Напоминание

"Индивидуальный подход в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста"


Автор: Гаврилина Елена Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №5
Населённый пункт: Челябинская обл., город Магнитогорск
Наименование материала: статья
Тема: "Индивидуальный подход в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Индивидуальный подход в процессе

воспитания и обучения детей

дошкольного возраста

Индивидуальный подход - принцип педагогики, обеспечивающий

правильное педагогическое воздействие на ребёнка, основанное на знании и

учёте особенностей его развития и черт его личности.

Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли

внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так

и зарубежной. Уже в педагогической системе Я.А.Коменского - великого

чешского педагога - чётко обозначены положения о том, что весь процесс

обучения и воспитания детей необходимо строить с учётом их возрастных и

индивидуальных особенностей.

Замечательный русский педагог К.Д.Ушинский разработал обширную

методику приемов индивидуального подхода к детям. В то же время он

высказывал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода к

ребенку нельзя

давать какие-то определенные рецепты, тем самым,

подчеркнув творческий характер решения проблемы.

А.С.Макаренко неоднократно указывал, что воспитание ребенка в

дошкольном возрасте является очень важным периодом формирования

человека. «...Главные основы воспитания, - писал он, - закладываются до

пяти лет, и то, что вы сделали до пяти лет, - это 90% всего воспитательного

процесса, а затем воспитание человека продолжается, обработка человека

продолжается, но в общем вы начинаете вкушать ягодки, а цветы, за

которыми вы ухаживали, были до пяти лет».

Он, конечно, не считал, что к

пяти годам характер ребенка складывается полностью, но основы для его

развития закладываются в дошкольном возрасте.

Придавая

большое

значение

индивидуальному

подходу,

А.С.Макаренко не рекомендовал какие-то специальные методы. Один и тот

же метод или прием можно использовать по-разному, в зависимости от

определенных условий и индивидуальных

особенностей воспитанника.

Педагог всегда должен выбирать соответствующие средства, исходя из

сложившейся ситуации, причем каждое средство будет иметь значение лишь

тогда, когда применяется не изолированно от общей системы воспитания.

Огромная заслуга А. С. Макаренко состоит в том, что он не только

обосновал, но и фактически осуществил в своей практической деятельности

основные

положения

индивидуального

подхода

к

детям

в

системе

воспитания.

Вскрыв общественную сущность индивидуального подхода в воспитании,

установив его связь, с жизнью, А.С.Макаренко обосновал положение о том,

что методы и приемы индивидуального подхода в процессе воспитания и

обучения зависят от общих целей и задач воспитания, учета возрастных и

индивидуальных

особенностей

и

характера

деятельности

ребенка.

Индивидуальный подход к детям освещался им в плане проектирования

лучших качеств личности, а не только как процесс перевоспитания и

исправления недостатков.

Проблема индивидуального подхода к детям получила всестороннее и

оригинальное развитие в практическом опыте и педагогическом учении

В.А.Сухомлинского. Он подчеркивал важность развития индивидуального

своеобразия личности ребенка. Сам термин воспитание В.А.Сухомлинский

рассматривал именно с этих позиций. «Воспитание, - писал он, - это, прежде

всего человековедение. Без знания ребенка - его умственного развития,

мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей -

нет воспитания». Большие требования предъявлял В.А.Сухомлинский к

педагогу и одним из основных считал умение проникнуть в духовный мир

ребенка.

В педагогике принцип индивидуального подхода пронизывает все звенья

воспитательной и учебной работы детьми разных возрастов. Сущность его

выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед

педагогом, работающим с коллективом детей, решаются им посредством

педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его

психических особенностей и условий жизни.

Вполне закономерно, что в основе индивидуального подхода

лежит

выявление

особенностей

ребенка.

Великий

русский

педагог

К.Д.Ушинский в своем труде «Человек как предмет воспитания» писал:

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она

должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».Это первый этап

осуществления индивидуального подхода.

Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения.

Педагогу необходимо найти причину формирования тех или иных

индивидуальных особенностей ребенку. Это может быть состояние

здоровья,

особенности

высшей

нервной

деятельности,

условия

окружающей среды. Различные отклонения

в развитии ребенка на

начальной стадии устранить легче; позже устранять их гораздо труднее.

