Автор: Гамагина Ирина Владимировна
Должность: Заместитель директора
Учебное заведение: МОУ СОШ №28
Населённый пункт: г.Люберцы
Наименование материала: статья
Тема: Взаимодействие педагога с родителями в период подготовки детей к школе и поступления в 1 класс
Раздел: начальное образование
Гамагина Ирина Владимировна,
заместитель директора
МОУ СОШ № 28
г.о. Люберцы
Взаимодействие педагога с родителями
в период подготовки детей к школе и поступления в 1 класс
Педагогика должна стать наукой для всех - и для учителей, и для родителей…
Поэтому нам, учителям, прежде всего, необходимо заботиться о повышении
педагогической культуры родителей,
разъяснять смысл воспитания и работать с ними в одном направлении.
В. А. Сухомлинский
Адаптация ребенка в первом классе — особый и сложный период в его жизни. Он входит в
новый коллектив, осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности, меняется
уклад его жизни. В такой сложный для ребенка период ему особенно нужна помощь со стороны
родителей — главных воспитателей и помощников. При поступлении в первый класс многие дети
сталкиваются с трудностями. Анализ педагогической литературы и опыта позволили определить
основные проблемы адаптации первоклассников:
●
сложное привыкание к новому режиму;
●
нежелание идти в школу;
●
сильное утомление, нервозность, капризы;
●
проблемы общения со сверстниками, учителем;
Большинство родителей озабочены проблемой готовности ребёнка к школе, тем более
сегодня, когда открылось много новых образовательных структур: гимназий, лицеев, центров с
приоритетными направлениями и др. Но есть и те, которые считают, что все «сделает школа»
(научит всему, чему надо), а в дошкольном возрасте не стоит перегружать ребенка, главное – чтобы
рос здоровым и крепким. Физическое воспитание и психологический комфорт, безусловно, являются
основополагающими, но все-таки необходимо так подготовить ребенка к школе, чтобы он не
растерялся в новых условиях, хотел учиться и учился, был бы успешным в достижении своих целей.
Школа – это совершенно новая жизнь для ребенка. Она создает такие формы регламентации
жизни ребенка, с которыми он еще не сталкивался. Готовить ребенка к школе необходимо,
поскольку избежать приспособления к школьной жизни невозможно, но частично или очень
значительно облегчить его – вполне реальная задача.
В школе детей ждет непривычная, интересная, но очень нелегкая работа. Она связана не
только с чисто физическими усилиями (нужно высидеть длинный 35-минутный урок), но и с
большим нервным напряжением. Ведь обучение требует определенного усвоения программного
материала и направлено на развитие сложной мыслительной деятельности. Почему так по-разному
дети
реагируют
на
начальный
этап
обучения?
Вопрос
сложный.
Среди
ряда
причин,
обусловливающих особенности приспособления разных детей к школе, первостепенное значение
имеют состояние здоровья, уровень биологической зрелости, а так же развитие тех умений и
действий, которые необходимы для процесса обучения.
Создавая необходимые условия для полноценной подготовки детей к школе и переходу на
следующую ступень образования, педагогам следует учитывать существование такой проблемы, как
повышение педагогической культуры родителей.
Родители в большинстве своем имеют неправильное представление о подготовке детей к
школе. Они считают, что в первую очередь должны формироваться учебные умения и навыки, такие
как умение считать, читать и писать. Конечно, очень важно, чтобы ребенок был готов к школе. А это,
прежде всего, интеллектуальные, коммуникативные навыки и общее развитие ребенка. Но если об
интеллектуальных навыках родители как-то задумываются (учат ребенка читать и писать, развивают
воображение и т.д.), то о коммуникативных навыках часто забывают. А это, тем не менее, очень
важный параметр готовности ребенка к школе.
Понятие
«подготовка
к
школе»
–
это комплексный,
достаточно
длительный
и
систематический процесс дошкольного образования ребенка в условиях детского сада или
семьи. Готовность к школе включает сформированность предпосылок к учебной деятельности:
умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, слушать и выполнять инструкции
взрослого, работать по образцу и др., что характеризует переходный период от дошкольного к
младшему школьному возрасту. Именно эти составляющие готовности к учебной деятельности
оказываются незнакомыми многим родителям.
Одной из важнейших задач, стоящих перед ОУ – научить родителей поддерживать и
сопровождать своего ребенка при поступлении в школу. Консультации для родителей будущих
первоклассников, проводимые педагогами ОУ должны включать материал о том, как сохранить
такие способности ребенка как наглядно-образное видение мира, способность к моделированию в
познании, продуктивность воображения, сензитивность ко многим педагогическим воздействиям,
отзывчивость, сопереживание и др.
Неподготовленность к школьному обучению проявляется в том, что:
– ребенок не может сосредоточиться, часто отвлекается, не может включиться в общий режим
работы группы;
– имеет слабое развитие связной речи и умственных способностей, не умеет задавать вопросы,
сравнивать предметы, выделять главное;
– проявляет мало инициативы, тяготеет к шаблонным действиям и решениям, имеет
затруднения в общении со взрослыми и сверстниками.
Работа педагога и родителей по формированию у детей готовности к школе включает
следующие составляющие:
– выработку представления о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На
основе этого представления ребенок активно ведет себя на занятиях.
– развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности, ведь ребенку
придется выполнять одно задание за другим, принимать решения, выстраивать личные отношения с
одноклассниками и с учителем.
При этом важно помнить, что положительную мотивацию ребенку создадут спокойное и
радостное отношение к школе со стороны родителей и педагогов, отсутствие завышенных
требований к его успехам, оптимистичные рассказы о школе, развитый познавательный интерес к
окружающему миру.
