Автор: Киямова Татьяна Николаевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа №54"
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: статья
Тема: Портфолио учителя как показатель профессиональной компетентности
Раздел: начальное образование
Портфолио учителя как показатель профессиональной
компетентности
Педагогическое
портфолио
–
это
способ
фиксирования,
накопления и оценки достижений учителя, один из современных
методов профессионального развития, который определяет личные
достижения педагога в профессиональной деятельности на уровне
качества обучения.
Цель портфолио - мотивация на профессиональное развитие и
повышение профессиональной компетентности.
Портфолио
вносит
систему
в
деятельность
учителя,
систематизирует накопленную информацию
для прохождения
аттестации, для представления к отраслевым и государственным
наградам, а так же может выполнять роль рекомендательного
письма или сопроводительных документов при переходе в другую
образовательную организацию.
Портфолио используется как одна из форм определения уровня
профессионализма и продуктивности деятельности педагога, то
есть основной его смысл - “показать всё, на что ты способен”.
В нашей школе было разработано и принято Положение о
портфолио учителя. Настоящее положение определяет структуру и
содержание портфолио.
Согласно положению портфолио оформляется в папке-накопителе
с файлами.
Портфолио имеет титульный лист, оглавлениеи содержит 7 разделов.
Раздел 1. «Общие сведения об учителе»
Данный раздел включает материалы, отражающие сведения об
учителе в различных областях: личные данные, образование, общий
трудовой и педагогический стаж, а также прилагаются копии
документов,
подтверждающих
прохождение
курсов,
наличие
почетных званий
и другие документы. Этот раздел позволяет
судить о процессе индивидуального развития педагога.
Раздел 2 .«Результаты педагогической деятельности»
В этот раздел помещаются
материалы
с результатами
освоения
обучающихся
образовательных
программ
и
сформированности
у
них
ключевых
компетентностей
по
преподаваемому
предмету,
материалы
для
проведения
промежуточной
аттестации,
мониторинга
УУД,
критерии
оценивания,сравнительный анализ деятельности педагогического
работника за 3 года на основании контрольных срезов, участие
обучающихся
в
олимпиадах,
конкурсах
различного
уровня.Материалы данного раздела дают представление о динамике
результатов педагогической деятельности аттестуемого учителя за
определённый период.
Раздел 3. «Научно-методическая деятельность»
В
этот
раздел
помещаются
методические
материалы,
свидетельствующие о профессионализме педагога: методические
разработки уроков, публикации, выступления на методических
объединениях, педагогических советах,
участие в предметных
неделях,
проведение
мастер
-
классов,
творческие
отчеты,
разработка
авторских
программ,
т.е.
материалы,
которые
подтверждают методическую активность педагога.
Раздел 4. «Внеурочная деятельность по предмету»
Данный раздел может содержать следующие документы:
список
творческих
работ,
рефератов,
учебно
-
исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися
по предмету;
списки
победителей
олимпиад,
конкурсов,
соревнований,
интеллектуальных
марафонов
и
др.(результативность),
дипломы и грамоты;
сценарии
внеклассных
мероприятий,
фотографии
и
видеозаписи проведенных мероприятий (выставки, предметные
экскурсии, КВНы, брейн - ринги и т.п.);
программы кружков и факультативов
другие документы.
Раздел 5. «Учебно-материальная база»
В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета:
список словарей и другой справочной литературы по предмету;
список наглядных пособий;
наличие технических средств обучения;
наличие компьютера и компьютерных средств обучения;
аудио - и видеопособия;
наличие
дидактического
материала,
сборников
задач,
упражнений, примеров рефератов и сочинений и т.п.;
измерители качества обученности учащихся;
другие документы по желанию учителя.
Раздел 6. «Личные достижения и творческая активность»
В данный раздел включены материалы, подтверждающие участие
и личные победы аттестуемого в профессиональных и творческих
педагогических соревнованиях, конкурсах; участие в общественной,
профсоюзной жизни образовательного учреждения.
Материалы данного раздела дают представление об основных формах
и направлениях творческой активности педагога.
Раздел 7. «Папка экспертных оценок»
Данный раздел включает в себя внешние и внутренние отзывы,
рецензии,
сертификаты,
благодарственные
письма,
грамоты
официальные отзывы о внедрении авторских технологий, патенты и
т.п.
Форма
оформления
портфолио
может
быть
произвольной
и
предполагает творческий, авторский подход, рассматривая который
можно было бы сформировать представление о профессиональной
компетенции,
личностных
характеристиках,
внутреннем
мире,
способностях и особенностях учителя.
Таким образом, портфолио помогает представить наиболее значимые
профессиональные
результаты,
достигнутые
учителем
в
разнообразных
видах
воспитательной,
творческой,
самообразовательной деятельности.
А
мониторинг
профессиональной
деятельности
посредством
портфолио позволит учителю:
реально представить результаты своего труда;
увидеть свои резервы; провести коррекцию возникших проблем;
позволит иметь стимул к самосовершенствованию.
Спасибо за внимание!