Напоминание

Я поведу тебя в музей.


Авторы: Шинкаренко Ольга Александровна, Светолаева Екатерина Ивановна
Должность: Учитель- логопеда, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ДЕТСКИЙ САД 149"
Населённый пункт: Г. Рязань
Наименование материала: Конспект по познавательно - речевому развитию детей с ОВЗ подготовительной группе школе.
Тема: Я поведу тебя в музей.
Раздел: дошкольное образование





Назад




1.1

Пояснительная

записка

Программа

«

Я

поведу

тебя

в

музей

»

социально

-

педагогической

направленности

.

Актуальность

программы

состоит

в

том

,

что

учащиеся

рассматривают

музееведение

в

диахроническом

и

синхроническом

аспектах

:

помимо

получения

теоретических

сведений

об

истории

музейного

дела

в

России

и

за

рубежом

,

они

знакомятся

и

с

современном

музееведением

,

принимают

участие

в

дискуссиях

о

роли

музея

в

жизни

современного

общества

.

Немаловажным

условием

учебного

процесса

в

сложившейся

социокультурной

ситуации

является

воспитание

ответственности

,

самодисциплины

,

толерантности

и

социального

партнерства

.

Кроме

того

,

экскурсионно

-

массовая

работа

подразумевает

развитие

речевой

интенции

учащихся

,

что

не

всегда

возможно

реализовать

в

полной

мере

в

рамках

учебных

дисциплин

образовательного

учреждения

.

Для

наилучшего

овладения

искусством

слова

и

методикой

экскурсионного

рассказа

проводится

аудио

и

видеоанализ

.

Стоит

отметить

,

что

на

практическую

экскурсионную

работу

отводится

более

50%

всего

учебного

времени

.

Новизна

этого

курса

состоит

: 1.

В

построении

учебно

-

тематического

плана

,

когда

курс

разделен

на

несколько

блоков

-

базовых

учебных

модулей

с

общетеоретической

и

практической

информацией

и

специализированных

модулей

,

предполагающих

обязательную

для

каждого

учащегося

творческую

или

исследовательскую

работу

.

Модульность

позволяет

варьировать

порядок

изучения

курса

,

включать

программу

специализированного

модуля

в

работу

школьного

музея

.

2.

В

постановке

учебно

-

образовательных

задач

:

учащиеся

знакомятся

с

совершенно

новой

,

не

изучающейся

в

школе

дисциплиной

и

приобретают

практические

навыки

работы

в

сфере

музейной

деятельности

.

В

процессе

исследовательской

и

экскурсионной

деятельности

учащиеся

выходят

за

рамки

школьного

курса

истории

Отечества

:

знакомятся

с

культурным

наследием

рассматриваемой

эпохи

(

Великая

Отечественная

война

),

узнают

малоизвестные

факты

из

архивных

источников

школьного

музея

фронтовых

писем

,

архивных

газет

.

Углубленное

изучение

темы

способствует

повышению

интереса

к

смежным

учебным

дисциплинам

,

который

может

угаснуть

из

-

за

дефицита

времени

на

обычных

уроках

.

Программа

рассчитана

на

детей

от

14

до

17

лет

(

одна

смешанная

группа

для

мальчиков

и

девочек

)

до

15

человек

в

группе

Объем

программы

: 108

часов

,

по

3

часа

в

неделю

Формы

обучения

:

практические

и

семинарные

занятия

,

мастер

-

классы

.

При

проведении

экскурсий

в

музее

для

разных

возрастных

групп

(

учащихся

1-11

классов

и

гостей

школы

)

вырабатывается

умение

самостоятельно

адаптировать

информацию

для

конкретной

аудитории

,

правильно

держаться

на

публике

.

1.2

Цели

и

задачи

Цель

:

Научить

основам

музееведения

и

проведению

экскурсий

.

Задачи

:

Познакомить

с

теорией

и

практикой

музейной

работы

,

ее

историей

,

видами

музеев

мира

,

известными

музеями

образовательных

учреждений

Российской

Федерации

.

Получение

навыков

красивого

,

грамотного

,

выразительного

публичного

выступления

,

умения

вести

диалог

с

аудиторией

.

