Напоминание

экология языка


Автор: Любовь Петровна Перминова
Должность: филолог, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: УДО ДДТ
Населённый пункт: пгт. Промышленная
Наименование материала: статья
Тема: экология языка
Раздел: дополнительное образование





Назад




Перминова Л.П, филолог,

педагог дополнительного образования УДО ДДТ

пгт. Промышленная, Кемеровской области.

Статья.

Язык «нуждается в защите, как всё живое на земле»

Хотелось бы поразмышлять об экологии родного языка в связи с

написанием моей ученицей исследовательской работы «Нарушение норм

языка в речи современного школьника», в которой она поднимает именно эту

проблему. Язык- это то, что мы получаем в наследство от родителей ,как

бесценный дар, то, без чего не можем жить, развиваться, обрести крылья и

стать интересным человеком. Язык как воздух, без которого невозможно

дышать! В самые трудные моменты жизни А.А.Ахматова, И,А. Бунин

обращались к своему языку, как к вечной непреходящей ценности, как

олицетворению своей родины, как к бессмертному чуду. Но как порой мы

невнимательны и неблагодарны к нему сегодня!

Вспомним слова К.Д.Ушинского: « Язык народа- цвет его духовной

жизни». А если повседневная речь современного школьника становится

грубой, стилистически сниженной, бедной и однообразной; если ребята не

могут выразить свои мысли правильно, без слов-паразитов, я не говорю,

красиво и точно- то это серьезная беда, это говорит о духовном обнищании

носителей языка!

Сегодня, в эпоху интернета, всеобщей компьютеризации, забота о

чистоте

и

правильности,

точности

и

выразительности

нашей

речи

приобретает особое значение. «Наш язык – это не только связующая нить

времён и поколений, бесценная сокровищница духовной культуры, но и

верный помощник в повседневной жизни, в любом труде, каким бы мы ни

занимались.»[5] Он- одно из самых удивительных орудий в руках человека, и

пользоваться им нужно умело.

Без этого нет и не может быть ни литературно-художественного

мастерства, ни искусства живого и письменного слова, ни простого

человеческого общения. И мы должны очень серьезно задуматься над этой

проблемой, ведь каждый из нас в ответе за здоровье языковой среды,

которую мы должны сохранить и передать будущему поколению в чистоте и

богатстве. Это залог и действенный инструмент культурного и духовного

обустройства жизни всей нашей страны.

Может возникнуть, казалось бы, закономерный вопрос: а так ли уж

нужна и важна высокая речевая культура? Возможно, она является уделом

будущих филологов, писателей, журналистов, ведущих телепередач?

Конечно же, это не так. По словам академика кафедры отечественной

филологии В.В. Виноградова: «Речевая культура – самая лучшая опора,

самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого

человека в его общественной жизни и творческой деятельности.» [5]

В самом деле, великие деятели русской науки И.М. Сеченов, Н.И.

Лобачевский, И.И. Мечников, Д.И. Менделеев, К.А. Тимирязев и другие

наши замечательные ученые прекрасно владели русским языком. И, видимо,

не в последнюю очередь это блестящее владение родным языком обеспечило

успех в избранных ими научных областях, которые далеки от филологии и

лингвистических проблем. Недаром издавна говорится, что «язык – всем

знаниям и всей природе ключ» (Г.Р. Державин), он душа народа и нации. [5]

Гипотезой в нашей работе

являлось предположение, что уровень

речевой культуры современного школьника у большей части ребят довольно

низок

и

требует

преобразовательной

работы,

чтобы

в

будущем

самоопределение их в обществе было успешным. Для наблюдения взяли

учащихся одного класса (26человек), с которыми моя ученица общается

ежедневно.

Для обоснования гипотезы использовали такие методы и приёмы, как

наблюдение, опрос, сбор информации, её систематизация и обобщение,

эксперимент, работу с таблицей и др..

Для исследования проблемы

за основу взяли мнение видного

лингвиста, создателя Школьного словаря по культуре речи Л. И.Скворцова о

том, что такое нарушение языковых норм

«Язык

явление

развивающееся,-пишет

лингвист.-

И

нормы

литературного языка – не застывшие раз и навсегда формы, они изменяются.

Однако, при всех наблюдаемых изменениях и сдвигах, русский язык

устойчиво сохраняет в веках свою нормативно-литературную основу,

которая была описана еще в 1755 году М.В. Ломоносовым в «Российской

грамматике»; суть ее неизменна, она определяет дальнейшие судьбы

развития языка и по сей день. Нарушением языковых норм является то, что

не развивает и не обогащает язык, а засоряет и обедняет его, то есть

искажает, огрубляет, стилистически нивелирует речь». Сюда относятся

неоправданные канцеляризмы, «постылые штампы речи», жаргонные и

грубо-просторечные слова, вульгаризмы, ненужные заимствования, слова-

паразиты

и,

конечно

же,

неграмотные,

неправильные

и

неточно

употребленные слова.»[5]

Наиболее часто языковые нормы нарушаются в разговорной речи, так

как она имеет импровизационный, менее продуманный характер, чем

письменная.

