Напоминание

"Актерское мастерство и сценическая речь- особенности занятий с детьми с ОВЗ"


Автор: Шельпякова Анна Валерьевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБНОУ Дворец учащейся молодежи
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка.
Тема: "Актерское мастерство и сценическая речь- особенности занятий с детьми с ОВЗ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Актерское мастерство и сценическая речь

особенности занятий с ребенком с ОВЗ

Учиться для жизни!

Необходимо отметить, что занятия для детей с ОВЗ отличаются от занятий для

нормотипичных детей. Они направлены на развитие всех его познавательных

процессов, общей координации движения, речи, развитие произвольности пове-

дения и целенаправленности деятельности.

Задачи:

- правильная осанка, координация движений при беге, ходьбе, гармоничные

движения рук и ног;

- устранение скованности, напряжения;

- воспитание свободы в действиях;

- имитационные движения;

- развитие внимания – слухового и речевого;

- развитие моторики, силы голоса, выразительности речи, артикуляции,

- правильного дыхания, точности движений;

- правильная мимика.

Основные направления работы :

Интонация (Интонация – от латинского intono – произношу нараспев, запеваю)

в повседневной жизни помогает почувствовать собеседника и выразиться собе-

седнику.

В актерском мастерстве роль интонации очевидна, равно как и в сценической

речи. Правильность выделения слов в речи, их звучание и действие на публику,

уже давно изучены, связь эмоций и интонации неоспорима.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляци-

онных органов. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные

органы речи – язык, губы, нёбо.

Артикуляционная гимнастика – это специальный комплекс упражнений, цель

которых - выработка качественных, полноценных движений органов артикуля-

ции, подготовка к правильному произнесению фонем.

Артикуляционная гимнастика проводится:

1. Упражнения выполнять сидя перед зеркалом.

2. Выполнять не более 5 упражнений за одно занятие.

3. Выполнять движения губами и языком чётко, под счёт.

Пример упражнений используемого на уроках по сценической речи в Детском

оперном театре:

«Трудная улыбка»

Цель: активизация мышц губ.

Описание: вытянуть губы вперёд трубочкой (как при звуке «У»).

* Если у ребёнка не получается упражнение, педагог просит его помочь себе

пальчиками и слегка вытягивать губы вперёд.

Удерживать позу в течение 5 секунд.

УЛЫБКА

Описание:губы растянуть в улыбке, верхние и нижние зубки не должны быть

видны. Необходимо следить за тем, чтобы ребёнок улыбался без напряжения.

«Губки улыбнулись, к ушкам потянулись».

«Мы поём»

Цель: активизация мышц нижней челюсти, мышцы лица, ощущение неба и ар-

тикуляция .

Произнесение звука И.Э.А.О.У на выдохе, со сменой силы голоса.

Описание: упражнение выполняется спокойно, без напряжения. Рот широко от-

крыт, язык спокойно лежит в ротовой полости. Положение губ, как при произ-

несении звука И.Э.А.О.У.

«Мы поём: А-А-А-А-А-а-а-а-а. Э-Э-Э-Э-э-э-э-э. О-О-О-О-о-о-о-о. У-У-У-У-У-

у-у-у-у. И-И-И-И-и-и-и-и.(Громко, а потом тихо…)

Артикуляционная гимнастика. Это неотъемлемая и очень важная часть работы

по развитию речи детей с ограниченными возможностями здоровья. Ее цель —

выработка полноценных движений органов артикуляционного аппарата, необ-

ходимых для правильного произношения звуков. Необходимость регулярного

выполнения артикуляционной гимнастики обусловлена тем, что она способ-

ствует

улучшению

кровоснабжения

артикуляционных органов,

укреплению

мышечной системы языка, губ, щек, уменьшению спастичности.

