Автор: Даминова Гульнур Фасхутдиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №70
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделены
направления развития детей дошкольного возраста. В таком направлении как познавательное
развитие предполагается формирование первичных представлений об объектах окружающего
мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира - форме, цвете, размере, материале,
пространстве и времени и др. Решение данной задачи педагогами дошкольных учреждений
осуществляется в рамках сенсорного развития.
Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о
внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе,
вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической
деятельностью. А истоки развития сенсорных способностей лежат в младшем дошкольном
возрасте. В этот период при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные
способности, обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства,
зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Кроме важности решения задач сенсорного развития, обозначенных в федеральном
государственном образовательном стандарте дошкольного образования, актуальность проблемы
исследования заключается еще и в том, что познание человеком окружающего мира начинается с
«живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений
действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия
(отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на
органы чувств). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности
современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г.Ананьев, «самые далеко идущие
успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».
Исследованиям в области сенсорного развития дошкольника уделяли внимание многие
отечественные и зарубежные ученые. Наиболее значимыми в этом направлении являются такие
отечественные авторы как: А.П. Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А.
Венгер, В.П. Зинченко, Э.Г. Пилюгина, Е.И. Тихеева и многие другие, а также зарубежные
педагоги: Я.А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли.
Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного развития
дошкольника с учетом современной ситуации обновления дошкольного образования.
Сенсорное развитие в дошкольном возрасте превращается в особую познавательную
деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Совершенство
восприятия, полнота и точность образов зависят от того, насколько полной системой способов,
необходимых для обследования, владеет дошкольник. Поэтому главными линиями развития
восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру
обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов.
Кроме восприятия цвета, формы и величины, манипулирование с предметами приводит к
открытию в предметах все новых и новых свойств: перемещение, падение, звучание, мягкость
или твердость, сжимаемость, устойчивость и пр. Для чувственного познания этих свойств важно
обогащать сенсорный опыт ребенка, предлагая ему самые разные игрушки – твердые и мягкие,
наполненные крупой или горохом, шуршащие или звенящие, круглые и плоские. Такими
предметами могут быть не только игрушки, но и разного рода домашняя утварь: крышки от
кастрюль, миски, скалки, ложки и пр. Малыш может засовывать разные предметы в кастрюлю,
примерять крышки разного размера, стучать ложкой по столу. Таким образом кроха развивает
свое восприятие и начинает понимать, что разные предметы устроены по-разному и требуют
разных способов действия. Однако, все эти свойства ребенок «знает» лишь в тот момент, когда он
действует – как только прекращается действие, исчезает и «знание». Поэтому он готов вновь и
вновь возвращаться к этим занятиям.
Занятия рисованием и другими видами творчества также помогают сенсорному развитию,
формированию речи ребенка, расширяют его кругозор, учат навыкам игры. Поэтому, чем раньше
ребенка познакомить с разными видами творчества, тем интенсивнее будет их влияние на общее
развитие малыша.
У ребенка второго года жизни продолжается интенсивное развитие психической сферы, хотя и
несколько медленнее, чем на первом году жизни. Самый главный навык, который начинает
формироваться у ребенка на втором году жизни это, конечно же, речь. В этот период ребенку
важно не только слышать речь других людей, но и развивать мелкую моторику руки. Развивая
пальчики малыша, мы развиваем его речь. Поэтому так важны пальчиковые игры и игрушки,
стимулирующие выполнение мелких и точных движений, дающие богатые сенсорные ощущения.
Основным видом деятельности ребенка второго года жизни является предметная деятельность, в
процессе которой ребенок знакомится с различными свойствами предметов; продолжается его
сенсорное развитие.
В игровой комплекс ребенка второго года жизни должны входить такие игрушки, как: кубики,
мячи, пирамидки, матрешки, доски с вкладышами различной геометрической формы,
строительный материал разного размера.
