Напоминание

"Моя семья - моё богатство"


Автор: Давлетшина Людмила Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ города Нижневартовска Детский Сад №4 "Сказка"
Населённый пункт: город Нижневартовск ХМАО-ЮГРЫ
Наименование материала: (проект с участием родителей)
Тема: "Моя семья - моё богатство"
Раздел: дошкольное образование





Назад




(проект с участием родителей)

Проект "Моя семья - моё богатство"

(для группы детей старшего дошкольного возраста)

Выполнила: Давлетшина Л.М.,

воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска

ДС №4 «Сказка»

Пояснительная записка

В последние годы очень актуальной является задача объединения усилий

детского сада и семьи.

В ФГОС ДО одной из задач, стоит задача "объединение обучения и

воспитания

в

целостный

образовательный

процесс

на

основе

духовно-

нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и

норм поведения в интересах человека, семьи, общества" (гл.I п.1.6).

Семья и детский сад несомненно дают ребенку определенный социальный

опыт, но только лишь при активном взаимодействии друг с другом они могут

создать наилучшие условия для социализации ребенка в окружающем мире.

формирования его духовных и нравственных качеств.

К сожалению, на протяжении многих лет возникла острая проблема -

утрачивание исторической преемственности поколений в семье. Беседы с детьми

показали, что многие дети затрудняются в назывании отчества своих родителей,

не знают имен бабушек и дедушек, где они живут, кем работают. Не знают

понятие родословная семьи, род. Между тем опыт прабабушек, прадедушек

является мостиком в преемственности поколений и неоспоримым источником

духовно-нравственного воспитания детей.

Мною представлен проект для группы детей старшего дошкольного возраста

"Моя семья – моё богатство"

Цель

проекта:

формирование

духовно-нравственных

качеств

личности

ребенка посредством приобщения его к культуре и традициям своей семьи.

Задачи:

1.

Обогатить знания детей о своей семье, об традициях своей семьи, дать

представление о том. что в семье уважают друг друга и заботятся друг

о друге, формировать представления о понятиях "родословная",

"генеалогическое дерево семьи".

2.

Воспитывать бережное, заботливое отношение к членам своей семьи.

3.

Способствовать активному вовлечению родителей в совместную

деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Новизна:

заключается в выработке новых стратегических подходов по

приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с

семьёй по патриотическому воспитанию ребенка в условиях детского сада.

Совместная

исследовательская

деятельность

дошкольников,

родителей

и

педагогов по изучению истории семьи и рода способствует формированию

патриотизма, толерантности, культурно - ценностных ориентаций, духовно -

нравственному развитию.

Участники

проекта:

воспитатели,

дети

старшей

группы,

родители.

музыкальный руководитель. инструктор по физической культуре.

Ожидаемый результат:

После реализации проекта "Моя семья - моё богатство» повысится уровень

представлений

детей

о

семье,

семейных

традициях,

родословной

семьи.

увеличится количество родителей, принимающих активное участие в жизни

группы и детского сада.

Этапы реализации проекта

I этап –Подготовительный

- беседы с детьми о семье, с целью выявит уровень их представлений;

- проведение анкетирования родителей о знаниях их традиций и истории своей

семьи;

- постановка целей и составление плана работы по проекту;

- пополнение предметно-пространственной развивающей среды группы.

II этап. Практический

- оформление памяток и консультаций для родителей

-проведение

практических

мероприятий

с

детьми:

занятия,

беседы,

художественно-эстетическая

деятельность,

просмотр

видеофильмов,

чтение

художественной литературы и др.;

- проведение совместных мероприятий с родителями: выставки, праздники,

организация семейных мини-проектов "Мое имя», «Герб семьи", "Семейный

портрет", "Загляните в семейный альбом"

III этап. Заключительный

- анализ достигнутых результатов;

-презентация проекта родителям и педагогам учреждения.

Место и роль проекта в образовательном процессе МАДОУ: проект «Моя

семья - моё богатство" является частью реализации годового плана МАДОУ по

работе с родителями и одним из направлений дорожной карты в рамках

деятельности

региональной

пилотной

площадки

по

направлению

«Социокультурные истоки".

