Напоминание

"Роль игрушки в жизни дошкольника".


Автор: Едакина Анастасия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 224
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Роль игрушки в жизни дошкольника".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

Тема: «РОЛЬ ИГРУШКИ В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА».

«Игрушка должна быть трамплином для ребячьей мечты»

Лев Кассиль.

У игрушки много сторон – педагогическая, эстетическая, нравственная,

производственная, экономическая, культурная, социальная, психологическая

и т.д. Все это разные стороны таких, казалось бы, простых предметов, но так

ли просты они? Во многом ко всему, что касается детства, у нас, взрослых

отношение часто несерьёзное. Взрослые, может быть, и не задумываются

какие игрушки они покупают, какие дарят детям, какие игрушки приносят в

детский сад.

Для ребёнка игрушка – неотъемлимая часть его жизни и поэтому требует к

себе самого серьезного внимания!

Что такое игрушка?

Игрушкой может стать все что угодно. Свойство быть игрушкой не привязано

жёстко к внешне материальным признакам того или иного предмета. Его

попадание в класс «игрушек» обусловлено отношением к нему играющего

человека. Именно человек превращает предмет в истинную игрушку в

процессе игры с ним.

Роль истинной игрушки может получить любой предмет, если он:

1.

привлекателен – вызывает желание общаться с предметом, смотреть

на него манипулировать им;

2.

доступен для овладения – определяется возможностями играющего

встроить этот объект в своё жизненное пространство;

3.

не воспринимается в данный момент как «серьезная вещь» - то есть на

него не распространяется общепринятые правила обращения с

«серьёзными» предметами.

4.

Удовлетворяет возрастные потребности развития ребёнка;

5.

Способен стать символическим объектом для личностных проекций -

когда возможен перенос своих переживаний, чувств, мыслей и

поступков на свою игрушку как осознанно, так и на подсознательном

уровне.

Слово «игрушка» - для многих служит синонимом безделушки, забавы. В то

время как это особый предмет, имеющий огромную власть, обладающий

способностью обучать. И от того как мы относимся к выбору игрушек для

своего ребёнка, умеем ли правильно организовать игру, направить его

действия, развернуть сюжет зависит будущее наших детей.

Значение игр и игрушек для развития ребенка в дошкольном возрасте часто

недооценивается даже педагогами. Большинство родителей не пони мают,

насколько важны правильно подобранные игрушки для формирования

личности ребенка. Как и в какие игры должен играть ребенок? Информацию

об этом родители получают в основном из рекламы, которая отражает

интересы фирм-производителей, далеко не всегда совпадающие с

интересами ребенка.

Отсутствие общей и правовой культуры в формировании игровой среды

ребенка в России приводит к агрессивному наступлению на наш

рынок игровой продукции как с Запада, так и с Востока.

В дошкольном возрасте есть сензитивные периоды развития способностей

ребенка, когда правильный подбор развивающих игр и игра в них с

ребенком определяют очень многое. Вместо учета особенностей

психофизического развития детей, особенно дошкольников, развитие рынка

игрушек происходит по привнесенным извне тенденциям. Выделим две из

них.

Дешевизна в сочетании с крикливой яркостью и шумностью - визитная

карточка игрушечных фирм из Юго - Восточной Азии. Гораздо более дорогие

натуралистичные модели людей, животных, машин, самолетов, героев

мультфильмов и кинофильмов (всего, что окружает в повседневной жизни) -

продукция западных фирм. Современные западные игрушки все чаще и

дальше уходят от детской игры в сторону потребительства и механического

использования заложенных производителем операций. Ребенку кажется, что

он манипулирует игрушкой, а на самом деле сама игрушка навязывает ему

определенные действия, вырабатывая эмоциональную зависимость

маленького человека от электронного устройства.

Главные качества детской игры: свобода действий, эмоциональная

насыщенность, творческая активность, изобретательность - при этом

совершенно не требуются и не развиваются.

Очевидность проблемы ясно выражена и актуальность поиска решения

данного вопроса бесспорна. Стоит ли задуматься, как и чем играют наши

дети и попытаться разобраться в данном вопросе – решать Вам.

Основные психолого-педагогические требования к игрушке.

Игрушка приносит максимальную пользу, если она культуросообразна и

способствует принятым в обществе нормам и духовно-нравственным

ценностям.

Игрушка вредна, если она:

Провоцирует ребёнка на агрессию и жестокость;

Вызывает страх или тревогу;

Имеет грубый натурализм;

Унижает человеческое достоинство;

Вызывает психологическую зависимость в ущерб полноценному

развитию ребенка;

Искажает восприятие окружающей действительности.

Игрушка полезна, если она:

Безопасна;

Привлекательна;

Эстетична;

Соответствует возрастным возможностям ребёнка;

Полифункциональна (предоставляет возможность для развития

способностей ребенка: физических, духовных, нравственных и т.д.);

Выполнена из экологически чистых материалов;

Упакована.

Правила выбора игрушки

Игрушка радует Вас и Вашего малыша, вызывает положительные

эмоции;

Игрушка не утомляет и не перегружает ребёнка;

Игрушка отвечает индивидуальным особенностям развития ребёнка и

его потребности в игре.

Игрушка вызывает интерес, обладает игровой динамикой, стимулирует

к активному действию с ней;

Игрушка расширяет кругозор и побуждает ребёнка к познавательно-

исследовательской деятельности;

Игрушка воспитывает художественный вкус ребёнка.

На основе психолого - педагогических исследований мы пришли к выводу,

что игрушка является важным фактором в психическом развитии ребенка.

Мы установили, что игрушки должны быть свободными от всех свойств,

которые каким-нибудь образом могут нанести вред здоровью. Они должны

удовлетворять и развивать эстетический вкус, зачатки которого так рано

проявляются у ребенка. И потому, они должны возбуждать и поощрять

стремление ребенка к коллективным усилиям.

Самые разнообразные задатки ребенка ищут своего проявления и

упражнения и находят их в играх, если в распоряжение ребенка дан

материал, который может служить в одно время и стимулом, возбуждающим

ту или иную деятельность, и орудием, при помощи которого эта

деятельность осуществляется и совершенствуется.

Несомненно, все игрушки должны удовлетворять требованиям гигиены.



В раздел образования