Автор: Давлетшина Людмила Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ города Нижневартовска Детский Сад №4 "Сказка"
Населённый пункт: город Нижневартовск ХМАО-ЮГРЫ
Наименование материала: (проект с участием родителей)
Тема: "Моя семья - моё богатство"
Раздел: дошкольное образование
(проект с участием родителей)
Проект "Моя семья - моё богатство"
(для группы детей старшего дошкольного возраста)
Выполнила: Давлетшина Л.М.,
воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска
ДС №4 «Сказка»
Пояснительная записка
В последние годы очень актуальной является задача объединения усилий
детского сада и семьи.
В ФГОС ДО одной из задач, стоит задача "объединение обучения и
воспитания
в
целостный
образовательный
процесс
на
основе
духовно-
нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества" (гл.I п.1.6).
Семья и детский сад несомненно дают ребенку определенный социальный
опыт, но только лишь при активном взаимодействии друг с другом они могут
создать наилучшие условия для социализации ребенка в окружающем мире.
формирования его духовных и нравственных качеств.
К сожалению, на протяжении многих лет возникла острая проблема -
утрачивание исторической преемственности поколений в семье. Беседы с детьми
показали, что многие дети затрудняются в назывании отчества своих родителей,
не знают имен бабушек и дедушек, где они живут, кем работают. Не знают
понятие родословная семьи, род. Между тем опыт прабабушек, прадедушек
является мостиком в преемственности поколений и неоспоримым источником
духовно-нравственного воспитания детей.
Мною представлен проект для группы детей старшего дошкольного возраста
"Моя семья – моё богатство"
Цель
проекта:
формирование
духовно-нравственных
качеств
личности
ребенка посредством приобщения его к культуре и традициям своей семьи.
Задачи:
1.
Обогатить знания детей о своей семье, об традициях своей семьи, дать
представление о том. что в семье уважают друг друга и заботятся друг
о друге, формировать представления о понятиях "родословная",
"генеалогическое дерево семьи".
2.
Воспитывать бережное, заботливое отношение к членам своей семьи.
3.
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную
деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Новизна:
заключается в выработке новых стратегических подходов по
приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с
семьёй по патриотическому воспитанию ребенка в условиях детского сада.
Совместная
исследовательская
деятельность
дошкольников,
родителей
и
педагогов по изучению истории семьи и рода способствует формированию
патриотизма, толерантности, культурно - ценностных ориентаций, духовно -
нравственному развитию.
Участники
проекта:
воспитатели,
дети
старшей
группы,
родители.
музыкальный руководитель. инструктор по физической культуре.
Ожидаемый результат:
После реализации проекта "Моя семья - моё богатство» повысится уровень
представлений
детей
о
семье,
семейных
традициях,
родословной
семьи.
увеличится количество родителей, принимающих активное участие в жизни
группы и детского сада.
Этапы реализации проекта
I этап –Подготовительный
- беседы с детьми о семье, с целью выявит уровень их представлений;
- проведение анкетирования родителей о знаниях их традиций и истории своей
семьи;
- постановка целей и составление плана работы по проекту;
- пополнение предметно-пространственной развивающей среды группы.
II этап. Практический
- оформление памяток и консультаций для родителей
-проведение
практических
мероприятий
с
детьми:
занятия,
беседы,
художественно-эстетическая
деятельность,
просмотр
видеофильмов,
чтение
художественной литературы и др.;
- проведение совместных мероприятий с родителями: выставки, праздники,
организация семейных мини-проектов "Мое имя», «Герб семьи", "Семейный
портрет", "Загляните в семейный альбом"
III этап. Заключительный
- анализ достигнутых результатов;
-презентация проекта родителям и педагогам учреждения.
Место и роль проекта в образовательном процессе МАДОУ: проект «Моя
семья - моё богатство" является частью реализации годового плана МАДОУ по
работе с родителями и одним из направлений дорожной карты в рамках
деятельности
региональной
пилотной
площадки
по
направлению
«Социокультурные истоки".
Нормативно-правовые основы реализации проекта: проект «Моя семья- моё
богатство»
соответствует
направлениям
государственной
образовательной
политики
ХМАО-Югры
и
города
Нижневартовска.