Сформировать

умение

самостоятельного

нахождения

,

изучения

и

обобщения

нужной

информации

,

так

и

умения

работать

коллективно

,

проявлять

активность

в

группе

учащихся

.

Воспитание

чувства

любви

к

Родине

,

к

ее

историческому

прошлому

и

культурному

наследию

.

Формирование

активной

гражданской

позиции

.

Воспитание

умения

сопереживать

,

поддерживать

и

помогать

друг

другу

.

1.3

Содержание

программы

Программа

курса

разделена

на

несколько

модулей

:

Базовые

учебные

модули

(10

штук

)

Специализированные

учебные

модули

(2

однотипных

модуля

на

каждый

год

обучения

).

ПЕРВЫЙ

ГОД

ОБУЧЕНИЯ

ЗАДАЧИ

:

1.

Формирование

представления

о

деятельности

музеев

,

работе

экскурсовода

в

музее

.

2.

Овладение

теоретическими

и

практическими

навыками

экскурсионной

работы

в

музее

с

различной

аудиторией

.

3.

Формирование

способности

самостоятельно

и

коллективно

разрабатывать

и

проводить

экскурсии

в

музее

на

различные

темы

.

Наименование

учебного

модуля

Количеств

о

часов

Всего

Теори

я

Пр

ак

ти

ка

1

Вводное

занятие

1

1

БАЗОВЫЕ

УЧЕБНЫЕ

МОДУЛИ

2

Мир

музеев

6

2

4

3

Пять

концепций

деятельности

отечественных

музеев

5

2

3

4

Экскурсионная

работа

музея

12

5

7

5

Профессия

-

экскурсовод

15

4

11

6

Экскурсовод

и

его

аудитория

14

5

9

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫ

Й

УЧЕБНЫЙ

МОДУЛЬ

1

Разработка

обзорной

экскурсии

по

школьному

музею

13

2

11

2

Разработка

тематической

экскурсии

ко

Дню

освобождения

Ленинграда

от

фашистской

блокады

15

5

10

3

Разработка

тематической

экскурсии

ко

Дню

Победы

11

3

8

4

Разработка

экскурсии

по

главной

тематике

школьного

музея

15

3

12

5

Итоговое

занятие

1

1

ИТОГО

108

33

75

ВТОРОЙ

ГОД

ОБУЧЕНИЯ

Задачи

:

1.

Знакомство

с

основами

фондовой

,

экспозиционной

работой

музея

.

2.

Формирование

способности

самостоятельно

и

коллективно

разрабатывать

и

проводить

экскурсии

в

музее

на

различные

темы

.

Наименование

учебного

модуля

Количеств

о

часов

Всего

Теори

я

Пр

ак

ти

ка

БАЗОВЫЕ

УЧЕБНЫЕ

МОДУЛИ

Вводное

занятие

1

1

1

Музейная

педагогика

6

3

3

2

Другие

виды

культурно

-

образовательной

деятельности

музея

10

2

8

3

Работа

с

фондом

музея

10

4

6

4

Экспозиционная

работа

музея

6

3

3

5

Заключительный

базовый

учебный

модуль

10

3

7

6

Итоговое

занятие

1

1

СПЕЦИАЛИЗИРОВАНН

ЫЙ

УЧЕБНЫЙ

МОДУЛЬ

1

Разработка

обзорной

экскурсии

по

школьному

музею

15

3

12

2

Разработка

тематической

экскурсии

ко

Дню

освобождения

Ленинграда

от

фашистской

блокады

20

5

15

Разработка

20

5

15

3

тематической

экскурсии

ко

Дню

Победы

4

Разработка

экскурсии

по

главной

тематике

школьного

музея

10

1

9

ИТОГО

108

31

77

1.4

ОЖИДАЕМЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ

Предполагается

,

что

к

концу

учебного

курса

учащиеся

:

1)

будут

знать

основы

музееведения

.

2)

получат

опыт

работы

в

музее

,

опыт

публичного

выступления

для

разных

возрастных

групп

,

опыт

проведения

разных

типов

экскурсий

.

3)

Занятия

в

кружке

помогут

каждому

проявить

свои

творческие

способности

.

