Напоминание

"Развитие и воспитание навыков коммуникации и норм социального взаимодействия в условиях школы-интерната.


Автор: Ануфриева Нина Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: КГКОУ ШИ 10
Населённый пункт: г.Бикин Хабаровский край
Наименование материала: Доклад из опыта работы
Тема: "Развитие и воспитание навыков коммуникации и норм социального взаимодействия в условиях школы-интерната.
Раздел: среднее образование





Назад




Развитие и воспитание навыков коммуникации и норм социального

взаимодействия в условиях школы-интерната.

Проблемы понимания

и

взаимопонимания всегда

были

и

будут

актуальными, особенно они актуальны у детей с УО (ИН), которые в коррекционные

школы

попадают

с

отклонениями

в

поведении,

повышенной

агрессивностью,

расторможенностью, дефицитом внимания, отклонениями в эмоционально-волевой сфере

и, как правило, с несформированными коммуникативными навыками и ослабленными

адаптационными процессами.

Я работаю с группой мальчиков в возрасте от 7-12 лет. В основном дети из

неблагополучных семей, где непринято быть вежливыми, взрослые не уважают друг

друга, в доме не соблюдается чистота и порядок. Большинство из них не посещали ранее

детский сад и опыт контактов вне дома со сверстниками и взрослыми у них сильно

ограничен. Устная речь как средство коммуникации для них сложна или недоступна

вообще. Дети ограничены в выражении своих желаний, намерений, чувств, потребностей.

Поэтому необходимо предоставить в их распоряжение другую коммуникативную

систему,

которая

поможет

облегчить

общение,

улучшить

развитие

ребенка,

активизировать его участие в коррекционно-педагогическом процессе, способствовать

интеграции в широкий социум. Ведь социальная адаптация учащихся с УО (ИН)

невозможна без речевого общения и взаимодействия.

Формирование коммуникативных умений включается во все виды деятельности

детей: игру, обучение, режимные моменты и реализуется

на материале игр и

предложений,

предлагаемых

направлениями

программ.

Повышение

уровня

коммуникативных умений представляет собой как самостоятельную цель, так и средство,

позволяющее добиться значительных успехов во всех сферах развития и коррекции

ребенка, следовательно, воспитание происходит непрерывно.

Работа в группе ведется с учетом возрастных и психофизических особенностей детей,

уровня их умений и навыков. В своей работе по привитию коммуникативных навыков я

применяю следующие формы и методы :

Подвижные игры (дети проговаривают правила игры, учатся договариваться).

Пальчиковые игры помогают ребенку сформировать образ “телесного Я”,

приобрести навыки невербального общения.

Сюжетные игры («Шофер»- дети осуществляют игровые действия по речевой

инструкции; - распределяют роли и действуют согласно принятой на себя роли;-

такие игры способствуют воспитанию у детей культуры общения.)

Дидактические игры . Дидактическая игра широко используется главным образом

как

игра

обучающая.

Способствует

развитию

сообразительности,

памяти,

внимания, развивают речь детей.( «Профессии», «Чей домик», «Кто чем питается»,

и т.д.

Ролевые,

сюжетно-ролевые

игры.

Сюжетно-ролевые

игры

направлены

на

воспроизведение

отношений

между

людьми

например:

«День

Рожденье»,

«Кондуктор», «Магазин» и т. д

Театрализованные игры, игры-драматизации (ребенок играет в соответствии с

ролью, имитирует движение персонажей)

Работа с картинками и картинами. Вариантов работы с картинками очень много.

Главное, чтобы рассматривание картинки вызывало у умственно отсталого ребенка

эмоции, а ее объяснение сопровождалось речью, короткими предложениями, что

активизирует его внимание и понимание действий, изображенных на картинке. Эти

приемы, в свою очередь, способствуют развитию у умственно отсталого ребенка

желание активного общения. (Сюжетные картинки «Времена года»)

Экскурсии и прогулки (Важное значение в развитии коммуникации имеют

экскурсии на природу, в общественные места.) После окончания прогулки

проводится итоговая беседа о том, что дети видели и что узнали. При этом беседа

охватывает основную цель прогулки.

Целевые прогулки приучают детей к

взаимопомощи, организованности, вниманию друг к другу, способствуют развитию

наблюдательности, внимания и памяти.