Разработка
проекта
осуществляется в рамках действующего законодательства в сфере образования:
Федеральных
государственных
образовательных
стандартов
дошкольного
образования (ФГОС ДО); Федеральный закон об образовании от 29.12.2012
№273-ФЗ,
Закон ХМАО - Югры "Об образовании в Ханты-Мансийском
автономном округе – Югре», программа "Развитие образования в Ханты-
Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030
года", Образовательная программа МАДОУ г. Нижневартовска ДС №4 "Сказка",
годовой план работы с родителями МАДОУ .
Психолого-педагогические
основы
коммуникации
с
родителями:
п
овышение психолого-педагогической культуры родителей: формирование у
родителей
психолого-педагогических
знаний
о
своей
роли
в
духовно-
нравственном воспитании дошкольников, приобщении их к культуре и традициям
своей семьи.
Методы
и
средства
реализации
педагогического
проекта:
игровая
деятельность с детьми. совместные мероприятия с родителями, художественно-
эстетическая деятельность, речевая деятельность.
Механизм включения родителей в образовательный процесс: на этапе
моделирования выстраивается дорожная карта взаимодействия с родителями,
предполагающая реализацию шести этапов:
1. Выявленная проблема.
2. Первичная оценка ситуации, анкетирование родителей.
3. Постановка задач взаимодействия с родителями.
4. Отбор ресурсов, определение способов решения проблемы.
5. Организация комплекса мероприятий: беседы с родителями, совместные
мероприятия, досуги, выставки совместных работ.
6. Мониторинг эффективности сотрудничества детского сада и семьи.
Инструментарий включения родителей в образовательный процесс:
одной из главных задач комплекса мероприятий является развитие у родителей
рефлексии
собственных
воспитательных
и
образовательных
приемов
при
формировании у дошкольников интереса к изучению традиций и культуры своей
семьи. Для этого могут использоваться такие методы: обсуждение разных точек
зрения на вопрос, решение проблемных задач семейного воспитания, ролевое
проигрывание семейных ситуаций, тренинговые игровые упражнения и задания,
анализ родителями поведения ребенка, обращение к опыту родителей, к опыту
старшего поколения. Решение проблемных задач семейного воспитания будет
побуждать родителей к поиску наиболее подходящей формы поведения,
упражнять в логичности и доказательности рассуждений, развивать чувство
родительского педагогического такта. Для обсуждения предлагаются различные
проблемные ситуации, связанные с чтением книг, кроме того, различные
мероприятия
с
родителями
обогатят
их
педагогический
опыт,
будут
способствовать сплочению семей.
Инструментарий обратной связи родителей с педагогами: анкетирование
родителей
об
эффективности
реализации
проекта,
проведение
итогового
совместного мероприятия.
Влияние педагогического проекта на развитие обучающихся, социума:
реализация проекта будет способствовать активному сплочению детского
коллектива и коллектива родителей. Родители получат массу рекомендаций по
составлению родословных, осознают значимость этой работы. У них появится
гордость за своих предков, желание быть не хуже, ответственность перед ними и
своими детьми. У воспитанников расширится кругозор, разовьется интерес к
истории семьи, семейным традициям, родословной. Работа будет способствовать
также воспитанию чувства гордости за семью, любви и уважения к родителям.
Соотнесение результатов реализации педагогического проекта исходящему
замыслу:
за
время
реализации
проекта
у
детей
сформируется
добрый
положительный образ понятия "семья", дети будут знать историю своей семьи,
узнают свою родословную.
В процессе работы над проектом педагоги группы лучше узнают о семьях своих
воспитанников, их традициях. особенностях. что поможет в будущем более
качественно планировать работу с родителями.
Произойдет сплочение семьи и детского сада. У родителей повысится
педагогическая компетентность в вопросах духовно-нравственного воспитания
детей.
Эффективность
и
успешность
внедрения
педагогического
проекта,
распространения
позитивных
результатов
педагогического
проекта:
в
процессе работы над проектом дети расширили свои знания о семье и её
традициях. Работа над проектом заставила задуматься, что у каждой семьи есть
род, история, прошлое и настоящее. В процессе работы над проектом родители и
дети пришли к выводу: нужно находить общие дела и увлечения.