Нормативно-правовые основы реализации проекта: проект «Моя семья- моё

богатство»

соответствует

направлениям

государственной

образовательной

политики

ХМАО-Югры

и

города

Нижневартовска.

Разработка

проекта

осуществляется в рамках действующего законодательства в сфере образования:

Федеральных

государственных

образовательных

стандартов

дошкольного

образования (ФГОС ДО); Федеральный закон об образовании от 29.12.2012

№273-ФЗ,

Закон ХМАО - Югры "Об образовании в Ханты-Мансийском

автономном округе – Югре», программа "Развитие образования в Ханты-

Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030

года", Образовательная программа МАДОУ г. Нижневартовска ДС №4 "Сказка",

годовой план работы с родителями МАДОУ .

Психолого-педагогические

основы

коммуникации

с

родителями:

п

овышение психолого-педагогической культуры родителей: формирование у

родителей

психолого-педагогических

знаний

о

своей

роли

в

духовно-

нравственном воспитании дошкольников, приобщении их к культуре и традициям

своей семьи.

Методы

и

средства

реализации

педагогического

проекта:

игровая

деятельность с детьми. совместные мероприятия с родителями, художественно-

эстетическая деятельность, речевая деятельность.

Механизм включения родителей в образовательный процесс: на этапе

моделирования выстраивается дорожная карта взаимодействия с родителями,

предполагающая реализацию шести этапов:

1. Выявленная проблема.

2. Первичная оценка ситуации, анкетирование родителей.

3. Постановка задач взаимодействия с родителями.

4. Отбор ресурсов, определение способов решения проблемы.

5. Организация комплекса мероприятий: беседы с родителями, совместные

мероприятия, досуги, выставки совместных работ.

6. Мониторинг эффективности сотрудничества детского сада и семьи.

Инструментарий включения родителей в образовательный процесс:

одной из главных задач комплекса мероприятий является развитие у родителей

рефлексии

собственных

воспитательных

и

образовательных

приемов

при

формировании у дошкольников интереса к изучению традиций и культуры своей

семьи. Для этого могут использоваться такие методы: обсуждение разных точек

зрения на вопрос, решение проблемных задач семейного воспитания, ролевое

проигрывание семейных ситуаций, тренинговые игровые упражнения и задания,

анализ родителями поведения ребенка, обращение к опыту родителей, к опыту

старшего поколения. Решение проблемных задач семейного воспитания будет

побуждать родителей к поиску наиболее подходящей формы поведения,

упражнять в логичности и доказательности рассуждений, развивать чувство

родительского педагогического такта. Для обсуждения предлагаются различные

проблемные ситуации, связанные с чтением книг, кроме того, различные

мероприятия

с

родителями

обогатят

их

педагогический

опыт,

будут

способствовать сплочению семей.

Инструментарий обратной связи родителей с педагогами: анкетирование

родителей

об

эффективности

реализации

проекта,

проведение

итогового

совместного мероприятия.

Влияние педагогического проекта на развитие обучающихся, социума:

реализация проекта будет способствовать активному сплочению детского

коллектива и коллектива родителей. Родители получат массу рекомендаций по

составлению родословных, осознают значимость этой работы. У них появится

гордость за своих предков, желание быть не хуже, ответственность перед ними и

своими детьми. У воспитанников расширится кругозор, разовьется интерес к

истории семьи, семейным традициям, родословной. Работа будет способствовать

также воспитанию чувства гордости за семью, любви и уважения к родителям.

Соотнесение результатов реализации педагогического проекта исходящему

замыслу:

за

время

реализации

проекта

у

детей

сформируется

добрый

положительный образ понятия "семья", дети будут знать историю своей семьи,

узнают свою родословную.

В процессе работы над проектом педагоги группы лучше узнают о семьях своих

воспитанников, их традициях. особенностях. что поможет в будущем более

качественно планировать работу с родителями.

Произойдет сплочение семьи и детского сада. У родителей повысится

педагогическая компетентность в вопросах духовно-нравственного воспитания

детей.

Эффективность

и

успешность

внедрения

педагогического

проекта,

распространения

позитивных

результатов

педагогического

проекта:

в

процессе работы над проектом дети расширили свои знания о семье и её

традициях. Работа над проектом заставила задуматься, что у каждой семьи есть

род, история, прошлое и настоящее. В процессе работы над проектом родители и

дети пришли к выводу: нужно находить общие дела и увлечения.

