Автор: Арманшина Линиза Тафкиловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУСОШ с.Кальтяево
Населённый пункт: РБ Татышлинский район с.Кальтяево
Наименование материала: Литературно-музыкальная композиция
Тема: "Как ни любить мне эту землю"
Раздел: начальное образование
«Как ни любить мне эту землю»
(Литературно-музыкальная композиция)
Нас окружают воздух, вода, леса, луга, степи, растения и животные. Без этого
окружения просто невозможна наша жизнь и деятельность. Вот поэтому мы
должны бережно и любовно относиться к природе и ее богатствам. Воспитание
нового,
осознанного
отношения
к
окружающей
среде
—
важнейшая
задача
школы. Поэтому, кроме большой работы по охране природы, проводимой на
уроках, я продолжаю ее во внеурочное время.
Подготовка внеклассного мероприятия включает следующее:
1.
Проводятся
экскурсии,
прогулки
в
парк
и
в
лес
во
время
листопада,
наблюдается жизнь зеленого мира, готовятся гербарии.
2.
На протяжении месяца в школе организуются выставка книг о природе;
конкурсы на лучший рисунок, на лучшее стихотворение об осени.
3.На уроках литературного чтения, окружающего мира читаются рассказы о
природе, об охране ее богатств.
4.
На уроках пения разучиваются песни о природе.
5.
Осенью и весной сажаются деревья.
Внешнее оформление зала:
Плакаты:
1.
«Я не знаю ничего более прекрасного, чем наша земля».
К. Г. Паустовский.
2.«Человека не может не занимать природа. Он связан с ней тысячью неразрыв-
ных нитей, он сын ее».
И. С. Тургенев.
3.«Счастье — это быть с природой, видеть ее, говорить с ней».
Л. Н. Толстой.
4.
«Человек, который понимает природу, — благороднее, чище».
Л. М. Леонов.
5.«Человек должен украшать землю».
М. А. Шолохов.
Стенды:
1.
Выставка рисунков о природе.
2.Поэты о русской природе.
3.Художники о русской природе.
Ширма, украшенная засушенными листьями.
Портреты
художников,
композиторов
(И.
Шишкина,
И.
Левитана,
П.
И.
Чайковского). Все это расположено на стенах зала, где проходит мероприятие.
Сбоку — сухое дерево (на нем пластилином прикреплены ветки) и несколько
пеньков. Они нужны для сценок.
Литературно-музыкальная композиция начинается со сценки «Чудо листья» .
Учитель. Люди не могут обойтись без леса. Без него прекратилась бы жизнь на
земле. Если человек не может жить без пищи в течение месяца, без воды — 5 дней,
то без кислорода — не более 3-х минут.
Лес — это легкие нашей планеты.
Дети по очереди перечисляют значение леса:
—
Лес — наше богатство!
—
Лес — зеленый наряд нашей Земли.
—
Лес — дом для зверей и птиц.
—
Лес
—
наш
друг:
задерживая
влагу,
он
помогает
человеку
выращивать
хороший урожай.
—
Лес — кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.
—
Лес оберегает реки от обмеления, поля — от засухи.
—
Лес —тетради, книги, парты, столы.
—
Лес — прекрасный строительный материал.
Учитель. Но главное богатство леса — его красота. Прежде всего в любом
растении нужно видеть красоту. Человек не может быть счастливым без природы.
Она
дарит
людям
радость,
душевное
спокойствие,
здоровье,
поднимает
настроение, рождает добрые чувства.
Лес
красив
в
любое
время
года,
но
особенно
он
красив
осенью
во
время
листопада.
Прекрасны
осенние
пейзажи
своим
разноцветьем.
Многие
стихи,
картины,
музыкальные
произведения
родились
благодаря
любви
к
природе.
(Учитель показывает на ширму, украшенную разноцветными листьями разных
деревьев,
подчеркивая
их
прелесть.)
Вот
природа
дала
такую
красоту.
А
это
произведения
искусства,
художники
воспроизвели
осенний
листопад.
(Показывается стенд «Осенний пейзаж».).
Не бабочки ли это по нашему двору?
Оранжевого цвета кружатся по ветру.
Нет, это наступает осенний листопад.
Мы листья собираем, чтоб
Отнести в наш класс,
И в зимние морозы нам будет веселей.
Вот этот лист с березы, А это — с тополей.
Листья нам напоминают о приятном проведении дня во время экскурции в
осенний лес.
А
это
художник
И.
Левитан
изобразил
осень.
