Напоминание

"Профилактика, методы коррекции девиантного поведения детей".


Автор: Малиновская Ирина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №21 "Гнёздышко"
Населённый пункт: город Междуреченск, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Профилактика, методы коррекции девиантного поведения детей".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Профилактика, методы коррекции

девиантного поведения.

Профилактика девиантного поведения.

Для

профилактики

отклоняющегося

поведения

современного

«трудного»

ребенка

необходимо

разбираться

в

сущности

происходящих

процессов, знать какие факторы влияют на поведение ребенка.

Факторы риска:

Семья

Взаимоотношения со сверстниками

Нарушение в самосознании

Основные методы психолого-педагогического воздействия:

семейная коррекция

игровая коррекция

нейропсихологическая коррекция

коррекция личностного роста

симптоматическая коррекция

каузальная коррекция

Cемейная коррекция модификация отношений между членами семьи как

системы с помощью психотерапевтических и психокоррекционных методов и

с целью преодоления негативной психологической симптоматики и

повышения функциональности семейной системы.

Игровая коррекция поведения является групповой формой коррекционной

работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Симптоматическая коррекция это коррекция симптомов.

Нейропсихологическая коррекция - комплекс специальных психологических

методик, которые направлены на переструктурирование нарушенных

функций мозга и создание компенсирующих средств для того, чтобы ребёнок

мог в дальнейшем самостоятельно обучаться и контролировать своё

поведение.

Коррекция личностного роста формирование здоровых установок, которые,

так или иначе, формируют этот рост.

Каузальная коррекция направлена на источники и причины отклонений.

Основные приемы психолого-педагогического воздействия:

Проявление доброты, внимания, заботы

Просьба

Поощрение

Прощение

Поручительство

Убеждение

Внушение

Доверия

Вовлечение

Моральная поддержка

Основная работа педагога строится по следующему плану:

Методическое просвещение

Диагностика

Коррекционная работа

Консультативная деятельность

Отклоняющееся поведение личности регулируется различными социальными

институтами. Общественное воздействие может носить характер правовых

санкций, медицинского вмешательства, педагогического влияния, социальной

поддержки и психологической помощи. В силу сложного характера

поведенческих нарушений их предупреждение и преодоление требует

хорошо организованной системы социальных воздействий.

Психологическая помощь, коррекция и профилактика имеет два

ведущих направления:

психологическая превенция (предупреждение, психопрофилактика)

психологическая интервенция (преодоление, коррекция,

реабилитация).

Психологическая

интервенция-

это

психологическое

вмешательство

в

личностное пространство для стимулирования позитивных изменений.

Рассмотрим подробнее факторы, влияющие на изменение в поведении и то,

как с этим можно бороться.

Фактор риска-СЕМЬЯ

Детей с девиантным поведением, как правило, живут в трудных семьях.

Ребенок является свидетелем конфликтов между родителями и ощущает

невнимание к своему внутреннему миру. Не всегда неблагополучные семьи

бросаются в глаза, бывает это неблагополучие скрыто довольно глубоко. И

лишь когда с ребенком случается беда, окружающие обращают внимание на

уклад жизни семьи, на ее мораль, на ее жизненные ценности, которые и

позволяют увидеть корни беды. Асоциальное состояние семейных

отношений, уклада жизни и воспитания ребенка в семье, которые является

ведущим фактором формирования личности ребенка.

К семьям, которые создают условия «повышенного риска» для

отклоняющегося поведения подростка, относятся:

неполная семья

конфликтная семья, в которой существует напряженность

взаимоотношений между родителями

«асоциальная семья» - преобладают антиобщественные тенденции

формальная семья - отсутствуют общность потребностей, жизненных

целей

«алкогольная семья» - основные интересы членов семьи определяются

употреблением спиртных напитков;

семья, в которой имеются душевнобольные родители и где не

создаются условия для полноценного развития личности подростка.

Деятельность педагога с семьей включает

образовательную

психологическую

посредническую

Образовательная

помощь в обучении и воспитании.Помощь направлена

на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование

педагогической культуры родителей.

Консультирование

создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи

своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее

полного использования ее воспитательного потенциала.

Психологическая составляющая социально - педагогической помощи

включает в себя 2 компонента:

социально - психологическую поддержку

коррекцию

Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в

период кратковременного кризиса.Коррекция межличностных отношений

происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над

ребенком, приводящее к нарушению его нервно - психического и физического

состояния. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление

ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.