Благодаря проделанной работе, воспитанники осознанно могут ответить на
вопрос, почему необходимо заботиться о своей семье, уважительно относиться
друг
к
другу.
За
время
реализации
проекта
развивались
творческие
и
познавательные
способности
детей,
умения
анализировать.
Дети
играли,
рассматривали, наблюдали, сочиняли, читали и рассказывали. Активизировалось
сотрудничество педагогов, детей и родителей. Также у родителей повысилась
заинтересованность в изучении истории своей семьи.
Внедрение проекта позволило нам создать условия для изучения детьми своих
традиций, возрос интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появилось
желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявляется
эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою
семью.
Данный проект был представлен на педагогическом совете МАДОУ и
рекомендован к реализации в других группах учреждения.
Календарный план реализации проекта "Моя семья - моё богатство"
для детей старшего дошкольного возраста
Этапы
Наименование
мероприятия
Задачи
Сроки
проведения
Ответственн
ый
Подготовительный
Подбор
литературных
произведений
на
тему
"семья",
"семейные
ценности.
родственные
отношения"
Создание предметно-
пространственной среды
сентябрь
воспитатель
Пополнение материала в
игровых центрах группы:
для
сюжетно-ролевых
игр
«Семья",
"Детский
сад", "Дом", "Играем в
профессии"
Создание предметно-
пространственной среды
сентябрь
воспитатель
Беседа с детьми "Моя
семья, мои корни"
Выявление представлений
детей о семье, ее
сентябрь
воспитатель
традициях, старшем
поколение
Анкетирование родителей на
тему "Семейные ценности"
Выявление представлений
родителей об истории
своей семьи
октябрь
воспитатель
Практический
Чтение рассказа О.
Осеева "Сыновья", "Мальчик
– с пальчик"
Развивать связную речь
детей и обогащать
словарный запас,
расширять кругозор детей,
дать представление детям
о взаимопомощи в семье,
о добром отношении
членов семьи
октябрь
воспитатель
Чтение стихов:
"Посидим в тишине" Е.
Благинина,
"Мамин день" Г. Виеру,
"Мама" Я. Ким, «Вот какая
мама» Е. Благинина и др.
октябрь
воспитатель
Концерт "Наши бабушки и
дедушки"
Расширять представления
детей
об
отношении
к
пожилым
людям,
воспитывать
уважительное отношение
к
старым
и
пожилым,
побуждать
детей
к
проявлению
сочувствия,
вызывать эмоциональный
отклик
к
оказанию
помощи своим бабушкам
и дедушкам, формировать
стремление
активно
участвовать
в
развлечении,
быть
доброжелательным,
развивать
память,
воображение
октябрь
Воспитатели.
музыкальный
руководитель
Конструирование "Дом моей
мечты"
Развивать
умение
воспринимать предметы и
явления во взаимосвязях,
устанавливать
их,
аргументировать
свои
решения,
развивать
воображение,
учить
сооружать
постройку
с
перекрытиями, определять
какие нужны детали
ноябрь
воспитатели
Д/игры: "Составь
свою
семью»" "Кто моложе, кто
старше",
"Кто
сказал
комплимент?", "Угадай, кто
это?",
"Кто
кем,
кому
приходится"
Уметь
выделять
логические
неточности,
различать голоса близких
людей, закреплять умение
согласовывать
свои
действия
с
действиями
других участников игры,
развивать
сообразительность,
умения
решать
ноябрь
воспитатели
поставленную задачу
Мастер-класс с родителями
изготовление оберега "Ангел
семьи"
Привлечь родителей к
образовательной
деятельности в группе,
способствовать
сплочению семьи и
детского сада
ноябрь
Воспитатели,
родители
Музыкально-спортивное
развлечение "А ну- ка, мамы"
Пропаганда
здорового
образа
жизни,
привлечь
родителей
к
активному
участию
в
спортивной
жизни ДОУ. Воспитывать
любовь и нежное чувство,
доброе, внимательное,
уважительное отношение
к
маме,
стремление
ей
помогать, радовать ее.
ноябрь
Воспитатели.
музыкальный
руководитель.
