Автор: Тумлерт Ирина Петровна
Должность: Учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ гимназия №5
Населённый пункт: г.Владикавказ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Использование ИКТ в соответствии с ФГОС на уроках информатики
Раздел: полное образование
ОТКРЫТЫЙ УРОК
по теме
«
»
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СИСТЕМАХ СЧИСЛЕНИЯ
8-
для обучающихся
х классов
Тип урока
.
Комбинированный урок Изучение
,
-
нового материала урок
практи
-
кум
:
Формы и методы обучения словесный
,
,
;
наглядный практический
индивидуальная
Дидактическая задача урока
:
ознакомить учащихся с основными
:
,
,
.
понятиями СС позиционная СС непозиционная СС
:
Цель урока
,
закрепление обобщение и систематизация знаний уча
-
«
» -
щихся по теме Системы счисления
правил перевода и выполнения
,
арифметических операций в различных системах счисления в том
.
числе с использованием нестандартных заданий
:
Задачи урока
:
Образовательная
;
Углубление имеющихся представлений учащихся о СС
;
рассмотрение СС как знаковой системы
;
Рассмотрение примеров систем счисления разных типов
10
Рассмотрение позиционных СС с основанием
и другими
,
основаниями рассмотрение общего вида записи числа в СС с
основанием
q.
.
Рассмотрение развернутой и свёрнутой форм записи числа
:
Развивающая
,
развитие познавательного интереса речи и внимания уча
-
;
щихся
развитие навыков индивидуальной практической деятельно
-
;
сти и умения работать в команде
;
развитие коммуникационной компетентности у учащихся
развитие мышления учащихся при решении логических за
-
;
дач
,
,
.
развивать умение рассуждать сравнивать делать выводы
:
Воспитательная
показать учащимся свойства хорошо знакомой им десятич
-
,
ной системы счисления на которые они не обращали ранее
. (
внимания
С целью дальнейшей опоры на знакомую СС при
).
изучении новых СС
повышение мотивации учащихся путем использования не
-
;
стандартных задач
,
формирование творческого подхода к решению задач чет
-
,
кости и организованности умения оценивать свою деятель
-
;
ность и деятельность своих товарищей
,
воспитание духа здорового соперничества дружелюбного
,
;
отношения друг к другу чувства коллективизма
.
формирование навыков самоорганизации и инициативы
:
Планируемые образовательные результаты
предметные
—
общие представления о позиционных и непо
-
;
зиционных системах счисления умения определять основа
-
,
ние и алфавит системы счисления переходить от свернутой
;
формы записи числа к его развернутой записи
метапредметные
—
умение анализировать любую позицион
-
;
ную систему счисления как знаковую систему
личностные
—
понимание роли фундаментальных знаний
.
как основы современных информационных технологий
,
:
Основные понятия рассматриваемые на уроке
система счисле
-
;
;
;
;
;
ния цифра алфавит позиционная система счисления основание
;
.
развернутая форма записи числа свернутая форма записи числа
:
Используемые на уроке средства ИКТ
персональный компьютер
(
)
;
;
;
ПК учителя мультимедийный проектор экран флипчаты
;
ПК уча
-
,
,
.
щихся карточки заданий рабочая тетрадь учащихся
:
Демонстрационный материал
«
презентация к уроку
Системы счис
-
»
ления
.
Особенности изложения содержания темы урока и ход урока
ХОД УРОКА
1.
Организационный момент
.
Приветствие учащихся
,
Проверка присутствующих на уроке подготовка учащихся к
.
уроку
2.
Изучение нового материала
«
»
Демонстрация презентации Системы счисления
из элек
-
.
тронного приложения к уроку
,
В начале урока заслушиваются несколько сообщений подготов
-
;
ленных учениками в качестве домашнего задания повторяются пра
-
.
вила техники безопасности
«
Новый материал излагается в сопровождении презентации Си
-
».
стемы счисления
Можно использовать информационные модули
«
»
«
ФЦИОР Понятие о системах счисления
и Представление числовой
.
,
,
информации с помощью систем счисления Алфавит базис основа
-
.
».
