Напоминание

Некоторые аспекты работы с детьми разного возраста в классе фортепианного ансамбля.


Авторы: Ивахович Ирина Викторовна, Попова Валерия Львовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МАУ ДО ДШИ им. П.И.Чайковского
Населённый пункт: Калининград
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: Некоторые аспекты работы с детьми разного возраста в классе фортепианного ансамбля.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Ивахович И.В. и Попова В.Л. Некоторые аспекты работы с детьми разного возраста

в классе фортепианного ансамбля.

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования города Калининграда

"Детская школа искусств им. П.И.Чайковского"

Ансамбль как жанр фортепианного исполнительства, сформировавшись в Европе в

начале XVIII века, сделался необычайно популярным и превратился в неотъемлемую часть

музыкальной жизни общества.

Коллективное исполнительство как ансамбли малых форм (дуэт, трио, квартет) весьма

привлекательно тем, что приносит радость совместной работы. Произведения этого жанра

как

для

домашнего

музицирования, так

и для

концертных выступлений встречаются

в

творчестве множества композиторов. В ДМШ и ДШИ предмет фортепианного ансамбля

неизменно является одним из наиболее любимых среди учеников.

Важно

начинать

работу

над

ансамблем

с

самых

первых

уроков

занятий

на

инструменте.

Чем

раньше

ученик

начинает

играть

в

ансамбле,

тем

более

грамотный,

техничный музыкант из него вырастет. Играть в ансамбле детям очень нравится. Так или

иначе в ансамбле играет каждый ученик музыкальной школы. С самых первых уроков мы

играем

в

ансамбле

ученик-педагог.

Это

хорошая

мотивация

для

начинающих,

детям

интересно более яркое и насыщенное звучание. Играя вместе с педагогом, ученик находится

в определённых метроритмических рамках. Необходимость играть слаженно делает усвоение

различных

ритмических

фигур

более

органичным.

Не

секрет,

что

иногда

учащиеся

исполняют

пьесы

со

значительными

темповыми

отклонениями,

теряя

ощущение

первоначального

движения.

Ансамблевая

игра

не

только

даёт

педагогу

возможность

диктовать правильный темп, но и формирует у ученика верное ощущение темпа.

Игра в ансамбле служит формированию важнейшего качества – умению хорошо

слушать музыку и активно участвовать в исполнении, благодаря необходимости слушать

партнера, согласовывать звучность и взаимодействие обеих партий.

Играть

в

ансамбле

с

педагогом

детям

достаточно

комфортно.

Но

большей

внимательности, ответственности, умению слушать себя и другого, конечно, дети учатся при

игре

в

ансамбле

друг

с

другом

(т.е.

ученик-ученик).

Партнёрами

выбираются

по

возможности дети одного возраста и одинакового уровня подготовки. В этой ситуации

возникает нечто вроде негласного состязания, являющегося стимулом к более основательной

и более внимательной игре. С самого начала необходимо приучать детей, чтобы один из

играющих не прекращал игру при остановке другого. Это научит другого исполнителя

быстро ориентироваться и вновь включаться в игру.

Игру в ансамбле ученик-ученик лучше начинать со второго года обучения, когда у

детей уже сформированы первоначальные навыки, и в то же время они достаточно рано

начнут привыкать к совместной игре. Основной упор всегда идет на метроритмическую

сторону, поскольку детям младшего возраста (1-3 класса) сложно играть синхронно, каждый

думает в первую очередь о своей партии. Постоянный контроль метроритма со стороны

педагога

побуждает

учеников

внимательнее

относиться

и

к

своей

партии,

и

к

партии

партнера.

Уже

на

этом

этапе

целесообразно

вырабатывать

у

учащихся

способность

проанализировать свое исполнение и отметить недочеты и положительные моменты в нем.

Все

пьесы

можно

проигрывать

индивидуально

с

каждым

учеником,

а

можно

объединять учащихся в дуэты, трио (по усмотрению педагога, исходя из возможностей

инструментов,

их

наличия).

