Автор: Поскребышева Татьяна Федоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Ручеёк"
Населённый пункт: ЯНАО город Ноябрьск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Картотека подвижных игр"
Раздел: дошкольное образование
КАРТОТЕКА
ПОДВИЖНЫХ ИГР
ЛИСА В КУРЯТНИКЕ
Задачи:
Развивать
у
детей
ловкость
и
умение
выполнять
движение
по
сигналу,
упражнять в беге с увертыванием, в ловле, в
лазании, прыжках в глубину.
Описание:
На
одной
стороне
площадки
отчерчивается
курятник.
В
курятнике
на
насесте (на скамейках) располагаются куры,
дети стоят на скамейках. На другой стороне
площадки
находится
нора
лисы.
Все
остальное место – двор. Один из играющих
назначается
лисой,
остальные
куры
–
они
ходят
и
бегают
по
двору,
клюют
зерна,
хлопают крыльями. По сигналу «Лиса» куры
убегают в курятник, взбираются на насест, а
лиса старается утащить курицу, не успевшую
взобраться
на
насест.
Отводит
ее
в
свою
нору.
Куры
спрыгивают
с
насеста
и
игра
возобновляется.
Правила:
Лиса
может
ловить
кур,
а
куры
могут
взбираться
на
насест
только
по
сигналу
воспитателя «Лиса!».
Варианты: Увеличить число ловишек – 2
лисы. Курам взбираться на гимнастическую
стенку.
ЗАЙЦЫ И ВОЛК
Задачи:
Р а з в и в а т ь
у
д е т е й
у м е н и е
выполнять движения по сигналу, упражнять
в
беге,
в
прыжках
на
обеих
ногах,
в
приседании, ловле.
Описание: Одного из играющих назначают
волком, остальные изображают зайцев. На
одной
стороне
площадки
зайцы
отмечают
себе
места
шишками,
камушками,
из
которых
выкладывают
кружочки
или
квадраты.
Вначале
игры
зайцы
стоят
на
с в о и х
м е с т а х .
В о л к
н а х о д и т с я
н а
противоположном
конце
площадки
–
в
овраге. Воспитатель говорит: «Зайки скачут,
скок – скок – скок, на зеленый на лужок.
Травку щиплют, слушают, не идет ли волк».
З а й ц ы
в ы п р ы г и в а ю т
и з
к р у ж к о в
и
разбегаются
по
площадке.
Прыгают
на
2
ногах,
присаживаются,
щиплют
траву
и
оглядываются в поисках волка. Воспитатель
произносит слово «Волк», волк выходит из
оврага
и
бежит
за
зайцами,
стараясь
их
поймать, коснуться. Зайцы убегают каждый
на
свое
место,
где
волк
их
уже
не
может
настигнуть. Пойманных зайцев волк отводит
себе в овраг. После того, как волк поймает 2-
3 зайцев, выбирается другой волк.
Правила:
Зайцы выбегают при словах – зайцы скачут.
Возвращаться на места можно лишь после
слова «Волк!».
Варианты:
Нельзя
ловить
тех
зайцев,
которым
подала
лапу
зайчиха
-
мать.
На
пути
поставить
кубы
–
пенечки,
зайцы
оббегают
их.
Выбрать
2
волков.
Волку
перепрыгнуть через преграду – ручей.
У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ
Задачи:
Развивать
у
детей
выдержку,
умение
выполнять
движения
по
сигналу,
навык коллективного движения. Упражнять
в
беге
по
определенному
направлению,
с
увертыванием, развивать речь.
Описание:
На
одной
стороне
площадки
проводится
черта
–
это
опушка
леса.
За
ч е р т о й ,
н а
р а с с т о я н и и
2 - 3
ш а г о в
очерчивается
место
для
медведя.
На
противоположной
стороне
дом
детей.
Воспитатель
назначает
медведя,
остальные
дети
–
у
себя
дома.
Воспитатель
говорит:
«Идите
гулять!».
Дети
направляются
к
опушке
леса,
собирая
ягоды,
грибы,
имитируя
движения
и
хором
говорят:
«У
медведя
во
бору,
грибы
ягоды
беру.
А
медведь сидит и на нас рычит». Медведь в
это
время
сидит
на
своем
месте.
Когда
играющие
произносят
«Рычит!»
медведь
встает, дети бегут домой. Медведь старается
их
поймать
–
коснуться.
Пойманного
ме д в е д ь
от в од ит
к
се бе .
После
2 - 3
пойманных выбирается новый медведь.
Правила:
Медведь имеет право вставать и ловить, а
играющие
–
убегать
домой
только
после
слова «рычит!».
Медведь не может ловить детей за линией
дома.
Варианты: Ввести 2 медведей. Поставить
на пути преграды.