4)

Кружковые

занятия

должны

сформировать

активную

гражданскую

позицию

,

пробудить

чувство

любви

и

ответственности

к

Родине

и

ее

истории

.

Раздел

2

2.1

Календарный

учебный

график

В

своей

деятельности

МБОУ

«

Пычасская

СОШ

»

руководствуется

Конституцией

Российской

Федерации

и

Удмуртской

Республики

,

федеральными

и

региональными

законами

,

указами

и

распоряжениями

Президента

РФ

и

Главы

УР

,

постановлениями

и

распоряжениями

Правительства

РФ

и

УР

;

приказами

государственного

и

регионального

органа

,

осуществляющего

управление

в

сфере

образования

,

муниципальными

правовыми

актами

Администрации

МО

«

Можгинский

район

»,

а

также

Уставом

и

локальными

и

нормативными

актами

.

Продолжительность

учебного

года

в

2018-2019

уч

.

г

.

Учреждение

работает

в

течение

учебного

года

:

Учебное

время

–1

сентября

2018

года

-31

мая

2019

года

(36

недель

)

Нерабочие

праздничные

дни

:

в

2018

году

– 4

ноября

;

в

2017

году

– 01-09

января

;

23

февраля

; 08

марта

; 01, 09

мая

;

Осенние

и

весенние

каникулы

:

реализация

дополнительных

общеобразовательных

общеразвивающих

программ

.

Летние

каникулы

– 01

июня

– 31

августа

2019

г

.(13

недель

):

Регламент

образовательного

процесса

Продолжительность

учебной

недели

составляет

5

дней

.

Продолжительность

занятий

Режим

работы

Учреждения

разработан

на

основе

СанПиН

2.4.4.3172-14

«

Санитарно

-

эпидемиологических

требований

к

устройству

,

содержанию

и

организации

режима

работы

образовательных

организаций

дополнительного

образования

детей

»,

правил

внутреннего

распорядка

.

Занятия

проводятся

по

расписанию

,

утвержденному

приказом

учреждения

.

Продолжительность

занятий

в

группах

:

40

мин

(

в

группах

с

детьми

с

ОВЗ

);

45

минут

(

в

группах

с

детьми

от

7

лет

и

старше

);

перерыв

между

занятиями

составляет

- 10

минут

.

Число

и

продолжительность

занятий

в

день

устанавливается

в

соответствии

с

Приложением

3

СанПиН

2.4.4.3172-14.

Наполняемость

групп

:

Количество

детей

в

группах

может

составлять

не

менее

15

человек

.

2.2

Условия

реализации

программы

следующие

:

1)

Ориентирована

на

учащихся

8-11

классов

.

2)

Рассчитана

на

2

года

обучения

.

Занятия

проводятся

по

3

часа

в

неделю

– 108

часов

в

год

,

с

учетом

того

,

что

в

году

36

учебных

недель

.

3)

Наполняемость

группы

– 10-15

человек

.

2.3

Формы

аттестации

Проведение

различных

мероприятий

на

базе

школьного

музея

.

Участие

учащихся

в

районных

,

городских

конкурсах

,

конференциях

,

чтениях

и

других

мероприятиях

.

Отзывы

классных

руководителей

,

родителей

,

педагогического

коллектива

,

администрации

школы

.

Основными

формами

подведения

итогов

работы

кружка

являются

1)

Самоанализ

учащимися

деятельности

кружка

в

виде

анкет

,

эссе

и

пр

.

2)

Итоги

участия

в

различных

конкурсах

.

3)

В

конце

учебного

курса

проводится

итоговая

письменная

работа

в

форме

конкурса

музееведов

по

основным

темам

программы

.

2.4

Оценочные

материалы

приложение

1

2.5

МЕТОДИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ТРАДИЦИОННЫЕ

И

ЗАИМСТВОВАННЫЕ

МЕТОДИКИ

:

Вансалова

Е

.

Г

.

Путешествие

в

предметный

мир

//

Советский

музей

. – 1983. -

1.

Панкратова

Т

.

Н

.,

Чумалова

Т

.

В

.

Занятия

и

сценарии

с

элементами

музейной

педагогики

. –

М

., 2002

Пинский

А

.

А

.