Поэтому глубокий, всесторонний анализ развития детей в дошкольном

возрасте особенно необходим.

Индивидуальный подход в воспитании ребенка должен основываться на

знании

анатомо-физиологических

и

психических,

возрастных

и

индивидуальных

особенностей.

Следовательно,

изучение

анатомо-

физиологических особенностей организма

ребёнка и особенностей протекания у него процессов высшей нервной

деятельности является исходной основой.

Научными исследованиями доказано, что существует прямая зависимость

между физическим, умственным и нравственным развитием человека.

Физическое воспитание тесно связано с совершенствованием органов чувств,

зрения, слуха, что в свою очёредь оказывает глубокое влияние на умственное

развитие и формирование характера человека.

Осуществление индивидуального подхода к дошкольникам во время всех

видов их

деятельности необходимо рассматривать как определенную

взаимосвязанную систему.

Изучение индивидуальных особенностей детей требует значительного

времени и систематических наблюдений. С этой целью педагогу необходимо

вести

дневник,

делая

периодически

краткие

обобщения

результатов

наблюдения.

Индивидуальный

подход оказывает положительное влияние на

формирование

личности

каждого

ребёнка

при

условии,

если

он

осуществляется в определённой

последовательности и системе, как

непрерывный, чётко организованный процесс.

Наряду с учётом индивидуальных особенностей и с применением

индивидуального

подхода

к детям, педагоги в основном должны

руководствоваться особенностями, свойственными данной группе детей, и

пользоваться единообразными методами при обучении и воспитании детей в

правильно скомплектованных группах.

Занятия занимают небольшую часть времени в режиме дня в детском

саду, но их воспитательное и развивающее значение очень большое. В

процессе занятия у детей развивается восприятие, произвольное внимание,

память, воображение, воспитывается воля, организованность, усидчивость,

трудолюбие. Таким образом, занятия не только способствуют умственному

развитию, но и оказывают положительное влияние на формирование

личности ребенка.

«...Учение есть индивидуальная деятельность детей, - писала А. П. Усова. -

Здесь

каждый

ребенок

проделывает

определенную

умственную

или

физическую работу индивидуально. Для той или иной работы тратятся

индивидуальные усилия.

Поэтому необходимо рассматривать

процесс

обучения во взаимодействии индивидуальных усилий и усилий детского

коллектива». Таким образом, А. П. Усова подчеркивала необходимость

индивидуального подхода к детям на занятиях в процессе общей работы с

коллективом, это дает возможность овладевать программным материалом.

Индивидуальный

подход

на

занятиях

способствует

раскрытию

индивидуальности ребенка, которая находит свое выражение в характере

мыслительных

процессов,

запоминания,

внимания,

в

проявлении

инициативы, творчества, в том, что при усвоении нового материала каждый

обнаруживает различные интересы и по-разному использует свои знания.

Дифференцированный индивидуальный подход в процессе

занятий

является одновременно средством обучения и. воспитания. При этом важно

не опекать детей излишне, помогать лишь в необходимых случаях, чтобы не

подавлять их самостоятельность и инициативу. Индивидуальный подход

должен осуществляться систематически, находить отражение в плане и учете

работы педагога.

Как видим, индивидуальный подход органически входит в по

вседневную педагогическую работу. Приемы и методы индивидуального

подхода

не

являются

специфическими,

они

общепедагогические.

Творческая задача педагога - отобрать из общего арсенала средств те,

которые

наиболее

действенны

в

конкретной

ситуации,

отвечают

индивидуальным особенностям ребёнка.

Конечно, работа по осуществлению индивидуального подхода к детям -

трудная, она требует от педагога и терпения, и известного напряжения, и

бесконечных творческих поисков. Но если она является стержнем общего

воспитательного процесса, эффективность его значительно повышается.