инструктор по
физической
культуре
Занятие "Род и родословие"
Закреплять представления
о
родственных
отношениях, формировать
элементарные
представления о том, что
такое род и родословие, о
традициях
и
обычаях
семьи,
воспитывать
любовь
и
уважение
к
членам семьи
декабрь
воспитатели
Сюжетно-ролевые
игры: "Семья.
День
рождения",
"Я
гуляю
с
братом и сестренкой", "Наша
семья празднует новый год",
"Мы помощники для мамы",
«"ем в гости".
Воспитывать
навыки
культурного
общения,
активизировать
соответствующий
тематике
словарь,
развивать
творческое
воображение,
содействовать
творческому
использованию
в
играх
представлений
об
окружающей жизни
в течении
всего проекта
воспитатели
Составление
рассказа
по
сюжетной картине: "Семья»,
«Идем гулять в парк», «Мои
бабушки
и
дедушки",
"Я
вырасту и стану…".
- Знакомство с пословицами и
поговорками
о
семье,
обсуждение
смысла
пословиц.
-Игры-задания
с
обсуждением ситуаций («Как
мама и бабушка заботятся о
нас»).
Учить
детей
связно
и
последовательно
описывать изображенные
события,
учить
детей
придумывать
события,
предшествующие
изображенным событиям,
активизировать словарный
запас,
воспитывать
заботливое отношение к
членам своей семьи
декабрь
воспитатели
Консультации для родителей
"Родословная
–
моя
гордость"
Привлечь
родителей
к
изучению
родословной
своей
семьи,
развивать
партнерские отношения с
семьёй.
Расширять
представления
детей
о
своей семье, родословной,
семейных традициях.
январь
Воспитатели
Конкурс
семейных
стенгазет "Генеалогическое
древо"
Фотовыставка "Папа- вам не
мама"
Воспитывать уважение и
гордость за своего отца.
февраль
Воспитатели.
родители
Совместный
спортивный
праздник "Мой папа лучше
всех"
Пропаганда
здорового
образа
жизни,
привлечь
родителей
к
активному
участию в жизни группы.
Воспитывать уважение и
гордость за своего отца.
февраль
Воспитатели.
родители
Папка
–
передвижка
для
родителей "Тайна имени"
Познакомить родителей с
историей
возникновения
некоторых имен
февраль
воспитатели
Совместный праздник "Моя
мама лучше всех"
Воспитывать
любовь
и
нежное
чувство,
доброе, внимательное,
уважительное отношение
к
маме,
стремление
ей
помогать, радовать ее.
март
Воспитатели.
музыкальные
руководители
Создание
детских
дизайнерских проектов (из
бумаги
и
картона): "Мой
дом", "Красивая
мебель
в
моем доме", "Дачный домик"
Изготовление сувениров для
членов
семьи,
составление
букетов,
икебан,
панно,
коллажей
из
природного
материала
Развивать
умение
воспринимать предметы и
явления во взаимосвязях,
устанавливать
их,
аргументировать
свои
решения,
развивать
воображение
апрель
воспитатели
Заключительный
Подведение
итогов
реализации проекта
Анализ
выполнения
поставленных
целей
и
задач
май
воспитатели
Презентация
семейных мини-проекты "Мо
е
имя»,
«Герб
семьи", "Семейный
портрет", "Загляните
в
семейный альбом"
Повышение
компетентности
родителей
в
вопросах
семейного воспитания
май
воспитатели
Выставка семейных гербов
Повышение
интереса
родителей
и
детей
к
изучению истории своей
семьи,
формирование
гордости за достижения
своей семьи
май
воспитатели
Используемая литература
1. Анциферова А.А. Формирование представлений о Родине в процессе
знакомства детей с окружающей жизнью. // «Знакомство дошкольников с
окружающей жизнью». - Ульяновск, 2003. - 124 с.
2. Богомолова М.И. Интернациональное воспитание дошкольников. - М.:
Просвещение, 2008. - 110 с.
3. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей. // Вопросы
психологии. - М.: Просвещение, 2007.
4. Ветохина А.Я., Дмитриенко З.С. Нравственно-патриотическое воспитание
детей дошкольного возраста. планирование и конспекты занятий. -СПб.:
ООО "Издательство "Детство-Пресс", 2015.-192 с.
Фотоматериалы