К

новой

парадигме

в

образовании

. –

М

., 1996.

Решетников

Н

.

И

.

Музейная

педагогика

как

теоретическая

проблема

. –

М

., 1991.

Юхневич

М

.

Ю

.

Я

поведу

тебя

в

музей

.

Учебное

пособие

по

музейной

педагогике

. –

М

., 2001.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

РАЗРАБОТКИ

:

1.

Образцы

поэтапной

разработки

экскурсии

2.

Демонстративные

разработки

мультимедийных

презентаций

для

проведенных

в

музее

экскурсий

.

3.

Конспекты

по

теоретическому

материалу

4.

Наглядные

пособия

(

инвентарные

карточки

экспонатов

,

книга

учета

фонда

и

пр

.)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ

МАТЕРИАЛЫ

:

1.

Видеозаписи

прошедших

музейных

экскурсий

2.

Аудио

и

видеозаписи

для

анализа

работы

экскурсоводов

.

3.

Мультимедийные

авторские

материалы

по

основным

темам

курса

.

4.

Документальные

фильмы

по

военной

тематике

: « 22

июня

1941

года

», «

Битва

за

Берлин

», «

Ленинградская

блокада

».

РАЗРАБОТКИ

ДЛЯ

ОРГАНИЗАЦИИ

КОНТРОЛЯ

И

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

ОБУЧЕНИЯ

:

1.

Тест

для

конкурса

музееведов

.

2.

Тетрадь

с

зафиксированными

успехами

учащихся

по

разным

направлениям

деятельности

в

рамках

кружка

.

3.

Анкеты

и

эссе

.

МАТЕРИАЛЬНО

-

ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

:

1.

Помещение

музея

школы

.

2.

Аудио

и

видео

средства

.

3.

Мультимедийная

аппаратура

.

ЛИТЕРАТУРА

СПИСОК

ЛИТЕРАТУРЫ

ДЛЯ

ПЕДАГОГА

:

Будылин

И

.

Экскурсовод

кто

он

? //

Советский

музей

. – 1990.

2.

Гнедовский

М

.

Б

.

Музейная

аудитория

//

Советский

музей

. – 1986. -

4.

Лихтварк

А

.

Музеи

как

образовательные

и

воспитательные

учреждения

//

Образовательные

и

воспитательные

задачи

современного

музея

/

Под

ред

.

Л

.

Г

.

Оршанского

. –

СПб

., 1914.

Медведева

Е

.

Б

.,

Юхневич

М

.

Ю

.

Музейная

педагогика

как

новая

научная

дисциплина

//

Ориентиры

культурной

политики

. -

М

., 2007.

Попова

Е

.,

Литвак

М

.

Советы

начинающим

экскурсоводам

//

Советский

музей

.

– 1992.

1

Рева

Н

.

Д

.

Методика

экскурсионной

работы

с

детьми

младшего

школьного

возраста

в

художественном

музее

.

Методические

рекомендации

. –

СПб

., 2008.

Музейная

педагогика

в

школе

/

Под

ред

.

Н

.

Д

.

Ревы

. –

СПб

., 1994.

Юхневич

М

.

Ю

.

Педагогические

,

школьные

и

детские

музеи

дореволюционной

России

.

Методическое

пособие

. –

М

., 1990.

Юхневич

М

.

Ю

.

Я

поведу

тебя

в

музей

.

Учебное

пособие

по

музейной

педагогике

. –

М

., 2001.

СПИСОК

ЛИТЕРАТУРЫ

ДЛЯ

ВОСПИТАННИКОВ

:

Анциферов

Н

.

П

.

Душа

Петербурга

. –

Л

., 2006.

Гнедовский

М

.

Б

.

Музейная

аудитория

//

Советский

музей

. – 1986. -

4.

Завьялова

А

.

Г

.

Наш

школьный

музей

. –

М

., 1997.

Попова

Е

.,

Литвак

М

.

Советы

начинающим

экскурсоводам

//

Советский

музей

.

– 1992

1.

Словарь

основных

музейных

терминов

. –

Хабаровск

, 2008.

Этический

кодекс

ИКОМ

для

музеев

. –

М

., 2003.

Музееведение

.

