Напоминание

"Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста"


Автор: Даминова Гульнур Фасхутдиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №70
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделены

направления развития детей дошкольного возраста. В таком направлении как познавательное

развитие предполагается формирование первичных представлений об объектах окружающего

мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира - форме, цвете, размере, материале,

пространстве и времени и др. Решение данной задачи педагогами дошкольных учреждений

осуществляется в рамках сенсорного развития.

Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о

внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе,

вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической

деятельностью. А истоки развития сенсорных способностей лежат в младшем дошкольном

возрасте. В этот период при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные

способности, обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства,

зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Кроме важности решения задач сенсорного развития, обозначенных в федеральном

государственном образовательном стандарте дошкольного образования, актуальность проблемы

исследования заключается еще и в том, что познание человеком окружающего мира начинается с

«живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений

действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия

(отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на

органы чувств). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности

современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г.Ананьев, «самые далеко идущие

успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».

Исследованиям в области сенсорного развития дошкольника уделяли внимание многие

отечественные и зарубежные ученые. Наиболее значимыми в этом направлении являются такие

отечественные авторы как: А.П. Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А.

Венгер, В.П. Зинченко, Э.Г. Пилюгина, Е.И. Тихеева и многие другие, а также зарубежные

педагоги: Я.А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли.

Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного развития

дошкольника с учетом современной ситуации обновления дошкольного образования.

Сенсорное развитие в дошкольном возрасте превращается в особую познавательную

деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Совершенство

восприятия, полнота и точность образов зависят от того, насколько полной системой способов,

необходимых для обследования, владеет дошкольник. Поэтому главными линиями развития

восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру

обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов.

Кроме восприятия цвета, формы и величины, манипулирование с предметами приводит к

открытию в предметах все новых и новых свойств: перемещение, падение, звучание, мягкость

или твердость, сжимаемость, устойчивость и пр. Для чувственного познания этих свойств важно

обогащать сенсорный опыт ребенка, предлагая ему самые разные игрушки – твердые и мягкие,

наполненные крупой или горохом, шуршащие или звенящие, круглые и плоские. Такими

предметами могут быть не только игрушки, но и разного рода домашняя утварь: крышки от

кастрюль, миски, скалки, ложки и пр. Малыш может засовывать разные предметы в кастрюлю,

примерять крышки разного размера, стучать ложкой по столу. Таким образом кроха развивает

свое восприятие и начинает понимать, что разные предметы устроены по-разному и требуют

разных способов действия. Однако, все эти свойства ребенок «знает» лишь в тот момент, когда он

действует – как только прекращается действие, исчезает и «знание». Поэтому он готов вновь и

вновь возвращаться к этим занятиям.

Занятия рисованием и другими видами творчества также помогают сенсорному развитию,

формированию речи ребенка, расширяют его кругозор, учат навыкам игры. Поэтому, чем раньше

ребенка познакомить с разными видами творчества, тем интенсивнее будет их влияние на общее

развитие малыша.

У ребенка второго года жизни продолжается интенсивное развитие психической сферы, хотя и

несколько медленнее, чем на первом году жизни. Самый главный навык, который начинает

формироваться у ребенка на втором году жизни это, конечно же, речь. В этот период ребенку

важно не только слышать речь других людей, но и развивать мелкую моторику руки. Развивая

пальчики малыша, мы развиваем его речь. Поэтому так важны пальчиковые игры и игрушки,

стимулирующие выполнение мелких и точных движений, дающие богатые сенсорные ощущения.

Основным видом деятельности ребенка второго года жизни является предметная деятельность, в

процессе которой ребенок знакомится с различными свойствами предметов; продолжается его

сенсорное развитие.

В игровой комплекс ребенка второго года жизни должны входить такие игрушки, как: кубики,

мячи, пирамидки, матрешки, доски с вкладышами различной геометрической формы,

строительный материал разного размера.

