Автор: Шельпякова Анна Валерьевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБНОУ Дворец учащейся молодежи
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка.
Тема: "Актерское мастерство и сценическая речь- особенности занятий с детьми с ОВЗ"
Раздел: дополнительное образование
Актерское мастерство и сценическая речь
особенности занятий с ребенком с ОВЗ
Учиться для жизни!
Необходимо отметить, что занятия для детей с ОВЗ отличаются от занятий для
нормотипичных детей. Они направлены на развитие всех его познавательных
процессов, общей координации движения, речи, развитие произвольности пове-
дения и целенаправленности деятельности.
Задачи:
- правильная осанка, координация движений при беге, ходьбе, гармоничные
движения рук и ног;
- устранение скованности, напряжения;
- воспитание свободы в действиях;
- имитационные движения;
- развитие внимания – слухового и речевого;
- развитие моторики, силы голоса, выразительности речи, артикуляции,
- правильного дыхания, точности движений;
- правильная мимика.
Основные направления работы :
Интонация (Интонация – от латинского intono – произношу нараспев, запеваю)
в повседневной жизни помогает почувствовать собеседника и выразиться собе-
седнику.
В актерском мастерстве роль интонации очевидна, равно как и в сценической
речи. Правильность выделения слов в речи, их звучание и действие на публику,
уже давно изучены, связь эмоций и интонации неоспорима.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляци-
онных органов. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные
органы речи – язык, губы, нёбо.
Артикуляционная гимнастика – это специальный комплекс упражнений, цель
которых - выработка качественных, полноценных движений органов артикуля-
ции, подготовка к правильному произнесению фонем.
Артикуляционная гимнастика проводится:
1. Упражнения выполнять сидя перед зеркалом.
2. Выполнять не более 5 упражнений за одно занятие.
3. Выполнять движения губами и языком чётко, под счёт.
Пример упражнений используемого на уроках по сценической речи в Детском
оперном театре:
«Трудная улыбка»
Цель: активизация мышц губ.
Описание: вытянуть губы вперёд трубочкой (как при звуке «У»).
* Если у ребёнка не получается упражнение, педагог просит его помочь себе
пальчиками и слегка вытягивать губы вперёд.
Удерживать позу в течение 5 секунд.
УЛЫБКА
Описание:губы растянуть в улыбке, верхние и нижние зубки не должны быть
видны. Необходимо следить за тем, чтобы ребёнок улыбался без напряжения.
«Губки улыбнулись, к ушкам потянулись».
«Мы поём»
Цель: активизация мышц нижней челюсти, мышцы лица, ощущение неба и ар-
тикуляция .
Произнесение звука И.Э.А.О.У на выдохе, со сменой силы голоса.
Описание: упражнение выполняется спокойно, без напряжения. Рот широко от-
крыт, язык спокойно лежит в ротовой полости. Положение губ, как при произ-
несении звука И.Э.А.О.У.
«Мы поём: А-А-А-А-А-а-а-а-а. Э-Э-Э-Э-э-э-э-э. О-О-О-О-о-о-о-о. У-У-У-У-У-
у-у-у-у. И-И-И-И-и-и-и-и.(Громко, а потом тихо…)
Артикуляционная гимнастика. Это неотъемлемая и очень важная часть работы
по развитию речи детей с ограниченными возможностями здоровья. Ее цель —
выработка полноценных движений органов артикуляционного аппарата, необ-
ходимых для правильного произношения звуков. Необходимость регулярного
выполнения артикуляционной гимнастики обусловлена тем, что она способ-
ствует
улучшению
кровоснабжения
артикуляционных органов,
укреплению
мышечной системы языка, губ, щек, уменьшению спастичности.
Ритм ив движении и ритм в слове. Координация
На уроках для развития чувства ритма и темпа используются такие
формы как:
- ритмопластика и ритмическая гимнастика,
- логоритмика (ритмо-речевые фонематические упражнения под музыку или
шумовое ритмичное сопровождение),
- коммуникативные танцы,
- хореографические этюды с предметами и без предметов,
- ритмодекламация.
Характерные особенности музыкальной речи (акценты, паузы, плавное или от-
рывистое движение и т.д.) могут быть переданы соответствующими по эмоцио-
нальной окраске движениями (хлопок, притоп, замирание в позе, плавные или
отрывистые движения рук и ног и т.д.). Это позволяет использовать их для раз-
вития эмоциональной отзывчивости на музыку.
Пример упражнений используемого на уроках по сценической речи в Детском
оперном театре:
Темпоритм – термин, введённый К.С.Станиславским и отражающий одновре-
менно скорость и напряжённость совершаемого на сцене действия. Понятие
«темпо-ритм» составлено из двух общеизвестных понятий: «темп» и «ритм».
Темп – это скорость исполняемого действия (медленный, умеренный, быстрый
темп).
Ритм – это внутренний эмоциональный накал переживаний артиста – степень
интенсивности его действия и степень размеренности, с которой совершается
действие (плавный ритм или рваный ритм).
Темп и Ритм – понятия взаимосвязанные – во многих случаях они находятся в
прямой зависимости друг от друга:
- активный ритм ускоряет темп действия;
- пониженный ритм ведёт и к замедлению темпа.
Развитая координация помогает ребенку двигаться ловко и уверенно, а также
способствует правильной осанке. Разумеется, координация не формируется за
короткий срок — на это уходит не один год, поскольку в процессе задействован
вестибулярный и мышечный аппарат, а также органы зрения.
Развитая координация предполагает не только слаженные телодвижения, но и
согласованное взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре го-
ловного мозга.
«МУХИ И ПАУК»
Цель: развивать распределение внимания, чувство ритма, координацию слова и
движения под музыку.
Описание: в соответствии с ритмическим рисунком дети чередуют хлопки в
ладоши, постукивают по коленям, выполняют щелчки пальцами и притопы.
(Музыкальное сопровождение может быть любое. )
На паркете восемь пар –
Мухи танцевали.
Но, увидев паука,
В обморок упали.
Чтение стихов с движением «под музыку или в определенном темпе» стимули-
рует речевую активность детей с ОВЗ. Так же дети учатся целесообразно дви-
гаться, управлять своими движениями, организовывать их в пространстве и
времени.
Кроме этого, использование разнообразных средств и методов формирования
чувства ритма и темпа оказывает коррекционно - развивающее влияние на неко-
торые высшие психические функции, такие как мышление, внимание, память,
восприятие, воображение и др.
Вывод
Специфика работы с такими детьми состоит в том, что средства, формы обуче-
ния и воспитания зависят от вида особенностей развития, степени и характера
нарушений различных функций, возрастных возможностей, а также от индиви-
дуальных способностей детей. Разновидности заболеваний и степень их тяже-
сти тоже разная, поэтому методы и формы работы, подход к детям должен быть
индивидуальным.
В результате обучения у ребенка повышается познавательная активность, уве-
ренность в свои силы (особенно это видно на концертах и показах), дети актив-
нее проявляют себя в различных жизненных ситуациях, также повышается ин-
терес к совместной деятельности со взрослыми, развивается потребность ре-
бенка в общении посредством речи, снижает психoэмоциональное и мышечное
напряжение.
Наши занятия имеют важное значение и влияние на развитие детей, что под-
тверждается на практике. Но самое главное - повышается степень свободы ре-
бенка по отношению к окружающему миру, растет его оптимизм, вера в свои
силы, и таким образом происходит его адаптация в обществе.
Дети с ОВЗ все могут и все умеют, нo делают это по-своему. И это нужно по-
нять и принять. И тогда страха обучать детей с особыми потребностями совсем
не будет. А их возможности окажутся безграничными!