Автор: Тимерова Гузель Рустемовна
Должность: воспитатель ГПД
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №1 имени Ч.Т. Айтматова г. Кукмор"
Населённый пункт: Республика Татарстан Кукморский район
Наименование материала: Статья
Тема: Организация и проведение работ в уголке живой природы с учащимися начальной школы
Раздел: начальное образование
1
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ РАБОТ В УГОЛКЕ ЖИВОЙ
ПРИРОДЫ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Нуриева А.Р.
старший преподаватель,
Елабужский институт ФГАОУ ВО
«Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Елабуга, Россия
Тимерова Г.Р.
студент,
Елабужский институт ФГАОУ ВО
«Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Елабуга, Россия
Аннотация.
В статье рассмотрены особенности организации и проведения работ в
уголке живой природы с младшим школьниками. В статье опубликована
информация о содержании и объектах живого уголка; описаны те условия, в
которых
должны
содержаться
растения
и
животные.
Отмечена
роль
наблюдений за живыми объектами уголка природы и
роль педагога в
правильной организации работ в живом уголке.
Ключевые слова.
Живой уголок, экологическое воспитание, уголок
природы, бережное отношение к животным и растениям, живая природа,
наблюдения за животными и растениями, забота о природе.
Школа принимает активное участие в воспитании личности школьника, в
формировании зрелой, нравственно и духовно обогащенной личности. Одно из
форм воспитательной работы с учащимися начальной школы – организация и
проведение работ в уголке живой природы. Уголок живой природы – это
неотъемлемая часть кабинета начальной школы, так как способствует
воспитанию экологических знаний и формированию экологического сознания;
формирует прочные знания о животном и растительном мире, развивает
познавательный интерес к природе, способствует формированию практических
2
навыков заботливого отношения к живым объектам природы, развивает
эмоциональную отзывчивость, умение сочувствовать.
Общаясь с объектами живого уголка, младшие школьники учатся
осознанно и ответственно относиться к ресурсам природы, учатся бережному
отношению к животным и растениям. Общаясь с животными и растениями
уголка живой природы, ребенок становится чище, добрее, мягче. В нем
пробуждаются самые лучшие человеческие качества: гуманность, доброта,
забота. Природа активно влияет на чувства и разум ребенка, развивает его
восприятие, эмоциональность. Живой уголок способствует тому, что учащиеся
вовлекаются в непосредственное общение с живой природой, в реальную
практическую деятельность по изучению растительного и животного мира и
охране окружающей среды [5].
Идея создания живого уголка природы принадлежит А. Я. Герду, где он
предложил проводить наблюдения, эксперименты и практические работы [3].
Н. М. Верзилин и В. М. Корсунская отметили, что уголок живой природы – это
место для исследовательской деятельности учащихся и развития у них
познавательных интересов [2]. Б.Е. Райкова отметил, что живой уголок
природы создается в воспитательных целях при непосредственном участии
самих учащихся; живой уголок создается не для учащихся, а ими самими [6].
Для эффективной организации и проведении работ в уголке живой
природы учитель должен руководствоваться основными педагогическими
требованиями. Уголок живой природы должен отвечать нормам и требованиям
по содержанию, уходу животных и выращивания растений.
Он должен хорошо
освещаться, его рекомендуется размещать на уровне учатся, чтобы объекты
хорошо просматривались и были доступны для ухода.
Уголок природы должен
содержаться в чистоте и порядке, своевременная подкормка обитателей и
поливка растений обязательно 1-2 раза в неделю.
Живые объекты уголка
природы
должны
быть
размещены
в
соответствии
с
биологическими
особенностями и потребностями, их размещение должно соответствовать
3
санитарно-гигиеническим и биологическим нормам. Растения и животных
размещают с учетом их требований к свету, теплу, влаге и почве [3].
В
уголке
живой
природы
размещаются
комнатные
растения,
дикорастущие травяные растения, культурные, выращиваемые из семян,
корней, клубней и луковиц; ветки деревьев и кустарников. Из животных это
разные рыбки, черепахи, улитки, насекомые, ящерицы, попугаи, маленькие
птицы, хомячки, крысы, еж. Содержание животных в уголке живой природы
требует соблюдения санитарно-гигиенических правил, поэтому нельзя при-
носить в школу случайных животных [1].
Для создания нормальных условий животным в уголке живой природы
необходимо соблюдать самые элементарные правила: проводить тщательную
уборку помещений; в уголке живой природы должны находиться только лица,
имеющие отношение к их уходу и выращиванию; с целью обеспечения техники
безопасности на окнах в уголке живой природы должна быть металлическая
сетка; в помещении должна быть вода; форточки необходимо ежедневно
открывать для проветривания; растения и животные должны периодически
дезинфицироваться. Санитарной обработке подвергаются клетки, вольеры,
инвентарь [4].