Если

пройти

по

оживленному

школьному

коридору

и

вслушаться в речь школьников, то у вас просто «завянут» уши! Здесь можно

услышать, конечно же, молодёжный сленг, что является следствием

систематического зависания в сети- интернет (26% учащихся класса). Стоит

поговорить о нём- это, как правило, ряд сокращённых слов и выражений,

которые имеют ироническую окраску, выразительность, Например, Прома

вместо

Промышленная,

училка

вместо

учительница,

балдеть

вместо

веселиться,

базарить

вместо

говорить,

замочу

вместо

убью..

Часто

жаргонные слова заимствованы из других языков и служат для обозначения

предметов повседневной жизни. Можно привести примеры: «Вчера нашел

баг в проге», «он Катин хэйтер», «такой мемасик вчера видела…» и т.д. Эти

фразы явно не все поймут, они обозначают, что человек нашел ошибку в

своей программе, молодой человек стал Катиным врагом, а девочка вчера

увидела смешную картинку. Чем же плох сленг? Главный плюс- ускорение

общения, юмор, но минус –недопонимание, нужен перевод с русского на

русский. Иллюзорная живость здесь оборачивается бездуховностью. И в этом

смысле жаргон по- настоящему опасен, потому что ведёт к снижению

языкового вкуса, к потере нравственных ориентиров

Ещё более активно (76% учащихся

класса) в личном общении

используют грубо-просторечную, сниженную, а также ненормативную

лексику (лох, нафик, урод и др.). Мат – это явление неоднозначное в нашем

языке.В большинстве случаев мат указывает на необразованность человека,

на бедность его речи, на нехватку слов. Чаще всего эти слова можно

услышать от молодых людей, которые часто прогуливают уроки, ведут

нездоровый образ жизни, грубят учителям, которые не прочитали ни одной

книги. Конечно, услышать мат можно и от других, более образованных

юношей и девушек, но в этом случае он указывает на эмоциональность, на

нехватку слов для описания ситуации. Но моё отношение к мату резко

отрицательное, ведь если этим словам дали негативный смысл, то и

употреблять их не стоит, так как он оскверняет, делает вульгарной,

некрасивой нашу речь. Настораживает то, что 18%учащихся класса

используют матерные слова постоянно, 58%- периодически, в связи с какой-

то ситуацией, а лишь 24% - не употребляют никогда в общении.

Анализируя масштабность ошибок, допускаемых одноклассниками

моей ученицы, мы провели с ней такие подсчёты: только 30%учащихся

класса способны прилично откорректировать свою письменную речь с

помощью разных источников и заинтересованы это делать, при этом имеют

на уроках русского языка 4-5;

42%ребят только время от времени пытаются что-то изменить,

допускают много ошибок и смирились с этим, их оценки на уроках 3-4 .

Недаром К.Г.. Паустовский утверждал, что «свой природный язык, как

лучшего друга, постигать нужно всю жизнь».

28% ребят класса в силу разных причин: запущенности, лени, каких-

то, вероятно, физических недугов пишут для себя и других непонятно, со

множеством различных ошибок, имеют оценку 3-2.

В восьмом классе эти молодые люди не умеют переносить слова,

допускают пунктуационные ошибки: не ставят в нужном месте запятую или

же слишком часто их употребляют. Все это влияет на результаты их

контрольных, самостоятельных работ., а в будущем будет влиять на на их

самореализацию в обществе.

Эти школьники также не умеют составлять правильные предложения.

Повторения, неточности лица, неуместное употребление слов – все это

делает составленные ими предложения длинными, непонятными.

Был проведён эксперимент: восьми ребятам из третьей, запущенной

группы был дан для переписывания недеформированный ( без пропусков)

текст, только двое из них переписали с небольшими недочётами, остальные

со множеством ошибок. Хотя умение безошибочно переписывать должно

быть сформировано ещё в начальной школе. Это говорит об отсутствии

интереса к языку, страшной запущенности в лингвистических знаниях, в

развитии всех видов речевой деятельности: чтении, говорении, письме,

слушании.

Итак, большая часть учащихся, за которыми мы наблюдали в ходе

своего исследования имеют довольно бедный словарный запас, периодически

нарушают

грамматические,

акцентологические,

орфографические

пунктуационные, этические нормы языка, т.е употребляют в речи грубые

выражения, ненормативную просторечную лексику и даже маты.

