Напоминание

Развитие речи младших школьников на уроках русского языка


Автор: Латышева Маргарита Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "НОШ п.Сажное"
Населённый пункт: Белгородская область, Яковлевский городской округ, п Сажное
Наименование материала: статья
Тема: Развитие речи младших школьников на уроках русского языка
Раздел: начальное образование





Назад




РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО

ЯЗЫКА

В настоящее время система образования в нашей стране претерпевает

значительное качественное изменение в связи с утверждением ФГОС НОО.

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования

обусловлено тем, что русский язык является государственным языком

Российской Федерации, родным языком русского народа, способствует

формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве

человеческого

общения,

явлении

национальной

культуры

и

основе

национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы

формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому

языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что

правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры

человека [12, 11-12].

Речь – это вид деятельности человека, реализация мышления на основе

использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений и прочее). Речь

выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и

воздействия на других людей [11, 314].

Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной

деятельности человека в современном обществе, а для школьника – средством

успешного обучения в школе.

Речь – способ познания действительности. С одной стороны, богатство

речи

в

большей

степени

зависит

от

обогащения

ребенка

новыми

представлениями и понятиями; с другой – хорошее владение языком, речью

способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Дети с

хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам.

Проблема развития речи младших школьников является одной из самых

актуальных в современной методике русского языка в начальных классах.

В работе по развитию речи выделяют, как правило, следующие

направления:

работа

над

звуковой

стороной

речи,

словарная

работа

(обогащение, уточнение и активизация словарного запаса), работа над

предложениями и словосочетаниями в плане развития речи, развитие связной

речи. [1, 7].

Развитие речи учащихся – это основа школьного обучения детей языку.

Среди разнообразных упражнений, которые применяются учителем в целях

повышения речевой культуры учащихся, видное место должны занимать

упражнения лексического характера, направленные на расширение активного

словаря учащихся, а также на выработку у них умения выбирать из своего

словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее

соответствуют содержанию высказывания и делают его не только правильным

и точным, но и выразительным.

В процессе лексических упражнений перед учащимися раскрываются

словарные богатства их родного языка и его выразительных средств, дети

усваивают

значительное

количество

слов

разных

категорий,

трудные

грамматические формы и те смысловые оттенки, которые бывают связаны с

изменением формы слов. Одновременно с этим дети учатся употреблять новые

слова в своей речи, составляя с ними словосочетания и предложения или

включая их в контекстную речь.

Конечная цель словарной работы в том и состоит, чтобы активизировать

максимальное

количество

усваиваемых

слов,

научить

использовать

их

правильно, уместно, научить выбирать единственно необходимое слово.

Речь служит важнейшим средством изучения процесса мышления;

уровень развитости речи используется также как один из важнейших критериев

мыслительного развития школьника. И об усвоении материала по различным

предметам, и об общем умственном развитии школьника (как впрочем, и

взрослого человека) судят по тому, как он сумеет изложить ту или иную тему в

своей речи – в письменном сочинении, в докладе, в сообщении, в пересказе,

наконец, в ответе на вопрос.

Таким образом, речь неотрывна от мышления. Развивается на основе

мышления, поскольку с ее помощью оформляется, реализуется мысль; с другой

стороны, сама речь, развиваясь, способствует формированию мысли, шлифует,

совершенствует ее. Такова диалектическая взаимосвязь развития мышления и

речи в процессе школьного обучения [11, 324].

Разрабатывая

речевые

упражнения,

учитель

ориентируется

на

определенные формы умственной работы (так называемые умственные

операции): на анализ и синтез, индукцию и дедукцию, на выделение

существенных признаков, на обобщение и конкретизацию, на выявление

причинно-следственных связей между явлениями, на сравнение, сопоставление

и противопоставление, на решение мыслительных задач [11, 325].

Воспитать у детей познавательный интерес, стремление и умение все

видеть, слышать, воспринимать мир вокруг – вот путь, который обеспечив

основу для развития мышления и речи в единстве, даст материал для речевых

упражнений.

Основной задачей уроков русского языка является обучение умению

целесообразно

и

правильно

пользоваться

языковыми

средствами

для

выражения своих мыслей. Активизировать учебный процесс, сделать его

интересным помогают разнообразные проблемные задания, поисковые задачи,

лингвистические игры. Практика показывает, что младших школьников

необходимо как можно чаще ставить в позицию автора, давать возможность

выразиться, раскрыть свою личность, выявить отношение к происходящему,

выразить свои чувства, эмоции, ответить на волнующие детей вопросы. Именно

поэтому в начальных классах необходимы дидактические, ролевые игры, а

также составление устных рассказов, письменных сочинений и изложений, в

которых особенно активизируются умственные способности детей, развивают

их воображение, речь, мышление.

