Напоминание

«Роль семьи в воспитании ребенка"


Автор: Дудченко Людмила Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Михневский детский сад общеразвивающего вида "Цветик-семицветик"
Населённый пункт: рп Михнево г.о. Ступино
Наименование материала: Консультация для родителей старших дошкльников
Тема: «Роль семьи в воспитании ребенка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей старших дошкольников:

«Роль семьи в воспитании ребенка».

Автор: Дудченко Людмила Михайловна

МАДОУ «Михневский детский сад общеразвивающего вида

«Цветик-семицветик»

Аннотация: В данной статье рассматривается роль семьи в воспитании

ребёнка. Этот материал будет полезен воспитателям дошкольных

учреждений, педагогам - психологам, родителям

.

Ключевые слова: воспитание, семья, ребенок, роль семьи, родитель.

Тематическая рубрика: дошкольное образование.

Роль родителей в воспитании детей очень важна .Семья является

главной школой воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в

семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как

института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в

течение значительной части своей жизни, и по длительности своего

воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может

сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к

поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как

личность. Семья является мощным фактором в формирования личности,

развития в ней общечеловеческих и индивидуализированных качеств, ибо в

семье ребенок впервые усваивает нормы поведения, отношений и чувств, к

себе и другому.

Семья обеспечивает первоначальное воспитание, физическую,

психологическую и в целом социальную защиту и поддержку детей.

Появление ребенка в семье является серьёзным испытанием для

родителей. Освоение и формирование роли отца и матери – важнейшая

задача личностного развития в период взросления и проверка на прочность

семейных отношений. Как известно, воспитание – это процесс и результат

развития

личности

под

воздействием

целенаправленного

обучения

и

воспитания. Воспитание детей – дело отнюдь не такое простое, а требующее

от родителей заинтересованности в положительных результатах, терпения,

такта, знании в области детской психологии и педагогики.

В российских семьях накоплен положительный опыт успешного

воспитания детей в соответствии с требованиями общества: формирования у

них любви к Родине, основ нравственного поведения. Но встречаются семьи,

в которых допускаются

серьезные ошибки в воспитании малышей, что

отрицательно сказывается на их дальнейшем развитии, выдвигает сложную

проблему перевоспитания. Основной

причиной этих ошибок является

недостаточный уровень педагогической культуры родителей.

Кто же должен помочь родителям овладеть наукой и искусством

воспитания? Важная роль в этой работе принадлежит педагогам дошкольных

учреждений.

Стремясь

к

установлению

единства

и

взаимодействия

воспитательных воздействий на

ребенка в семье и детском саду, они

осуществляют

педагогическое

просвещение

родителей,

оказывают

им

практическую помощь, воспитатели ведут большую работу с

семьей,

добиваясь единства общественного и семейного воспитания.

Успешным воспитание детей в семье может быть лишь тогда, когда

родители

ясно

понимают

его

цель

и задачи,

пути

и

средства

их

осуществления. Это необходимо для установления единства воспитательных

воздействий

в

семье

и

детском

саду.

Родители

должны

ясно

представлять себе, кого они хотят воспитать из своего ребенка, какого

человека, какими качествами наделить его. Чтобы правильно воспитывать

ребенка, надо хорошо

знать и понимать его, а для этого необходимы

педагогические знания. Они помогут

родителям в правильном анализе

поведения

ребенка,

выборе

верных

путей

для

его

воспитания.

Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности

родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не

случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в

тяжелую минуту жизни. Именно поэтому первой и основной задачей

родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о

нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно

возникать сомнений в родительской любви.

Ребенок по своей природе

активен и любознателен, он легко впитывает все, что видит и слышит вокруг,

что происходит вокруг, ему передается настроение и состояние взрослых.

Ребенку

важно,

какие

эмоциональные

впечатления

он

получает:

положительные

или

отрицательные;

какие

проявления

взрослых

он

наблюдает: сердечность, заботу,

нежность, ласку, приветливые лица,

спокойный

тон,

юмор

или

суету,

расторопность

родительскую,

неуверенность в своих силах, возможностях. Все это своеобразная азбука

чувств – первый кирпичик в будущем здании личности ребенка. Семья для

малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к

людям. Отец и мать, а так же другие члены семьи – дедушка и бабушка,

старшие братья и сестры формируют личность ребенка с раннего его

возраста. У старшего поколения больше терпения, больше мудрости, они

многое вкладывают в душу ребенка, поэтому разрешайте побольше общаться

со старшими членами семьи.

Хорошо когда старшее поколение сохраняет в

семье традиции, какие-то семейные реликвии, вместе с ребенком время от

времени достают эти реликвии, рассматривают их, беседуют, рассматривая

их, это положительно влияет на развитие ребенка, очень важно для ребенка,

такое общение способствует умственному и нравственному развитию.

