Напоминание

"ффективный способ формирования общеучебных умений и навыков младших школьников - проектная деятельность


Автор: Воронина Юлия Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Школа №30 им.Л.Л.Антоновой"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "ффективный способ формирования общеучебных умений и навыков младших школьников - проектная деятельность
Раздел: начальное образование





Назад




Автор: Воронина Юлия Вячеславовна, учитель младших классов МАОУ «Школа

№30 имени Лоры Леонидовны Антоновой».

Тема:

Проектная

деятельность

на

уроках

окружающего

мира

как

эффективный способ формирования общеучебных умений и навыков младших

школьников.

Начальная школа за последние годы стала одним из инновационных направлений

развития российского образования. Бесчисленное количество методов и форм обучения

приходило и уходило вместе со временем. Новое время ставит новые задачи, неизбежно

требующие новых решений.

На сегоднящний день актуальными становятся формы обучения и воспитания,

позволяющие учащимся уметь применить полученные в школе знания в конкретной

жизненной ситуации.

Работая над проблемой повышения качества знаний учащихся, развитием их

познавательных и творческих способностей, я убедилась, что особое внимание надо

направлять на формирование общеучебных умений и навыков: организационных,

интеллектуальных, информационных, оценочных и коммуникативных.

Необходимость решать эту проблему в своей педагогической деятельности

подвигла меня к использованию проектного метода обучения, как новой современной

педагогической

технологии,

позволяющей

развить

эффективные

средства

самостоятельной

учебной

деятельности,

соединяя

в

систему

теоретические

и

практические составляющие деятельности учащихся, позволяя каждому раскрыть, развить

и реализовать творческий потенциал своей личности.

В современном мире актуально получение информации разными способами, из

разных источников, умение осмыслить и переработать, освоить эту информацию. Сегодня

показателем качества образования является компетентность, которая определяется не

через сумму знаний, а характеризует умение человека использовать в конкретной

ситуации полученные знания и опыт.

Ведущее место среди таких методов сегодня принадлежит методу проектов как

технологии развития умений учиться в процессе учебной и внеучебной самостоятельной

познавательной деятельности.

Проектная деятельность способствует формированию ключевых умений младших

школьников (умению работать с информацией, умению работать в коллективе, умению

творчески и критически мыслить) и приводит к разумному балансу между все

возрастающим объемом знаний и практическими умениями.

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но

вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям 21 века, как

предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.

Он возник в США во второй половине 19 века. Его теоретической основой была

«прагматическая педагогика» американского педагога Джона Дьюи.

Проект

это

специально

организованный

учителем

и

самостоятельно

выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого

продукта. Проект есть слияние теории и практики, он заключает в себе не только

постановку определенной умственной задачи, но и практическое ее выполнение с

обязательной презентацией результатов работы.

Проектная деятельность, проектная методика, метод проектов как способ обучения

и воспитания вновь стали внедряться в школьную практику, в том числе и в практику

начальной школы, с конца 90-х гг. XX века в связи с модернизацией школьного

образования.

Сегодня под проектной деятельностью понимают вид развивающего обучения,

направленный на выработку самостоятельных проектных умений (постановка проблемы,

сбор и обработка информации, анализ полученных результатов), способствующих

развитию творческих способностей и логического мышления.

Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной

деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: целеполаганию,

организации и планированию деятельности, самоанализу, коммуникативности, умению

принимать решения. Эти умения формируют положительную мотивацию учения.

Целью проектной деятельности является формирование практических ключевых

умений и навыков обучающегося (умение самостоятельно добывать новые знания,

собирать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения, принимать

самостоятельно решения) как основу его учебной деятельности.

Для достижения поставленной цели, необходимо в ходе проектной деятельности

решить некоторые задачи. А именно:

Приучать ученика к самостоятельной поисково-творческой деятельности;

Акцентировать внимание на проблемах, взятых из реальной жизни, знакомых и

значимых для ученика начальной школы;

Показать, для чего, когда и где могут пригодиться полученные знания;

Стимулировать

личный

интерес,

положительную

мотивацию

к

знанию,

самооценку;

Обеспечить наглядность, образец, опору, шаблоны.

Работа младших школьников над проектами

- делает обучение познавательным и интересным;

- имеет практическую направленность (полученный результат можно увидеть,

оценить, осмыслить и применить в реальной практической деятельности);

- придает учащимся уверенность в своих силах, позволяет приобрести ощущение

своей значимости, повысить самооценку.

Как показывает практика и исследования многих ученых,

развитие памяти,

мышления и внимания осуществляется при условии наличия у учащихся интереса к

обучению. Детям нравится работать с тем материалом, который они могут перенести в

реальную жизнь, который найдет непосредственное применение в их жизни. В курсе

«Окружающий мир» УМК «Школа России» раскрывается многосторонняя ценность

природы для человека, в том числе и для здорового образа жизни людей, возможного

только на основе гармоничного отношения с природой. В рамках учебного предмета

«Окружающий мир» и учитель, и ученик являются исследователями, наблюдателями,

экспертами, участвуют в поисковой деятельности, цель которой – найти что-то новое в

привычном, раскрыть тайны окружающего мира.