А. С. Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям

очень важным при разрешении, ряда педагогических проблем, например при

организации и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей,

в игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу

воспитания личности, педагог должен вносить в нее «коррективы» в

соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Общее

и

особенное

в

характере

человека

тесно

переплетаются,

образуя

так

называемые «запутанные узлы». Этим определением А. С. Макаренко,

подчеркивал сложность индивидуального подхода к детям. Он считал, что в

процессе

воспитания

и

обучения

необходимо

ориентироваться

на

положительные качества ребенка - это главная точка опоры в общей системе

воспитания и в индивидуальном подходе к детям. «Хорошее в человеке, -

писал он, - приходится всегда проектировать, и педагог это обязан делать. Он

обязан подходить к человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже и с

некоторым риском ошибиться». Поэтому у каждого ребенка, прежде всего,

нужно выявить положительные стороны характера и поступков и на этой

основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности, развивать

жизнерадостность и оптимизм. С самого раннего возраста воспитание

должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность,

активность, инициативу.

Правильно ставить и разрешать воспитательные и учебные задачи

возможно тогда, когда известно, какие проявления характерны для детей

определенного возраста. У детей одного возраста имеется много общих,

типичных для данного периода особенностей физического и психического

развития, которые определяются как возрастные.

Отличительной возрастной особенностью дошкольников является

быстрое развитие и большая пластичность нервной системы, что создает

благоприятные условия для воспитания и

обучения. Многие знания,

которые дети получают в раннем детстве, сохраняются у них на всю жизнь.

Педагогические и психологические исследования современных ученых

показали, что именно дошкольный возраст характеризуется огромными

потенциальными возможностями для развития сложных форм восприятия,

мышления, воображения и что если их не использовать в должной мере, то

формированию личности можно нанести огромный ущерб, который трудно

восполнить в последующие периоды.

Детям дошкольного возраста свойственно непроизвольное внимание, они

легко отвлекаются и не могут длительное время быть сосредоточенными на

каком-либо одном предмете или явлении. Об этой их особенности

необходимо помнить и в воспитательной, и в учебной работе, использовать

различные методы и средства для развития произвольного внимания.

Особенностью дошкольников является также их эмоциональность и

впечатлительность. От этого во многом зависит развитие ряда психических

свойств личности ребенка. Эмоции лежат в основе психического развития,

они имеют большое значение в воспитании и обучении детей. Разумеется,

эмоции у каждого ребенка проявляются по-разному в зависимости от

индивидуальности.

Изучив ребенка, поняв, почему он поступает именно так, а не иначе,

можно найти путь воздействия на него. Правильно определить метод

индивидуального подхода к ребенку помогает знание теории, вопроса,

хотя, конечно, педагогика не может дать готовых рецептов на все случаи

жизни.

Особенности высшей нервной деятельности у дошкольника проявляется

более ярко, чем у взрослого.

Для

ребёнка

холерического

темперамента

характерным

является

повышенная возбудимость, активность, отвлекаемость. За все дела он

принимается с увлечением, не соизмеряя свои силы, но часто теряет интерес

к начатому делу, не доводит его до конца. Это приводит к легкомыслию,

неуживчивостью.

Поэтому

у

такого

ребёнка

необходимо

укреплять

процессы торможения, а выходящую из пределов активность переключать

на полезную и посильную деятельность. На занятиях нужно направлять

таких детей на осмысление материала, ставить перед ними более сложные

задания, умело опираться на их интересы.

Дети сангвистического

темперамента деятельны, общительны, с

большим интересом и активно участвуют в занятиях, играх.

Дети-флегматики спокойны, терпеливы. Недостатком флегматика

является

его

инертность,

малоподвижность,

он

не

может

сразу

сосредоточиться, направить внимание.

Дети меланхолического темперамента необщительны, замкнуты, очень

впечатлительны и обидчивы.

Свойства нервной системы каждого человека не укладываются в какой-то

один

«чистый»

тип

высшей

нервной

деятельности.

Как

правило,

индивидуальная психика отражает смешение типов или проявляется как

промежуточный тип.

Возбудимых детей необходимо оберегать от обилия развлечений, частой

сменой впечатлений и обстановки. Обращение с такими детьми должно

быть спокойным и ровным.

Для них важен твёрдый режим, по которому довольно много времени

отводится сну и отдыху. Безразличных, вялых детей нужно приобщать к

коллективу, давать им поручения, побуждать к активной деятельности.

Индивидуальный подход является органической частью педагогического

процесса, он помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по

овладению программным материалом.

Известно, что

индивидуальный подход на занятиях способствует

раскрытию индивидуальности ребенка.

