Напоминание

Инновационные технологии обучения хореографии как один из факторов социализации подростков в учреждении дополнительного образования


Автор: Каминская Елена Юрьевна
Должность: Педагог дополнительного образования, педагог - организатор
Учебное заведение: МУДО "Детско-юношеский центр Краснооктябрьского района Волгограда"
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Инновационные технологии обучения хореографии как один из факторов социализации подростков в учреждении дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование





Назад




Инновационные технологии обучения хореографии как один из факторов

социализации подростков в учреждении дополнительного образования

Говоря о личности человека и о его характере, формирующемся на фоне

многообразных

связей

с

обществом,

мы

имеем

в

виду

активный

процесс

усвоения комплекса социальных взглядов, функций, норм, ценностей и опыта.

Наша

действительность

– это

путь

постоянного

преобразования,

развития,

критического

анализа

и

возобновления.

Это

мир

возведения

на

высшую

ступень

общественно

важного

процесса,

связанного

с

деятельностью

по

социально конструктивному формированию индивида в обществе. В связи с

этим

необходимо

постоянное и системное

изучение

различных

аспектов

процесса

вхождения

личности

в

социум,

опирающегося

на

достижения

педагогических и социально – философских наук и знания о многогранности

феномена социализации.

Понятие социализации было введено в социологию и социальную

психологию в конце 40 – х годов в работах американских ученых

(Дж.Доллард, Дж.Кольман, А.Парк и др.). На сегодняшний день содержание

понятия «социализация» всесторонне проанализировано и осмыслено во всем

многообразии процессов этого явления со всеми специфическими факторами,

влияющими на социализацию

.

В современных общественных науках под социализацией понимаются

процессы, лежащие в основе усвоения индивидом социальных ценностей и

знаний, способствующих его полноценному функционированию в обществе.

По мнению А.М.Караева, социализация – многоаспектный процесс, связанный

с пониманием и принятием личностью принятого в обществе поведения, а

также

с

необходимым

усвоением

ценностных

норм,

с

многообразием

социального взаимодействия, с улучшением восприятия самого себя,

с

выполнением

своей

социальной

роли

и

осуществлением

ожидаемой

деятельности.

Социализацию

как

процесс,

способствующий

воспроизводству

социальной системы при условии сохранения ее структуры, уважения к

традициям,

формирования

социальных

эталонов

и

профессиональных

стандартов рассматривает в своих трудах В.А.Лабунская. Она говорит о

вхождении личности в социум, благодаря положительной адаптации и

интеграции индивида в социальную среду при условии сохранения природной

ее автономности.

До сих пор актуален взгляд Ф.Гиддингса на социализацию, основанный

на понимании необходимости развития индивида для его успешной подготовки

к жизни в социальной сред.

Иными словами, социализация объединяет постоянное развитие и

возобновление

общественных

процессов

с

адаптационными

и

интеграционными личностными процессами.

Социализация, подходы к ее изучению, теоретическое обоснование

процесса, факторы и механизмы ее реализации носят объективно важный

характер для успешного функционирования всей совокупности общественных

отношений в социуме. На данный момент мы можем с уверенностью сказать,

что проблематика социализации интересует представителей различных наук,

выступает как объект междисциплинарного исследования и может иметь

несколько подходов к пониманию и анализу в рамках одной науки.

Изучение данного процесса в рамках субъект-объектного подхода (Э.

Дюркгейм, конец XIX века) основывается на описании интеграции индивида в

социальную действительность. Взаимное активное влияние друг на друга

общества и человека, приводящее к осознанной деятельности со стороны

личности в социальных ситуациях и обстоятельствах, влияющих на социальные

явления, изучается, исходя из субъект-субъектного подхода к феномену

социализации (У.И.Томас, начало XX века).

О формировании социально значимых качеств личности в процессе

осуществления

общественной

деятельности,

выступающей

в

качестве

необходимого

условия

социализации,

говорит

В.В.

Давыдов

в

рамках

деятельностного подхода к педагогическому процессу. Во главу угла он ставит

учебную

деятельность

с

высоким

уровнем

познавательной

активности

индивида в целях нахождения им своего места в обществе, осуществления им

успешной предметной деятельности в социальной жизни и целостного

творческого саморазвития.

Социализация

это

сплав

социально-психологических

процессов,

происходящих порой вопреки строгому и устоявшемуся социальному миру для

разумного

преобразования

этого

мира

человеком

и

сохранения

его

индивидуальности в нем.

На

развитие

индивидуальности

как

основной

характеристики

социального становления индивида обращает внимание в своих научных

исследованиях В.С.Мухина. Она говорит о бытие отдельного человека в связи с

внешними социальными условиями и о его индивидуальной мировоззренческой

позиции в процессе. В.С.Мухина разносторонне рассматривает социализацию,

основываясь на понимании единства личностного развития человека с уровнем

его бытия, обусловленном внутренней позицией.

Индивидуальность каждого человека как его уникальную характеристику

результата процесса социализации рассматривает Джон Дьюи (1859-1952) в

своих теоретических исследованиях, ставших основой адаптивной концепции

социализации. Ученый делает акцент на активном, логически выстроенном

образовании, способствующем результативному приспособлению индивида к

определенному

образу

жизни

и

учитывающем

важные

для

общества

социальные корни и значимые исторические процессы.

По мнению Дж.Дьюи, личность успешно социализированная – это член

общества, у которого в равной степени развиты и совпадают социальные

ценности, принятые обществом в широком смысле этого слова, с личными

приоритетами и нормами поведения.

По нашим наблюдениям, потребности молодого поколения в реализации

своей социальной активности в сфере художественного творчества полностью

удовлетворяются в учреждениях дополнительного образования. Красной

линией в содержательной и организационной части образовательного и

воспитательного процесса в учреждениях данной направленности проходит

целевая установка на создание условий для результативного усвоения образцов

поведения, социальных норм, культурных стандартов, ролей и ценностей

подростками,

а

также реализация

их индивидуальных

способностей и

социальных качеств.

Наши наблюдения показали, что в учреждениях дополнительного

образования

происходит

объективное

слияние

целого

ряда

процессов,

связанных

с

общественными

явлениями,

постоянной

работой

над

эффективностью

образовательного

процесса

со

стороны

педагогов,

потребностями личности, интересами социальных групп. А так же с апробацией

социальных ролей, приобретением совокупности социальных знаний и умений

в сочетании с эстетическими взглядами на культурное наследие общества и

существующими нравственными нормами.

Таким образом, мы говорим о целенаправленном формировании личности

– члена общества конкретного исторического периода в рамках учреждения

дополнительного образования и о наличие целеполагающей установки на

социализацию подростков в действующих творческих объединениях различной

направленности, в том числе, и хореографии.

Нами

выявлено,

что

правильно

организованная

инновационная

деятельность

при

обучении

хореографии

лаконично

вписывается

в

традиционный

образовательный

процесс

и

становится

эффективным

инструментом для решения целого ряда поставленных временем вопросов,

напрямую не связанных с традиционным хореографическим образованием, но

затрагивающих целую сферу социальных интересов подростков.

При этом следует отметить, что социально значимое влияние со стороны

педагога – руководителя коллектива при использовании в своей деятельности

инновационных технологий, направленных на социализацию подростков,

должно

быть

системным,

созидательным,

отвечающим

общественным

запросам, мотивированным, нравственно правильным, а так же ценностно -

ориентированным.

Инновационные

технологии,

выступая

фактором

социализации

подростков

в

учреждениях

дополнительного

образования,

способствуют

позитивной индивидуальной социальной реализации индивида, являющейся

насущной потребностью современного общества.



В раздел образования