Для эффективной организации работ в уголке природы с младшими
школьниками необходимо организовывать и проводить систематические
наблюдения
за
растениями
и
животными,
организовывать
совместную
деятельность учащихся с педагогом для осуществления взаимодействия детей с
животными и растениями, а также по уходу и заботливого отношения к ним.
Детям нравится рассматривать, ухаживать, анализировать поведение домашних
питомцев, рыбок, морских свинок, хомячков. Такая деятельность способствует
выражению положительных эмоций, любви к живой природе, добрых чувств,
эмоционального отклика и отзывчивости, кроме того, развивается желание
детей заботиться о живых объектах природы [6].
Наблюдения за пресмыкающимися, рыбами, земноводными, птицами,
грызунами приводит младших школьников к пониманию, что в природе все
4
взаимосвязано. В процессе наблюдений в уголке живой природы, учащиеся
наглядно видят, как растут и развиваются растения и животные, как
изменяются изо дня в день [1].
Правильная организация работы в живом уголке природы осуществляется
в совместной деятельности учащихся и педагога, где они все месте под
руководством педагога ухаживают и заботятся за растениями и животными.
Работа в уголке природы предполагает освоение учащимися трудовыми
умениями и практическими навыками по подкормке рыбок, морских свинок,
черепах, попугаев и других животных; по рыхлению, поливу, посадке и
пересадке растений; по чистке аквариума, клеток для животных [3].
Экспериментальное исследование организации и проведения работ в
уголке живой природы с младшими школьниками, которое проходило на базе
Муниципального
бюджетного
общеобразовательного
учреждения
«Туембашская основная школа» Кукморского муниципального Республики
Татарстан показало, что большая часть учащихся считают, что живой уголок
нужен в школе и они бы хотели участвовать в уходе за растениями и
животными. Однако, как нужно помогать и каким образом ухаживать за ними
знают не все школьники. Учащиеся хотят ухаживать за растениями, но
правильно и последовательно это сделать им не удалось: многие просто полили
цветы и все, забыв их порыхлить, убрать сухие листья и вытереть пыль с них.
Это свидетельствует о недостаточном уровне сформированности у младших
школьников знаний и навыков ухода за животными и растениями живого
уголка природы.
Поэтому была проведена обширная и содержательная педагогическая
работа,
где
учащиеся
проводили
наблюдения
и
осуществляли
непосредственный контакт с живыми обитателями уголка природы. В конце
экспериментальной работы наблюдается динамика развития знаний и умений
учащихся
проводить
работы
в
уголке
живой
природы.
У
учащихся
сформированы практические навыки заботливого и бережного отношения к
природе, они показали свои умения ухаживать за растениями и животными.
5
Таким образом, уголок живой природы это одна из форм организации
воспитательной работы и экологического просвещения учащихся. Это объект
наблюдений за объектами живой природы и заботы о них; это место
осуществления
исследовательской
деятельности
и
реализации
своего
творческого потенциала. Живой уголок способствует развитию познавательных
интересов, накоплению экологических знаний и представлений о внешнем
строении,
образе
жизни
и
условиях
обитания
растений
и
животных.
Содержание
уголка
живой
природы
должно
соответствовать
учебно-
воспитательным
задачам
курса
природоведения,
естествознания
или
окружающего
мира.
Организация
живого
уголка
природы
должно
соответствовать определенным педагогическим и гигиеническим требованиям,
как к его расположению и оборудованию, так и к его обитателям.
Библиографический список:
1. Быков, Б.Б. Зоологический живой уголок в школе. Организация и
оборудование / Б.Б. Быков. – СПб: Питер, 2016. – 95 с.
2. Верзилин, Н.М. Внеклассная работа по ботанике /Н.М. Верзилин. –
СПб: Питер, 2010. – 152 с.
3. Гусев, В. Г. Живой уголок: Птицы; Звери – обитатели живых уголков;
Террариум и его обитатели / В.Г. Гусев. – М.: Юрайт. – 176 с.
4. Данкова, Р.Е. Живой уголок / Р.Е. Данкова. – М.: Оникс-ЛИТ, 2011. –
241 c.
5. Зубарева, З.Н. Уголок живой природы в начальной школе: пособие для
учителя начальной школы / З.Н. Зубарева. – М.: Академия, 2016. – 128 с.
6. Исаева, Е.В. Роль наблюдений за животными и растениями при
изучении родной природы младшими школьниками: / Е.В. Исаева // Начальная
школа. – 2011. – №1. – С. 38-41.
6