Благодаря проделанной работе, воспитанники осознанно могут ответить на

вопрос, почему необходимо заботиться о своей семье, уважительно относиться

друг

к

другу.

За

время

реализации

проекта

развивались

творческие

и

познавательные

способности

детей,

умения

анализировать.

Дети

играли,

рассматривали, наблюдали, сочиняли, читали и рассказывали. Активизировалось

сотрудничество педагогов, детей и родителей. Также у родителей повысилась

заинтересованность в изучении истории своей семьи.

Внедрение проекта позволило нам создать условия для изучения детьми своих

традиций, возрос интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появилось

желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявляется

эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою

семью.

Данный проект был представлен на педагогическом совете МАДОУ и

рекомендован к реализации в других группах учреждения.

Календарный план реализации проекта "Моя семья - моё богатство"

для детей старшего дошкольного возраста

Этапы

Наименование

мероприятия

Задачи

Сроки

проведения

Ответственн

ый

Подготовительный

Подбор

литературных

произведений

на

тему

"семья",

"семейные

ценности.

родственные

отношения"

Создание предметно-

пространственной среды

сентябрь

воспитатель

Пополнение материала в

игровых центрах группы:

для

сюжетно-ролевых

игр

«Семья",

"Детский

сад", "Дом", "Играем в

профессии"

Создание предметно-

пространственной среды

сентябрь

воспитатель

Беседа с детьми "Моя

семья, мои корни"

Выявление представлений

детей о семье, ее

сентябрь

воспитатель

традициях, старшем

поколение

Анкетирование родителей на

тему "Семейные ценности"

Выявление представлений

родителей об истории

своей семьи

октябрь

воспитатель

Практический

Чтение рассказа О.

Осеева "Сыновья", "Мальчик

– с пальчик"

Развивать связную речь

детей и обогащать

словарный запас,

расширять кругозор детей,

дать представление детям

о взаимопомощи в семье,

о добром отношении

членов семьи

октябрь

воспитатель

Чтение стихов:

"Посидим в тишине" Е.

Благинина,

"Мамин день" Г. Виеру,

"Мама" Я. Ким, «Вот какая

мама» Е. Благинина и др.

октябрь

воспитатель

Концерт "Наши бабушки и

дедушки"

Расширять представления

детей

об

отношении

к

пожилым

людям,

воспитывать

уважительное отношение

к

старым

и

пожилым,

побуждать

детей

к

проявлению

сочувствия,

вызывать эмоциональный

отклик

к

оказанию

помощи своим бабушкам

и дедушкам, формировать

стремление

активно

участвовать

в

развлечении,

быть

доброжелательным,

развивать

память,

воображение

октябрь

Воспитатели.

музыкальный

руководитель

Конструирование "Дом моей

мечты"

Развивать

умение

воспринимать предметы и

явления во взаимосвязях,

устанавливать

их,

аргументировать

свои

решения,

развивать

воображение,

учить

сооружать

постройку

с

перекрытиями, определять

какие нужны детали

ноябрь

воспитатели

Д/игры: "Составь

свою

семью»" "Кто моложе, кто

старше",

"Кто

сказал

комплимент?", "Угадай, кто

это?",

"Кто

кем,

кому

приходится"

Уметь

выделять

логические

неточности,

различать голоса близких

людей, закреплять умение

согласовывать

свои

действия

с

действиями

других участников игры,

развивать

сообразительность,

умения

решать

ноябрь

воспитатели

поставленную задачу

Мастер-класс с родителями

изготовление оберега "Ангел

семьи"

Привлечь родителей к

образовательной

деятельности в группе,

способствовать

сплочению семьи и

детского сада

ноябрь

Воспитатели,

родители

Музыкально-спортивное

развлечение "А ну- ка, мамы"

Пропаганда

здорового

образа

жизни,

привлечь

родителей

к

активному

участию

в

спортивной

жизни ДОУ. Воспитывать

любовь и нежное чувство,

доброе, внимательное,

уважительное отношение

к

маме,

стремление

ей

помогать, радовать ее.

ноябрь

Воспитатели.

музыкальный

руководитель.

