Автор: Стадник Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Детский сад №20 "Ромашка "ст. Урухской
Населённый пункт: Ставропольский край . Георгиевский городской округ. ст.Урухская
Наименование материала: статья
Тема: Формирование финансовой грамотности дошкольников в ходе реализации культур культурной практики совместной игре
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ Детский сад №20 «Ромашка»
Педагогический совет для педагогов ДОУ
Тема: Формирование финансовой грамотности
дошкольников в ходе реализации культур культурной
практики совместной игре
Ст.Урухская
2021.г
МБДОУ Детский сад №20 «Ромашка»
Формирование финансовой грамотности дошкольников в ходе
реализации культур культурной практики совместной игре
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной
экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо
быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических
знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о
деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
Проблема. Проблема
низкой
финансовой
грамотности
в
стране
диктует
необходимость
интенсивной
просветительской
работы
по
формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения.
Эта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы
непрерывного
образования.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его
ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается
позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим
людям.
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах.
А грамотное отношение
к
собственным
деньгам
и
опыт
пользования финансовыми продуктами
в
раннем
возрасте
открывает
хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей,
когда они вырастают.
Успех
формирования финансовой грамотности у детей во многом
зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести
до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения,
навыки.
Деятельность ориентирована на совместную деятельность участников
образовательного процесса в следующем сочетании: педагог-воспитанник,
воспитанники-родители.
Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому
ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику,
рисование и т.д., обеспечивают формирование и потребности в познании,
способствуют умственному и личностному развитию.
Схема воспитанники-родители включает в себя; анкетирование с целью
выявления проблемы; проведение консультаций по ознакомлению родителей
с необходимостью воспитывать у детей экономическое начало; проведение
родительских собраний для выявления трудностей в усвоении детьми или
родителями экономических знаний; проведение совместных праздников и
развлечений повышают интерес, доставляют радость, оживляют путь
познания сложных экономических явлений.
Основная форма обучения
— игра. Именно через игру ребенок
осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры,
естественно для дошкольника.
МБДОУ Детский сад №20 «Ромашка»
2.Сделать экономику понятной помогают сюжетно-ролевые игры.
Так, играя в сюжетно-ролевую игру «Профессии», дети постигают смысл
труда,
воспроизводят
трудовые
процессы
взрослых
и
одновременно
«обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются
реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и
сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной
деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных
экономических знаний.
В
играх
«Салон
красоты»,
«Ателье
для
маленьких
красавиц»,
«Рекламное агентство», «Банк», «Стройка», «Супермаркет» и др. создаются
наиболее
благоприятные
условия
для
развития
у
детей
интереса
к
экономическим
знаниям,
естественная,
приближенная
к
реальности
обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация
общения.
3. В дидактических играх «Кем быть?», «Профессии», «Семейный
бюджет», «Маленькие покупки» уточняются и закрепляются представления
детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые
экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое
количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными
объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.
4. Особое
место
занимают интеллектуальные
игры-
развлечения «Что? Где? Почём?», «Кто на свете всех умнее в экономике
сильнее?»,
«Бизнес-клуб»,
«Аукцион»,
игры
– викторины,
конкурсы,
олимпиады; которые хорошо использовать в качестве итоговых мероприятий
по нескольким темам.
Интеллектуальная игра позволяет в игровой -
соревновательной форме подвести итог по изученному материалу, обобщить
и систематизировать знания, провести анализ насколько хорошо дети
усвоили материал.
5. Знакомство с новым материалом очень интересно и увлекательно
проводились в ходе игры- путешествия «Музей денег», «Путешествие по
территории
детского
сада»
(с
целью
познакомиться
с
профессиями
сотрудников), «Путешествие в прошлое предметов» и другие. Всегда дают
положительный результат и заинтересовывают детей различные экскурсии, к
примеру, в банк, к местам торговли, с целью рассмотреть наружную рекламу
ближайших улиц, что позволяет познакомиться с реальными объектами.
