Напоминание

Формирование финансовой грамотности дошкольников в ходе реализации культур культурной практики совместной игре


Автор: Стадник Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Детский сад №20 "Ромашка "ст. Урухской
Населённый пункт: Ставропольский край . Георгиевский городской округ. ст.Урухская
Наименование материала: статья
Тема: Формирование финансовой грамотности дошкольников в ходе реализации культур культурной практики совместной игре
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ Детский сад №20 «Ромашка»

Педагогический совет для педагогов ДОУ

Тема: Формирование финансовой грамотности

дошкольников в ходе реализации культур культурной

практики совместной игре

Ст.Урухская

2021.г

МБДОУ Детский сад №20 «Ромашка»

Формирование финансовой грамотности дошкольников в ходе

реализации культур культурной практики совместной игре

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной

экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо

быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических

знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о

деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.

Проблема. Проблема

низкой

финансовой

грамотности

в

стране

диктует

необходимость

интенсивной

просветительской

работы

по

формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения.

Эта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы

непрерывного

образования.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его

ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается

позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим

людям.

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах.

А грамотное отношение

к

собственным

деньгам

и

опыт

пользования финансовыми продуктами

в

раннем

возрасте

открывает

хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей,

когда они вырастают.

Успех

формирования финансовой грамотности у детей во многом

зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести

до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения,

навыки.

Деятельность ориентирована на совместную деятельность участников

образовательного процесса в следующем сочетании: педагог-воспитанник,

воспитанники-родители.

Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому

ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику,

рисование и т.д., обеспечивают формирование и потребности в познании,

способствуют умственному и личностному развитию.

Схема воспитанники-родители включает в себя; анкетирование с целью

выявления проблемы; проведение консультаций по ознакомлению родителей

с необходимостью воспитывать у детей экономическое начало; проведение

родительских собраний для выявления трудностей в усвоении детьми или

родителями экономических знаний; проведение совместных праздников и

развлечений повышают интерес, доставляют радость, оживляют путь

познания сложных экономических явлений.

Основная форма обучения

игра. Именно через игру ребенок

осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры,

естественно для дошкольника.

МБДОУ Детский сад №20 «Ромашка»

2.Сделать экономику понятной помогают сюжетно-ролевые игры.

Так, играя в сюжетно-ролевую игру «Профессии», дети постигают смысл

труда,

воспроизводят

трудовые

процессы

взрослых

и

одновременно

«обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются

реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и

сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной

деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных

экономических знаний.

В

играх

«Салон

красоты»,

«Ателье

для

маленьких

красавиц»,

«Рекламное агентство», «Банк», «Стройка», «Супермаркет» и др. создаются

наиболее

благоприятные

условия

для

развития

у

детей

интереса

к

экономическим

знаниям,

естественная,

приближенная

к

реальности

обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация

общения.

3. В дидактических играх «Кем быть?», «Профессии», «Семейный

бюджет», «Маленькие покупки» уточняются и закрепляются представления

детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые

экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое

количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными

объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.

4. Особое

место

занимают интеллектуальные

игры-

развлечения «Что? Где? Почём?», «Кто на свете всех умнее в экономике

сильнее?»,

«Бизнес-клуб»,

«Аукцион»,

игры

– викторины,

конкурсы,

олимпиады; которые хорошо использовать в качестве итоговых мероприятий

по нескольким темам.

Интеллектуальная игра позволяет в игровой -

соревновательной форме подвести итог по изученному материалу, обобщить

и систематизировать знания, провести анализ насколько хорошо дети

усвоили материал.

5. Знакомство с новым материалом очень интересно и увлекательно

проводились в ходе игры- путешествия «Музей денег», «Путешествие по

территории

детского

сада»

целью

познакомиться

с

профессиями

сотрудников), «Путешествие в прошлое предметов» и другие. Всегда дают

положительный результат и заинтересовывают детей различные экскурсии, к

примеру, в банк, к местам торговли, с целью рассмотреть наружную рекламу

ближайших улиц, что позволяет познакомиться с реальными объектами.

