Автор: Каминская Елена Юрьевна
Должность: Педагог дополнительного образования, педагог - организатор
Учебное заведение: МУДО "Детско-юношеский центр Краснооктябрьского района Волгограда"
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Инновационные технологии обучения хореографии как один из факторов социализации подростков в учреждении дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование
Инновационные технологии обучения хореографии как один из факторов
социализации подростков в учреждении дополнительного образования
Говоря о личности человека и о его характере, формирующемся на фоне
многообразных
связей
с
обществом,
мы
имеем
в
виду
активный
процесс
усвоения комплекса социальных взглядов, функций, норм, ценностей и опыта.
Наша
действительность
– это
путь
постоянного
преобразования,
развития,
критического
анализа
и
возобновления.
Это
мир
возведения
на
высшую
ступень
общественно
важного
процесса,
связанного
с
деятельностью
по
социально конструктивному формированию индивида в обществе. В связи с
этим
необходимо
постоянное и системное
изучение
различных
аспектов
процесса
вхождения
личности
в
социум,
опирающегося
на
достижения
педагогических и социально – философских наук и знания о многогранности
феномена социализации.
Понятие социализации было введено в социологию и социальную
психологию в конце 40 – х годов в работах американских ученых
(Дж.Доллард, Дж.Кольман, А.Парк и др.). На сегодняшний день содержание
понятия «социализация» всесторонне проанализировано и осмыслено во всем
многообразии процессов этого явления со всеми специфическими факторами,
влияющими на социализацию
.
В современных общественных науках под социализацией понимаются
процессы, лежащие в основе усвоения индивидом социальных ценностей и
знаний, способствующих его полноценному функционированию в обществе.
По мнению А.М.Караева, социализация – многоаспектный процесс, связанный
с пониманием и принятием личностью принятого в обществе поведения, а
также
с
необходимым
усвоением
ценностных
норм,
с
многообразием
социального взаимодействия, с улучшением восприятия самого себя,
с
выполнением
своей
социальной
роли
и
осуществлением
ожидаемой
деятельности.
Социализацию
как
процесс,
способствующий
воспроизводству
социальной системы при условии сохранения ее структуры, уважения к
традициям,
формирования
социальных
эталонов
и
профессиональных
стандартов рассматривает в своих трудах В.А.Лабунская. Она говорит о
вхождении личности в социум, благодаря положительной адаптации и
интеграции индивида в социальную среду при условии сохранения природной
ее автономности.
До сих пор актуален взгляд Ф.Гиддингса на социализацию, основанный
на понимании необходимости развития индивида для его успешной подготовки
к жизни в социальной сред.
Иными словами, социализация объединяет постоянное развитие и
возобновление
общественных
процессов
с
адаптационными
и
интеграционными личностными процессами.
Социализация, подходы к ее изучению, теоретическое обоснование
процесса, факторы и механизмы ее реализации носят объективно важный
характер для успешного функционирования всей совокупности общественных
отношений в социуме. На данный момент мы можем с уверенностью сказать,
что проблематика социализации интересует представителей различных наук,
выступает как объект междисциплинарного исследования и может иметь
несколько подходов к пониманию и анализу в рамках одной науки.
Изучение данного процесса в рамках субъект-объектного подхода (Э.
Дюркгейм, конец XIX века) основывается на описании интеграции индивида в
социальную действительность. Взаимное активное влияние друг на друга
общества и человека, приводящее к осознанной деятельности со стороны
личности в социальных ситуациях и обстоятельствах, влияющих на социальные
явления, изучается, исходя из субъект-субъектного подхода к феномену
социализации (У.И.Томас, начало XX века).
О формировании социально значимых качеств личности в процессе
осуществления
общественной
деятельности,
выступающей
в
качестве
необходимого
условия
социализации,
говорит
В.В.
Давыдов
в
рамках
деятельностного подхода к педагогическому процессу. Во главу угла он ставит
учебную
деятельность
с
высоким
уровнем
познавательной
активности
индивида в целях нахождения им своего места в обществе, осуществления им
успешной предметной деятельности в социальной жизни и целостного
творческого саморазвития.
Социализация
–
это
сплав
социально-психологических
процессов,
происходящих порой вопреки строгому и устоявшемуся социальному миру для
разумного
преобразования
этого
мира
человеком
и
сохранения
его
индивидуальности в нем.
На
развитие
индивидуальности
как
основной
характеристики
социального становления индивида обращает внимание в своих научных
исследованиях В.С.Мухина. Она говорит о бытие отдельного человека в связи с
внешними социальными условиями и о его индивидуальной мировоззренческой
позиции в процессе. В.С.Мухина разносторонне рассматривает социализацию,
основываясь на понимании единства личностного развития человека с уровнем
его бытия, обусловленном внутренней позицией.
Индивидуальность каждого человека как его уникальную характеристику
результата процесса социализации рассматривает Джон Дьюи (1859-1952) в
своих теоретических исследованиях, ставших основой адаптивной концепции
социализации. Ученый делает акцент на активном, логически выстроенном
образовании, способствующем результативному приспособлению индивида к
определенному
образу
жизни
и
учитывающем
важные
для
общества
социальные корни и значимые исторические процессы.
По мнению Дж.Дьюи, личность успешно социализированная – это член
общества, у которого в равной степени развиты и совпадают социальные
ценности, принятые обществом в широком смысле этого слова, с личными
приоритетами и нормами поведения.
По нашим наблюдениям, потребности молодого поколения в реализации
своей социальной активности в сфере художественного творчества полностью
удовлетворяются в учреждениях дополнительного образования. Красной
линией в содержательной и организационной части образовательного и
воспитательного процесса в учреждениях данной направленности проходит
целевая установка на создание условий для результативного усвоения образцов
поведения, социальных норм, культурных стандартов, ролей и ценностей
подростками,
а
также реализация
их индивидуальных
способностей и
социальных качеств.
Наши наблюдения показали, что в учреждениях дополнительного
образования
происходит
объективное
слияние
целого
ряда
процессов,
связанных
с
общественными
явлениями,
постоянной
работой
над
эффективностью
образовательного
процесса
со
стороны
педагогов,
потребностями личности, интересами социальных групп. А так же с апробацией
социальных ролей, приобретением совокупности социальных знаний и умений
в сочетании с эстетическими взглядами на культурное наследие общества и
существующими нравственными нормами.
Таким образом, мы говорим о целенаправленном формировании личности
– члена общества конкретного исторического периода в рамках учреждения
дополнительного образования и о наличие целеполагающей установки на
социализацию подростков в действующих творческих объединениях различной
направленности, в том числе, и хореографии.
Нами
выявлено,
что
правильно
организованная
инновационная
деятельность
при
обучении
хореографии
лаконично
вписывается
в
традиционный
образовательный
процесс
и
становится
эффективным
инструментом для решения целого ряда поставленных временем вопросов,
напрямую не связанных с традиционным хореографическим образованием, но
затрагивающих целую сферу социальных интересов подростков.
При этом следует отметить, что социально значимое влияние со стороны
педагога – руководителя коллектива при использовании в своей деятельности
инновационных технологий, направленных на социализацию подростков,
должно
быть
системным,
созидательным,
отвечающим
общественным
запросам, мотивированным, нравственно правильным, а так же ценностно -
ориентированным.
Инновационные
технологии,
выступая
фактором
социализации
подростков
в
учреждениях
дополнительного
образования,
способствуют
позитивной индивидуальной социальной реализации индивида, являющейся
насущной потребностью современного общества.