурсии
ко
дню
снятия
блокады
Ленинграда
.
Тема
,
цель
,
задачи
экскурсии
.
12.
Практика
.
Содержание
экскурсии
.
Методическая
разработка
экскурсии
.
Показ
:
задачи
,
последовательность
,
техника
.
13.
Практика
.
Работа
со
вступительной
и
основной
частями
экскурсии
.
14.
Практика
.
Работа
с
основной
частью
экскурсии
.
15.
Практика
.
Корректирование
и
анализ
допущенных
учащимися
ошибок
при
написании
текста
экскурсии
.
Работа
с
заключительной
частью
экскурсии
.
16.
Практика
.
Логические
переходы
в
тематической
экскурсии
.
Методические
моменты
.
Сопутствующее
оформление
:
аудиофрагменты
,
мультимедийная
презентация
.
17.
Репетиция
.
18.
Проведение
тематической
экскурсии
. (
В
учебно
-
тематическом
плане
запланирована
1
экскурсия
,
однако
,
количество
увеличивается
в
зависимости
от
количества
классов
или
гостей
школы
).
19.
Анализ
проведенных
экскурсий
с
разбором
типичных
ошибок
и
недочетов
в
работе
.
РАЗРАБОТКА
ТЕМАТИЧЕСКОЙ
ЭКСКУРСИИ
КО
ДНЮ
ПОБЕДЫ
20-21.
Теория
.
Просмотр
и
обсуждение
документального
фильма
о
войне
.
(
Например
, « 22
июня
1941
года
», «
Битва
за
Берлин
»
и
др
.)
22.
Теория
.
Разработка
тематической
экскурсии
ко
дню
Победы
.
Тема
,
цель
,
задачи
экскурсии
.
23.
Практика
.
Содержание
экскурсии
.
Методическая
разработка
экскурсии
.
Показ
:
задачи
,
последовательность
,
техника
.
24.
Практика
.
Работа
со
вступительной
и
основной
частями
экскурсии
.
25.
Практика
.
Работа
с
основной
частью
экскурсии
.
26.
Практика
.
Корректирование
и
анализ
допущенных
учащимися
ошибок
при
написании
текста
экскурсии
.
Работа
с
заключительной
частью
экскурсии
.
27.
Практика
.
Логические
переходы
в
тематической
экскурсии
.
Методические
моменты
.
Сопутствующее
оформление
:
аудиофрагменты
,
мультимедийная
презентация
.
28.
Репетиция
.
29.
Проведение
тематической
экскурсии
. (
В
учебно
-
тематическом
плане
запланирована
1
экскурсия
,
однако
,
количество
увеличивается
в
зависимости
от
количества
классов
или
гостей
школы
).
30.
Анализ
проведенных
экскурсий
с
разбором
типичных
ошибок
и
недочетов
в
работе
.
РАЗРАБОТКА
ЭКСКУРСИИ
ПО
ГЛАВНОЙ
ТЕМАТИКЕ
ШКОЛЬНОГО
МУЗЕЯ
31.
Теория
.
Разработка
цикловой
экскурсии
по
главной
тематике
школьного
музея
.
Тема
,
цель
,
задачи
экскурсии
.
32.
Практика
.
Содержание
,
последовательность
,
техника
.
экскурсии
.
Методическая
разработка
экскурсии
.
Показ
:
задачи
,
последовательность
,
техника
.
33.
Практика
.
Работа
со
вступительной
и
основной
частями
экскурсии
.
34.
Практика
.
Работа
с
основной
частью
экскурсии
.
35.
Практика
.
Корректирование
и
анализ
допущенных
учащимися
ошибок
при
написании
текста
экскурсии
.
Работа
с
заключительной
частью
экскурсии
.
36.
Практика
.
Логические
переходы
в
экскурсии
.
Методические
моменты
.
Сопутствующее
оформление
:
аудиофрагменты
,
мультимедийная
презентация
.
37.
Репетиция
.
38.
Проведение
экскурсии
. (
В
учебно
-
тематическом
плане
запланирована
1
экскурсия
,
однако
,
количество
увеличивается
в
зависимости
от
количества
классов
или
гостей
школы
).
39.
Анализ
проведенных
экскурсий
с
разбором
типичных
ошибок
и
недочетов
в
работе
.