Автор: Николаева Елена Святославовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №102
Населённый пункт: Таганрог
Наименование материала: статья
Тема: «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
Автор: Николаева Елена Святославовна, воспитатель МБДОУ №102
г.Таганрог
Статья на тему: «Формирование здорового образа жизни у детей
дошкольного возраста».
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов
в жизни
каждого
человека.
Именно
в
этом возрастном периоде
закладываются
основы здоровья,
правильного
физического
развития,
происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к
физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-
волевые и поведенческие качества [1, c. 11].
В
последнее
время
приоритетным
направлением дошкольного
образования стала физкультурно-оздоровительная работа.
Это вызвано
целым
рядом
объективных
причин:
слабое здоровье
детей; недостаточная организация профилактики заболеваний, отсутствие
положительного примера по соблюдению здорового образа жизни для
детей со стороны родителей.
Особое внимание должно уделяться овладению элементарными нормами
и правилами здорового образа жизни, ведь именно оно - одна из главных
составляющих физического развития ребенка. Дошкольный возраст является
решающим
в формировании фундамента
физического здоровья.
Поэтому
важно в этом возрасте сформировать у детей базу знаний и практических
навыков здорового
образа
жизни,
осознанную
потребность
в
систематических занятиях физической культурой и спортом. Детский сад и
семья призваны заложить основы здорового образа жизни, используя
различные формы работы [1, c. 13].
И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней
стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять
непреходящую
ценность здоровья,
осознать
цель
его жизни,
побудить
малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать
свое здоровье.
Оздоровительные задачи решаются в процессе соблюдения требований к
гигиеническим и социально-бытовым условиям, полноценному питанию,
рациональному режиму дня, физическим упражнениям [3, c. 67].
Формирование
здорового
образа
жизни —
усвоение
определённых
знаний, стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях на улице
и дома. Всё, чему мы учим наших детей, они должны применять в
реальной жизни.
Особое
внимание
уделяется
системе
обучения детей гигиеническим навыкам, формированию у них доступных
знаний с учётом возрастных и индивидуальных особенностей восприятия
ребёнка [3, c. 70].
Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей системно
осуществляется по следующим направлениям:
1. Воспитание культурно-гигиенических навыков.
Насколько работа над формированием культурно-гигиенических навыков
у детей дошкольного возраста продумана, спланирована и организована,
зависит, войдет ли она в привычку и будет ли она способствовать
укреплению здоровья, физическому развитию, а так же воспитанию культуры
поведения, гигиенического индивидуализма (своя расчёска, свой носовой
платок,
своё
полотенце).
Педагогическая
деятельность
системно
организованная
посредством
создания
методических
пособий
и
применения здоровьесберегающих технологий
и
методов,
способствует
эффективному выполнению поставленных задач при взаимодействии с
детьми, а именно во время организации гигиенических и водных процедур,
световоздушных ванн с использованием народного фольклора, аудио
записей,
мультимедийных
презентаций,
видео
роликов,
обучающих
мультфильмов [2, c. 13]
2. Формирование у детей представлений о значении человеческих органов
и личной гигиены.
Посредством информационно-коммуникационных,
игровых, здоровьесберегающих
технологий (воздушно-контрастное
закаливание,
ходьба
по
дорожке здоровья,
физические
упражнения,
развиваются полученные представления о значении человеческих органов и
личной гигиены не только в непосредственно образовательной деятельности,
но и в режимных моментах.
3. Формирование представлений о ЗОЖ в семье.
Участия
семьи
в образовательном процессе
позволяет
повысить
качество образования в вопросах здоровья детей, так как родители лучше
знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его
развитии. Особое внимание необходимо обращать родителей на значимость
для организма детей сна, прогулки, приёма пищи и других режимных
моментов
в
процессе формирования представлений
у
воспитанников
о здоровом образе жизни. [1, c. 12].
Итак, процесс формирования здорового образа жизни дошкольников связан с
подвижным образом жизни, со сформированием привычки к чистоте,
соблюдению гигиенических требований, представлениями об окружающей
среде
и
ее
воздействии
на здоровье
человека. Формирование ЗОЖ
осуществляется в процессе режимных моментов, занятий, прогулки, в
трудовой
деятельности.
Поэтому
главными
задачами
по
укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них
представлений
о здоровье как
одной
из
главных
ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны
привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью,
чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем
создания целостной системы по сохранению физического, психического и
социального благополучия ребенка.
Список использованной литературы:
1. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях:
Учебное пособие. / под ред. В. И. Орла и С. Н. Агаджановой. –
Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. – 17с.
2. Исакова Е. Формирование у детей навыков ЗОЖ / Е. А. Исакова, Т. B.
Смородина // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 3. - с. 13-16.
3. Кочеткова Л. В. Оздоровление детей в условиях детского сада / Л. В.
Кочеткова. - М., 2011. - 105 с.