Сначала
проведем
беседу
по
картине «Золотая осень», затем составим рассказ по ней. Вот один из вариантов.
Солнечная ясная погода, ни ветерка. Все вокруг четко просматривается, как
сквозь волшебное стекло. Это и березки на переднем плане, и домики деревни
вдали.
Такое состояние природы, такую погоду стали называть «левитановская осень»,
т. е. ясная, безветренная, солнечная, разноцветная.
- Можно назвать день нашей экскурсии в природу днем «левитановской осени?»
-Да.
- Почему? (Дети с небольшими дополнениями повторяют содержание картины.)
А
теперь
немного
об
авторе
этой
картины. (Показывается портрет.) Исаак
Ильич
Левитан
с
детства
страстно
любил
лес.
Судьба
его
была
трудной
и
счастливой. Рос мальчик сиротой, жил всего 39 лет. Был счастлив, потому что при
жизни его пейзажи нравились всем. Посмотрим на его портрет. Это строгий,
элегантный, красивый, изящный, талантливый художник. Поражал всех своим
замечательным лицом и чуткими вдумчивыми глазами. Добрый, спокойный, о чем-
то задумался, у него усталый взгляд.
О чем же?
Мы разгадали его мысли, которые Исаак Ильич оставил нам в картине «Золотая
осень». Посмотрим еще раз внимательно на этот пейзаж. Состояние природы
тихое, ясное, чистое, прозрачное, как бы хрустальное. А завтра ударит мороз, или
подует ветер, заморосит мелкий холодный дождь; погода испортится. Осенний лес
красив во время листопада, но эта красота прощальная. А прощание, как всегда,
грустное. Так вот художник грустит, ему жаль расставаться с красотой осенней
природы, что лето не возвратится, пока не пройдут зима, лето.
Известно, что И. И. Левитан относился к деревьям, как к живым существам,
способным грустить, роняя листву перед наступлением холодов. (Показывается
портрет П. И. Чайковского.)
Творчество П. И. Чайковского и И. И. Левитана всегда сравнивали. Исаак Ильич
любил
рисовать
под
звуки
музыки
Петра
Ильича,
последний
сочинил
цикл
«Времена года». В «Октябре» Чайковского грустная мелодия, задумчивая, душа
зовет кого-то и не находит отклика. Эта мелодия говорит о том, что лето не воз-
вратится, пока не пройдет зима и весна. Послушаем это произведение и вместе
погрустим.(слушаем музыку ))
Затем дети поют песню «Листопад» (сл. М. Ивенсен, муз. М. Красева), читают
стихи известных русских поэтов об осени.
1-й
ученик.
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
(К. Бальмонт.)
2-й
ученик.
Скучная картина!
Тучи без конца.
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца.
(А. Плещеев.)
3-й
ученик.
Унылая пора!
Очей очарованье!
Приятна мне прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса...
(А. С. Пушкин.)
4-й
ученик.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной...
(И. Бунин.)
5-й
ученик.
Осень! Обсыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтелые по ветру летят.
Лишь вдали красуются, там на дне долин
Кисти ярко-красные волнующих рябин.
(А. Толстой.)
6.
-й ученик.
Кроет уж лист золотой
Влажную леса красу.
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холода щеки горят,
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать.
(А. Майков.)
7.
- й
ученик.
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком.
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
(С. Есенин.)
8.
- й
ученик.
Желтый клен глядится в озеро,
Просыпаясь на заре;
За ночь землю подморозило,
Весь орешник в серебре.
(О. Высотская.)
Учитель. Как мы услышали, поэты, художники, композиторы переносят на
природу наши переживания, улыбки, грусть, говоря об осени. А теперь угадайте
портрет деревьев.
Еще издали залюбовались мы столпившимся на опушке (?).
Одетые
гладкой
берестой,
стволы
их
сверкали
на
солнце
ослепительной
белизной, а кроны отливали золотом пожелтевших листьев. Прекрасна любимица
народа в осеннем уборе.
Ученик. Это береза.
Учитель.
Оригинально
выглядит
в
осеннем
убранстве
(?)
:
его
лопастые
буровато-коричневые листья, то светлых, то темных тонов, отливают бронзой. Есть
в (?) какая-то мужественная красота. У некоторых увядшие и свернувшиеся листья,
как ни треплют их зимние ветры, держатся на ветках до самой весны. Ученик. Это
дуб.
