Автор: Поликанова Мария Евгеньевна
Должность: воспитатель высшей категории
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №11 г. Нижний Ломов
Населённый пункт: город Нижний Ломов Пензенской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование элементов ТРИЗ-технологии в образовательной работе с дошкольниками
Раздел: дошкольное образование
Использование элементов ТРИЗ-технологии
в образовательной работе с
дошкольниками
Мир, в котором мы живем, развивается и меняется
очень быстро. То, что сегодня ново, интересно или представляет
проблему, завтра становится уже пройденным этапом. Мы учимся,
приобретаем
новые
умения
и
навыки,
получаем
современные
знания,
осваиваем
новейшие
технологии.
Но
никто
не
может
гарантировать, что все это понадобится нам в завтрашнем дне.
Традиционно считается, что процесс воспитания и обучения
– это взгляд человечества в будущее. А основная задача педагога
– подготовка подрастающего поколения к жизни в завтрашнем дне.
Естественно, встает проблема: чему учить и как учить?
Для начала попробуем разобраться с первым вопросом. Чему
мы
можем
научить
ребенка,
если
не
знаем
сами,
что
ему
понадобится завтра? Перед ним встанут проблемы, с которыми он
еще не сталкивался, и разрешать которые его не учили. А если
взять на себя смелость учить ребенка решать ЛЮБЫЕ задачи? Это
только
кажется
невозможным.
На
самом
же
деле
решение
абсолютно любой задачи и любой проблемы предполагает умение
применить
операции
анализа
и
синтеза,
иными
словами,
использование аналитического мышления и творческого подхода.
Именно этой цели и служит используемая нами инновационная
педагогическая
технология,
которая
носит
название
«ТРИЗ-
технология».
Эта аббревиатура расшифровывается как «теория решения
изобретательских задач». Придумал эту уникальную технологию
писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер. Актуальность
использования
элементов
ТРИЗ-технологии
в
дошкольном
образовании
несомненна: перемены
последних
лет
показали
несостоятельность «стандартной» личности. Сегодня нужны люди
интеллектуально
смелые,
самостоятельные,
оригинально
мыслящие,
творческие,
умеющие
принимать
нестандартные
решения и не бояться этого.
Самая главная
цель,
которую м ы ставили
перед
собой,
используя
ТРИЗ-технологии,
–
формирование
у
детей
творческого мышления. Достигнуть ее можно, решая следующие
задачи:
1
–
развитие
таких
качеств
мышления,
как
гибкость,
подвижность, системность, диалектичность;
– развитие поисковой активности, стремления к новизне;
– развитие речи и творческого воображения.
Методику
ТРИЗ
можно
назвать
школой
творческой
личности, поскольку ее девиз – «творчество во всем», в постановке
вопроса, в приемах его решения, в подаче материала. В ней нет
методов в привычном смысле слова, есть инструмент, с помощью
которого
воспитатели
и
родители
сами
«изобретают»
свою
педагогику, озаренные светом детских идей. Нет и воспитания в
привычном
его
значении,
есть
способ
овладения
навыками,
которые позволяют жить интересно всем вместе и творить себя
Внедряя элементы ТРИЗ в образовательный процесс нашего
детского сада, мы пришли к выводу, что использовать их удобно и
целесообразно как в форме специальных методов ТРИЗ на НОД-
занятиях и в режимных моментах, так и в форме игр.
При этом важно учитывать основные принципы (автор А.А.
Гин) при использовании творческих заданий с элементами ТРИЗ:
ПРИНЦИП СВОБОДЫ ВЫБОРА
В любом обучающем или управляющем действии, где только
возможно, предоставлять ребенку право выбора.
ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ
Сталкивать ребенка с открытыми задачами, у которых нет
единственно правильного решения.
ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Любое
творческое
задание
заканчивается
каким-либо
практическим видом деятельности.
ПРИНЦИП ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
Регулярно
контролировать
процесс
освоения
детьми
мыслительных операций. Одно творческое задание пересекается с
другим, тем самым воспитатель может проконтролировать степень
освоения материала.