ние Свернутая и развернутая формы представления чисел
,
Подумай как вы
-
полняли счет перво
-
?
бытные люди
Как выполняли счет
?
в Древнем Риме
Как выполняют счет
в современном
?
мире
Определение темы
– «
урока
Общие све
-
дения о системе
»
счисления
Определение цели
урока
Система счисления
–
это знаковая си
-
,
стема в которой
приняты опреде
-
ленные правила за
-
писи чисел с помо
-
(
).
щью знаков цифр
Совокупность цифр
составляет алфавит
.
системы счисления
–
Основная формула
развернутой формы
записи числа
Двоичная система
счисления
Восьмеричная си
-
стема счисления
Шестнадцатирич
-
ная система счисле
-
ния
3.
Закрепление нового материала
№16,
В процессе изложения материала выполняются задания
№25, №26
.
в РТ
Для закрепления изученного нового материала учащимся
«
предлагается выполнить онлайн тестирование по теме Системы
»
счисления
4.
.
Рефлексия
Подведение итога урока
1.
?
Можете ли вы назвать тему урока
2.
?
Вам было легко или были трудности
3.
?
Что у вас получилось лучше всего и без ошибок
4.
?
Какое задание было самым интересным и почему
5.
?
Как бы вы оценили свою работу
,
.
Сообщить оценки учащимся подвести итог урока
5.
Домашнее задание
§ 1.1 (
1),
№ 1–11, 23
;
пункт
вопросы и задания
к параграфу
№19, №27, №28.
РТ
Дополнительное задание
:
№ 20–23, 36–37
.
Одно из заданий
в РТ по выбору ученика
№
Этап
урока
Задачи
этапа
Деятельность
учителя
Деятельность
ученика
Формируемые УУД
Познаватель
-
ные
Регуля
-
тивные
Комму
-
ника
-
тив
-
ные
Лич
-
ност
-
ные
1
Орга
-
низа
-
цион
-
ный
этап
Создание
благоприят
-
ного клима
-
.
та на уроке
Подготовка
класса к ра
-
боте
Приветствует
,
учащихся про
-
веряет готов
-
ность к учебно
-
.
му занятию Ор
-
ганизует внима
-
ние детей
Приветствует
.
учителя Подго
-
тавливает свое
.
рабочее место
Умение струк
-
турировать
;
знания ре
-
флексия
способов и
условий дей
-
,
ствия
контроль и
оценка про
-
цесса и ре
-
зультатов дея
-
.
тельности
Прогно
-
зирова
-
ние сво
-
ей дея
-
тельно
-
сти
Умение
слу
-
шать
Умение
выде
-
лять
нрав
-
ствен
-
ный ас
-
пект по
-
ведения
2
Моти
-
вация к
Активизиро
-
вать знания
Вступительное
слово учителя
Учащиеся запи
-
сывают тему
Поиск и выде
-
ление необхо
-
Поста
-
новка
Умение
с до
-
№
Этап
урока
Задачи
этапа
Деятельность
учителя
Деятельность
ученика
Формируемые УУД
Познаватель
-
ные
Регуля
-
тивные
Комму
-
ника
-
тив
-
ные
Лич
-
ност
-
ные
учеб
-
ной де
-
ятель
-
ности
,
учащихся
необходи
-
мых для изу
-
чения ново
-
го материа
-
.
ла Фор
-
мировать
познава
-
тельные
.
мотивы
.
урока
димой инфор
-
.
мации
,
цели
учебной
.
задачи
статоч
-
ной
полно
-
той и
точно
-
стью
выра
-
жать
свои
,
мысли
слу
-
шать и
всту
-
пать в
.
диалог
№
Этап
урока
Задачи
этапа
Деятельность
учителя
Деятельность
ученика
Формируемые УУД
Познаватель
-
ные
Регуля
-
тивные
Комму
-
ника
-
тив
-
ные
Лич
-
ност
-
ные
3
Поста
-
новка
,
цели
задач
Вовлечение
в учебную
деятель
-
ность
Учитель включа
-
ет демонстра
-
цию презента
-
ции по данной
.