Все учебные проекты, как правило, делят на следующие типы:

- по количеству участников;

- по продолжительности;

- по типу деятельности;

- по количеству учебных предметов, на которых выполняется проект.

Разумеется,

в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со

смешанными проектами, в которых имеются признаки разных типов.

О проекте можно сказать, что проект – это пять П (проблема, проектирование или

планирование, поиск информации, продукт, презентация).

Ориентируясь на это определение, в проектной деятельности можно выделить

следующие этапы:

- организационный этап (актуализация);

- формулирование темы и целей деятельности;

- подготовительный этап (на котором формулируется общий план деятельности);

- этап собственно проектной деятельности (осуществляется работа над проектом);

- этап практического применения (презентация);

- анализ и самоанализ проектной деятельности;

- подведение итогов своей работы в целом.

В результате проектной деятельности у учащихся развивается критическое

мышление, творческое мышление, формируется умение работать с информацией, умение

работать в коллективе, а также владеть культурой коммуникации, что в целом помогает в

реальной жизни находить пути решения той или иной проблемы через применение

знаний, умений и навыков, приобретенных на уроках.

Конечно, проекты, представленные учениками младших классов, не такие

грандиозные, информационно насыщенные и т.п., как у учеников старших классов. Но

даже они могут считаться проектами. С начальной школы необходимо приучать ребенка к

самостоятельной поисково-творческой деятельности, учить его мыслить, организовывать

свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях. При этом на первых порах

очень важна наглядность, образец, опора, шаблоны.

Свою работу в этом направлении я осуществляю на уроках «Окружающего мира»

(УМК А.А.Плешакова «Школа России») посредством выполнения проектов различных

типов деятельности. При этом все темы должны быть посильны пониманию ученика. Чем

меньше ребенок – тем проще проект. Младшие школьники способны выполнять только

незамысловатые проекты.

Последним из реализованных во 2 классе и самым глубоким, на мой взгляд, стал

исследовательский проект «Моя родословная».

Данный проект преследовал сразу несколько целей:

- получение учеником элементарных сведений о своей родословной,

- умение составлять генеалогическую таблицу своей семьи,

- умение детей работать с разными источниками информации (опросы близких

родственников, справочная литература, интернет).

Результатом проекта стало понимание роли семьи в жизни человека, знание своей

родословной, умение составлять генеалогическое древо, собирать информацию, работать

в коллективе. Эта работа сплотила учеников и их родителей.

Практическим воплощением результата стала выставка работ учащихся, состоящая

из генеалогических таблиц. Каждый ребенок познакомил одноклассников со своей семьей.

Диагностика

уровня

сформированности

общеучебных

умений

и

навыков

(организационных, интеллектуальных и информационных) в начале учебного года (в

сентябре) подтвердила необходимость целенаправленной работы по их развитию и

формированию. Поэтому, начиная с первого полугодия, я вовлекала учащихся в

проектную деятельность.

Повторная диагностика была проведена в апреле.

Результаты диагностики организационных умений по методу Кругловой говорят о

том, что количество детей сильной группы (которые успешно воспринимают информацию

с первого предъявления, самостоятельно выделяют новое и главное при изучении

материала) выросло с 2 до 6. А количество детей слабой группы (которые практически не

в состоянии действовать самостоятельно, им необходимо пошаговое предъявление

информации и пошаговый контроль) уменьшилось с 10 до 2 человек.

Диагностика определения умственного развития

по методике

Замбацявичене

показала, что количество детей, набравших самые высокие баллы, увеличилось за

диагностируемый период с 2 до 4, а количество детей, набравших 19 баллов и менее,

уменьшилось с 9 до 2 человек.

Диагностика информационных компетенций младших школьников по методике

А.И.Савенкова

показала,

что

количество

учеников,

умеющих

полно

находить

информацию в тексте, увеличилось с сентября по апрель на 6 человек, а количество детей,

совсем не умеющих работать с информацией, сократилось с 6 человек до 0.

Как показывает опыт, применение метода проектов возможно в любом УМК и на

всех учебных предметах, а также во внеурочной деятельности. Систематическая и

целенаправленная работа педагогов в данном направлении обеспечивает формирование и

развитие общеучебных умений и навыков, создает условия для повышения качества

образовательного процесса.

Метод проектов открывает путь перехода от словесного воспитания к воспитанию

самой жизнью.

Однако проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему, его

следует использовать как дополнение к другим видам обучения.

Метод проектов наряду с другими активными методами обучения может

эффективно применяться уже в начальных классах.



В раздел образования