Автор: Воронина Юлия Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Школа №30 им.Л.Л.Антоновой"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "ффективный способ формирования общеучебных умений и навыков младших школьников - проектная деятельность
Раздел: начальное образование
Автор: Воронина Юлия Вячеславовна, учитель младших классов МАОУ «Школа
№30 имени Лоры Леонидовны Антоновой».
Тема:
Проектная
деятельность
на
уроках
окружающего
мира
как
эффективный способ формирования общеучебных умений и навыков младших
школьников.
Начальная школа за последние годы стала одним из инновационных направлений
развития российского образования. Бесчисленное количество методов и форм обучения
приходило и уходило вместе со временем. Новое время ставит новые задачи, неизбежно
требующие новых решений.
На сегоднящний день актуальными становятся формы обучения и воспитания,
позволяющие учащимся уметь применить полученные в школе знания в конкретной
жизненной ситуации.
Работая над проблемой повышения качества знаний учащихся, развитием их
познавательных и творческих способностей, я убедилась, что особое внимание надо
направлять на формирование общеучебных умений и навыков: организационных,
интеллектуальных, информационных, оценочных и коммуникативных.
Необходимость решать эту проблему в своей педагогической деятельности
подвигла меня к использованию проектного метода обучения, как новой современной
педагогической
технологии,
позволяющей
развить
эффективные
средства
самостоятельной
учебной
деятельности,
соединяя
в
систему
теоретические
и
практические составляющие деятельности учащихся, позволяя каждому раскрыть, развить
и реализовать творческий потенциал своей личности.
В современном мире актуально получение информации разными способами, из
разных источников, умение осмыслить и переработать, освоить эту информацию. Сегодня
показателем качества образования является компетентность, которая определяется не
через сумму знаний, а характеризует умение человека использовать в конкретной
ситуации полученные знания и опыт.
Ведущее место среди таких методов сегодня принадлежит методу проектов как
технологии развития умений учиться в процессе учебной и внеучебной самостоятельной
познавательной деятельности.
Проектная деятельность способствует формированию ключевых умений младших
школьников (умению работать с информацией, умению работать в коллективе, умению
творчески и критически мыслить) и приводит к разумному балансу между все
возрастающим объемом знаний и практическими умениями.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но
вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям 21 века, как
предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.
Он возник в США во второй половине 19 века. Его теоретической основой была
«прагматическая педагогика» американского педагога Джона Дьюи.
Проект
–
это
специально
организованный
учителем
и
самостоятельно
выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого
продукта. Проект есть слияние теории и практики, он заключает в себе не только
постановку определенной умственной задачи, но и практическое ее выполнение с
обязательной презентацией результатов работы.
Проектная деятельность, проектная методика, метод проектов как способ обучения
и воспитания вновь стали внедряться в школьную практику, в том числе и в практику
начальной школы, с конца 90-х гг. XX века в связи с модернизацией школьного
образования.
Сегодня под проектной деятельностью понимают вид развивающего обучения,
направленный на выработку самостоятельных проектных умений (постановка проблемы,
сбор и обработка информации, анализ полученных результатов), способствующих
развитию творческих способностей и логического мышления.
Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной
деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: целеполаганию,
организации и планированию деятельности, самоанализу, коммуникативности, умению
принимать решения. Эти умения формируют положительную мотивацию учения.
Целью проектной деятельности является формирование практических ключевых
умений и навыков обучающегося (умение самостоятельно добывать новые знания,
собирать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения, принимать
самостоятельно решения) как основу его учебной деятельности.
Для достижения поставленной цели, необходимо в ходе проектной деятельности
решить некоторые задачи. А именно:
Приучать ученика к самостоятельной поисково-творческой деятельности;
Акцентировать внимание на проблемах, взятых из реальной жизни, знакомых и
значимых для ученика начальной школы;
Показать, для чего, когда и где могут пригодиться полученные знания;
Стимулировать
личный
интерес,
положительную
мотивацию
к
знанию,
самооценку;
Обеспечить наглядность, образец, опору, шаблоны.
Работа младших школьников над проектами
- делает обучение познавательным и интересным;
- имеет практическую направленность (полученный результат можно увидеть,
оценить, осмыслить и применить в реальной практической деятельности);
- придает учащимся уверенность в своих силах, позволяет приобрести ощущение
своей значимости, повысить самооценку.
Как показывает практика и исследования многих ученых,
развитие памяти,
мышления и внимания осуществляется при условии наличия у учащихся интереса к
обучению. Детям нравится работать с тем материалом, который они могут перенести в
реальную жизнь, который найдет непосредственное применение в их жизни. В курсе
«Окружающий мир» УМК «Школа России» раскрывается многосторонняя ценность
природы для человека, в том числе и для здорового образа жизни людей, возможного
только на основе гармоничного отношения с природой. В рамках учебного предмета
«Окружающий мир» и учитель, и ученик являются исследователями, наблюдателями,
экспертами, участвуют в поисковой деятельности, цель которой – найти что-то новое в
привычном, раскрыть тайны окружающего мира.
