Автор: Малиновская Ирина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №21 "Гнёздышко"
Населённый пункт: город Междуреченск, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Профилактика, методы коррекции девиантного поведения детей".
Раздел: дошкольное образование
Профилактика, методы коррекции
девиантного поведения.
Профилактика девиантного поведения.
Для
профилактики
отклоняющегося
поведения
современного
«трудного»
ребенка
необходимо
разбираться
в
сущности
происходящих
процессов, знать какие факторы влияют на поведение ребенка.
Факторы риска:
Семья
Взаимоотношения со сверстниками
Нарушение в самосознании
Основные методы психолого-педагогического воздействия:
семейная коррекция
игровая коррекция
нейропсихологическая коррекция
коррекция личностного роста
симптоматическая коррекция
каузальная коррекция
Cемейная коррекция модификация отношений между членами семьи как
системы с помощью психотерапевтических и психокоррекционных методов и
с целью преодоления негативной психологической симптоматики и
повышения функциональности семейной системы.
Игровая коррекция поведения является групповой формой коррекционной
работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Симптоматическая коррекция это коррекция симптомов.
Нейропсихологическая коррекция - комплекс специальных психологических
методик, которые направлены на переструктурирование нарушенных
функций мозга и создание компенсирующих средств для того, чтобы ребёнок
мог в дальнейшем самостоятельно обучаться и контролировать своё
поведение.
Коррекция личностного роста формирование здоровых установок, которые,
так или иначе, формируют этот рост.
Каузальная коррекция направлена на источники и причины отклонений.
Основные приемы психолого-педагогического воздействия:
Проявление доброты, внимания, заботы
Просьба
Поощрение
Прощение
Поручительство
Убеждение
Внушение
Доверия
Вовлечение
Моральная поддержка
Основная работа педагога строится по следующему плану:
Методическое просвещение
Диагностика
Коррекционная работа
Консультативная деятельность
Отклоняющееся поведение личности регулируется различными социальными
институтами. Общественное воздействие может носить характер правовых
санкций, медицинского вмешательства, педагогического влияния, социальной
поддержки и психологической помощи. В силу сложного характера
поведенческих нарушений их предупреждение и преодоление требует
хорошо организованной системы социальных воздействий.
Психологическая помощь, коррекция и профилактика имеет два
ведущих направления:
психологическая превенция (предупреждение, психопрофилактика)
психологическая интервенция (преодоление, коррекция,
реабилитация).
Психологическая
интервенция-
это
психологическое
вмешательство
в
личностное пространство для стимулирования позитивных изменений.
Рассмотрим подробнее факторы, влияющие на изменение в поведении и то,
как с этим можно бороться.
Фактор риска-СЕМЬЯ
Детей с девиантным поведением, как правило, живут в трудных семьях.
Ребенок является свидетелем конфликтов между родителями и ощущает
невнимание к своему внутреннему миру. Не всегда неблагополучные семьи
бросаются в глаза, бывает это неблагополучие скрыто довольно глубоко. И
лишь когда с ребенком случается беда, окружающие обращают внимание на
уклад жизни семьи, на ее мораль, на ее жизненные ценности, которые и
позволяют увидеть корни беды. Асоциальное состояние семейных
отношений, уклада жизни и воспитания ребенка в семье, которые является
ведущим фактором формирования личности ребенка.
К семьям, которые создают условия «повышенного риска» для
отклоняющегося поведения подростка, относятся:
неполная семья
конфликтная семья, в которой существует напряженность
взаимоотношений между родителями
«асоциальная семья» - преобладают антиобщественные тенденции
формальная семья - отсутствуют общность потребностей, жизненных
целей
«алкогольная семья» - основные интересы членов семьи определяются
употреблением спиртных напитков;
семья, в которой имеются душевнобольные родители и где не
создаются условия для полноценного развития личности подростка.
Деятельность педагога с семьей включает
образовательную
психологическую
посредническую
Образовательная
помощь в обучении и воспитании.Помощь направлена
на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование
педагогической культуры родителей.
Консультирование
создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи
своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее
полного использования ее воспитательного потенциала.
Психологическая составляющая социально - педагогической помощи
включает в себя 2 компонента:
социально - психологическую поддержку
коррекцию
Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в
период кратковременного кризиса.Коррекция межличностных отношений
происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над
ребенком, приводящее к нарушению его нервно - психического и физического
состояния. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление
ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.