На занятиях педагог должен

учитывать не только степень усвоения детьми программного материала, но и

их

индивидуальные

проявления,

обусловленные

особенностями

их

темперамента, характера и отражающиеся в их поведении. Очень важно

выяснить отношение каждого ребенка к процессу познания и степень его

активности в работе.

Безусловно, у активных детей нужно поддерживать и развивать их

интерес к занятиям, инициативу, развивать их способности. Учитывая

уровень их умственного

развития

надо давать им дополнительно

усложненные задания, составлять специально для них более трудные

вопросы.

Активность некоторых детей на занятиях объясняется тем, что

предлагаемая им умственная нагрузка, вопросы и задания слишком легкие. В

результате дети привыкают несерьезно относиться к занятиям, у них

развивается ложная самоуверенность. Как правило, они готовы отвечать на

любой вопрос, даже не выслушав его до конца, не любят размышлять и

обосновывать свои ответы. Но если требуется напряжение внимания и работа

мысли, они предпочитают молчать. К таким детям обязательно нужен

особый подход. Их надо настойчиво учить обдумывать свои ответы, слушать

ответы товарищей, оценивать их.

Пассивность детей на занятиях может объясняться самыми различными

причинами: физической ослабленностью, застенчивостью, связанной нередко

с речевыми недостатками. У таких детей отсутствует инициатива.

Пассивных детей полезно чаще вызывать на занятиях. При этом педагог

должен заставлять их задуматься над своим ответом, приучать размышлять,

обращаться к личному опыту.

Постоянное доброжелательное отношение со стороны взрослых и

сверстников и поощрение за малейший успех, подбадривание -таким должен

быть подход к пассивным и робким детям. Но внимание должно быть

ненавязчивым, так как некоторые дети смущаются, когда к их ответам, к ним

самим проявляют особое внимание.

Как только обучение начинает основываться на индивидуальном

подходе, молчаливые - застенчивые, замкнутые, робкие, нерешительные -

дети выявляют такие качества, которые за ними раньше и не замечались.

Прежде всего они теряют именно молчаливость, а в дальнейшем становятся

не

менее

активными,

чем

те,

которые

всегда

отличались большой

общительностью. Для преодоления их молчаливости педагог прежде всего

должен расположить их к себе, заботиться, чтобы они вошли в коллектив,

имели товарищей. Таких ребят не следует вызывать первыми, а, вызвав,

сначала надо задавать вопросы о том, что они уже хорошо усвоили, и

постепенно переходить к новому, более трудному материалу. Во время

занятий следует использовать игровые приемы, которые также способствуют

развитию

активности,

произвольного

внимания,

преодолению

нерешительности у робких, малоактивных, застенчивых детей.

Очень важен индивидуальный подход к детям, которые медленно

соображают. В свое время на таких детей обратил внимание Н А.

Добролюбов.

Характеризуя таких детей, он утверждал, что нельзя их

считать глупыми и ленивыми, так как у них есть много положительного.

Они внимательны, аккуратны, умеют хорошо справляться со многими

бытовыми заданиями. Такие дети послушны, уступчивы и добродушны.

Хотя они медленно усваивают, но зато прочно сохраняют все в памяти. В

индивидуальном подходе к медлительным детям следует соблюдать

терпение, не торопить с ответом, не прерывать, не вызывать их первыми,

воспитывать уверенность, поощрять их ответы. Мысли Н. А. Добролюбова

являются ценными и для нашего времени. Его методические советы по

индивидуальному подходу и в наше время не потеряли своего значения и

вполне себя оправдывают.

Индивидуальными

особенностями

детей

следует

также

руководствоваться и при рассаживании их на занятиях, при определении

каждому места за столом. При этом нужно учитывать особенности их

физического и психического развития.

Постоянного внимания требуют и очень подвижные дети, непоседы. Их

тоже следует посадить поближе. Недалеко от педагога должны сидеть

молчаливые и пассивные ребята. При рассаживании необходимо учитывать

также дружеские взаимосвязи детей, но все-таки в первую очередь

руководствоваться педагогическими целями, подбирать соседей по столу,

исходя из возможностей их благотворного влияния друг на друга.

Таким образом, индивидуальный подход оказывает положительное

влияние

на

формирование

личности

каждого

ребенка,

если

он

осуществляется в определенной системе: изучение и установление причин

формирования

особенностей

характера

и

поведения,

определение

соответствующих, средств и методов, четких организационных

форм

осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку в общей

педагогической работе со всеми детьми.