ПРИНЦИП ИДЕАЛЬНОСТИ
Максимально использовать возможности, знания, интересы
самих детей с целью повышения результативности и уменьшения
затрат в процессе обучения.
Остановимся на использовании в образовательном процессе
специальных ТРИЗ-методов.
Основными из них можно назвать
следующие:
2
–
«мозговой
штурм».
В
процессе
этого
занятия
перед
детьми
ставится
изобретательская
задача
либо
какая-либо
проблемная ситуация.
Воспитанники, в свою очередь, стараются
найти
различные
способы
ее
решения
при
помощи
перебора
ресурсов. Каждый предложенный вариант решения оценивается с
позиции «что
такое
хорошо,
что
такое
плохо».
Из
всего
имеющегося
выбирается
оптимальное. Например,
во
время
«мозгового штурма» на вопрос, как Петушку из сказки «Кот, петух
и лиса» выбраться из лап лисы, которая несет его «за синие леса,
за высокие горы, за быстрые реки», дети предложили множество
идей. Среди них можем назвать наиболее интересные: захватить с
собой волшебный мешочек с семенами и по дороге выбрасывать
по одному семечку, из которых вырастают диковинные деревья.
По
ним
кот
сможет
найти
петушка.
Второй
с п о с о б :
воспользоваться волшебным синим платочком: бросишь его на
землю – разольется глубокая-глубокая река. Лиса либо выпустит
петушка, либо будет вынуждена искать способ переплыть реку, в
это время кот сможет догнать лису.
–
игра
«Да-нет-ка».
Воспитатель
загадывает
какой-то
предмет
или
явление,
обозначает
границы
(например,
живое-
неживое), а дети задают вопросы, на которые педагог отвечает
только «да» или «нет».
–
метод
Робинзона.
Он
научит
дошкольников
искать
применение
любым,
даже
совершенно
ненужным,
на
первый
взгляд,
предметам. Например, в подготовительной группе мы с
детьми
регулярно
оказывались
на
необитаемом
острове,
на
котором находился только один вид предмета, например, много
жвачки. Дети предлагали строить из жвачки дома, с помощью
жвачки скреплять доски, чинить одежду.
ТРИЗ-игры
очень
разнообразны
по
своему
содержанию.
Все они обязательно предполагают творчество, фантазию и поиск.
Ведь дошкольник в силу своей возрастной специфики - искатель.
Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А
интерес
сопровождается
положительными
эмоциями.
Педагоги
давно заметили эту особенность.
3
Например,
с детьми младшего
и среднего
возраста
мы
активно применяли следующие игры:
– «что умеет делать?». При использовании этой игры мы
шли от живых существ (слон умеет ходить, есть, пить) к неживым
(лампочка умеет гоерть, может разбиться и так далее).
– «дразнилка». С помощью суффиксов -лка, -ще, -чка дети,
не зазывая объект, характеризуют его функцию. Например, слово
«кошка» дети переработали в «мяукалку», «бегалку», «кусалище»,
«царапачка».
В старшем дошкольном возрасте игры усложняются.
–
Например, игра
«Теремок».
Ведущий
ребенок
сидит
в
теремке и пускает гостей, если они скажут, чем они на него похожи
и чем отличаются. Можно сравнивать самые различные предметы.
–
игра
«Фантазия».
Воспитатель
создает
проблемную
ситуацию, а дети ищут варианты решения. Например, на вопрос
«Что будет, если на земле исчезнут все пуговицы», дети ответили:
заменить
их
липручками,
жить
одежду
без
пуговиц,
зашивать
одежду после того, как ее наденешь.
– игра «Перевирание сказок». Дети очень любят эту игру.
Например: «Жила-была Зеленая шапочка. Послал ее папа в лес по
грибы и т.д.».
НОД-занятия по методу ТРИЗа проводились интегрированно
(музыкальное,
развитие
речи,
ознакомление
с
окружающим
миром). Элементы методики применялись в работе с детьми всех
возрастных
групп.