Сформированность данных качеств проявляется в стремлении овладеть знаниями, умениями,
прилагать для этого достаточные усилия.
Период подготовки ребенка к школе является очень важным моментом в жизни семьи,
поэтому задача ОУ использовать все многообразие форм работы с родителями для оказания помощи
и получения максимально положительных результатов. Воспитание ученика в школе и воспитание в
семье – это единый неразрывный процесс. Велика роль учителя начальных классов в организации
этой работы. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей
соучастниками педагогического процесса.
Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении, должна вестись в
целостной системе. Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться
опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения. Семья и школа на
период обучения ребёнка должны стать социальными партнёрами.
Как известно, в первый раз в первый класс идет не только ребенок, но и его родители. Этот
период - один из этапов жизненного цикла семьи, связанного с моментом, когда дети выходят во
внешний мир. Он очень ответственный и волнующий. Он также познавательный, в том числе и для
родителей, готовых учиться лучше понимать своих детей.
Поэтому становится необходимым знакомить родителей с перспективами развития детского
коллектива, дать им возможность стать активными участниками классных дел; проводить
просвещение родителей по вопросам семейного воспитания и психологического просвещения с
привлечением различных специалистов, возможно, из среды самих же родителей; создавать условия
для принятия совместных решений по вопросам жизнедеятельности классного коллектива.
Это определяет следующие цели совместной работы с родителями учащихся: помочь
родителям в повышении их педагогической культуры; подготовить родительский коллектив к
большей самостоятельности и гибкости в общении с педагогами в среднем и старшем звене;
развивать коммуникативные
способности родителей в классном
родительском
коллективе;
способствовать снижению факторов риска в детско-родительских отношениях.
В последнее время выросло отчуждение между детьми и родителями. Утрачены семейные
традиции. Поэтому в этих условиях образовательные учреждения должны вернуть авторитет семье.
Одно из направлений деятельности классного руководителя - это семья, в которой растет,
формируется и воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая
ученика, он влияет на воспитательный потенциал семьи.
Рассмотрим основные формы работы с родителями первоклассников в период адаптации к
школьной жизни:
1. Родительские собрания -1 в триместр.
2. Индивидуальные беседы – по мере необходимости.
3. Консультации (индивидуальные и по группам) – 1 раз в неделю.
4. Организация совместной деятельности родителей и детей класса – 1 раз в триместр
- привлечение родителей к проведению праздников;
- привлечение родителей к организации экскурсий;
5. Организация работы классного родительского комитета
6. Организация родителей для участия в работе общешкольного родительского комитета и
Попечительского совета
7. Поощрение родителей за сотрудничество - в конце триместра, по итогам года, по итогам
начальной школы
Благодаря такому построению работы с родителями можно говорить не только о повышении
педагогической культуры родителей. Это и сплочение коллектива родителей, включение их в
решение различных организационных вопросов.
Так решается целый ряд задач, возникающих в процессе учебно-воспитательной работы,
вопросов, поставленных жизнью на каждом конкретном этапе деятельности учителя и родителя. И
чем разнообразнее и интереснее будут формы общения педагогов и родителей, тем больше
положительных результатов принесут родительские собрания.
Таким образом, можно сказать, что совместная работа по воспитанию детей в школе и дома
оказывает
непосредственное
влияние
на
удовлетворенность
родителей
педагогической
деятельностью, благоприятное течение адаптации первоклассников к процессу обучения.
Опыт работы дает положительные результаты - родители приобретают необходимые навыки
эмоционально-положительного
общения
и
отношения
к
ребёнку,
такие
как
преодоление
собственного авторитаризма, отношение к своему ребёнку как к равному себе.
Родители учатся:
●
определять сильные и слабые стороны своего ребёнка и учитывать их;
●
проявлять искреннюю заинтересованность и готовность к эмоциональной поддержке;
●
понимать, что путём одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, а можно лишь подавить
или запугать ребёнка.
Одной из приоритетных составляющих сферы общечеловеческих ценностей, формируемых в
системе образования, является ценность семьи. Очень важно показать подрастающему поколению,
насколько семья взаимосвязана со всеми сферами человеческой жизни. Проводить данную работу
необходимо изначально, сразу же в момент вхождения в адаптационный период первоклассниками.
Благодаря тесной работе с родителями становится возможным сделать естественный процесс
адаптации более интенсивным.
Это дает возможность формирования у первоклассников следующих новообразований, которые
характеризуют возрастной уровень развития учащихся:
●
Умение осознать своё назначение (конкретное представление ребёнка об окружающей
действительности).
●
Освоение нового для детей вида деятельности - учебной, умение рационально использовать
время на уроке.
●
Овладение посильными приёмами самостоятельной работы.
●
Высокий, в соответствии с возможностями, уровень психических процессов, особенно
важных для деятельности для учения: воображения, мышления, связной речи.
●
Формирование нравственных и эстетических представлений.
Таким образом, подводя итоги вышесказанному можно заключить, что одним из факторов
эффективной
организации
адаптационного
периода
первоклассников
является
грамотная
организация работы с родителями.
Литература:
●
Байбородова Л. В. Взаимодействие школы и семьи. Ярославль, 2003
●
Епифанова, С. Д. Особенности взаимодействия педагогов и родителей в период подготовки
детей к обучению в школе в условиях ДОУ / С. Д. Епифанова. — Текст: непосредственный //
Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань,
май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 52-55.
●
Микляева Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей. Москва, 2006
●
Менетова Н. М. Родительские собрания. Ярославль, 2009
●
Балл Г. А. понятие адаптации и его значение для психологии личности, 1989
●
Видт Е. И. Педагогическая культура: становление, содержание и смысл. Педагогика, 2002