Напоминание

Взаимодействие педагога с родителями в период подготовки детей к школе и поступления в 1 класс


Автор: Гамагина Ирина Владимировна
Должность: Заместитель директора
Учебное заведение: МОУ СОШ №28
Населённый пункт: г.Люберцы
Наименование материала: статья
Тема: Взаимодействие педагога с родителями в период подготовки детей к школе и поступления в 1 класс
Раздел: начальное образование





Назад




Гамагина Ирина Владимировна,

заместитель директора

МОУ СОШ № 28

г.о. Люберцы

Взаимодействие педагога с родителями

в период подготовки детей к школе и поступления в 1 класс

Педагогика должна стать наукой для всех - и для учителей, и для родителей…

Поэтому нам, учителям, прежде всего, необходимо заботиться о повышении

педагогической культуры родителей,

разъяснять смысл воспитания и работать с ними в одном направлении.

В. А. Сухомлинский

Адаптация ребенка в первом классе — особый и сложный период в его жизни. Он входит в

новый коллектив, осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности, меняется

уклад его жизни. В такой сложный для ребенка период ему особенно нужна помощь со стороны

родителей — главных воспитателей и помощников. При поступлении в первый класс многие дети

сталкиваются с трудностями. Анализ педагогической литературы и опыта позволили определить

основные проблемы адаптации первоклассников:

сложное привыкание к новому режиму;

нежелание идти в школу;

сильное утомление, нервозность, капризы;

проблемы общения со сверстниками, учителем;

Большинство родителей озабочены проблемой готовности ребёнка к школе, тем более

сегодня, когда открылось много новых образовательных структур: гимназий, лицеев, центров с

приоритетными направлениями и др. Но есть и те, которые считают, что все «сделает школа»

(научит всему, чему надо), а в дошкольном возрасте не стоит перегружать ребенка, главное – чтобы

рос здоровым и крепким. Физическое воспитание и психологический комфорт, безусловно, являются

основополагающими, но все-таки необходимо так подготовить ребенка к школе, чтобы он не

растерялся в новых условиях, хотел учиться и учился, был бы успешным в достижении своих целей.

Школа – это совершенно новая жизнь для ребенка. Она создает такие формы регламентации

жизни ребенка, с которыми он еще не сталкивался. Готовить ребенка к школе необходимо,

поскольку избежать приспособления к школьной жизни невозможно, но частично или очень

значительно облегчить его – вполне реальная задача.

В школе детей ждет непривычная, интересная, но очень нелегкая работа. Она связана не

только с чисто физическими усилиями (нужно высидеть длинный 35-минутный урок), но и с

большим нервным напряжением. Ведь обучение требует определенного усвоения программного

материала и направлено на развитие сложной мыслительной деятельности. Почему так по-разному

дети

реагируют

на

начальный

этап

обучения?

Вопрос

сложный.

Среди

ряда

причин,

обусловливающих особенности приспособления разных детей к школе, первостепенное значение

имеют состояние здоровья, уровень биологической зрелости, а так же развитие тех умений и

действий, которые необходимы для процесса обучения.

Создавая необходимые условия для полноценной подготовки детей к школе и переходу на

следующую ступень образования, педагогам следует учитывать существование такой проблемы, как

повышение педагогической культуры родителей.

Родители в большинстве своем имеют неправильное представление о подготовке детей к

школе. Они считают, что в первую очередь должны формироваться учебные умения и навыки, такие

как умение считать, читать и писать. Конечно, очень важно, чтобы ребенок был готов к школе. А это,

прежде всего, интеллектуальные, коммуникативные навыки и общее развитие ребенка. Но если об

интеллектуальных навыках родители как-то задумываются (учат ребенка читать и писать, развивают

воображение и т.д.), то о коммуникативных навыках часто забывают. А это, тем не менее, очень

важный параметр готовности ребенка к школе.

Понятие

«подготовка

к

школе»

это комплексный,

достаточно

длительный

и

систематический процесс дошкольного образования ребенка в условиях детского сада или

семьи. Готовность к школе включает сформированность предпосылок к учебной деятельности:

умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, слушать и выполнять инструкции

взрослого, работать по образцу и др., что характеризует переходный период от дошкольного к

младшему школьному возрасту. Именно эти составляющие готовности к учебной деятельности

оказываются незнакомыми многим родителям.

Одной из важнейших задач, стоящих перед ОУ – научить родителей поддерживать и

сопровождать своего ребенка при поступлении в школу. Консультации для родителей будущих

первоклассников, проводимые педагогами ОУ должны включать материал о том, как сохранить

такие способности ребенка как наглядно-образное видение мира, способность к моделированию в

познании, продуктивность воображения, сензитивность ко многим педагогическим воздействиям,

отзывчивость, сопереживание и др.

Неподготовленность к школьному обучению проявляется в том, что:

– ребенок не может сосредоточиться, часто отвлекается, не может включиться в общий режим

работы группы;

– имеет слабое развитие связной речи и умственных способностей, не умеет задавать вопросы,

сравнивать предметы, выделять главное;

– проявляет мало инициативы, тяготеет к шаблонным действиям и решениям, имеет

затруднения в общении со взрослыми и сверстниками.

Работа педагога и родителей по формированию у детей готовности к школе включает

следующие составляющие:

– выработку представления о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На

основе этого представления ребенок активно ведет себя на занятиях.

– развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности, ведь ребенку

придется выполнять одно задание за другим, принимать решения, выстраивать личные отношения с

одноклассниками и с учителем.

При этом важно помнить, что положительную мотивацию ребенку создадут спокойное и

радостное отношение к школе со стороны родителей и педагогов, отсутствие завышенных

требований к его успехам, оптимистичные рассказы о школе, развитый познавательный интерес к

окружающему миру.

