Автор: Едакина Анастасия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 224
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Роль игрушки в жизни дошкольника".
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
Тема: «РОЛЬ ИГРУШКИ В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА».
«Игрушка должна быть трамплином для ребячьей мечты»
Лев Кассиль.
У игрушки много сторон – педагогическая, эстетическая, нравственная,
производственная, экономическая, культурная, социальная, психологическая
и т.д. Все это разные стороны таких, казалось бы, простых предметов, но так
ли просты они? Во многом ко всему, что касается детства, у нас, взрослых
отношение часто несерьёзное. Взрослые, может быть, и не задумываются
какие игрушки они покупают, какие дарят детям, какие игрушки приносят в
детский сад.
Для ребёнка игрушка – неотъемлимая часть его жизни и поэтому требует к
себе самого серьезного внимания!
Что такое игрушка?
Игрушкой может стать все что угодно. Свойство быть игрушкой не привязано
жёстко к внешне материальным признакам того или иного предмета. Его
попадание в класс «игрушек» обусловлено отношением к нему играющего
человека. Именно человек превращает предмет в истинную игрушку в
процессе игры с ним.
Роль истинной игрушки может получить любой предмет, если он:
1.
привлекателен – вызывает желание общаться с предметом, смотреть
на него манипулировать им;
2.
доступен для овладения – определяется возможностями играющего
встроить этот объект в своё жизненное пространство;
3.
не воспринимается в данный момент как «серьезная вещь» - то есть на
него не распространяется общепринятые правила обращения с
«серьёзными» предметами.
4.
Удовлетворяет возрастные потребности развития ребёнка;
5.
Способен стать символическим объектом для личностных проекций -
когда возможен перенос своих переживаний, чувств, мыслей и
поступков на свою игрушку как осознанно, так и на подсознательном
уровне.
Слово «игрушка» - для многих служит синонимом безделушки, забавы. В то
время как это особый предмет, имеющий огромную власть, обладающий
способностью обучать. И от того как мы относимся к выбору игрушек для
своего ребёнка, умеем ли правильно организовать игру, направить его
действия, развернуть сюжет зависит будущее наших детей.
Значение игр и игрушек для развития ребенка в дошкольном возрасте часто
недооценивается даже педагогами. Большинство родителей не пони мают,
насколько важны правильно подобранные игрушки для формирования
личности ребенка. Как и в какие игры должен играть ребенок? Информацию
об этом родители получают в основном из рекламы, которая отражает
интересы фирм-производителей, далеко не всегда совпадающие с
интересами ребенка.
Отсутствие общей и правовой культуры в формировании игровой среды
ребенка в России приводит к агрессивному наступлению на наш
рынок игровой продукции как с Запада, так и с Востока.
В дошкольном возрасте есть сензитивные периоды развития способностей
ребенка, когда правильный подбор развивающих игр и игра в них с
ребенком определяют очень многое. Вместо учета особенностей
психофизического развития детей, особенно дошкольников, развитие рынка
игрушек происходит по привнесенным извне тенденциям. Выделим две из
них.
Дешевизна в сочетании с крикливой яркостью и шумностью - визитная
карточка игрушечных фирм из Юго - Восточной Азии. Гораздо более дорогие
натуралистичные модели людей, животных, машин, самолетов, героев
мультфильмов и кинофильмов (всего, что окружает в повседневной жизни) -
продукция западных фирм. Современные западные игрушки все чаще и
дальше уходят от детской игры в сторону потребительства и механического
использования заложенных производителем операций. Ребенку кажется, что
он манипулирует игрушкой, а на самом деле сама игрушка навязывает ему
определенные действия, вырабатывая эмоциональную зависимость
маленького человека от электронного устройства.
Главные качества детской игры: свобода действий, эмоциональная
насыщенность, творческая активность, изобретательность - при этом
совершенно не требуются и не развиваются.
Очевидность проблемы ясно выражена и актуальность поиска решения
данного вопроса бесспорна. Стоит ли задуматься, как и чем играют наши
дети и попытаться разобраться в данном вопросе – решать Вам.
Основные психолого-педагогические требования к игрушке.
Игрушка приносит максимальную пользу, если она культуросообразна и
способствует принятым в обществе нормам и духовно-нравственным
ценностям.
Игрушка вредна, если она:
Провоцирует ребёнка на агрессию и жестокость;
Вызывает страх или тревогу;
Имеет грубый натурализм;
Унижает человеческое достоинство;
Вызывает психологическую зависимость в ущерб полноценному
развитию ребенка;
Искажает восприятие окружающей действительности.
Игрушка полезна, если она:
Безопасна;
Привлекательна;
Эстетична;
Соответствует возрастным возможностям ребёнка;
Полифункциональна (предоставляет возможность для развития
способностей ребенка: физических, духовных, нравственных и т.д.);
Выполнена из экологически чистых материалов;
Упакована.
Правила выбора игрушки
Игрушка радует Вас и Вашего малыша, вызывает положительные
эмоции;
Игрушка не утомляет и не перегружает ребёнка;
Игрушка отвечает индивидуальным особенностям развития ребёнка и
его потребности в игре.
Игрушка вызывает интерес, обладает игровой динамикой, стимулирует
к активному действию с ней;
Игрушка расширяет кругозор и побуждает ребёнка к познавательно-
исследовательской деятельности;
Игрушка воспитывает художественный вкус ребёнка.
На основе психолого - педагогических исследований мы пришли к выводу,
что игрушка является важным фактором в психическом развитии ребенка.
Мы установили, что игрушки должны быть свободными от всех свойств,
которые каким-нибудь образом могут нанести вред здоровью. Они должны
удовлетворять и развивать эстетический вкус, зачатки которого так рано
проявляются у ребенка. И потому, они должны возбуждать и поощрять
стремление ребенка к коллективным усилиям.
Самые разнообразные задатки ребенка ищут своего проявления и
упражнения и находят их в играх, если в распоряжение ребенка дан
материал, который может служить в одно время и стимулом, возбуждающим
ту или иную деятельность, и орудием, при помощи которого эта
деятельность осуществляется и совершенствуется.
Несомненно, все игрушки должны удовлетворять требованиям гигиены.