Для

дуэта

(трио)

важно

подобрать

учащихся,

равных

по

музыкальной подготовке и владению инструментом. Ещё важный момент -это общность

темпераментов. Трудно работать с учениками, один из которых явный флегматик, а другой –

ярко

выраженный

холерик.

Хотя

в

некоторых

случаях

возникает

и

единство

противоположностей,

которые

дополняют

друг

друга.

Кроме

того,

нужно

учитывать

межличностные отношения детей.

Прежде

всего,

при

ансамблевой

игре

ученик-ученик

мы

учим

синхронности

исполнения.

Под

синхронностью

ансамблевого

звучания

понимается

совпадение

с

предельной точностью мельчайших длительностей (звуков или пауз) у всех исполнителей

(Нужно одновременно взять и снять звук, выдержать вместе паузу, перейти к следующему

звуку).

Синхронность

является

результатом

важнейших

качеств

ансамбля

-

единого

понимания

и

чувствования

партнёрами

темпа

и

ритмического

пульса.

Синхронность

является одним из важнейших технических требований совместной игры. Начальные и

заключительные аккорды или звуки должны быть исполнены синхронно и чисто, независимо

от того, что и как звучало между ними. Первый аккорд содержит в себе две функции –

совместное начало и определение последующего темпа.

Уже

в

4-5

классах

требования

к

ансамблистам

повышаются.

Они

должны

сами

учиться начинать игру с любого места в пьесе, слышать и соблюдать баланс партий, в

исполнении должен совпадать эмоциональный настрой участников ансамбля. Очень важно

развивать умение подхватить партнера и не допустить остановку во время выступления.

Одновременное вступление всех обычно достигается незаметным жестом одного из

участников ансамбля. С этим жестом полезно посоветовать исполнителям одновременно

взять дыхание. Вдох - самый естественный и понятный сигнал о начале игры для любого

музыканты. Как певцы перед исполнением берут дыхание, так и музыканты - исполнители,

но у каждого инструмента своя специфика. Чтобы понять, каким образом берётся дыхание,

необходимо

продирижировать,

почувствовать

характер

ауфтакта.

Не

менее

важное

значение имеет и одновременное завершение игры. Не вместе снятый аккорд производит

такое же неприятное впечатление, как и не вместе взятый. Вступить и снять звук синхронно

значительно легче, если партнёры правильно почувствуют темп ещё до начала игры. Музыка

начинается

уже

в

ауфтакте,

когда

учащиеся

волевым

усилием

сосредотачивают

своё

внимание на выполнении художественной задачи. Определение темпа зависит от выбранной

совместно единой ритмической единицы.

Немаловажный момент – взятие нужного темпа. Чаще всего один из участников

ансамбля просчитывает такт, определяя темп. Здесь все зависит от скорости вдоха. Резкий

вдох говорит исполнителю о быстром темпе, спокойный – сигнал о медленном. Поэтому

важно,

чтобы

участники

дуэта

не

только

слышали

друг

друга,

но

и

видели,

нужен

зрительный контакт. Искусство слушать и слышать своих партнеров – очень трудное дело.

Ведь большая часть внимания направлена на чтение нот. Еще одна немаловажная деталь –

умение прочитать ритмический рисунок. Если ученик читает ритм, не выходя за рамки

размера, то он готов играть в ансамбле, т. к. потеря сильной доли приводит к развалу и

остановке.

Учащиеся 6-8 классов –это уже достаточно опытные ансамблисты, любящие этот

интересный предмет. От них требуется технически грамотно оформлять свою игру, до

мелочей

чувствовать

характер

и

стиль

исполняемых

произведений,

очень

быстрое

понимание своего партнера, стабильность исполнения. В случае участия в мастер-классе с

другим педагогом от учащихся старшего возраста требуется показывать гибкость, единую

реакцию на замечания. Очень важно, чтобы дети хорошо понимали роль и значение своей

партии в любой момент исполнения, чтобы умели выстраивать балланс и слышать всю

фактуру.

Занятия ансамблем в классе фортепиано – это прекрасная возможность дать учащимся

почувствовать

удовольствие

от

выступления

на

сцене,

преодолеть

психологические

сложности, благодаря чему и сольные выступления становятся более успешными.



В раздел образования