Напоминание

Влияние развития мелкой моторики на речь дошкольников.


Автор: Зольникова Наталия Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад с.Корнилово" Томского района
Населённый пункт: с.Корнилово, Томская обл., Томский р-н
Наименование материала: статья
Тема: Влияние развития мелкой моторики на речь дошкольников.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Влияние развития мелкой моторики на речь дошкольнтков.

МАДОУ «Детский сад с.Корнилово Томского района»

воспитатель Зольникова Н.Ю.

Если руки неумелы, если пальчики несмелы,

Трудно карандаш держать, буквы ровно написать,

Будем с вами мы, ребята, наши руки развивать.

Работа в группе показала, как слабо развита у детей с ОВЗ общая и мелкая

моторика. Анализ результатов диагностики по речевому развитию выявил

необходимость помочь детям по укреплению мышц пальцев рук для

подготовки руки к письму и овладению детей речью, так как эти процессы

взаимосвязаны.

Данная тема актуальна для детей с различными нарушениями речи, так

как дети с трудом пользуются ножницами и всеми принадлежностями

изобразительной деятельности. Дополнительная и индивидуальная работа

по развитию мелкой моторики и координации движения рук должна

проводиться регулярно и систематически. Задания и упражнения должны

приносить детям радость, нельзя допускать скуки и переутомления.

Для детей нашей группы разработана система игр и упражнений, которые

применяются в определенное время в режиме дня (в основном во вторую

половину дня). Все игры и упражнения проводятся в игровой форме, это

никогда не приводит к утомляемости детей, а наоборот – вызывает интерес

и желание к творчеству. Дети с большим удовольствием играют с

пальчиками; играют с крупой, камешками, орехами, бусинками, шариками

и т.д. Для этого подобраны следующие игровые задания: сжимать и

разжимать кулачки, изображая «бутончик цветка» (показать отдельно

каждый пальчик и называть; барабанить всеми пальцами обеих рук по

столу; массировать свои пальцы, используя мячики Су – Джок и наждачную

бумагу; хлопать в ладоши в разном темпе; нанизывать крупные пуговицы

и бусины на нитку; наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на

катушку, на собственный палец; завязывать узлы на веревке, на шнурке;

закручивать шурупы, гайки; игры с конструктором, мозаикой, кубиками;

складывать матрешек; играть с песком, водой; мять руками поролоновые

губки; шить, вязать на спицах; рисовать, раскрашивать, штриховать; резать

ножницами; рисовать различными предметами - ручкой, карандашом,

мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, свечой, углем и т.д.

В своей работе руководствуемся принципами системы, доступности,

усложнения. Дети на седьмом году жизни предлагают более сложные

задания, требующие достаточной точности и согласования движений

кистей рук. К ним относятся разные виды плетений из бумаги и ткани,

тесьмы. Точность и ловкость движений пальцев хорошо развиваются в

увлекательных заданиях «Сделаем бусы», где используется прием

скручивания из бумаги.

Особую роль в развитии мелкой моторики играет умение уверенно

пользоваться ножницами: симметричное вырезывание, вырезание

различных фигурок и открыток по трафарету. Эти задания учат точности,

аккуратности, настойчивости, т.е. качествам, необходимым для обучения

письму будущих школьников. Точность и координация движений

развивается у ребенка в процессе пришивания пуговиц. Дети пришивают

крупные и средние пуговицы с 2 отверстиями, а затем с 4. Детям поначалу

трудно научиться завязывать узелок на нитке. Этому помогает умение,

которое получили дети при скатывании бус из бумаги или ягодок из

салфеток.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются

пальчиковые игры, которые проводятся ежедневно на ООД и в свободное

время. Они отражают реальность окружающего мира - предметы,

животных, людей, явления природы, вызывают положительные эмоции.

Их рекомендуется закреплять родителям в домашних условиях. Во время

проведения пальчиковых игр дети повторяют движения взрослых,

активизируя моторику рук. Во время проведения этих игр дети повторяют

движения взрослых, активизируя моторику рук. Тем самым

вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями,

концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры - инсценировка каких - либо рифмованных историй,

сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что

дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево»,

«вверх», «вниз» и т.д.

Также существуют различные графические упражнения, способствующие

развитию мелкой моторики и координации движений рук, зрительного

восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в

дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом. В

нашей практике мы используем следующие задания:

«Дорожки» - линии прямые и извилистые;

«Штриховка» - различные виды штриховок, используя лекала и трафареты;

«Обведи рисунок» - не отрывая карандаш от бумаги;

«Соедини по точкам» - не отрывая карандаш от бумаги;

«Продолжи узор» - рисование на бумаге в клетку;

«Дорисуй картинку» - дорисовка второй половины картинки

(симметрично) и т.д.

Материал, состоящий из развивающих, дидактических игр, предметов для

массажа рук, практических заданий для самостоятельной деятельности

детей расположен в групповой комнате в доступных для детей местах.

Диагностика в начале и конце года по речевому развитию показала, что

проводимая в системе работа по развитию мелкой моторики у детей с

речевыми нарушениями и детьми с ОВЗ дает положительные результаты и

доказывает эффективность нашей работы.



В раздел образования