Напоминание

Риски цифровой трансформации школьного образования


Автор: Губарева Елена Геннадьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ школа-интернат №113 г.о.Самара
Населённый пункт: город Самара, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Риски цифровой трансформации школьного образования
Раздел: полное образование





Назад




Губарева Е.Г. – учитель математики

ГБОУ школа-интернат №113

г.о. Самара

Риски цифровой трансформации школьного образования

С 10 декабря 2020 года в нашей стране начался эксперимент —

внедрение цифровой образовательной среды в школах. На сегодняшний день

ситуация в образовании кардинально меняется. Теперь первостепенный

фактор – использовать цифровые технологии для обучения детей, с помощью

которых будет реализоваться задача подготовки их к жизни в обществе,

основанном на цифровой экономике.

Я считаю, что все то, что закладывается в ребенка в школе, во многом

будет определять всю его дальнейшую жизнь. И дело даже не в знаниях (в

полученной информации), а в формировании личности, закладке основных

навыков. Роль учителя, по словам О.Ю. Васильевой (бывшего министра

просвещения) «меняется, он должен стать куратором, ориентирующем

ребенка в соответствии с его запросами и приоритетами, максимально

индивидуализирует траектории обучения школьников». Возникает вопрос

кто будет выполнять воспитательные задачи? «Компьютер» не воспитывает.

Практика

начальной

цифровизации

образования

уже

на

сегодня

(многочасовое сидение за компьютером, дистанционное-обучение, просмотр

образовательных программ и общение с учителем по видеосвязи) показывает,

что и вред здоровью, и низкая эффективность усвоения информации, и

отсутствие

целостных

знаний

сопровождает

благие

намерения

цифровизации. Кроме того, учителя, ведущие дистанционные занятия

убедились, что более 60% школьников не воспринимают новый формат

всерьез, прогуливая онлайн-занятия. Ограниченность живого общения может

негативно сказываться на взаимодействии с окружающими, адаптации юных

граждан к обществу и новым навыкам. Программы онлайн-образования

несовершенны и требуют модернизации. На сегодняшний день надежды на

то, что дистанционные образовательные технологии заменят школы не

оправдалось.

Европейские исследования в области образования выявили, что

материал, прочитанной с электронного носителя усваивается и запоминается

хуже, чем с бумажной книги. Врачи предупреждают о вредном влиянии

долгого провождения за компьютером, особенно детей младшего школьного

возраста. Не учтен опыт зарубежных стран, который свидетельствует о явно

негативных результатах массового электронного обучения.

Какие же риски цифровой трансформации существуют, на мой взгляд

сегодня это:

- вытеснение неэффективных образовательных организаций (их заменят

образовательные платформы);

-

неэффективное

использование

цифровых

возможностей

и

искусственного интеллекта;

- проблема доступности онлайн-образования и информации;

- недостаточная квалификация педагогов;

- трансформация сферы коммуникаций.

Данные

риски

необходимо

учитывать

для

успешного

развития

образования и других сфер нашей жизни.

Не стоит забывать, что, помимо

приобретения

нужных

работодателю

компетенций,

школа

выполняет

важнейшую функцию социализации обучаемого. Поэтому подходить к

цифровизации требуется очень аккуратно и взвешено.

В заключении хочу сказать, что система образования призвана

обеспечивать уверенный переход общества в «цифровую эпоху».

Процесс трансформации образовательного пространства

предполагает при этом не только риски, но и возможности.

Обучение становится адресным, персонализированным, с

возможностью формировать индивидуальную образовательную

траекторию и обучаться удаленно.

Предстоит воспитать у школьников

стремления к саморазвитию. Принцип непрерывного образования в течение

жизни предполагает, что учащийся осознает его необходимость, овладевает

знаниями не из-под палки, а потому что хочет и умеет учиться. Цифровизация

школы требует научно-апробированных, взвешенных и аккуратных подходов и

решений, основанных на соблюдении законных интересов и прав учащихся и

их родителей, с одной стороны, и выполнении требований государства к

содержанию и качеству образования, с другой

.



В раздел образования