Какова же специфика организации индивидуального подхода в процессе

обучения и воспитания дошкольников?

При изучении индивидуальных особенностей детей следует обращать

внимание на изучение их физического состояния и здоровья, от которых во

многом зависит их внимание на уроке, занятии и общая работоспособность.

Нужно

знать

раннее

перенесенные

учеником

заболевания,

тяжело

отразившиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние зрения и

склад нервной системы. Все это будет помогать правильно дозировать

физические нагрузки, а также сказывается на участие в различных

спортивно-массовых мероприятиях.

Весьма важно знать особенности познавательной деятельности детей,

свойство их памяти, склонность и интересы, а также предрасположенность к

более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих

особенностей осуществляется индивидуальный подход к детям в обучении:

более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы

интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; слабейшим

детям нужно оказывать индивидуальную помощь в учении, развивать их

память, сообразительность, познавательную активность и т. д.

Большое

внимание

необходимо

уделять

изучению

чувственно-

эмоциональной сферы детей и своевременно выявлять их, кто отличается

повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не

умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее

существенным является знание характера каждого ребенка с тем, чтобы

учитывать его при организации коллективной деятельности, распределение

общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.

Изучение детей должно охватывать также ознакомления с условиями

домашней жизни и воспитания, их внешкольные увлечения и контакты,

которые оказывают значительные влияния на их воспитание и развитие.

Наконец, значительное место занимает знание педагогами, таких важных

вопросов, которые связаны с обучаемостью и воспитуемостью детей и

включают в себя степень восприимчивости, педагогических воздействий, а

также динамику формирования тех или иных личностных качеств.

Таким образом, только глубокое изучение и знание особенностей

развития каждого ребенка создает условие для успешного учета этих

особенностей в процессе обучения и воспитания.

Специфика организации индивидуального подхода.

1. В процессе трудового воспитания.

Совершенствование

процесса

трудового

воспитания,

начиная

с

дошкольной ступени - одна из важнейших задач. В «Программе воспитания в

детском саду» подчеркивается огромная роль трудового воспитания для

всестороннего развития личности. Определенно содержание трудового

воспитания : ознакомление с трудовой деятельностью взрослых, что имеет

большое значение для формирования представления о роли труда в жизни

общества.

В решении задач трудового воспитания принцип индивидуального

подхода приобретает особо важное значение, потому что пробелы в трудовом

воспитании ребенка неблагоприятно сказываются на его нравственном

облике, волевых качествах, интерес к занятиям.

Правильная организация трудового воспитания ребенка с самого

раннего детства служит надежной основой для его дальнейшего развития. В

организации трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста в

подборе методов и наиболее эффективных приемов работы индивидуальный

подход является закономерностью. И начинать его нужно с изучения

индивидуальных особенностей всей детей группы, в данном случае – с

изучения уровня трудовых навыков. Очень важно знать эти особенности, т. к.

завышенные требования приводят к тому, что дети устают, теряют

уверенность в свои силах и в связи с перегрузкой возникает негативное

отношение к любому трудовому процессу.

Необходимо согласовывать требования к ребенку со стороны детского

сада и семьи, чтобы они были едиными. Соблюдение этого условия во

многом обеспечивает успех в правильном трудовом воспитании. Для

осуществления индивидуального подхода к детям в процессе трудового

воспитания педагог должен хорошо знать не только практические умения и

навыки каждого ребенка, но и его нравственные качества. Изучение

индивидуальных особенностей детей в трудовой деятельности показывает, с

одной стороны, большое разнообразие их как в отношении интереса к

различным видам труда, так и в уровне развития умений и навыков; с другой

стороны, в индивидуальных проявлениях замечается не только разное, но и

много общего. Знание и учет индивидуальных особенностей детей всей

группы дает возможность лучше организовать коллективную работу. Таким

образом,

осуществлению

индивидуального

подхода

к

старшим

дошкольникам во многом помогает определенная организация их в процессе

коллективного труда. Большое значение для индивидуального подхода к

детям в процессе трудового воспитания имеет контакт к семьей, единство

требований к ребенку в детском саду и дома. Индивидуальные проявления в

трудовой деятельности - очень характерные качества, которые показывают не

только отношение ребенка к труду, его умения и навыки, но и уровень

нравственной воспитанности, его «общественное» лицо - готовность помочь

товарищам, трудиться не только для себя, но и для других.