На

пути

к

музею

XXI

в

. –

М

., 1989.

Приложение

1

МИР

МУЗЕЕВ

2.

Теория

.

Экскурс

в

историю

:

Музей

как

социокультурное

явление

.

Дефиниция

понятия

«

музей

», «

экспонат

»

3.

Практика

.

Беседа

на

тему

:

Самые

известные

музеи

мира

.

4.

Практика

.

Маркетинговая

работа

современных

отечественных

музеев

.

Цели

и

проблемы

.

5.

Теория

.

Из

истории

музеев

России

с

момента

их

зарождения

и

до

21

века

.

6.

Практика

.

Выступления

учащихся

с

сообщениями

о

необычных

музеях

мира

.

Обсуждение

на

тему

: «

Какие

музеи

являются

наиболее

интересными

современному

человеку

».

МУЗЕЙНАЯ

ПЕДАГОГИКА

7.

Практика

.

Что

такое

культурное

наследие

.

Какова

роль

музеев

как

центров

культурного

наследия

.

8.

Теория

.

Экскурс

в

музейную

педагогику

Германии

.

А

.

Лихтварк

как

основоположник

идеи

об

образовательном

назначении

музея

.

9.

Теория

.

Дефиниция

понятия

«

музейная

педагогика

»

в

России

.

Проблемы

современной

музейной

педагогики

.

Представление

крупнейшего

центра

музейной

педагогики

и

детского

центра

творчества

Государственного

Русского

музея

.

10.

Теория

.

Музей

и

школа

особенности

взаимодействия

в

разные

эпохи

.

11-12.

Практика

.

Дискурс

на

тему

: «

Роль

музея

в

современной

школе

».

Обсуждение

результатов

проведенного

учащимися

социологического

опроса

в

школе

о

значении

музея

в

школе

.

ПЯТЬ

КОНЦЕПЦИЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОТЕЧЕСТВЕННЫХ

МУЗЕЕВ

13.

Теория

.

Экскурс

в

историю

развития

деятельности

отечественных

музеев

:

1880-1920

годы

формирование

образовательной

концепции

музея

.

Культурно

-

просветительская

деятельность

музеев

. 1920-1950

годы

-

политико

-

просветительская

концепция

музея

. 1960-1985

годы

-

научно

-

просветительская

концепция

музея

.

14.

Теория

. 1985-2010

годы

коммуникативная

модель

музея

.

Культурно

-

образовательная

деятельность

музея

.

15.

Практика

.

Дискурс

на

тему

: «

Выполнение

школьным

музеем

коммуникативной

функции

».

ЭКСКУРСИОННАЯ

РАБОТА

МУЗЕЯ

16.

Теория

.

Экскурс

в

историю

экскурсионного

движения

в

России

.

Эрмитажный

кружок

.

Дефиниция

понятий

«

экскурсия

», «

экскурсовод

».

17.

Практика

.

Презентация

,

подготовленная

учащимися

,

об

известных

экскурсионистах

России

.

18.

Теория

.

Особенности

музейной

экскурсии

.

Экскурсия

как

особый

коммуникативный

процесс

.

Классификация

экскурсий

по

профилю

,

по

ширине

охвата

(

обзорная

,

тематическая

экскурсии

),

по

целевой

направленности

и

составу

группы

экскурсантов

.

19.

Теория

.

Основные

методики

разработки

музейной

экскурсии

:

экскурсионные

приемы

,

цитирование

в

экскурсии

,

поэтические

фрагменты

экскурсии

.

Взаимосвязь

показа

,

рассказа

,

беседы

.

20.

Практика

.

Анализ

текста

некорректной

экскурсионной

разработки

музейной

экскурсии

.

21.

Теория

.

Методика

построения

и

оформления

экскурсии

:

Вступительная

беседа

,

основная

часть

,

заключительная

беседа

.

22.

Практика

.

Обсуждение

на

тему

«

Использование

технических

средств

в

экскурсионной

работе

в

музейном

пространстве

».

ПРОФЕССИЯ

-

ЭКСКУРСОВОД

23.

Теория

.

Профессия

экскурсовод

.

Экскурс

в

историю

.

Специфика

работы

в

России

и

Санкт

-

Петербурге

.

