Автор: Муравьева Ирина Николаевна
Должность: учитель индивидуального обучения на дому
Учебное заведение: КОУ Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Населённый пункт: Нефтеюганск
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Дистанционное обучение детей с РАС и интеллектуальными нарушениями.
Раздел: среднее образование
Дистанционное обучение детей с РАС и интеллектуальными нарушениями.
(из опыта работы с обучающимся индивидуально на дому)
Дистанционное обучение получает распространение среди определенных категорий обучающихся. Все
шире
дистанционные
технологии
применяются
педагогами
в
обучении
младшеклассников,
дошкольников
и
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
(ОВЗ).
Приоритетность
эмоционально-личностного контакта педагога с детьми, имеющими нарушения в развитии, отодвигает
на второй план компьютерные технологии в обучении. Причины невысокой популярности
дистанционных средств в образовании данных категорий обучающихся вполне понятны: отсутствует
личный контакт с учеником, трудно устанавливать над ним учебный контроль, трудно контролировать
результаты усвоения знаний и навыков.
Тем не менее, в период неблагоприятной эпидемиологической ситуации в стране востребованность
дистанционного образования значительно возросла для всех категорий обучающихся. Педагоги и
руководители
образовательных
организаций
столкнулись
с
недостаточной
разработанностью
принципов и методов удаленного обучения для детей с ОВЗ и с отсутствием практического опыта в
применении дистанционных технологий.
Наиболее незащищенной категорией обучающихся по дистанционной системе являются дети с
ментальными нарушениями, в том числе с расстройствами аутистического спектра (РАС). Смена
формы обучения сопровождается серьезными изменениями в жизни ребенка с РАС, которые
практически
всегда
очень тяжело им
переносятся.
Аутичному
ребенку
всегда
трудно без
предварительной подготовки прервать привычный для него образ жизни (в котором учитель приходил
лично).
Для родителей переход на удаленное обучение ребенка с РАС может стать также непростым
испытанием: ведь организовать учебную среду для особенного ребенка дома многим из них придется с
нуля. Данная задача сложна и для педагогов, так как они не могут в полной мере контролировать
процесс занятий, непосредственно не участвуя в них.
Применение дистанционных технологий обучения по организации сопровождения детей с РАС и
интеллектуальными нарушениями
Коррекционный процесс для детей с РАС не может полностью прерываться на длительный период, так
как это может повлечь за собой не только утрату учебных навыков, но и усиление поведенческих
проблем из-за отсутствия продуктивной занятости.
Мы с родителями довольно быстро адаптировались к дистанционному обучению, благодаря активному
подходу к нему родителей ученика и техническому оснащению семьи.
Работа проводилась в приложении Вайбер. Я разрабатывала удобные конспекты по обучению детей и
присылала их родителям в 8.30 утра. Важен момент строгого выполнения распорядка дня
обучающегося с РАС при таком обучении и строгого алгоритма в составлении предлагаемых
конспектов.
В полном объеме задания по темам как на уроках ни дать, ни выполнить было невозможно, поэтому
конспекты разрабатывались «коротко о главном».
Очень важным моментом было включение видеоряда по темам предметов, так как дети с РАС и
интеллектуальными нарушениями не обладают достаточной фантазией для представления образов
речи.
После выполнения заданий родители присылали фото сделанных работ и видео их выполнения.
На протяжении всего дня проводились личные консультации для родителей по выполнению заданного.
Анализ результатов
Наблюдение за процессом удаленного обучения с помощью компьютерных технологий позволило
выявить следующее:
Практически все упражнения, которые были взяты в работу на пропедевтическом этапе, были
достаточно быстро освоены обучающимся.
Регулярное использование дистанционных технологий помогло гораздо быстрее понимать
инструкцию и смысл задания у аналогичных заданий. Именно понимание инструкции часто
вызывает трудности в выполнении заданий у детей с РАС. Они гораздо более успешны в
выполнении заданий по аналогии, при этом тренировочных заданий должно быть достаточно
много, для того чтобы этот аналог сформировался. Процесс развития мышления по аналогии у
обучающегося с РАС требует терпения, времени и большого количества методического
материала.
Следует отметить активное включение в обучение родителей, в том числе в процесс освоения
новых тем.
Родители отмети, что процесс обучения, организованный с помощью компьютерных
технологий,
проходил
с
редкими
проявлениями
поведенческих
проблем
благодаря
предсказуемости, наглядности и логичности заданий.
Обучающийся занимался по программе ежедневно в течение 20-30 минут, что обеспечивало
ему продуктивную занятость и разнообразие в домашнем режиме, реже занимались по два-три
раза в день по инициативе родителей.
Ежедневно тренировал навыки счета, письма, тренировал внимание.
Родителям был предоставлен распечатанный материал по пальчиковым играм, логопедические
карточки и задания по графомоторике.