Все учебные проекты, как правило, делят на следующие типы:
- по количеству участников;
- по продолжительности;
- по типу деятельности;
- по количеству учебных предметов, на которых выполняется проект.
Разумеется,
в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со
смешанными проектами, в которых имеются признаки разных типов.
О проекте можно сказать, что проект – это пять П (проблема, проектирование или
планирование, поиск информации, продукт, презентация).
Ориентируясь на это определение, в проектной деятельности можно выделить
следующие этапы:
- организационный этап (актуализация);
- формулирование темы и целей деятельности;
- подготовительный этап (на котором формулируется общий план деятельности);
- этап собственно проектной деятельности (осуществляется работа над проектом);
- этап практического применения (презентация);
- анализ и самоанализ проектной деятельности;
- подведение итогов своей работы в целом.
В результате проектной деятельности у учащихся развивается критическое
мышление, творческое мышление, формируется умение работать с информацией, умение
работать в коллективе, а также владеть культурой коммуникации, что в целом помогает в
реальной жизни находить пути решения той или иной проблемы через применение
знаний, умений и навыков, приобретенных на уроках.
Конечно, проекты, представленные учениками младших классов, не такие
грандиозные, информационно насыщенные и т.п., как у учеников старших классов. Но
даже они могут считаться проектами. С начальной школы необходимо приучать ребенка к
самостоятельной поисково-творческой деятельности, учить его мыслить, организовывать
свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях. При этом на первых порах
очень важна наглядность, образец, опора, шаблоны.
Свою работу в этом направлении я осуществляю на уроках «Окружающего мира»
(УМК А.А.Плешакова «Школа России») посредством выполнения проектов различных
типов деятельности. При этом все темы должны быть посильны пониманию ученика. Чем
меньше ребенок – тем проще проект. Младшие школьники способны выполнять только
незамысловатые проекты.
Последним из реализованных во 2 классе и самым глубоким, на мой взгляд, стал
исследовательский проект «Моя родословная».
Данный проект преследовал сразу несколько целей:
- получение учеником элементарных сведений о своей родословной,
- умение составлять генеалогическую таблицу своей семьи,
- умение детей работать с разными источниками информации (опросы близких
родственников, справочная литература, интернет).
Результатом проекта стало понимание роли семьи в жизни человека, знание своей
родословной, умение составлять генеалогическое древо, собирать информацию, работать
в коллективе. Эта работа сплотила учеников и их родителей.
Практическим воплощением результата стала выставка работ учащихся, состоящая
из генеалогических таблиц. Каждый ребенок познакомил одноклассников со своей семьей.
Диагностика
уровня
сформированности
общеучебных
умений
и
навыков
(организационных, интеллектуальных и информационных) в начале учебного года (в
сентябре) подтвердила необходимость целенаправленной работы по их развитию и
формированию. Поэтому, начиная с первого полугодия, я вовлекала учащихся в
проектную деятельность.
Повторная диагностика была проведена в апреле.
Результаты диагностики организационных умений по методу Кругловой говорят о
том, что количество детей сильной группы (которые успешно воспринимают информацию
с первого предъявления, самостоятельно выделяют новое и главное при изучении
материала) выросло с 2 до 6. А количество детей слабой группы (которые практически не
в состоянии действовать самостоятельно, им необходимо пошаговое предъявление
информации и пошаговый контроль) уменьшилось с 10 до 2 человек.
Диагностика определения умственного развития
по методике
Замбацявичене
показала, что количество детей, набравших самые высокие баллы, увеличилось за
диагностируемый период с 2 до 4, а количество детей, набравших 19 баллов и менее,
уменьшилось с 9 до 2 человек.
Диагностика информационных компетенций младших школьников по методике
А.И.Савенкова
показала,
что
количество
учеников,
умеющих
полно
находить
информацию в тексте, увеличилось с сентября по апрель на 6 человек, а количество детей,
совсем не умеющих работать с информацией, сократилось с 6 человек до 0.
Как показывает опыт, применение метода проектов возможно в любом УМК и на
всех учебных предметах, а также во внеурочной деятельности. Систематическая и
целенаправленная работа педагогов в данном направлении обеспечивает формирование и
развитие общеучебных умений и навыков, создает условия для повышения качества
образовательного процесса.
Метод проектов открывает путь перехода от словесного воспитания к воспитанию
самой жизнью.
Однако проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему, его
следует использовать как дополнение к другим видам обучения.
Метод проектов наряду с другими активными методами обучения может
эффективно применяться уже в начальных классах.