Автор: Хоменко Екатерина Николаевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ СШ №7 г. Няндомы
Населённый пункт: г. Няндома, Архангельская оласть
Наименование материала: статья
Тема: « Восприятие музыки через развитие творческой активности обучающихся на уроках музыки.»
Раздел: среднее образование
Тема: « Восприятие музыки через развитие творческой активности обучающихся на уроках
музыки.»
Учитель: Хоменко Екатерина Николаева Организация: МБОУ «СШ№7 г. Няндома»
Урок музыки предлагает знакомство с музыкальными произведениями великих композиторов
прошлого и современности. Музыкальное восприятие - это сложный , чувственный, поэтический
процесс , наполненный глубокими внутренними переживаниями, процесс познания, переживания
и оценки музыкального произведения, его художественного образа. Процесс музыкального
восприятия основан на: сенсорном ощущении музыкальных звуков и созвучий, предыдущем
опыте и живых ассоциациях, происходящего на этот момент, следовании за развитием
музыкальных образов и ответной реакцией на них. Это не пассивное прослушивание шедевров
музыкального искусства, а аналитический труд – образное познание. Обучающимся не всегда
просто включиться в процесс восприятия серьезной музыки, выразить свое отношение через
словесную характеристику услышанного. Причиной тому может являться непонимание контекста
произведения согласно небольшому чувственному жизненному опыту, не умение грамотно
оформить словесно – образную характеристику услышанного. Педагог не может навязывать
шаблонное восприятие музыкального произведения, а позволить обучающемся научиться
анализировать и понимать музыку, включая его в активную деятельность творца – созидателя,
способного передать свои впечатления доступными способами – линией, краской, движением,
эмоцией, вовлечения в творческий процесс создания нового шедевра. Творчество - деятельность,
результатом которой является создание новых, оригинальных, не имеющих аналогов в природе и в
самой деятельности материальных и духовных ценностей (словарь терминов по общей и
социальной педагогике).Метод создания художественного контекста (синтез с другими видами
искусства) Игра: «Рисуем на ладошке».
Слушая музыкальное произведение, поэтапно выполняем предложенную последовательность
задания. Для выполнения каждого этапа музыкальное произведение должно звучать вновь в том
же контексте исполнения.
1.Обведи свою ладошку или ладошку соседа (работа в парах)
2.Создаем человечка – слушателя (глаза, нос)
3. Дарим эмоцию («улыбашка» или «печалька» ),рисуем ротик, согласно настроению и музыки
4. Раскрась волосы в цвета музыки. Слушая музыку, видим краски - эмоции
5.На каждом пальчике напиши прилагательное, отвечая на вопрос - какой он, твой герой –
человечек.
6. Даем имя – название музыкальному произведению
7. Расскажи о своем герое. Покажи своим одноклассникам.
ПримеПример выполнения: П.И. Чайковский
« Новая кукла».
Пример выполнения: П.И. Чайковский
« Похороны куклы».
Результат: Активное прослушивание музыкального произведения, поиск образного решения и
понимания
музыкального
контекста,
развитие
умения
давать
словесную
характеристику
услышанному, создание нового продукта – шедевра.