24.

Практика

.

Дискурс

на

тему

:

Место

профессии

экскурсовода

в

современном

российском

социуме

.

25.

Теория

.

Профессиональное

мастерство

экскурсовода

.

Дресс

-

код

,

стиль

поведения

и

манеры

экскурсовода

.

Комментирование

фрагмента

рассказа

Натальи

Толстой

«

Свободный

день

»

о

женщине

-

экскурсоводе

.

26.

Практика

.

Просмотр

видеофрагмента

или

прослушивание

аудиозаписи

экскурсий

нескольких

экскурсоводов

,

анализ

допущенных

ошибок

и

недочетов

.

27.

Теория

.

Культура

речи

экскурсовода

важнейшее

профессиональное

качество

.

28.

Практика

.

Культура

речи

экскурсовода

.

Паралингвистические

средства

в

работе

экскурсовода

.

29.

Практика

.

Психологические

методики

,

необходимые

экскурсоводу

.

Роль

темперамента

в

работе

экскурсовода

.

ЭКСКУРСОВОД

И

ЕГО

АУДИТОРИЯ

30.

Теория

.

Экскурс

в

историю

:

музейная

аудитория

России

.

31.

Практика

.

Экскурсовод

и

аудитория

.

Классификация

аудитории

по

возрасту

,

образовательному

уровню

,

профессиональной

принадлежности

,

полу

,

месту

жительства

.

32.

Теория

.

Работа

музея

с

учащимися

:

младшие

школьники

,

школьники

средних

и

старших

классов

.

Методики

экскурсии

в

зависимости

от

типа

мышления

экскурсантов

:

наглядно

-

чувственное

и

абстрактно

-

логическое

мышление

.

33.

Практика

.

Специфика

восприятия

музейной

экскурсии

различными

категориями

экскурсантов

.

Психо

-

эмоциональный

контакт

между

экскурсоводом

и

группой

,

методы

его

установления

и

поддержания

.

34.

Практика

.

Экскурсия

как

форма

общения

.

Активность

экскурсантов

как

показатель

эффективности

экскурсии

.

Заинтересованность

и

ее

проявление

.

Специальные

приемы

привлечения

внимания

.

35.

Практика

.

Круглый

стол

на

тему

: «

Роль

экскурсионной

работы

в

развитии

личности

.

Экскурсионная

работа

и

патриотическое

воспитание

.

Экскурсионная

работа

и

эстетическое

воспитание

».

36 -37.

Мастер

-

класс

экскурсионной

работы

в

городском

музее

.

ДРУГИЕ

ВИДЫ

КУЛЬТУРНО

-

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МУЗЕЯ

38.

Теория

.

Другие

формы

культурно

-

образовательной

деятельности

в

музеях

.

Особенности

лекции

,

историко

-

патриотической

игры

,

встречи

с

интересным

человеком

,

конкурсов

и

викторин

,

круглых

столов

и

конференций

,

литературного

вечера

и

других

форм

деятельности

.

39.

Практика

.

Коллективная

разработка

плана

историко

-

патриотической

игры

для

учащихся

школы

.

40.

Практика

.

Работа

над

заданиями

историко

-

патриотической

игры

.

41.

Практика

.

Корректировка

и

репетиция

историко

-

патриотической

игры

.

42 - 43.

Проведение

историко

-

патриотической

игры

для

учащихся

школы

.

44.

Практика

.

Дискурс

на

тему

: «

Каким

вы

себе

представляете

музей

в

конце

XXI

века

.

РАБОТА

С

ФОНДОМ

МУЗЕЯ

45.

Практика

.

Что

такое

музейный

экспонат

.

Информативность

,

знаковость

,

эмоциональная

насыщенность

музейного

предмета

.

46.

Теория

.

Фонд

музея

.

Дефиниция

понятий

«

акт

приема

экспоната

»,

«

основной

фонд

», «

вспомогательный

фонд

», «

учетная

карточка

экспоната

»,

«

шифр

», «

коллекционная

опись

».

47.

Практика

.

Почему

вещи

попадают

в

музей

.

Заполнение

таблицы

Предмет

и

причины

его

музеефикации

.

48.

Практика

.