Развитие фонематического слуха. должно проводиться в единстве с выработкой

правильного произношения, чтобы обеспечить их взаимосвязь и взаимодействие.

Формирование слухового восприятия способствует коррекции произношения у

детей, у которых это нарушение связано с недостатком фонематического слуха.

Беседа как метод обучения общению. Обсуждать можно план будущей или итоги

выполненной работы, результаты наблюдений, сделанных учащимися во время

экскурсии. Беседу можно использовать для закрепления и осмысления знаний

учащимися нового материала

(добиваться, чтобы учащиеся не отвечали

односложно, а давали правильный, полный ответ.

Рассказ

как

метод

обучения

общению.

Рассказ

всегда

сопровождается

демонстрацией

наглядных

пособий

и

самостоятельными

работами,

что

способствует преодолению трудностей, возникающих при усвоении знаний.

Тренинги на сплочение коллектива. Например «Коврик добра» Обучающиеся

садятся на коврик, в руках клубочек ниток, передовая из рук в руки, друг другу

говорят доброжелательные слова.

Занятия

по

преодолению

межличностных

конфликтов.

Проводим

через

взаимодействие с психологом.

Методы поощрения, объяснения, убеждения, разъяснения, показа на личном опыте.

Весь процесс обучения осуществляется через игру. Играя, дети учатся следовать

правилам, постигать социальные отношения, учатся переносить неудачи, переживать

успех. Игра способствует развитию памяти, внимания, сообразительности, формированию

личности ребенка, его общению и социализации в обществе. При проведении игр

направляю ход игры и через неё воспитываю и обучаю детей. Активно общаюсь с

ребенком, развивая его наблюдательность, подражательность, внимание, память и речь.

Развитию коммуникативных навыков также способствует и творческая деятельность.

В процессе такого рода деятельности обеспечивается возможность саморазвития ребёнка,

который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам.

При этом я для ребёнка становлюсь партнёром, готовым откликнуться на любую просьбу

о поддержке и помощи. Кроме того, в ходе деятельности создаётся микроклимат, в основе

которого лежит уважение к личности ребёнка, забота о нём, доверительные отношения

между взрослым и детьми . Внимательное заботливое отношение к детям и регулярное

использование разнообразных игр, дает положительные результаты и составляет основу

правильного воспитания и полноценного развития детей.

Повышает социальную

активность детей, происходит систематическое развитие коммуникативных навыков. Дети

становятся

более

инициативными,

любознательными,

более

внимательными

и

доброжелательными друг к другу. У детей развивается уверенность в своих силах.

Полученные навыки дети смогут применять в повседневной жизни,

что будет

способствовать их дальнейшей успешной социализации.

В школе есть как внутренние так и внешние социальные партнеры, которые важны на

определенном возрастном этапе.

Социальное

партнерство

-

в

широком

смысле,

коллективная

совместная

деятельность различных социальных групп, которая приводит к положительным

результатам.

К внутренним социальным партнерам можно отнести педагогов, узких специалистов и

сотрудников школы и, конечно же, родителей. На начальном этапе обучения очень важен

новый круг общения, новые люди, которые обогащают социальный опыт: работники

столовой, сотрудники школы-интерната и вахтер, гардеробщица и др.

И конечно одним из главных социальных партнеров школы – являются родители,

которые являться активными участниками образовательного процесса.

Внешние социальные партнеры, это те организации с которыми мы контактируем:

другие образовательные организации, предприятия, учреждения культуры и спорта,

учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений). Мы еженедельно

посещаем детскую библиотеку, в течении года ходим на экскурсии: в музей, пожарную

часть, воинскую часть, на выставки, концерты, мастер классы, утренники в клуб РДК.

Экскурсии в магазин, на почту, что способствует через опыт социализироваться ребенку в

обществе.

Подводя итог, можно сказать, что все

формы и методы моей работы и в

дальнейшем будут актуальны и востребованы в развитии и воспитании обучающихся.

Доклад на тему:

«Развитие и воспитание навыков коммуникации и норм

социального взаимодействия в условиях школы-интерната»

(

Из опыта работы)

Подготовила: Ануфриева Н.В



В раздел образования