6. Особый
интерес
вызывают развлечения,
конкурсы,
праздники («Ярмарка прошлого, настоящего и будущего»),
включающие
экономические, экологические, математические задачи. Положительный
эмоциональный фон, создаваемый в процессе развлечений, обеспечивает
особую действенность, активизирует мыслительную деятельность, развивает
сообразительность, смекалку, творческие способности. Любое развлечение
очень
оживляет
разыгрывание «экономических»
ситуаций из
сказок,
которые позволяют по-новому взглянуть на известные сюжеты — А.
Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», К. Чуковского
«Муха-цокотуха» и др.
МБДОУ Детский сад №20 «Ромашка»
7. Одной
из
форм
познавательно-игровой
деятельности
является интегрированное
занятие. Так,
экономическим
содержанием
обогащаются занятия по математическому развитию детей.
При ознакомлении с социальной действительностью дети старшей
группы хорошо ориентируются в таких понятиях, как родной город,
страна, чем он славен, какими народными промыслами, известными
людьми гордится город, поселок и т.д. Благодаря усвоению программы
ознакомления детей с явлениями социальной действительности формируется
база социального развития ребенка, чувств сопричастности ко всему, что
происходит в стране, а в общем социальной активности, не безразличия к
происходящему. Ознакомление детей с явлениями социальной жизни —
неисчерпаемый источник социализации ребенка, предметным миром.
8. Решение проблемной ситуации. Решая проблемную ситуацию
(экономического, математического, экологического содержания) ребенок
приобщается
к
экономической
действительности,
учиться
думать,
ориентироваться
в
окружающем,
проявлять
инициативу,
высказывать
собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его
творческий потенциал.
9. Чтение художественной литературы. Сказка – литературный
жанр с огромными дидактическими возможностями. Интересны и удачны
авторские сказки, каждая из которых представляет как бы мини-программу
ознакомления детей с экономическими понятиями. Одним из примеров
может быть книга Эдуарда Матвеева «Дима и Совенок». Дошкольники с
интересом слушают истории про Диму и совенка , наблюдая за судьбами
героев, сопереживая им, дошкольник присваивает их опыт, получает
значимую информацию о жизни, природе, обществе. Чтение художественной
литературы способствует выделению мотивации и поступков героев и
характеристике их действий, формирует словарь детей, а главное – даст
объяснение многим непонятным экономическим явлениям.
Сказка как средство экономического воспитания
Пониманию
многих
экономических
явлений,
развитию
познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации
к ее изучению в значительной степени способствует сказка. «Сказка для
ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для
того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оцепить свои
возможности» (Джанни Родари).
Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Потребность в ней
сохраняется у него на многие годы.
Сказка
является
предметом
многих
психолого-педагогических
исследований, в которых раскрываются различные аспекты: сказка как
литературный жанр и ее жанровые признаки; особенности восприятия
сказочных
произведений
детьми
дошкольного
возраста;
возможности
использования сказки в образовательном процессе дошкольного учреждения.
МБДОУ Детский сад №20 «Ромашка»
Любая сказка (народная, авторская) «обучает» и «воспитывает», т.е.
несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.
У сказки множество функций:
• сказка
помогает
реализовать
эмоциональные
и познавательные
потребности ребенка;
• расширяет круг представлений о мире, человеческих отношениях,
позволяет выделить существенное, характерное в объекте (будь то предмет
или нравственное качество), знакомит с лексическими особенностями
народного и литературного языка;
• способствует развитию в ребенке понимания внутреннего мира
людей;
• пробуждает фантазию, творческую активность, новое эмоциональное
отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям;
• помогает формировать внутреннюю психическую активность ребенка,
умение мысленно действовать в воображаемой ситуации, умение предвидеть
последствия
предполагаемых
действий,
устанавливать
причинно-
следственные связи во взаимоотношениях между людьми;
• помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности
и т.д.
Вместе
с
тем
до
настоящего
времени
отсутствуют
научно
обоснованные
рекомендации
по
использованию
сказки
с
целью
ознакомления дошкольника с азами экономики, нет системы работы с
данным жанром в плане развития личности ребенка-дошкольника.