Автор: Попова Валентина Петровна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ №67
Населённый пункт: г. Киров
Наименование материала: Статья
Тема: Использование новых информационных технологий на логопедических занятиях
Раздел: дошкольное образование
Использование новых информационных технологий на логопедических
занятиях.
С целью оптимизации коррекционного процесса, для осуществления качественной
индивидуализации обучения детей, роста мотивации, заинтересованности детей в
занятиях в современных условиях применяются новые технологии с использованием
компьютера, и специальных компьютерных развивающих, коррекционных программ.
Существует множество речевых нарушений и способов их коррекции, но в работе
логопеда всегда найдётся место для использования компьютерных программ, что
позволит чрезвычайно повысить эффективность и динамичность всего коррекционно-
образовательного процесса.
Занятие на компьютере и для самого ребёнка создаёт более комфортные условия для
успешного выполнения упражнений:
1.
Обеспечивает занимательную для ребёнка форму проведения занятий.
2.
Ребёнок учится говорить правильно, стремится исправить увиденную ошибку,
ориентируясь на привлекательную графику.
3.
Во время логопедических занятий с использованием компьютерной программы у
детей исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного
повторения определённых звуков, слогов. Появляется уверенность в своих силах
и желание научиться говорить правильно.
4.
Дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность.
5.
Повышается мотивация в трудной работе над произношением. Дети учатся
оценивать свои достижения в речи, сопоставлять своё произношение с эталоном,
лучше усваивают изучаемый материал.
Компьютер позволяет сделать занятие более интересным и динамичным,
помогает «погрузить» ребёнка в предмет изучения, создать на занятии иллюзию
соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействовать
становлению объёмных и ярких представлений.
Признавая, что компьютер – мощное средство для интеллектуального развития
детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных
целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации, как самих
занятий, так и режима в целом. В связи с тем, что рекомендуемое время занятий с
использованием компьютера для дошкольников составляет 5-10 минут, то
оптимальным является его использование в качестве одного из этапов занятия.
Мультимедийные презентации, соответствующие лексическим темам, вызывают
у детей живой интерес, помогают усвоить материал занятия.
На индивидуальных занятиях используются сборники логопедических игр и
упражнений. Данные сборники – это подборка анимированных считалок, загадок,
потешек, чистоговорок, скороговорок, предназначенных для автоматизации
ставящегося звука в словах и предложениях. Материал помогает развитию
фонематического слуха, развитию слоговой структуры слова, развитию
грамматического строя речи, расширить представление ребёнка об окружающем
мире, обогатить словарный запас, способствует развитию связной речи и
автоматизации поставленных звуков.
Лексический материал каждого слайда можно представить в различных видах
речевой деятельности, от простых к более сложным:
- произнесение изолированного звука;
- называние предмета, изображённого на картинке;
- чтение (произнесение) слова с заданным звуком;
- составление вопросов и ответов по картинке.
Весёлые игры для развития речи и слуха любят все дети. Они с удовольствием
выбирают себе «напарника», который воспроизводит речевой материал и
повторяют за ним.
Итак, роль информационных инноваций в работе с дошкольниками велика. Во-
первых, они дают возможности педагогам для реализации различных подходов к
построению единого образовательного пространства, не сковывают творческой
инициативы и педагогов и детей. Во-вторых, помогают заинтересовать,
активизировать детей не только в познавательном, но и в речевом плане, что
очень важно.
Компьтерные технологии не заменяют традиционных игр и занятий, а
дополняют их, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.