Очень

важно

определить

примерное

соотношение

разных

видов

упражнений по развитию речи. Планируя развитие речи учащихся, учитель

должен решить, как часто следует проводить устные или письменные работы,

изложения и сочинения, отзывы о прочитанных книгах, составлять устные

рассказы и так далее.

Принцип систематичности обучения требует, чтобы каждая новая

учебная работа представляла собой шаг вперед от уже усвоенного, опираясь на

предыдущие. От простого к сложному, от известного к неизвестному – таков

путь обучения любому умению, в том числе и речевым умениям.

Успех всей работы, посвященной развитию речи учащихся, зависит от

трех основных факторов: во-первых, от внимания к слову, к образцам русского

языка, от начитанности детей, правильной и выразительной речи окружающих,

то есть от речевой среды; во-вторых, от организации речевой практики детей:

разносторонней,

интересной,

мотивированной,

четко

контролируемой

учителем; в-третьих, от умения учителя опереться в развитии речи на теорию

языка, грамматику, элементы лексикологии, стилистики и прочее.

Успех в овладении речью – это в конечном итоге залог успеха во всем

школьном обучении и развитии детей, ибо через язык, через речь школьник

открывает широкий мир науки и жизни [11, 403].

Каждый учитель должен четко сформулировать задачи по развитию речи

учащихся, определить основные направления в работе в соответствии с

требованиями ФГОС НОО, владеть методикой речевого развития младших

школьников, применять новые современные технологии обучения. Все это

позволит

сформировать

у

учащихся

начальной

школы

позитивное

эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его

грамотному использованию, пониманию того, что правильная речь является

показателем общей культуры человека [13, 8].

Ученик на уроке пишет, читает, отвечает на вопросы. Все это

способствует развитию мышления, памяти, воображения, речи. Но учителю

важно побуждать детей к самостоятельным находкам и открытиям на уроках.

Важно, чтобы детям было интересно учиться, чтобы дети с радостью ходили в

школу.

Пусть каждый ребенок почувствует, что учиться можно с увлечением, а учение

– это радость маленьких открытий. И тогда все наши ученики смогут достичь

высоких результатов не только в учебной деятельности, но и в жизни.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Воробьева, В.И.

Сочинения по картинам в начальных классах. Уч.-

метод.пос.д/учителей общеобр. школы [Текст] / В.И. Воробьева, С.К.

Тивикова. – М. : Астрель, 2003. – 223 с. – ISBN: 978-5-89624-233-8, 978-5-

271-14167-6

2.Выготский,

Л.С.

Воображение

и

творчество

в

детском

возрасте.

Психологический очерк: Книга для учителя. - 3-е издание [Текст] / Л.С.

Выготский. – М. : Просвещение, 1991. – 93 с. – ISBN: 5-87852-042-7

3.Выготский, Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. [Текст] / Л.С. Выготский. –

"Лабиринт", М., 1999. – 352 с. – ISBN: 5-87604-097-5

4. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. – М.,

1961. – 466 с.

5.Грушников, П.А. Работа над словом на уроках русского языка в начальных

классах. Сборник статей [Текст] / Грушников П.А. – М. : Просвещение,

1973. – 156 с.

6.Елкина, Н.В.Учим детей наблюдать и рассказывать. Популярное пособие для

родителей и педагогов [Текст] / Н.В. Елкина, О.В. Мариничева. – Ярославль:

Академия развития, 1997. – 192 с. – ISBN: 5-9285-0141-2

7. Жинкин, Н.И. Язык. Речь. Творчество. [Текст] / Жинкин Н.И. – М.:

Лабиринт, 1998. – 368 с. – ISBN: 5-87604-109-2

8.Иванова-Лукьянова,

Г.Н.

Культура

устной

речи

речи:

Интонация,

паузирование, логическое ударение, темп, ритм : Учебное пособие., 5-е изд.

[Текст] / Г. Н. Иванова-Лукьянова. – М. : Флинта, 2003. – 200 с. – ISBN: 5-

89349-009-6

9.Иванова, В.А., Потиха, З.А., Розенталь, Д.Э. Занимательно о русском языке

[Текст] / Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. – С-Пб.: Просвещение,

1995. – 255 с. – ISBN: 5-09-001965-7, ISBN: 978-5-09-001965-1

10.Львов, М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития [Текст] / Львов

М.Р. – М.: Просвещение, 1975. – 176 с.

11.Львов, М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: [По

спец. 2121 "Педагогика и методика нач. обучения"],. 2-е изд., перераб.

[Текст] / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская. – М.: Просвещение,

1987. – 414с.

12.Примерные программы по учебным предметам [Текст]. Начальная школа. В

2 ч. Ч. 1. – 4-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2010. – 400 с. – ISBN: 978-

5-09-021952-5.

13.Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / [Л.Л.

Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С.

Ковалевой, О.Б. Логиноой. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 120 с. –

(Стандарты второго поколения). – ISBN: 978-5-09-023809-0.



В раздел образования