теме Объясняет
ключевые слова
по данной теме
Структурируют
информацию
Поиск и выде
-
ление необхо
-
димой инфор
-
мации
Целепо
-
.
лагание
Поста
-
новка
,
цели
учебной
.
задачи
Умение
слу
-
шать и
всту
-
пать в
диалог
Смысло
-
образо
-
вание
4
Усвое
-
ние но
-
вых
знаний
Обеспече
-
ние воспри
-
,
ятия осмыс
-
ления и пер
-
вичного за
-
поминания
детьми темы
Учитель де
-
монстрирует
слайды презен
-
,
тации делая ак
-
центы на важ
-
ные моменты и
.
определения
Делают
конспекты в
,
тетради приво
-
дят при необ
-
ходимости
.
свои примеры
Решают постав
-
ленные задачи
Извлечение
необходимой
информации и
прослушан
-
ной темы уро
-
ка
Планиро
-
вание
своей де
-
ятельно
-
сти для
решения
постав
-
ленной
Разви
-
тие
внима
-
,
ния
зри
-
тель
-
ной и
слухо
-
Умение
рабо
-
тать в
,
группах
разви
-
тие диа
-
логиче
-
ской
№
Этап
урока
Задачи
этапа
Деятельность
учителя
Деятельность
ученика
Формируемые УУД
Познаватель
-
ные
Регуля
-
тивные
Комму
-
ника
-
тив
-
ные
Лич
-
ност
-
ные
и сверяют с ре
-
шением по при
-
веденным
.
слайдам
,
задачи
контроль
получен
-
ного ре
-
зультата
и коррек
-
ция полу
-
ченного
результа
-
та
вой па
-
.
мяти
Воз
-
мож
-
ность
само
-
стоя
-
тельно
осуще
-
ствлять
дея
-
тель
-
ность
обуче
-
ния
речи
№
Этап
урока
Задачи
этапа
Деятельность
учителя
Деятельность
ученика
Формируемые УУД
Познаватель
-
ные
Регуля
-
тивные
Комму
-
ника
-
тив
-
ные
Лич
-
ност
-
ные
5
Пер
-
вичное
за
-
креп
-
ление
мате
-
риала
Установле
-
ние пра
-
вильности и
осознания
изучения
.
темы Выяв
-
ление про
-
белов пер
-
вичного
осмысления
изученного
.
материала
Коррекция
выявленных
.
пробелов
Задает учащим
-
ся наводящие
.
вопросы Ком
-
,
ментирует
направляет ра
-
.
боту учащихся
Обобщает выво
-
,
ды уточняет
основные поня
-
.
тия Демонстри
-
.
рует ЭОР Вопро
-
сы были подо
-
браны таким об
-
,
разом чтобы
каждый ребенок
Учащиеся
участвуют в ра
-
боте по повто
-
.
рению В бесе
-
де с учителем
отвечают на по
-
ставленные во
-
.
просы Приво
-
,
дят примеры
делают выво
-
,
ды аргументи
-
руют свою точ
-
.
ку зрения Фор
-
мулируют
проблемы
Поиск и выде
-
ление необхо
-
димой инфор
-
.
мации Струк
-
турирование
.
знаний Ана
-
.
лиз объектов
Выделе
-
ние и
осозна
-
,
ние того
что уже
пройде
-
но
Умение
слу
-
шать и
всту
-
пать в
.
диалог
Кол
-
лектив
-
ное об
-
сужде
-
ние
пробле
мы
(
при
необ
-
Ориен
-
тация
межлич
-
ностных
отноше
-
ний
№
Этап
урока
Задачи
этапа
Деятельность
учителя
Деятельность
ученика
Формируемые УУД
Познаватель
-
ные
Регуля
-
тивные
Комму
-
ника
-
тив
-
ные
Лич
-
ност
-
ные
Обеспече
-
ние закреп
-
ления в па
-
мяти детей
знаний и
способов
,
действия
которые им
необходи
-
мы для
самостоя
-
тельной ра
-
боты по дан
-
ному ново
-
му материа
-
смог на них от
-
,
ветить
утвердится в
своих знаниях и
выйти на поста
-
новку следую
-
щей учебной за
-
.