инструктор по

физической

культуре

Занятие "Род и родословие"

Закреплять представления

о

родственных

отношениях, формировать

элементарные

представления о том, что

такое род и родословие, о

традициях

и

обычаях

семьи,

воспитывать

любовь

и

уважение

к

членам семьи

декабрь

воспитатели

Сюжетно-ролевые

игры: "Семья.

День

рождения",

гуляю

с

братом и сестренкой", "Наша

семья празднует новый год",

"Мы помощники для мамы",

«"ем в гости".

Воспитывать

навыки

культурного

общения,

активизировать

соответствующий

тематике

словарь,

развивать

творческое

воображение,

содействовать

творческому

использованию

в

играх

представлений

об

окружающей жизни

в течении

всего проекта

воспитатели

Составление

рассказа

по

сюжетной картине: "Семья»,

«Идем гулять в парк», «Мои

бабушки

и

дедушки",

вырасту и стану…".

- Знакомство с пословицами и

поговорками

о

семье,

обсуждение

смысла

пословиц.

-Игры-задания

с

обсуждением ситуаций («Как

мама и бабушка заботятся о

нас»).

Учить

детей

связно

и

последовательно

описывать изображенные

события,

учить

детей

придумывать

события,

предшествующие

изображенным событиям,

активизировать словарный

запас,

воспитывать

заботливое отношение к

членам своей семьи

декабрь

воспитатели

Консультации для родителей

"Родословная

моя

гордость"

Привлечь

родителей

к

изучению

родословной

своей

семьи,

развивать

партнерские отношения с

семьёй.

Расширять

представления

детей

о

своей семье, родословной,

семейных традициях.

январь

Воспитатели

Конкурс

семейных

стенгазет "Генеалогическое

древо"

Фотовыставка "Папа- вам не

мама"

Воспитывать уважение и

гордость за своего отца.

февраль

Воспитатели.

родители

Совместный

спортивный

праздник "Мой папа лучше

всех"

Пропаганда

здорового

образа

жизни,

привлечь

родителей

к

активному

участию в жизни группы.

Воспитывать уважение и

гордость за своего отца.

февраль

Воспитатели.

родители

Папка

передвижка

для

родителей "Тайна имени"

Познакомить родителей с

историей

возникновения

некоторых имен

февраль

воспитатели

Совместный праздник "Моя

мама лучше всех"

Воспитывать

любовь

и

нежное

чувство,

доброе, внимательное,

уважительное отношение

к

маме,

стремление

ей

помогать, радовать ее.

март

Воспитатели.

музыкальные

руководители

Создание

детских

дизайнерских проектов (из

бумаги

и

картона): "Мой

дом", "Красивая

мебель

в

моем доме", "Дачный домик"

Изготовление сувениров для

членов

семьи,

составление

букетов,

икебан,

панно,

коллажей

из

природного

материала

Развивать

умение

воспринимать предметы и

явления во взаимосвязях,

устанавливать

их,

аргументировать

свои

решения,

развивать

воображение

апрель

воспитатели

Заключительный

Подведение

итогов

реализации проекта

Анализ

выполнения

поставленных

целей

и

задач

май

воспитатели

Презентация

семейных мини-проекты "Мо

е

имя»,

«Герб

семьи", "Семейный

портрет", "Загляните

в

семейный альбом"

Повышение

компетентности

родителей

в

вопросах

семейного воспитания

май

воспитатели

Выставка семейных гербов

Повышение

интереса

родителей

и

детей

к

изучению истории своей

семьи,

формирование

гордости за достижения

своей семьи

май

воспитатели

Используемая литература

1. Анциферова А.А. Формирование представлений о Родине в процессе

знакомства детей с окружающей жизнью. // «Знакомство дошкольников с

окружающей жизнью». - Ульяновск, 2003. - 124 с.

2. Богомолова М.И. Интернациональное воспитание дошкольников. - М.:

Просвещение, 2008. - 110 с.

3. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей. // Вопросы

психологии. - М.: Просвещение, 2007.

4. Ветохина А.Я., Дмитриенко З.С. Нравственно-патриотическое воспитание

детей дошкольного возраста. планирование и конспекты занятий. -СПб.:

ООО "Издательство "Детство-Пресс", 2015.-192 с.

Фотоматериалы



В раздел образования