Посреднический компонент педагогической помощи включает в себя

три составляющие:

помощь в организации

помощь в координации

помощь в информировании

Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга,

(организация выставок – продаж, благотворительные аукционы; клубы по

интересам, семейные праздники, конкурсы, курсов по ведению домашнего

хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др.)

Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и

служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения

конкретного ребенка.

Помощь в информировании направлено на совет, консультацию, защиту.

Информирование семьи о важности и возможности взаимодействия

родителей и детей в семье; рассказывает об особенностях развития ребенка;

дает педагогические советы по воспитанию детей

Ещё одним важным методом работы с целью профилактики

девиантного поведения является - патронаж семьи. Патронаж дает

возможность наблюдать семью в ее естественных условиях. Что позволяет

выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Он может

проводиться со следующими целями: диагностические: ознакомление с

условиями жизни, изучение возможных факторов риска, исследование

сложившихся проблемных ситуаций; контрольные: оценка состояния семьи и

ребенка, динамика решения проблем адаптационно-

реабилитационные: оказание конкретной образовательной, посреднической,

психологической помощи.

Фактор риска- ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ

Еще одним фактором, влияющим на поведение ребенка является тот круг

общения сверстников, который окружает ребенка.

Социальная дезадаптация

характеризуется следующими признаками:

отсутствие навыков общения,

неадекватная оценка себя в системе общения,

высокие требования к окружающим,

эмоциональная неуравновешенность,

установки, препятствующие общению,

тревожность и боязнь общения,

замкнутость.

Коррекция

социальной

дезадаптации

ребенка

может

проводиться

по

следующим направлениям:

формирование навыков общения,

коррекция некоторых личностных свойств,

коррекция самооценки ребенка.

Наиболее

распространенным

приемом

профилактики

отклонения

в

поведении является тренинг, релаксации. Наряду с тренингом релаксации

используют такой прием как - формирования стратегии самоконтроля. На

основе интересов можно направить и задействовать ребенка в какой-либо

кружковой деятельности

Фактор риска - НАРУШЕНИЕ В САМОСОЗНАНИИ

В

своей

работе

педагог

не

должен

забывать

и

о

психологической

интервенции отклоняющегося поведения личности:

Ц е л ь интервенции

девиантного

поведения

личности

состоит

в

ослаблении

или

устранении

тех

форм

ее

поведения,

которые

препятствуют социальной адаптации.

Задачи психологического вмешательства: формирование мотивации на

социальную

адаптацию

или

выздоровление;

стимулирование

личностных изменений; коррекция конкретных форм отклоняющегося

поведения;

создание

благоприятных

социально-психологических

условий для личностных изменений или выздоровления.

Методы

поведенческой

интервенции:

стимулирование

мотивации

изменения поведения; коррекция эмоциональных нарушений; методы

саморегуляции; методы когнитивного переструктурирования; методы

гашения

нежелательного

поведения;

методы

формирования

позитивного

поведения.

Стимулирование

мотивации

изменения

поведения можно назвать самой главной задачей и самой большой

трудностью

психолого-социального

воздействия

на

личность.

Существует

два

основных

способа

коррекции

негативных

эмоциональных

состояний

уменьшение

их

силы

и

выработка

альтернативных

реакций.

Саморегуляция

следующая

важная

«мишень»

психологического

воздействия.

Первым

приемом

когнитивного переконструирования может быть обращение внимания

на

противоречия

в

суждениях

или

рассказе

подростка.

Другой

распространенной

методикой

является

идентификация

и

коррекции

дисфункциональных мыслей. Существуют различные способы гашения

нежелательных

действий

наказание

(тайм-аут,

использование

негативных последствий реакций, предъявление аверсивного события).

Наиболее

распространенным

методом

формирования

желательного

поведения

является

подкрепление

(положительные

подкрепляющие

стимулы, отрицательно подкрепляющие стимулы).

Подводя итог можно сказать прежде всего, педагог должен привнести в

жизнь "трудного" ребенка созидательную силу, разрешающую его глубинный

конфликт, он должен уметь выполнить функцию "правдивого зеркала", в

которое воспитанник может всмотреться, не испытывая тех болезненных

неудобств, которые доставляет ему его внутреннее самосозерцание. Педагог

должен вникнуть в сущность внутренних переживаний "трудного" ребенка,

вовлечь его в что-то новое, интересное, найти альтернативу девиантному

поведению. Педагог должен помочь научиться управлять своими эмоциями,

снизить

уровень

отчаяния,

изменить

негативную

установку,

стеснение,

недоверие,

убрать

напряжение,

подавленность,

улучшить

настроение.

Научить управлять собой!



В раздел образования