дачи
ходи
-
)
мости
№
Этап
урока
Задачи
этапа
Деятельность
учителя
Деятельность
ученика
Формируемые УУД
Познаватель
-
ные
Регуля
-
тивные
Комму
-
ника
-
тив
-
ные
Лич
-
ност
-
ные
лу
6
Дина
-
миче
-
ская
пауза
или ре
-
флек
-
сия
Эмоцио
-
нальная раз
-
рядка
Включает элек
-
тронную физ
-
культминутку
для глаз
Выполняют
физкультми
-
нутку для сня
-
тия утомления
Здоровье сберегающая методика для снятия
утомления
7
За
-
креп
-
ление
прой
-
денно
-
го ма
-
териа
-
Организо
-
вать дея
-
тельность
по примене
-
нию новых
знаний
Ставит задачу
закрепления но
-
вого материала
на примерах по
рабочей тетра
-
.
ди Контролиру
-
ет правильность
Выполняют по
-
ставленное за
-
дание самосто
-
ятельно
Выделение и
формулирова
-
ние познава
-
,
тельной цели
рефлексия
способов и
условий дей
-
Планиро
-
вание
своей де
-
ятельно
-
сти для
решения
постав
-
Умение
слу
-
шать и
всту
-
пать в
.
диалог
Инте
-
Профес
-
сио
-
нальное
самоо
-
преде
-
.
ление
Смысло
-
№
Этап
урока
Задачи
этапа
Деятельность
учителя
Деятельность
ученика
Формируемые УУД
Познаватель
-
ные
Регуля
-
тивные
Комму
-
ника
-
тив
-
ные
Лич
-
ност
-
ные
ла
выполнения за
-
.
дания
.
ствия Анализ
и синтез
.
объектов
ленной
.
задачи
Контроль
получен
-
ного ре
-
,
зультата
саморе
-
гуляция
гриро
-
ваться
в груп
-
пу
образо
-
вание
8
До
-
маш
-
нее за
-
дание
Дать инфор
-
мацию и
инструктаж
по домаш
-
нему зада
-
нию
Задает домаш
-
.
нее задание
Комментирует
.
его
Учащиеся запи
-
сывают домаш
-
нее задание
9
Итоги
Анализ
Предлагает уча
-
Учащиеся ана
-
Новое содер
-
Достиже
-
Подве
-
Осозна
-
№
Этап
урока
Задачи
этапа
Деятельность
учителя
Деятельность
ученика
Формируемые УУД
Познаватель
-
ные
Регуля
-
тивные
Комму
-
ника
-
тив
-
ные
Лич
-
ност
-
ные
урока
успешности
усвоенного
материала и
деятельно
-
сти учащих
-
ся
щимся запол
-
нить лист ре
-
.
флексии Объяс
-
няет правила за
-
полнения листа
рефлексии
лизируют соб
-
ственную дея
-
тельность и об
-
щую работу
класса при по
-
мощи листа ре
-
флексии
жание изучен
-
ного на уроке
ние по
-
ставлен
-
ной цели
дение
итогов
сов
-
мест
-
ной и
инди
-
виду
-
альной
дея
-
тельно
-
сти
ние себя
в про
-
цессе
деятель
-
ности
1
0
Оцен
-
ка уча
-
щихся
Дать каче
-
ственную
оценку ра
-
боты класса
Выставляет
.
оценки Благо
-
дарит за урок
Слушают учите
-
ля
Оценка
промежу
-
точных
результа
-
Фор
-
мирова
-
ние по
-
ложи
-
№
Этап
урока
Задачи
этапа
Деятельность
учителя
Деятельность
ученика
Формируемые УУД
Познаватель
-
ные
Регуля
-
тивные
Комму
-
ника
-
тив
-
ные
Лич
-
ност
-
ные
и отдель
-
ным учени
-
кам
тов и
саморе
-
гуляция
для по
-
вышения
мотива
-
ции учеб
-
ной дея
-
тельно
-
сти
тельной
учебной
мотива
-
ции