Ритм ив движении и ритм в слове. Координация

На уроках для развития чувства ритма и темпа используются такие

формы как:

- ритмопластика и ритмическая гимнастика,

- логоритмика (ритмо-речевые фонематические упражнения под музыку или

шумовое ритмичное сопровождение),

- коммуникативные танцы,

- хореографические этюды с предметами и без предметов,

- ритмодекламация.

Характерные особенности музыкальной речи (акценты, паузы, плавное или от-

рывистое движение и т.д.) могут быть переданы соответствующими по эмоцио-

нальной окраске движениями (хлопок, притоп, замирание в позе, плавные или

отрывистые движения рук и ног и т.д.). Это позволяет использовать их для раз-

вития эмоциональной отзывчивости на музыку.

Пример упражнений используемого на уроках по сценической речи в Детском

оперном театре:

Темпоритм – термин, введённый К.С.Станиславским и отражающий одновре-

менно скорость и напряжённость совершаемого на сцене действия. Понятие

«темпо-ритм» составлено из двух общеизвестных понятий: «темп» и «ритм».

Темп – это скорость исполняемого действия (медленный, умеренный, быстрый

темп).

Ритм – это внутренний эмоциональный накал переживаний артиста – степень

интенсивности его действия и степень размеренности, с которой совершается

действие (плавный ритм или рваный ритм).

Темп и Ритм – понятия взаимосвязанные – во многих случаях они находятся в

прямой зависимости друг от друга:

- активный ритм ускоряет темп действия;

- пониженный ритм ведёт и к замедлению темпа.

Развитая координация помогает ребенку двигаться ловко и уверенно, а также

способствует правильной осанке. Разумеется, координация не формируется за

короткий срок — на это уходит не один год, поскольку в процессе задействован

вестибулярный и мышечный аппарат, а также органы зрения.

Развитая координация предполагает не только слаженные телодвижения, но и

согласованное взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре го-

ловного мозга.

«МУХИ И ПАУК»

Цель: развивать распределение внимания, чувство ритма, координацию слова и

движения под музыку.

Описание: в соответствии с ритмическим рисунком дети чередуют хлопки в

ладоши, постукивают по коленям, выполняют щелчки пальцами и притопы.

(Музыкальное сопровождение может быть любое. )

На паркете восемь пар –

Мухи танцевали.

Но, увидев паука,

В обморок упали.

Чтение стихов с движением «под музыку или в определенном темпе» стимули-

рует речевую активность детей с ОВЗ. Так же дети учатся целесообразно дви-

гаться, управлять своими движениями, организовывать их в пространстве и

времени.

Кроме этого, использование разнообразных средств и методов формирования

чувства ритма и темпа оказывает коррекционно - развивающее влияние на неко-

торые высшие психические функции, такие как мышление, внимание, память,

восприятие, воображение и др.

Вывод

Специфика работы с такими детьми состоит в том, что средства, формы обуче-

ния и воспитания зависят от вида особенностей развития, степени и характера

нарушений различных функций, возрастных возможностей, а также от индиви-

дуальных способностей детей. Разновидности заболеваний и степень их тяже-

сти тоже разная, поэтому методы и формы работы, подход к детям должен быть

индивидуальным.

В результате обучения у ребенка повышается познавательная активность, уве-

ренность в свои силы (особенно это видно на концертах и показах), дети актив-

нее проявляют себя в различных жизненных ситуациях, также повышается ин-

терес к совместной деятельности со взрослыми, развивается потребность ре-

бенка в общении посредством речи, снижает психoэмоциональное и мышечное

напряжение.

Наши занятия имеют важное значение и влияние на развитие детей, что под-

тверждается на практике. Но самое главное - повышается степень свободы ре-

бенка по отношению к окружающему миру, растет его оптимизм, вера в свои

силы, и таким образом происходит его адаптация в обществе.

Дети с ОВЗ все могут и все умеют, нo делают это по-своему. И это нужно по-

нять и принять. И тогда страха обучать детей с особыми потребностями совсем

не будет. А их возможности окажутся безграничными!



В раздел образования