Ребенка нужно постоянно направлять в игре, иначе у него могут долгое время сохраняться и
закрепляться примитивные однообразные действия: он может без конца катать машинку, брать
кубики в рот, перекладывать игрушки из одной руки в другую. Показывайте ребенку, как
пользоваться молотком, совочком, лопаткой и т. д.
Под руководством взрослых ребенок лучше воспринимает окружающее: различает, сравнивает,
устанавливает сходство предметов по их признакам — по цвету, форме, величине. Сначала по
образцу, а потом и по слову он может из двух-трех цветных кубиков выбрать кубик требуемого
цвета или из двух-трех матрешек разной величины выбрать маленькую матрешку.
Если в дошкольном возрасте не создать благоприятных условий для развития восприятия, то
связанные с ним психические процессы будут формироваться в замедленном темпе, что
затруднит освоение учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
Итак, в каждом возрастном периоде стоят свои задачи сенсорного развития, и решать их следует
путем разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного
развития с учетом последовательности формирования функции восприятия в онтогенезе.
Сенсорное воспитание ребёнка означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей
сенсорных процессов. Цель сенсорного воспитания - формирование сенсорных способностей у
детей.
Сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной
деятельностью и решать следующие задачи:
1. Обеспечить постепенный переход от предметного восприятия и узнавания объекта к
сенсорному анализу. Следовательно, учить не просто узнавать предмет и называть его, но и знать
его назначение; части предмета и их назначение; материал, из которого сделан предмет; цвет,
форма, размер и так далее.
2. Формировать представления о простейших перцептивных действиях (погладить, надавить,
пощупать, попробовать на вкус и так далее). Учить правильно применять данные действия.
3. Помочь ребенку получить первые представления о различных материалах (бумага, дерево,
стекло, металл). Дать понятия об их основных качествах (стекло холодное, прозрачное, бьется;
бумага гладкая, мягкая, рвётся, промокает и так далее).
4. Развивать умение активно употреблять слова, обозначающие качества, свойства предметов и
действия с ними. Чрезвычайно важной задачей сенсорного воспитания является своевременное и
правильное соединение чувственного опыта со словом, формирование плана представлений.
5. Формировать общую сенсорную способность, то есть способность к использованию
сенсорных эталонов (5, а затем 7 цветов спектра; 5 геометрических форм; 3 градации величины).
6. Организовать включение сенсорного опыта в деятельность ребенка (предметную,
продуктивную, трудовую). При этом главное внимание должно быть уделено тому, чтобы
активизировать восприятие, обеспечить реализацию чувственного опыта.
7. Воспитывать бережное отношение к предметам, учить детей использовать предметы в
соответствии с назначением и их свойствами
.
Список литературы:
Волосова Е.Б., Павлова Л.Н., Пилюгина Э.Г. Раннее детство: познавательное развитие.
/Методическое пособие./ М.: Мозайка-Синтез, Творческий центр «Сфера», 2003г.
Демина Е.С., Казюк Н.В. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ. / Учебно-
методическое пособие. / М.: Творческий центр «Сфера», 2006г.
Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. / Учебно-
методическое пособие./ М.
Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. / Развитие восприятия цвета, формы и
величины у детей от рождения до трех лет./ М.: Мозайка-Синтез, 2003г.
Пилюгина Э.Г., Година Г.Н. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста. /
Книга для воспитателя детского сада. / М.
Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н. Мещерякова С.Ю. Первые Шаги. / Программа воспитания и
развития детей раннего возраста. / М.: Мозайка-Синтез, 2007г.
Теплюк С.Н. Воспитание и обучение в первой младшей группе детского сада. /Программа и
методические рекомендации. /М.: Мозайка-Синтез, 2007г.
Буянова, Р. Сенсорное развитие детей /Р.Буянова //Социальная работа. – 2006. - №12. – С.32.
Вартан, В.П. Сенсорное развитие дошкольников / В.П. Вартан.– Мн.: БрГУ, 2007. – 150с.