ПТИЧКИ И КОШКА
Задачи: Развивать у детей решительность,
упражнять в беге с увертыванием.
Описание:
На
земле
чертится
круг
или
кладется
шнур
со
связанными
концами.
Воспитатель
выбирает
ловишку
который
становится
в
центре
круга.
Это
кошка.
Остальные – птички, находятся за кругом.
Кошка спит, птички влетают за зернышками
в круг. Кошка просыпается, видит птичек и
ловит их. Все птички вылетают из круга. Тот,
кого коснулась кошка, считается пойманным
и идет на середину круга. Когда поймают 2-3
птичек – выбирается новая кошка.
Правила:
Кошка ловит птичек только в кругу.
Кошка может касаться птичек, но не хватать
их.
Варианты:
Если
кошка
долго
не
может
никого поймать, добавить еще одну кошку.
ЧЕРЕЗ РУЧЕЕК
Задачи:
Развивать
у
детей
ловкость,
упражнять
в
прыжках
на
обеих
ногах,
в
равновесии.
Описание: Все играющее сидят на стульях,
в
6
шагах
от
них
кладутся
2
шнура,
расстояние
между
ними
2
метра
–
это
ручеек.
Дети
должны
по
камушкам
–
дощечкам
перебраться
на
другой
берег
не
замочив
ног.
Дощечки
положены
с
таким
расчетом,
чтобы
дети
могли
прыгнуть
обеими ногами с одного камушка на другой.
По
слову
«Пошли!»
5
детей
перебирается
через ручеек. Тот, кто оступился, отходит в
сторону – «сушить обувь». Все дети должны
перейти через ручей.
Правила:
Проигравшим
считается
тот,
кто
вступил
ногой в ручеек.
Перебираться можно только по сигналу.
Варианты:
Увеличить
расстояние
между
шнурами, обходить предметы, перебираясь
на другой берег. Прыгать на одной ноге.
КОШКА И МЫШКА
Задачи: Развивать у детей умение быстро
действовать
по
сигналу,
ходить,
сохраняя
форму круга. Упражнять в беге с ловлей.
Описание:
В с е
и г р а ю щ и е ,
к р о м е
2 ,
становятся в круг, на расстоянии вытянутых
рук, и берутся за руки. В одном месте круг не
замыкается.
Этот
проход
–
называется
воротами.
Двое
играющих,
находятся
за
кругом,
изображают
мышку
и
кошку.
Мышка бегает вне круга и в кругу, кошка –
за ней, стараясь поймать ее. Мышка может
вбегать в круг через ворота и подлезать под
руки
стоящих
в
кругу.
Кошка
–
только
в
ворота. Дети идут по кругу и говорят: «Ходит
Васька
серенький,
хвост
пушистый
–
беленький.
Ходит
Васька
–
кот.
Сядет,
умывается,
лапкой
вытирается,
песенки
поет.
Дом
неслышно
обойдет,
притаится
Васька
–
кот.
Серых
мышек
ждет».
После
слов кошка начинает ловить мышку.
Правила:
Стоящие
в
кругу
не
должны
пропускать
кошку под сцепленные руки.
Кошка может ловить мышку за кругом и в
кругу.
Кошка может ловить, а мышка убегать после
слова «ждет».
Варианты:
Устроить
дополнительные
ворота,
ввести
2
мышек,
уве л и ч и т ь
количество кошек.
ЛОШАДКИ
Задачи:
Р а з в и в а т ь
у
д е т е й
у м е н и е
действовать
по
сигналу,
согласовывать
движения друг с другом, упражнять в беге,
ходьбе.
Описание:
Дети
делятся
на
2
равные
группы. Одна группа изображает конюхов,
другая
–
лошадей.
На
одной
стороне
отчерчивается
конюшня.
На
другой
–
помещение для конюхов, между ними луг.
Воспитатель
говорит:
«Конюхи,
вставайте
скорей,
запрягайте
лошадей!».
Конюхи
с
вожжами
в
руках,
бегут
к
конюшне
и
запрягают
лошадей.
Когда
все
лошади
запряжены,
они
выстраиваются
друг
за
другом
и
по
указанию
воспитателя
идут
шагом
или
бегут.
По
слову
воспитателя
«Приехали!»
конюхи
о станавл иваю т
лошадей.
Воспитатель
говорит
«Идите
отдыхать!». Конюхи распрягают лошадей и
отпускают
их
пастись
на
луг.
Сами
возвращаются
на
свои
места
отдохнуть.
Лошади
спокойно
ходят
по
площадке,
пасутся,
щиплют
траву.
По
сиг н ал у
в о с п и т а т е л я
« К о н ю х и ,
з а п р я г а й т е
лошадей!»
конюх
ловит
свою
лошадь,
которая убегает от него. Когда все лошади
пойманы и запряжены, все выстраиваются
друг
за
другом.