Учитель. А как хороша к осени (?). Ее округлые листья, повисшие на длинных
черешках и трепечущие при малейшем дуновении ветерка, раскрашены теперь в
разнообразные
цвета.
Здесь
и
желтые,
и
оранжевые,
и
багряные
с
самыми
различными оттенками. Но как только опадут расцвеченные листья на влажную
землю, пропадает их красота: они быстро чернеют.
Ученик. Это осина.
Учитель. А что же это за деревья? Зимой и летом одним цветом.
Ученик. Ель, сосна, пихта, лиственница, кедр.
Учитель. И. И. Левитан спокойно, чуть грустно воспел природу. А вот другой
художник — И. И. Шишкин — показал на своих полотнах и красоту, и богатство
русского леса. Наша страна — могучая лесная держава. Она богата столетними
дубами, могучими соснами, густыми кустарниками. С детства Ваня страстно лю-
бил леса. Он был наделен чувством природы. Сосны, дубы на его картинах вырас-
тают на богатой плодородной земле, покрытой мхами, кустарником, буйными
травами. (Показываются картины «Лесная глушь», «Среди долины ровный...»,
«Лесные дали», «Сосны, освещенные солнцем».) Недаром
назвали его «царем
леса».
Благодаря
Шишкину
в
русском
языке
появились
новые
выражения
«шишкинский лес», «шишкинский пейзаж».
Учитель.
.
Лес
—
символ
русской
силы.
(Показывается
портрет
И.
И.
Шишкина.)
А
теперь
споем
песню
(исполняется
песня
«Наш
край»,
сл.
А.
Пришельца, муз. Д. Ковалевского).
Учитель.
Природу
любят
многие,
но
внимательно
и
бережно
к
ней
могут
относиться только глубоко понимающие люди и хорошо воспитанные. Прекрасен
мир живой природы, а люди — часть его. Нам надо вместе беречь великий мир!
Без него не было бы ни поэзии, ни живописи, а значит и человека.
Есть одна планета — сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Берегите свою планету,
Ведь другой на свете нету.
Исполняется сценка под общим названием «Берегите природу».
Девочка-ромашка (сидит с букетом лекарственных трав в руках).
Много трав растет полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.
Травяная ведьма.
Я хочу тебе, дружок,
Дать в букет еще цветок. (Протягивает цветок дурмана.)
Ромашка. Разгадала твой обман!
Посмотрите, вот дурман —
Ядовитая трава.
Разболится голова
От подарка твоего,
Забирай назад его! (Травяная ведьма убегает.)
Ромашка. Ох уж эта травяная ведьма!
Так и норовит сделать гадость.
То корешок ядовитый подсунет,
То траву несъедобную. (Крадучись, возвращается травяная ведьма).
Травяная ведьма. Я одумалась, ребята,
Лучше вместе в лес пойдем,
Соберем шалфей и мяту,
Нежных ландышей нарвем.
Дома их поставим в вазу.
Ромашка.
Мы растенья эти знаем,
Бережем и охраняем
От таких лихих, как эта,
Собирательниц букетов.
В книгу Красную они
Уж давно занесены.
Мы их рвем не на потеху,
Отнесем мы их в аптеку.
Из даров лесного царства
Люди делают лекарства.
Учитель. Ребята, а кто знает, что такое Красная книга природы?
Один из ребят. Это книга, в которую заносят редкие виды растений и животных.
Представителей
природы,
занесенных
в
эту
книгу,
охранять
нужно
особенно
бережно.
Учитель (вывешивает плакат «Как надо вести себя в лесу»).
- Ребята, когда вы идете в лес, вы должны хорошо знать, как надо вести себя в
лесу. Какие же это правила?
Ребята по порядку говорят:
- Не оставлять мусор в лесу, а вырыть яму, собрать мусор и все закопать.
- Не ломать зеленые ветки и деревья, не качаться на них.
- Не разорять муравейники и птичьи гнезда.
- Особенно беречь и не рвать цветы и растения, занесенные в Красную книгу
(ландыш, подснежник, колокольчик, кувшинку и др.).
- Не разжигать костры, беречь лес от пожара.
- Помните: из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой —
сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнем в лесу!
- Не разрушать грибницу, собирая грибы.
- Нельзя разрушать растительный слой почвы.
Учитель. На нашем мероприятии были прочитаны стихи, рассмотрены пейзажи,
высказаны мысли хорошо воспитанных людей и глубоко понимающих природу.
(Вывешиваются
плакаты
с
высказываниями
известных
русских
поэтов
и
писателей о природе.)