Сформированность данных качеств проявляется в стремлении овладеть знаниями, умениями,

прилагать для этого достаточные усилия.

Период подготовки ребенка к школе является очень важным моментом в жизни семьи,

поэтому задача ОУ использовать все многообразие форм работы с родителями для оказания помощи

и получения максимально положительных результатов. Воспитание ученика в школе и воспитание в

семье – это единый неразрывный процесс. Велика роль учителя начальных классов в организации

этой работы. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей

соучастниками педагогического процесса.

Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении, должна вестись в

целостной системе. Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться

опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения. Семья и школа на

период обучения ребёнка должны стать социальными партнёрами.

Как известно, в первый раз в первый класс идет не только ребенок, но и его родители. Этот

период - один из этапов жизненного цикла семьи, связанного с моментом, когда дети выходят во

внешний мир. Он очень ответственный и волнующий. Он также познавательный, в том числе и для

родителей, готовых учиться лучше понимать своих детей.

Поэтому становится необходимым знакомить родителей с перспективами развития детского

коллектива, дать им возможность стать активными участниками классных дел; проводить

просвещение родителей по вопросам семейного воспитания и психологического просвещения с

привлечением различных специалистов, возможно, из среды самих же родителей; создавать условия

для принятия совместных решений по вопросам жизнедеятельности классного коллектива.

Это определяет следующие цели совместной работы с родителями учащихся: помочь

родителям в повышении их педагогической культуры; подготовить родительский коллектив к

большей самостоятельности и гибкости в общении с педагогами в среднем и старшем звене;

развивать коммуникативные

способности родителей в классном

родительском

коллективе;

способствовать снижению факторов риска в детско-родительских отношениях.

В последнее время выросло отчуждение между детьми и родителями. Утрачены семейные

традиции. Поэтому в этих условиях образовательные учреждения должны вернуть авторитет семье.

Одно из направлений деятельности классного руководителя - это семья, в которой растет,

формируется и воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая

ученика, он влияет на воспитательный потенциал семьи.

Рассмотрим основные формы работы с родителями первоклассников в период адаптации к

школьной жизни:

1. Родительские собрания -1 в триместр.

2. Индивидуальные беседы – по мере необходимости.

3. Консультации (индивидуальные и по группам) – 1 раз в неделю.

4. Организация совместной деятельности родителей и детей класса – 1 раз в триместр

- привлечение родителей к проведению праздников;

- привлечение родителей к организации экскурсий;

5. Организация работы классного родительского комитета

6. Организация родителей для участия в работе общешкольного родительского комитета и

Попечительского совета

7. Поощрение родителей за сотрудничество - в конце триместра, по итогам года, по итогам

начальной школы

Благодаря такому построению работы с родителями можно говорить не только о повышении

педагогической культуры родителей. Это и сплочение коллектива родителей, включение их в

решение различных организационных вопросов.

Так решается целый ряд задач, возникающих в процессе учебно-воспитательной работы,

вопросов, поставленных жизнью на каждом конкретном этапе деятельности учителя и родителя. И

чем разнообразнее и интереснее будут формы общения педагогов и родителей, тем больше

положительных результатов принесут родительские собрания.

Таким образом, можно сказать, что совместная работа по воспитанию детей в школе и дома

оказывает

непосредственное

влияние

на

удовлетворенность

родителей

педагогической

деятельностью, благоприятное течение адаптации первоклассников к процессу обучения.

Опыт работы дает положительные результаты - родители приобретают необходимые навыки

эмоционально-положительного

общения

и

отношения

к

ребёнку,

такие

как

преодоление

собственного авторитаризма, отношение к своему ребёнку как к равному себе.

Родители учатся:

определять сильные и слабые стороны своего ребёнка и учитывать их;

проявлять искреннюю заинтересованность и готовность к эмоциональной поддержке;

понимать, что путём одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, а можно лишь подавить

или запугать ребёнка.

Одной из приоритетных составляющих сферы общечеловеческих ценностей, формируемых в

системе образования, является ценность семьи. Очень важно показать подрастающему поколению,

насколько семья взаимосвязана со всеми сферами человеческой жизни. Проводить данную работу

необходимо изначально, сразу же в момент вхождения в адаптационный период первоклассниками.

Благодаря тесной работе с родителями становится возможным сделать естественный процесс

адаптации более интенсивным.

Это дает возможность формирования у первоклассников следующих новообразований, которые

характеризуют возрастной уровень развития учащихся:

Умение осознать своё назначение (конкретное представление ребёнка об окружающей

действительности).

Освоение нового для детей вида деятельности - учебной, умение рационально использовать

время на уроке.

Овладение посильными приёмами самостоятельной работы.

Высокий, в соответствии с возможностями, уровень психических процессов, особенно

важных для деятельности для учения: воображения, мышления, связной речи.

Формирование нравственных и эстетических представлений.

Таким образом, подводя итоги вышесказанному можно заключить, что одним из факторов

эффективной

организации

адаптационного

периода

первоклассников

является

грамотная

организация работы с родителями.

Литература:

Байбородова Л. В. Взаимодействие школы и семьи. Ярославль, 2003

Епифанова, С. Д. Особенности взаимодействия педагогов и родителей в период подготовки

детей к обучению в школе в условиях ДОУ / С. Д. Епифанова. — Текст: непосредственный //

Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань,

май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 52-55.

Микляева Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей. Москва, 2006

Менетова Н. М. Родительские собрания. Ярославль, 2009

Балл Г. А. понятие адаптации и его значение для психологии личности, 1989

Видт Е. И. Педагогическая культура: становление, содержание и смысл. Педагогика, 2002



В раздел образования