Это даёт

основание сказать, что речь современного школьника

неидеальна. Она пестрит ошибками и словами-паразитами. Но все это можно

исправить. Необходимо верить в то, что ты сможешь изменить свой

внутренний мир, а значит, и свою речь.

Со всем этим нужно бороться, помня, что «речевая культура человека,

по словам В. А. Сухомлинского, - это зеркало его духовной жизни» [4].

Начать нужно с осознания своих пробелов в речевой культуре. А они есть у

всех. В Интернете предлагается множество способов борьбы с проблемами

данного рода. За долгие годы исследований ученые выявили эффективные

пути устранения языковой безграмотности. Обратитесь к этому источнику!

Но для начала ознакомимся с тем, как справился со своей языковой

проблемой знаменитый филолог, академик Д.С. Лихачев, он рассказывал:

«В моем школьном образовании был один существенный недостаток:

мы не писали классных работ и не делали домашних заданий…

В общем, когда я появился в университете, я с трудом мог в

письменной форме изложить свои мысли. Особенно не удавались мне

переходы от предложения к предложению. Было такое впечатление, что

каждое предложение живет самостоятельно. Логическое повествование не

складывалось. Фразу трудно было прочесть вслух…

И вот сразу по окончании университета я решил учиться писать, и

систему придумал сам.

Во-первых, я решил писать каждый день, как классное сочинение, и

писать особым образом. Этот особый образ я назвал «без отрыва пера от

бумаги», то есть не останавливаясь. Я решил (и решил правильно), что

главный источник богатой письменной речи – речь устная. Поэтому я

старался записывать свою собственную, внутреннюю устную речь, старался

догнать пером внутренний монолог, обращенный к конкретному читателю –

адресату письма или просто читателю. И как-то быстро стало получаться.

Работая корректором, я вел записные книжки, куда записывал особенно

точно выраженные мысли.

Впоследствии, когда я поступил в Институт русской литературы, мне

было поручено написать главу о литературе XI – XIII вв. Далось мне это

очень нелегко… Я переписывал текст от руки не менее десяти раз. Правил и

переписывал, правил и переписывал, а когда уже все казалось хорошо, я все

же снова садился переписывать, и в процессе переписки рождались те или

иные улучшения. Я читал текст вслух и про себя, отрывками и целиком,

проверял логичность изложения в целом. Когда на конференции я читал свой

текст, то чтение имело большой успех, и с этого момента меня охотно стали

приглашать участвовать в разных изданиях…» [1]

Я

думаю,

что

трудолюбие

и

упорство

Дмитрия

Сергеевича,

знаменитого учёного, исследователя древнерусской литературы, академика

России, могут быть примером для каждого из нас. Он своим примером

преподносит способ решения актуальной проблемы нашего времени .Всё

просто: чтобы научиться чему-то- надо это делать до тех пор, пока не

научишься.

Таким образом, предлагаем способы решения проблемы:

1.

Активизировать все виды речевой деятельности и прежде всего

слушание на уроках, письмо и чтение, запоминание правильного

употребления слов и выражений.

2.

Корректировать свою речь (устную и письменную), используя

различные источники информации – словари, Интернет-ресурсы;

3.

Уделять больше времени чтению художественной литературы

России и зарубежья.

Необходимо верить в то, что ты сможешь изменить свою речь, а

значит – изменить свой внутренний мир, к лучшему. А иначе как?

Иначе нельзя, вспомним, какие глубокие, даже предупреждающие

нас слова записаны о языке в Библии: «Смерть и жизнь во власти

языка – а любящие его вкусят от плодов его». (Притчи 19:11)

Список литературы

1.Лихачёв, Д.С. Воспоминания. – Санкт- Петербург: Легос,1995. – 519с

2.Павлова, Т.И, Гунина Л.Н. Практика формирования лингвистических

знаний

в

5-8

классах:

учебное

пособие/Т.И.Павлова,

Л.Н.Гунина.

Ростовн/Д: Легион,2012. – 74с.

3. Русова, Н.Ю. Как стать грамотным: Руководство по ускоренному

овладению

навыками

правильной

письменной

речи

Н.

Новгород:

Издательство «Деком», 1995.- 160с.

4.Розенталь, Д.Э. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. Д.Э.

Розенталь, И.Б. Голуб. –Изд. 6-е. –М: Айрис- пресс ,2006.- 208с.

5.Скворцов, Л.И./ Школьный словарь по культуре русской речи/.- М. : Дрофа,

2010.- 431с.



В раздел образования