6. Особый

интерес

вызывают развлечения,

конкурсы,

праздники («Ярмарка прошлого, настоящего и будущего»),

включающие

экономические, экологические, математические задачи. Положительный

эмоциональный фон, создаваемый в процессе развлечений, обеспечивает

особую действенность, активизирует мыслительную деятельность, развивает

сообразительность, смекалку, творческие способности. Любое развлечение

очень

оживляет

разыгрывание «экономических»

ситуаций из

сказок,

которые позволяют по-новому взглянуть на известные сюжеты — А.

Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», К. Чуковского

«Муха-цокотуха» и др.

МБДОУ Детский сад №20 «Ромашка»

7. Одной

из

форм

познавательно-игровой

деятельности

является интегрированное

занятие. Так,

экономическим

содержанием

обогащаются занятия по математическому развитию детей.

При ознакомлении с социальной действительностью дети старшей

группы хорошо ориентируются в таких понятиях, как родной город,

страна, чем он славен, какими народными промыслами, известными

людьми гордится город, поселок и т.д. Благодаря усвоению программы

ознакомления детей с явлениями социальной действительности формируется

база социального развития ребенка, чувств сопричастности ко всему, что

происходит в стране, а в общем социальной активности, не безразличия к

происходящему. Ознакомление детей с явлениями социальной жизни —

неисчерпаемый источник социализации ребенка, предметным миром.

8. Решение проблемной ситуации. Решая проблемную ситуацию

(экономического, математического, экологического содержания) ребенок

приобщается

к

экономической

действительности,

учиться

думать,

ориентироваться

в

окружающем,

проявлять

инициативу,

высказывать

собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его

творческий потенциал.

9. Чтение художественной литературы. Сказка – литературный

жанр с огромными дидактическими возможностями. Интересны и удачны

авторские сказки, каждая из которых представляет как бы мини-программу

ознакомления детей с экономическими понятиями. Одним из примеров

может быть книга Эдуарда Матвеева «Дима и Совенок». Дошкольники с

интересом слушают истории про Диму и совенка , наблюдая за судьбами

героев, сопереживая им, дошкольник присваивает их опыт, получает

значимую информацию о жизни, природе, обществе. Чтение художественной

литературы способствует выделению мотивации и поступков героев и

характеристике их действий, формирует словарь детей, а главное – даст

объяснение многим непонятным экономическим явлениям.

Сказка как средство экономического воспитания

Пониманию

многих

экономических

явлений,

развитию

познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации

к ее изучению в значительной степени способствует сказка. «Сказка для

ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для

того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оцепить свои

возможности» (Джанни Родари).

Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Потребность в ней

сохраняется у него на многие годы.

Сказка

является

предметом

многих

психолого-педагогических

исследований, в которых раскрываются различные аспекты: сказка как

литературный жанр и ее жанровые признаки; особенности восприятия

сказочных

произведений

детьми

дошкольного

возраста;

возможности

использования сказки в образовательном процессе дошкольного учреждения.

МБДОУ Детский сад №20 «Ромашка»

Любая сказка (народная, авторская) «обучает» и «воспитывает», т.е.

несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.

У сказки множество функций:

• сказка

помогает

реализовать

эмоциональные

и познавательные

потребности ребенка;

• расширяет круг представлений о мире, человеческих отношениях,

позволяет выделить существенное, характерное в объекте (будь то предмет

или нравственное качество), знакомит с лексическими особенностями

народного и литературного языка;

• способствует развитию в ребенке понимания внутреннего мира

людей;

• пробуждает фантазию, творческую активность, новое эмоциональное

отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям;

• помогает формировать внутреннюю психическую активность ребенка,

умение мысленно действовать в воображаемой ситуации, умение предвидеть

последствия

предполагаемых

действий,

устанавливать

причинно-

следственные связи во взаимоотношениях между людьми;

• помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности

и т.д.

Вместе

с

тем

до

настоящего

времени

отсутствуют

научно

обоснованные

рекомендации

по

использованию

сказки

с

целью

ознакомления дошкольника с азами экономики, нет системы работы с

данным жанром в плане развития личности ребенка-дошкольника.



В раздел образования