После
2-3
повторений
воспитатель говорит: «Отведите лошадей в
конюшню!».
Конюхи
отводят
лошадей
в
конюшню, распрягают их и отдают вожжи
воспитателю.
Правила:
Играющие
меняют
движения
по
сигналу
воспитателя. По сигналу «Идите отдыхать» -
конюхи возвращаются на места.
Варианты: Включить ходьбу по мостику –
доске,
положенной
горизонтально
или
наклонно, предложить разные цели поездки.
КРОЛИКИ
Задачи: Развивать у детей умение двигаться
в
коллективе,
находить
свое
место
на
площадке. Упражнять в подлезании, в беге, в
прыжках на 2 ногах.
Описание:
На
одной
стороне
площадки
отчерчиваются
круги
–
клетки
кроликов.
Перед
ними
ставятся
стульчики,
к
ним
вертикально
привязываются
обручи
или
протягивается
шнур.
На
противоположной
стороне ставится стул – дом сторожа. Между
домом
и
клетками
кроликов
–
л у г .
Воспитатель
делит
детей
на
маленькие
группы
по
3-4
человека.
Каждая
группа
становится
в
очерченный
круг.
«Кролики
сидят
в
клетках!»
-
говорит
воспитатель.
Дети
присаживаются
на
корточки
–
это
кролики в клетках. Воспитатель поочередно
подходит к клеткам и выпускает кроликов на
травку.
Кролики
пролезают
в
обруч
и
начинают
бегать
и
прыгать.
Воспитатель
говорит «Бегите в клетки!». Кролики бегут
домой
и
возвращаются
в
свою
клетку,
пролезая снова в обруч. Затем сторож снова
их выпускает.
Правила:
Кролики
не
выбегают,
пока
сторож
не
откроет клеток.
Кролики
возвращаются
после
сигнала
воспитателя «Скорей в клетки!».
Варианты:
В
каждую
клетку
поставить
скамеечку или стульчик по числу кроликов.
ГДЕ ПОЗВОНИЛИ
Задачи: Развивать у детей слух, внимание и
выдержку.
Описание: Дети сидят по кругу или вдоль
стены.
Один
из
играющих
по
назначению
воспитателя становится в центре круга или
перед сидящими. По сигналу воспитателя он
закрывает
глаза.
Воспитатель
дает
кому-
нибудь
из
детей
звоночек
и
предлагает
позвонить. Ребенок, находящийся в центре
круга,
должен
не
открывая
глаз,
указать
рукой направление, откуда доносится звук.
Если
он
укажет
правильно,
воспитатель
говорит
«Пора!»,
играющий
открывает
глаза. А тот, кто позвонил – поднимает и
показывает звонок. Если водящий ошибся,
он снова закрывает глаза и отгадывает еще
раз.
Затем воспитатель назначает другого
водящего.
Правила:
Водящий
открывает
глаза
только
после
слова воспитателя «Пора!»
Варианты:
Раскрутить
водящего;
вместо
звоночка
ввести
дудочку
или
другой
музыкальный инструмент.
ПОПАДИ МЕШОЧКОМ В
КРУГ
Задачи:
Р а з в и в а т ь
у
д е т е й
у м е н и е
действовать
по
сигналу.
Упражнять
в
метании правой и левой рукой.
Описание: Дети стоят по кругу. В центре
круга
выложен
из
веревки
кружок,
концы
веревки
связаны,
круг
можно
начертить.
Диаметр круга – 2 метра. Дети находятся на
расстоянии
1-2
шагов
от
круга.
В
руках
мешочки
с
песком.
По
слову
воспитателя
«Бросай!», все бросают свои мешочки в круг.
« П о д н и м и т е
м е ш о ч к и ! »
-
г о в о р и т
воспитатель.
Дети
поднимают
мешочки,
становятся на место. Воспитатель отмечает,
чей
мешочек
не
попал
в
круг,
игра
продолжается. Дети бросают другой рукой.
Правила:
Б р о с а т ь
м е ш о ч е к
н у ж н о
п о
с л о в у
воспитателя «Бросай!»
Поднимать по сигналу «Поднимите!».
Варианты:
Вместо
мешочков
бросать
шишки;
разделить
детей
на
подгруппы,
каждая
бросает
в
свой
круг;
увеличить
расстояние.
КТО БРОСИТ ДАЛЬШЕ
МЕШОЧЕК
Задачи:
Р а з в и в а т ь
у
д е т е й
у м е н и е
действовать
по
сигналу.
Упражнять
в
метании в даль правой и левой рукой, в беге,
в распознавании цвета.
Описание:
Дет и
ст оят
вдоль
с т е н ы .
Несколько детей, названных воспитателем,
с т а н о в я т с я
н а
о д н о й
л и н и и
п е р е д
положенной на пол веревкой. Дети получают
мешочки
3
разных
цветов.
