Автор: Смирнова Елена Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ школа №375 с углублённым изучением английского языка
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: ВЗГЛЯД УЧИТЕЛЯ НА ПРОГРАММУ ПО ЛИТЕРАТУРЕ для 6-го класса
Раздел: среднее образование
Смирнова Елена Александровна,
учитель русского языка и литературы школы №375 Санкт-Петербурга
ВЗГЛЯД УЧИТЕЛЯ НА ПРОГРАММУ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
для 6-го класса
Имея за плечами почти двадцатилетний опыт работы в школе, смело
могу сказать: программу в шестом классе просто необходимо менять!
Я считаю, что программа не может быть одинаковой для детей
двадцатого и двадцать первого века. Классика важна, но необходимо
обратить внимание и на современную литературу.
Я работала и по программе В.Я.Коровиной, и по программе
Т.Ф.Курдюмовой, сейчас работаю по программе Н.Н.Сухих.
Начинаем с мифов о Геракле, знакомимся с Ахиллом и Орфеем,
изучаем былины. Читаем и учим наизусть «Песнь о вещем Олеге». Всё это
хорошо. А вот «Курган» и «Василий Шибанов» А.К.Толстого тяжелы для
восприятия шестиклассников. Стихотворения А.В.Кольцова «Песня пахаря»
и «Горькая доля» можно было бы исключить из программы.
«Крестьянские дети», «Железная дорога» Н.А.Некрасова, «Муму»
И.С.Тургенева, «Левша» Н.С.Лескова, «Ночь перед Рождеством» Н.В.Гоголя
– неоспоримая классика, то что необходимо знать ребятам. Это наша
культура, наше достояние.
В программу Н.Н.Сухих включено произведение Чингиза Айтматова
«Белый пароход», которое дети должны изучить. Однако, в учебнике текста
нет, в школьной библиотеке один экземпляр на четыре класса. Одноименный
фильм режиссёра Болотбека Шамшиева, снятый в 1976 году, при просмотре
вызвал у шестиклассников неоднозначную реакцию и множество вопросов.
Очень не понравилось деление изучения «Повестей И.П.Белкина»
А.С.Пушкина между шестым и седьмым классами: в шестом проходим
«Выстрел»
и
«Барышню-крестьянку»,
а
в
седьмом
«Станционного
смотрителя» и «Метель».
Зарубежная литература представлена всего тремя произведениями:
Д.Дефо «Жизнь и приключения Робинзона Крузо», П.Мериме «Таманго» и
«Матео Фальконе». Если произведение Даниэля Дефо вызвало у детей
восторг, то произведения Проспера Мериме оставлены на последние числа
мая и уже не вызывают интереса. Третье произведение – «Щелкунчик»
Гофмана целесообразнее было бы включить в программу пятого класса.
Два великолепных произведения ХХ века «Алые паруса» Александра
Грина и «Обыкновенное чудо» Евгения Шварца очень понравились детям. В
программе много внимания уделяется просмотру фильмов, поставленных по
художественным произведениям. И это замечательно! За три часа в неделю
мы успеваем прочитать, обсудить произведения, посмотреть фильм и
сравнить его с книгой.
Современных детей очень тяжело привлечь к чтению, они заняты
гаджетами, на перемене стараются поиграть. Я считаю, что если в шестом
классе ребенок не читает, то он перестаёт развиваться. Поэтому очень важно
включать в программу современные произведения, которые интересны
детям. Так, неплохо было бы включить в учебный план два-три современных
произведения (неважно зарубежных или отечественных) о подростках, их
проблемах и переживаниях. Например, повести норвежской писательницы
Марии Парр «Вафельное сердце», «Вратарь и море» или итальянской
писательницы Анджелы Нанетти «Мой дедушка был вишней». Замечательны
книги Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак «Время всегда хорошее»,
«Я хочу в школу», «Гимназия № 13»…
Но так как программу, которую приняли на МО школы, мы менять не
можем, я нашла выход: взяла час «внеурочки», и мы читаем с детьми и
обсуждаем интересные им произведения. В лице библиотекаря школы я
нашла единомышленника, и мы вместе придумываем и разрабатываем
мероприятия для детей. Например, по произведению «Время всегда
хорошее» провели «Свою игру». На неделе детской книги параллель шестых
классов играла в игру «По следам Шерлока Холмса». Произведения нет в
школьной программе, но дети читали его с удовольствием.
А что главное для учителя литературы? Чтобы дети читали и
обсуждали прочитанное.
Не бойтесь экспериментировать и придумывать для детей что-то
новое и интересное!