Индивидуальный

подход

оказывает

положительное

влияние

на

формирование

личности

каждого

ребенка

при

условии,

если

он

осуществляется

в

определенной

последовательности

и

системе,

как

непрерывный,

четко

организованный

процесс.

Приемы

и

методы

индивидуального

подхода

не

являются

специфическими,

они

общепедагогические. Творческая задача воспитателя – отобрать из общего

арсенала средств те, которые наиболее действенны в конкретной ситуации,

отвечают индивидуальным особенностям ребенка.

При проведении индивидуальной работы в процессе различной детской

деятельности педагог постоянно должен опираться на коллектив, на

коллективные связи детей внутри группы. Коллектив является той силой,

которая укрепляет в ребенке общественные начала. Невозможно воспитать

вне общения с коллективом такие качества, как доброжелательность, чувство

взаимопомощи,

ответственности

за

общее

дело.

Работа

педагога

высококвалифицированная,

она

требует

постоянного

повышения

педагогической и общей культуры. Чтобы правильно воспитывать детей,

надо четко усвоить в полном объеме уровень требований, предъявляемый к

воспитанию подрастающего поколения. На всех ступенях системы народного

образования

необходимо

оказывать

семье

помощь

в

осуществлении

воспитания детей. В работе с родителями, педагог должен помочь им

научиться познавать своих детей с научной позиций, а не через призму своих

суждений, которые далеко не всегда бывают объективными.

2. В процессе игровой деятельности.

В игре проявляются и через нее формируются все стороны психической

жизни ребенка. Через те роли, которые ребенок выполняется в игре,

обогащается

и

его

личность.

Именно

в

игре

воспитываются

такие

нравственные качества, как скромность, гуманность. Индивидуальность

ребенка в играх проявляется в самостоятельном развитии его замысла и

умения организовать его игру, в настойчивости достижения поставленной

цели.

Для

индивидуального

подхода

к

детям

в

процессе

игровой

деятельности важно выяснить их отношение, интерес к игре и характер

участия в различных играх. Большое значение имеет индивидуальный

подход при руководстве подвижными играми с правилами. Подвижные игры

способствуют

формированию

таких

нравственных

проявлений,

как

дружелюбие, умение действовать вместе, дают ребенку возможность

почувствовать себя членом коллектива.

В

процессе

проведения

дидактических

игр

выясняется

степень

умственного развития детей, их сообразительность, смекалка, а также

решительность

или

нерешительность,

быстрая

или

медленная

переключаемость с одного действия на другое.

Осуществляя индивидуальный подход к детям в игре, воспитатель

должен

развивать

в

них

такие

нравственные

качества

как

доброжелательность, стремление принести пользу игровому коллективу.

Руководство

воспитателей

игрой

всегда

должно

сочетаться

с

индивидуальным

подходом

к

детям.

Это

две

стороны

единого

воспитательного процесса. Зная индивидуальные особенности детей, их

способности и умения, нужно всегда использовать это в игре. Одни дети

выразительно читают стихи, другие хорошо поют, танцуют. Есть ребята,

умеющие хорошо строить, украшать свои постройки. В общей игре можно

каждому найти дело. В развитии индивидуальных особенностей детей

большое

значение

имеет

дидактические

игры.

Они

способствуют

расширению представления в окружающем, о живой и неживой природе, о

пространстве и времени, о качестве и форме предметов и т. д. В

дидактических играх развивается зрительное восприятие, наблюдательность,

способность к обобщению. В процессе их проведения ярко выявляются

индивидуальные особенности детей, эти игры помогают воспитанию

сосредоточенности, внимания, усидчивости. Это особенно важно для детей с

повышенной возбудимостью.

Таким образом, в игровой деятельности, в правильной организации ее

заложены

большие

возможности

для

эффективного

индивидуального

педагогического воздействия на детей. И воспитатель, совместно с семьей,

должен постоянно использовать их для всестороннего развития каждого

ребенка.



В раздел образования