Накопленный нами
педагогический
опыт
позволяет с уверенностью говорить о том, что редкий ребенок,
независимо
от
возраста,
не
хочет
проявить
самостоятельность,
творчество.
Основная
задача
использования
методики
ТРИЗ
в
дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих
открытий, а с этой задачей может справиться только воспитатель –
творец.
Для этого необходимо:
– организовать
проведение
занятий
таким
образом,
чтобы
они
органично
вписывались
в
естественную
жизнь
детей,
а
не
принимали «академический» характер;
– в
конце Н ОД следует выделять этап «подведение итогов» для
обучения детей навыку рефлексивного анализа (Чем занимались?
Что узнали нового? Что было самым интересным? Что осталось
4
непонятным?
и др.).
Итоги
подводятся
в
самых
разнообразных
формах: в виде игр «Интервью» «Копилка новостей», «Доскажи
предложение».
– иметь
специальную
игрушку
–
героя,
которая
«помогает»
воспитателю. От лица игрушки задаются проблемные вопросы, с
ней проводятся обучающие диалоги по различным темам. Игрушка
активно выражает свое мнение, спрашивает и уточняет непонятное,
порой ошибается, запутывается, не понимает.
– проводить
познавательные
упражнения
не
только
как
коллективные, но и как индивидуальные на любом окружающем
материале.
– быть готовым использовать «тризовский» подход в повседневном
взаимодействии
с
детьми,
уметь
системно
воспринимать
и
анализировать ситуации, уметь генерировать различные варианты
решения задач.
Для
решения
тризовских
задач мы
м ожем
выделить
следующие этапы работы:
Первый
–
научить
ребенка
находить
и
разрешать
противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между
деревом и цветком, стаканом и чайником?
Второй – учить детей фантазировать, изобретать. Например,
предложено
придумать
новый
стул,
удобный
и
красивый. Как
быстро охладить стакан с кипятком?
Третий
–
решение
сказочных
задачи
пребывание
новых
сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Как с помощью
волшебных
приспособлений
помочь
деду
вытащить
репку
из
земли?
Четвертый
–
ребенок
применяет
полученные
знания
и,
используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится
находить выход из любой сложной ситуации.
Необходимо подчеркнуть, что ежедневная целенаправленная
работа позволила получить желаемого результата. Детские ответы
стали нестандартными, раскрепощенными; у детей расширяется
кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию;
речь становится гораздо более образной и логичной, знания по
ТРИЗ начинают применяться на НОД и в повседневном общении.
Каждый день детей был организован нами так, что дошкольники
находились в положении исследователей, первооткрывателей, а не
получали
знания
готовыми.
И,
конечно, мы
не
забывали
5
восхищаться
очевидными
открытиями
«необыкновенного»
ребенка, находить чуткость и такт, поддерживать малыша и его
непонятности, неординарности, нестереотипности. Важен принцип
самостоятельного мышления. А правильный ответ со временем
найдется.
Мы
стараемся
перейти
на
качественно
новый
уровень:
выстраивать
информацию
структурно
и
знакомить
детей
уже
с
системой,
в
которой
легче
присматриваются
закономерности
развития понятий и явлений, взаимосвязь между ними. Например,
рассуждая с детьми о зиме, весне, лете, смене сезонов, вполне
достаточно обозначить главную функцию системы - переход одной
структуры (зима) в другую, а на этот смысловой стержень дети уже
нанижут букет своих детских познаний: и о погоде, и об одежде, и
о настроении.
Девиз тризовцев звучит так: «Можно говорить все». И дети
говорят,
придумывают.
Выслушивать
старае м с я каждого
желающего, всячески поощряя детское творчество. Дети учились
возражать мне и друг другу, но аргументировано, предлагая что-то
взамен или доказывая.
Используя в своей работе элементы ТРИЗ, м ы реализуем
главное
кредо
тризовцев:
«Каждый
ребенок
изначально
талантлив
и
даже
гениален,
но
его
надо
научит ь
ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме
затрат достичь максимального эффекта» (Г. С. Альтшуллер).
6