Посреднический компонент педагогической помощи включает в себя
три составляющие:
помощь в организации
помощь в координации
помощь в информировании
Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга,
(организация выставок – продаж, благотворительные аукционы; клубы по
интересам, семейные праздники, конкурсы, курсов по ведению домашнего
хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др.)
Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и
служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения
конкретного ребенка.
Помощь в информировании направлено на совет, консультацию, защиту.
Информирование семьи о важности и возможности взаимодействия
родителей и детей в семье; рассказывает об особенностях развития ребенка;
дает педагогические советы по воспитанию детей
Ещё одним важным методом работы с целью профилактики
девиантного поведения является - патронаж семьи. Патронаж дает
возможность наблюдать семью в ее естественных условиях. Что позволяет
выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Он может
проводиться со следующими целями: диагностические: ознакомление с
условиями жизни, изучение возможных факторов риска, исследование
сложившихся проблемных ситуаций; контрольные: оценка состояния семьи и
ребенка, динамика решения проблем адаптационно-
реабилитационные: оказание конкретной образовательной, посреднической,
психологической помощи.
Фактор риска- ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ
Еще одним фактором, влияющим на поведение ребенка является тот круг
общения сверстников, который окружает ребенка.
Социальная дезадаптация
характеризуется следующими признаками:
отсутствие навыков общения,
неадекватная оценка себя в системе общения,
высокие требования к окружающим,
эмоциональная неуравновешенность,
установки, препятствующие общению,
тревожность и боязнь общения,
замкнутость.
Коррекция
социальной
дезадаптации
ребенка
может
проводиться
по
следующим направлениям:
формирование навыков общения,
коррекция некоторых личностных свойств,
коррекция самооценки ребенка.
Наиболее
распространенным
приемом
профилактики
отклонения
в
поведении является тренинг, релаксации. Наряду с тренингом релаксации
используют такой прием как - формирования стратегии самоконтроля. На
основе интересов можно направить и задействовать ребенка в какой-либо
кружковой деятельности
Фактор риска - НАРУШЕНИЕ В САМОСОЗНАНИИ
В
своей
работе
педагог
не
должен
забывать
и
о
психологической
интервенции отклоняющегося поведения личности:
Ц е л ь интервенции
девиантного
поведения
личности
состоит
в
ослаблении
или
устранении
тех
форм
ее
поведения,
которые
препятствуют социальной адаптации.
Задачи психологического вмешательства: формирование мотивации на
социальную
адаптацию
или
выздоровление;
стимулирование
личностных изменений; коррекция конкретных форм отклоняющегося
поведения;
создание
благоприятных
социально-психологических
условий для личностных изменений или выздоровления.
Методы
поведенческой
интервенции:
стимулирование
мотивации
изменения поведения; коррекция эмоциональных нарушений; методы
саморегуляции; методы когнитивного переструктурирования; методы
гашения
нежелательного
поведения;
методы
формирования
позитивного
поведения.
Стимулирование
мотивации
изменения
поведения можно назвать самой главной задачей и самой большой
трудностью
психолого-социального
воздействия
на
личность.
Существует
два
основных
способа
коррекции
негативных
эмоциональных
состояний
—
уменьшение
их
силы
и
выработка
альтернативных
реакций.
Саморегуляция
—
следующая
важная
«мишень»
психологического
воздействия.
Первым
приемом
когнитивного переконструирования может быть обращение внимания
на
противоречия
в
суждениях
или
рассказе
подростка.
Другой
распространенной
методикой
является
идентификация
и
коррекции
дисфункциональных мыслей. Существуют различные способы гашения
нежелательных
действий
—
наказание
(тайм-аут,
использование
негативных последствий реакций, предъявление аверсивного события).
Наиболее
распространенным
методом
формирования
желательного
поведения
является
подкрепление
(положительные
подкрепляющие
стимулы, отрицательно подкрепляющие стимулы).
Подводя итог можно сказать прежде всего, педагог должен привнести в
жизнь "трудного" ребенка созидательную силу, разрешающую его глубинный
конфликт, он должен уметь выполнить функцию "правдивого зеркала", в
которое воспитанник может всмотреться, не испытывая тех болезненных
неудобств, которые доставляет ему его внутреннее самосозерцание. Педагог
должен вникнуть в сущность внутренних переживаний "трудного" ребенка,
вовлечь его в что-то новое, интересное, найти альтернативу девиантному
поведению. Педагог должен помочь научиться управлять своими эмоциями,
снизить
уровень
отчаяния,
изменить
негативную
установку,
стеснение,
недоверие,
убрать
напряжение,
подавленность,
улучшить
настроение.
Научить управлять собой!