Подлинник

и

копия

.

Их

место

в

музее

.

49.

Теория

.

Знакомство

с

правилами

учета

,

хранения

,

научного

описания

музейных

предметов

.

50.

Практическое

занятие

по

ведению

учета

музейного

фонда

.

ЭКСПОЗИЦИОННАЯ

РАБОТА

МУЗЕЯ

51.

Теория

.

Особенности

и

правила

экспозиции

музея

.

Тематико

-

экспозиционный

план

школьного

музея

.

52.

Теория

.

Формы

оформительской

работы

в

музее

.

Правила

оформления

временных

стендов

,

мультимедийного

сопровождения

культурно

-

образовательных

мероприятий

.

53.

Практическое

занятие

по

оформительской

работе

.

По

выбору

учителя

:

работа

над

оформлением

брошюры

музея

,

книги

Памяти

,

временного

стенда

и

пр

.

54.

Практическое

занятие

по

оформительской

работе

.

Продолжение

работы

.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

БАЗОВЫЙ

УЧЕБНЫЙ

МОДУЛЬ

55.

Практика

.

Подготовка

к

школьному

туру

конкурса

музееведов

.

56.

Проведение

школьного

тура

конкурса

музееведов

.

57.

Теория

.

Экскурс

в

историю

отечественных

школьных

музеев

.

58.

Проведение

круглого

стола

на

тему

«

Музей

нужен

для

сохранения

памяти

о

прошлом

или

еще

для

достойного

будущего

народа

59.

Теория

.

Нормативно

-

правовая

база

школьных

музеев

.

60-61.

Экскурсия

в

городской

музей

.

62.

Итоговое

занятие

.

Подведение

итогов

обучения

.

Награждение

лучших

экскурсоводов

и

победителей

конкурса

музееведов

.

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ

УЧЕБНЫЙ

МОДУЛЬ

В

связи

с

планированием

курса

на

2

учебных

года

программа

специализированного

учебного

модуля

выполняется

учащимися

2

раза

.

Меняются

темы

экскурсий

,

план

работы

и

количество

часов

остается

неизменным

.

Таким

образом

,

специализированный

учебный

модуль

курса

рассчитан

на

108

часов

,

что

составляет

более

50%

времени

обучения

.

РАЗРАБОТКА

ОБЗОРНОЙ

ЭКСКУРСИИ

ПО

ШКОЛЬНОМУ

МУЗЕЮ

1.

Теория

.

Разработка

обзорной

экскурсии

по

школьному

музею

.

Тема

,

цель

,

задачи

экскурсии

.

2.

Практика

.

Содержание

экскурсии

.

Методическая

разработка

экскурсии

.

Показ

:

задачи

,

последовательность

,

техника

.

3.

Практика

.

Работа

со

вступительной

и

основной

частями

экскурсии

.

4.

Практика

.

Корректирование

и

анализ

допущенных

учащимися

ошибок

при

написании

текста

экскурсии

.

Работа

с

заключительной

частью

экскурсии

.

5.

Практика

.

Логические

переходы

в

обзорной

экскурсии

.

Методические

моменты

.

Сопутствующее

оформление

:

аудиофрагменты

,

мультимедийная

презентация

.

6.

Репетиция

.

7.

Проведение

обзорной

экскурсии

.

(

В

учебно

-

тематическом

плане

запланирована

1

экскурсия

,

однако

,

количество

увеличивается

в

зависимости

от

количества

классов

или

гостей

школы

).

8.

Анализ

проведенных

экскурсий

с

разбором

типичных

ошибок

и

недочетов

в

работе

.

РАЗРАБОТКА

ТЕМАТИЧЕСКОЙ

ЭКСКУРСИИ

КО

ДНЮ

ОСВОБОЖДЕНИЯ

ЛЕНИНГРАДА

ОТ

ФАШИСТСКОЙ

БЛОКАДЫ

9.

-10.

Теория

.

Просмотр

и

обсуждение

документального

фильма

о

блокаде

.

(

Например

, «

Ленинградская

блокада

»)

11.

Теория

.

Разработка

тематической

экскурсии

ко

дню

снятия

блокады

Ленинграда

.

Тема

,

цель

,

задачи

экскурсии

.

