Напоминание

ВЗГЛЯД УЧИТЕЛЯ НА ПРОГРАММУ ПО ЛИТЕРАТУРЕ для 6-го класса


Автор: Смирнова Елена Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ школа №375 с углублённым изучением английского языка
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: ВЗГЛЯД УЧИТЕЛЯ НА ПРОГРАММУ ПО ЛИТЕРАТУРЕ для 6-го класса
Раздел: среднее образование





Назад




Смирнова Елена Александровна,

учитель русского языка и литературы школы №375 Санкт-Петербурга

ВЗГЛЯД УЧИТЕЛЯ НА ПРОГРАММУ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

для 6-го класса

Имея за плечами почти двадцатилетний опыт работы в школе, смело

могу сказать: программу в шестом классе просто необходимо менять!

Я считаю, что программа не может быть одинаковой для детей

двадцатого и двадцать первого века. Классика важна, но необходимо

обратить внимание и на современную литературу.

Я работала и по программе В.Я.Коровиной, и по программе

Т.Ф.Курдюмовой, сейчас работаю по программе Н.Н.Сухих.

Начинаем с мифов о Геракле, знакомимся с Ахиллом и Орфеем,

изучаем былины. Читаем и учим наизусть «Песнь о вещем Олеге». Всё это

хорошо. А вот «Курган» и «Василий Шибанов» А.К.Толстого тяжелы для

восприятия шестиклассников. Стихотворения А.В.Кольцова «Песня пахаря»

и «Горькая доля» можно было бы исключить из программы.

«Крестьянские дети», «Железная дорога» Н.А.Некрасова, «Муму»

И.С.Тургенева, «Левша» Н.С.Лескова, «Ночь перед Рождеством» Н.В.Гоголя

– неоспоримая классика, то что необходимо знать ребятам. Это наша

культура, наше достояние.

В программу Н.Н.Сухих включено произведение Чингиза Айтматова

«Белый пароход», которое дети должны изучить. Однако, в учебнике текста

нет, в школьной библиотеке один экземпляр на четыре класса. Одноименный

фильм режиссёра Болотбека Шамшиева, снятый в 1976 году, при просмотре

вызвал у шестиклассников неоднозначную реакцию и множество вопросов.

Очень не понравилось деление изучения «Повестей И.П.Белкина»

А.С.Пушкина между шестым и седьмым классами: в шестом проходим

«Выстрел»

и

«Барышню-крестьянку»,

а

в

седьмом

«Станционного

смотрителя» и «Метель».

Зарубежная литература представлена всего тремя произведениями:

Д.Дефо «Жизнь и приключения Робинзона Крузо», П.Мериме «Таманго» и

«Матео Фальконе». Если произведение Даниэля Дефо вызвало у детей

восторг, то произведения Проспера Мериме оставлены на последние числа

мая и уже не вызывают интереса. Третье произведение – «Щелкунчик»

Гофмана целесообразнее было бы включить в программу пятого класса.

Два великолепных произведения ХХ века «Алые паруса» Александра

Грина и «Обыкновенное чудо» Евгения Шварца очень понравились детям. В

программе много внимания уделяется просмотру фильмов, поставленных по

художественным произведениям. И это замечательно! За три часа в неделю

мы успеваем прочитать, обсудить произведения, посмотреть фильм и

сравнить его с книгой.

Современных детей очень тяжело привлечь к чтению, они заняты

гаджетами, на перемене стараются поиграть. Я считаю, что если в шестом

классе ребенок не читает, то он перестаёт развиваться. Поэтому очень важно

включать в программу современные произведения, которые интересны

детям. Так, неплохо было бы включить в учебный план два-три современных

произведения (неважно зарубежных или отечественных) о подростках, их

проблемах и переживаниях. Например, повести норвежской писательницы

Марии Парр «Вафельное сердце», «Вратарь и море» или итальянской

писательницы Анджелы Нанетти «Мой дедушка был вишней». Замечательны

книги Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак «Время всегда хорошее»,

«Я хочу в школу», «Гимназия № 13»…

Но так как программу, которую приняли на МО школы, мы менять не

можем, я нашла выход: взяла час «внеурочки», и мы читаем с детьми и

обсуждаем интересные им произведения. В лице библиотекаря школы я

нашла единомышленника, и мы вместе придумываем и разрабатываем

мероприятия для детей. Например, по произведению «Время всегда

хорошее» провели «Свою игру». На неделе детской книги параллель шестых

классов играла в игру «По следам Шерлока Холмса». Произведения нет в

школьной программе, но дети читали его с удовольствием.

А что главное для учителя литературы? Чтобы дети читали и

обсуждали прочитанное.

Не бойтесь экспериментировать и придумывать для детей что-то

новое и интересное!



В раздел образования