Семейные кризисы всегда производят тяжелое впечатление на детей,

особенно если они скрыты от ребёнка. В реальной жизни семьи практически

невозможно, чтобы конфликты или просто плохое настроение одного

человека переживалось лишь им одним. Известно, что даже новорожденный,

если

его

мать

испытывает

тревогу,

тоже

начинает

нервничать.

Новорожденный, не понимающий ни языка, ни значения выражения лица,

тем не менее, улавливает состояние матери. Даже дошкольник, не понимая

полностью сути родительских разногласий, придаёт им своеобразный смысл.

Ребёнок понимает, что когда мама и папа ругаются, ему плохо, ему хочется

плакать, бежать куда-то или сделать что-нибудь злое.

«Ребёнок чувствует психологический дискомфорт, но не видит, в чем его

причина, не знает средств, как избежать таких негативных переживаний. В

этом смысле дети слепы и безоружны. При этом они чрезвычайно чутки к

изменению эмоциональной атмосферы в семье и склонны её изменения

связывать с собственным поведением».

Как правило, родители исходят из своих собственных переживаний, не

учитывая переживания ребёнка, не понимают, что они оказывают негативное

влияние на дальнейшее его развитие.

Важную роль в воспитании детей играет общий уклад жизни семьи:

равенство

супругов,

организация

семейной

жизни,

правильные

взаимоотношения между членами семьи, общий тон доброжелательности,

взаимного уважения и заботы, атмосфера патриотизма, трудолюбия, общий

порядок и семейные традиции, единство требований взрослых к ребенку.

Жизнь семьи должна быть организована таким образом, чтобы полнее

удовлетворялись и развивались не только материальные нужды (в еде,

одежде, тепле и т. п.), но и духовные потребности.

Родители должны иметь авторитет в глазах ребенка, без этого воспитание

невозможно.

На

чем

основан

родительский

авторитет?

Основой

родительского авторитета является гражданское лицо родителей, их жизнь,

работа, поведение, чувство ответственности за свою семью перед обществом.

Наиболее авторитетны те родители, которые успешно сочетают трудовую и

общественную деятельность с семейными обязанностями, проявляют интерес

и внимание к жизни своих детей, умело, и тактично руководят их жизнью и

развитием — все это относится в равной мере и к матери, и к отцу.

Рекомендации родителям:

-

Учитывайте

позицию

ребенка,

его

побуждения,

желания

и

переживания. Попробуйте ненадолго поставить себя на его место!

-

Старайтесь

давать

инструкции

в

форме

предложения,

а

не

распоряжения, приказа.

- Старайтесь говорить не сухо и отстраненно, а доверительным тоном,

эмоционально.

- Запреты и меры наказания должны быть понятны ребенку, заранее с

ним оговорены и приняты обеими сторонами (родителями и ребенком).

- Любые порицания должны быть адресованы не к личности ребенка, а к

конкретным его действиям. Нельзя говорить «Ты обманщик!», лучше

сформулировать

фразу

следующим

образом:

«Мне

было

очень

неприятно, когда я узнала, что в этой ситуации ты сказал неправду».

- Не входите в комнату ребенка без стука или в отсутствие хозяина. Не

трогайте его личные вещи. Старайтесь уважать личное пространство

вашего ребенка, каким бы оно ни было.

- Необходимо оставлять за ребенком право выбора друзей, одежды,

музыки и т. д.

- Искренне объясняйте, что вы чувствуете, когда расстроены, но не

вспоминайте

старых,

давнишних грехов,

а говорите

о

сегодняшнем

положении.

Однако

при

этом

никогда

не

давите,

не

наказывайте

физически, не унижайте.

- Станьте терпимее к недостаткам детей. Замечайте как можно чаще в

вашем ребенке те достоинства, которые свойственны их натуре.

Список литературы:

1.

Доманецкая Л.В. Психология семьи и семейного воспитания: учебное

пособие / Л.В.Доманецкая; Краснояр.гос.пед.ун-т им.В.П.Астафьева.

2.

Свирская, Лидия Шпаргалки для родителей от Лидии Свирской /

Лидия Свирская. - М.: Образовательные проекты, 2008.

3.

Колесникова, О. Н. Советы психолога. Выпуск 3 / О.Н. Колесникова. -

М.: Детство-Пресс, 2014.

4.

Володина, Л. О. Духовно-нравственные ценности воспитания в русской

семье / Л.О. Володина // Педагогика. 2011.

5.

Котва, И. В. Невыполнимые советы по воспитанию : книга для психо-

логов, родителей и детей / И. В. Котва. Москва : Чистые пруды, 2006.

6.

Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание : учеб-

ник для студентов средних педагогических учебных заведений / Т. А.

Куликова.2-е изд., испр. и доп. Москва : Академия, 2000.



В раздел образования