Ребенка нужно постоянно направлять в игре, иначе у него могут долгое время сохраняться и

закрепляться примитивные однообразные действия: он может без конца катать машинку, брать

кубики в рот, перекладывать игрушки из одной руки в другую. Показывайте ребенку, как

пользоваться молотком, совочком, лопаткой и т. д.

Под руководством взрослых ребенок лучше воспринимает окружающее: различает, сравнивает,

устанавливает сходство предметов по их признакам — по цвету, форме, величине. Сначала по

образцу, а потом и по слову он может из двух-трех цветных кубиков выбрать кубик требуемого

цвета или из двух-трех матрешек разной величины выбрать маленькую матрешку.

Если в дошкольном возрасте не создать благоприятных условий для развития восприятия, то

связанные с ним психические процессы будут формироваться в замедленном темпе, что

затруднит освоение учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

Итак, в каждом возрастном периоде стоят свои задачи сенсорного развития, и решать их следует

путем разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного

развития с учетом последовательности формирования функции восприятия в онтогенезе.

Сенсорное воспитание ребёнка означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей

сенсорных процессов. Цель сенсорного воспитания - формирование сенсорных способностей у

детей.

Сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной

деятельностью и решать следующие задачи:

1. Обеспечить постепенный переход от предметного восприятия и узнавания объекта к

сенсорному анализу. Следовательно, учить не просто узнавать предмет и называть его, но и знать

его назначение; части предмета и их назначение; материал, из которого сделан предмет; цвет,

форма, размер и так далее.

2. Формировать представления о простейших перцептивных действиях (погладить, надавить,

пощупать, попробовать на вкус и так далее). Учить правильно применять данные действия.

3. Помочь ребенку получить первые представления о различных материалах (бумага, дерево,

стекло, металл). Дать понятия об их основных качествах (стекло холодное, прозрачное, бьется;

бумага гладкая, мягкая, рвётся, промокает и так далее).

4. Развивать умение активно употреблять слова, обозначающие качества, свойства предметов и

действия с ними. Чрезвычайно важной задачей сенсорного воспитания является своевременное и

правильное соединение чувственного опыта со словом, формирование плана представлений.

5. Формировать общую сенсорную способность, то есть способность к использованию

сенсорных эталонов (5, а затем 7 цветов спектра; 5 геометрических форм; 3 градации величины).

6. Организовать включение сенсорного опыта в деятельность ребенка (предметную,

продуктивную, трудовую). При этом главное внимание должно быть уделено тому, чтобы

активизировать восприятие, обеспечить реализацию чувственного опыта.

7. Воспитывать бережное отношение к предметам, учить детей использовать предметы в

соответствии с назначением и их свойствами

.

Список литературы:

Волосова Е.Б., Павлова Л.Н., Пилюгина Э.Г. Раннее детство: познавательное развитие.

/Методическое пособие./ М.: Мозайка-Синтез, Творческий центр «Сфера», 2003г.

Демина Е.С., Казюк Н.В. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ. / Учебно-

методическое пособие. / М.: Творческий центр «Сфера», 2006г.

Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. / Учебно-

методическое пособие./ М.

Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. / Развитие восприятия цвета, формы и

величины у детей от рождения до трех лет./ М.: Мозайка-Синтез, 2003г.

Пилюгина Э.Г., Година Г.Н. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста. /

Книга для воспитателя детского сада. / М.

Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н. Мещерякова С.Ю. Первые Шаги. / Программа воспитания и

развития детей раннего возраста. / М.: Мозайка-Синтез, 2007г.

Теплюк С.Н. Воспитание и обучение в первой младшей группе детского сада. /Программа и

методические рекомендации. /М.: Мозайка-Синтез, 2007г.

Буянова, Р. Сенсорное развитие детей /Р.Буянова //Социальная работа. – 2006. - №12. – С.32.

Вартан, В.П. Сенсорное развитие дошкольников / В.П. Вартан.– Мн.: БрГУ, 2007. – 150с.



В раздел образования