По
слову
воспитателя
«Бросай!»
дети
бросают
мешочек
вдаль.
Воспитатель
обращает
внимание
детей
на
то,
чей
мешочек
упал
дальше и говорит: «Поднимите мешочки!».
Д е т и
б е г у т
з а
с в о и м и
м е ш о ч к а м и ,
п о д н им а ю т
их
и
са д я т ся
н а
м е с т а .
Воспитатель называет других детей, которые
занимают места бросавших мешочки. Игра
заканчивается,
когда
все
дети
бросят
мешочки.
Правила:
Бросать и поднимать мешочки можно только
по слову воспитателя.
Варианты:
Поставить
ориентиры
–
кто
дальше. Бросать шишки, мячики, копья.
САМОЛЕТЫ
Задачи: Развивать у детей ориентировку в
пространстве, закрепить навык построения в
колонну. Упражнять в беге.
Описание: Дети строятся в 3-4 колонны в
р а з н ы х
м е с т а х
п л о щ а д к и ,
к о т о р ы е
о т м е ч а ю т с я
ф л а ж к а м и .
И г р а ю щ и е
изображают
летчиков
на
самолетах.
Они
готовятся к полету. По сигналу воспитателя
«К полету готовься!» дети кружат согнутыми
в локтях руками – заводят мотор. «Летите!»
- говорит воспитатель. Дети поднимают руки
в
стороны
и
летят
врассыпную,
в
разных
направлениях. По сигналу воспитателя «На
посадку!» - самолеты находят свои места и
приземляются,
строятся
в
колонны
и
опускаются
на
одно
колено.
Воспитатель
отмечает,
какая
колонна
построилась
первой.
Правила:
Играющие должны вылетать после сигнала
воспитателя «Летите!».
По
сигналу
воспитателя
«На
посадку!»
-
играющие
должны
возвратиться
в
свои
колонны, на те места, где выложен их знак
(поставлен флажок).
Варианты:
П о к а
с а м о л е т ы
л е т а ю т ,
поменять
местами
флажки,
унести
на
противоположную сторону. Менять ведущих
в колоннах.
НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ
Задачи:
Р а з в и в а т ь
у
д е т е й
у м е н и е
выполнять движения по сигналу, по слову,
быстро строится в пары. Упражнять в беге,
р а с п о з н а в а н и и
ц в е т о в .
Р а з в и в а т ь
инициативу, сообразительность.
Описание:
Играющие
стоят
вдоль
стены. Воспитатель дает каждому по одному
флажку.
По
сигналу
воспитателя
–
дети
разбегаются
по
площадке.
По
другому
сигналу, или по слову «Найди себе пару!»,
дети, имеющие флажки одинакового цвета,
находят себе пару, каждая пара, используя
флажки, делает ту или иную фигуру. В игре
участвуют нечетное число детей, 1 должен
остаться
без
пары.
Играющие
говорят:
«Ваня,
Ваня
–
не
зевай,
быстро
пару
выбирай!».
Правила:
Играющие становятся в пары и разбегаются
по сигналу (слову) воспитателя.
Каждый раз играющие должны иметь пару.
Варианты:
Вместо
флажков
использовать
платочки.
Чтобы
дети
не
бегали
парами,
ввести
ограничитель
–
узкую
дорожку,
перепрыгнуть через ручеек.
ЦВЕТНЫЕ АВТОМОБИЛИ
Задачи:
Развивать
у
детей
ВНИМАНИЕ,
У М Е Н И Е
Р А З Л И Ч А Т Ь
Ц В Е Т А
И
Д Е Й С Т В О В А Т Ь
П О
ЗРИТЕЛЬНОМУ
СИГНАЛУ. Упражнять детей в беге, ходьбе.
Описание:
Дети
сидят
вдоль
стены,
они
автомобили. Каждому дается флажок какого
–
либо
цвета.
Воспитатель
стоит
лицом
к
играющим,
в
центре.
В
руке
–
3
цветных
флажка,
по
цветам
светофора.
Поднимает
флажок, дети, имеющие флажок этого цвета
бегут по площадке в любом направлении, на
ходу они гудят, подражая автомобилю. Когда
в о с п и т а т е л ь
о п у с т и т
ф л а ж о к ,
д е т и
останавливаются, и по сигналу «Автомобили
возвращаются!»
-
направляются
шагом
в
свой
гараж.
Затем
воспитатель
поднимает
флажок другого цвета, но может поднять и
2 , и все 3 флажка вместе, тогда все машины
выезжают из гаража.
Правила:
Выезжать
из
гаражей
можно
только
по
сигналу воспитателя, возвращаться в гараж
тоже по сигналу.
Если
флажок
опущен,
автомобили
не
двигаются.