12.

Практика

.

Содержание

экскурсии

.

Методическая

разработка

экскурсии

.

Показ

:

задачи

,

последовательность

,

техника

.

13.

Практика

.

Работа

со

вступительной

и

основной

частями

экскурсии

.

14.

Практика

.

Работа

с

основной

частью

экскурсии

.

15.

Практика

.

Корректирование

и

анализ

допущенных

учащимися

ошибок

при

написании

текста

экскурсии

.

Работа

с

заключительной

частью

экскурсии

.

16.

Практика

.

Логические

переходы

в

тематической

экскурсии

.

Методические

моменты

.

Сопутствующее

оформление

:

аудиофрагменты

,

мультимедийная

презентация

.

17.

Репетиция

.

18.

Проведение

тематической

экскурсии

. (

В

учебно

-

тематическом

плане

запланирована

1

экскурсия

,

однако

,

количество

увеличивается

в

зависимости

от

количества

классов

или

гостей

школы

).

19.

Анализ

проведенных

экскурсий

с

разбором

типичных

ошибок

и

недочетов

в

работе

.

РАЗРАБОТКА

ТЕМАТИЧЕСКОЙ

ЭКСКУРСИИ

КО

ДНЮ

ПОБЕДЫ

20-21.

Теория

.

Просмотр

и

обсуждение

документального

фильма

о

войне

.

(

Например

, « 22

июня

1941

года

», «

Битва

за

Берлин

»

и

др

.)

22.

Теория

.

Разработка

тематической

экскурсии

ко

дню

Победы

.

Тема

,

цель

,

задачи

экскурсии

.

23.

Практика

.

Содержание

экскурсии

.

Методическая

разработка

экскурсии

.

Показ

:

задачи

,

последовательность

,

техника

.

24.

Практика

.

Работа

со

вступительной

и

основной

частями

экскурсии

.

25.

Практика

.

Работа

с

основной

частью

экскурсии

.

26.

Практика

.

Корректирование

и

анализ

допущенных

учащимися

ошибок

при

написании

текста

экскурсии

.

Работа

с

заключительной

частью

экскурсии

.

27.

Практика

.

Логические

переходы

в

тематической

экскурсии

.

Методические

моменты

.

Сопутствующее

оформление

:

аудиофрагменты

,

мультимедийная

презентация

.

28.

Репетиция

.

29.

Проведение

тематической

экскурсии

. (

В

учебно

-

тематическом

плане

запланирована

1

экскурсия

,

однако

,

количество

увеличивается

в

зависимости

от

количества

классов

или

гостей

школы

).

30.

Анализ

проведенных

экскурсий

с

разбором

типичных

ошибок

и

недочетов

в

работе

.

РАЗРАБОТКА

ЭКСКУРСИИ

ПО

ГЛАВНОЙ

ТЕМАТИКЕ

ШКОЛЬНОГО

МУЗЕЯ

31.

Теория

.

Разработка

цикловой

экскурсии

по

главной

тематике

школьного

музея

.

Тема

,

цель

,

задачи

экскурсии

.

32.

Практика

.

Содержание

,

последовательность

,

техника

.

экскурсии

.

Методическая

разработка

экскурсии

.

Показ

:

задачи

,

последовательность

,

техника

.

33.

Практика

.

Работа

со

вступительной

и

основной

частями

экскурсии

.

34.

Практика

.

Работа

с

основной

частью

экскурсии

.

35.

Практика

.

Корректирование

и

анализ

допущенных

учащимися

ошибок

при

написании

текста

экскурсии

.

Работа

с

заключительной

частью

экскурсии

.

36.

Практика

.

Логические

переходы

в

экскурсии

.

Методические

моменты

.

Сопутствующее

оформление

:

аудиофрагменты

,

мультимедийная

презентация

.

37.

Репетиция

.

38.

Проведение

экскурсии

. (

В

учебно

-

тематическом

плане

запланирована

1

экскурсия

,

однако

,

количество

увеличивается

в

зависимости

от

количества

классов

или

гостей

школы

).

39.

Анализ

проведенных

экскурсий

с

разбором

типичных

ошибок

и

недочетов

в

работе

.



В раздел образования