Автор: Губарева Елена Геннадьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ школа-интернат №113 г.о.Самара
Населённый пункт: город Самара, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Риски цифровой трансформации школьного образования
Раздел: полное образование
Губарева Е.Г. – учитель математики
ГБОУ школа-интернат №113
г.о. Самара
Риски цифровой трансформации школьного образования
С 10 декабря 2020 года в нашей стране начался эксперимент —
внедрение цифровой образовательной среды в школах. На сегодняшний день
ситуация в образовании кардинально меняется. Теперь первостепенный
фактор – использовать цифровые технологии для обучения детей, с помощью
которых будет реализоваться задача подготовки их к жизни в обществе,
основанном на цифровой экономике.
Я считаю, что все то, что закладывается в ребенка в школе, во многом
будет определять всю его дальнейшую жизнь. И дело даже не в знаниях (в
полученной информации), а в формировании личности, закладке основных
навыков. Роль учителя, по словам О.Ю. Васильевой (бывшего министра
просвещения) «меняется, он должен стать куратором, ориентирующем
ребенка в соответствии с его запросами и приоритетами, максимально
индивидуализирует траектории обучения школьников». Возникает вопрос
кто будет выполнять воспитательные задачи? «Компьютер» не воспитывает.
Практика
начальной
цифровизации
образования
уже
на
сегодня
(многочасовое сидение за компьютером, дистанционное-обучение, просмотр
образовательных программ и общение с учителем по видеосвязи) показывает,
что и вред здоровью, и низкая эффективность усвоения информации, и
отсутствие
целостных
знаний
сопровождает
благие
намерения
цифровизации. Кроме того, учителя, ведущие дистанционные занятия
убедились, что более 60% школьников не воспринимают новый формат
всерьез, прогуливая онлайн-занятия. Ограниченность живого общения может
негативно сказываться на взаимодействии с окружающими, адаптации юных
граждан к обществу и новым навыкам. Программы онлайн-образования
несовершенны и требуют модернизации. На сегодняшний день надежды на
то, что дистанционные образовательные технологии заменят школы не
оправдалось.
Европейские исследования в области образования выявили, что
материал, прочитанной с электронного носителя усваивается и запоминается
хуже, чем с бумажной книги. Врачи предупреждают о вредном влиянии
долгого провождения за компьютером, особенно детей младшего школьного
возраста. Не учтен опыт зарубежных стран, который свидетельствует о явно
негативных результатах массового электронного обучения.
Какие же риски цифровой трансформации существуют, на мой взгляд
сегодня это:
- вытеснение неэффективных образовательных организаций (их заменят
образовательные платформы);
-
неэффективное
использование
цифровых
возможностей
и
искусственного интеллекта;
- проблема доступности онлайн-образования и информации;
- недостаточная квалификация педагогов;
- трансформация сферы коммуникаций.
Данные
риски
необходимо
учитывать
для
успешного
развития
образования и других сфер нашей жизни.
Не стоит забывать, что, помимо
приобретения
нужных
работодателю
компетенций,
школа
выполняет
важнейшую функцию социализации обучаемого. Поэтому подходить к
цифровизации требуется очень аккуратно и взвешено.
В заключении хочу сказать, что система образования призвана
обеспечивать уверенный переход общества в «цифровую эпоху».
Процесс трансформации образовательного пространства
предполагает при этом не только риски, но и возможности.
Обучение становится адресным, персонализированным, с
возможностью формировать индивидуальную образовательную
траекторию и обучаться удаленно.
Предстоит воспитать у школьников
стремления к саморазвитию. Принцип непрерывного образования в течение
жизни предполагает, что учащийся осознает его необходимость, овладевает
знаниями не из-под палки, а потому что хочет и умеет учиться. Цифровизация
школы требует научно-апробированных, взвешенных и аккуратных подходов и
решений, основанных на соблюдении законных интересов и прав учащихся и
их родителей, с одной стороны, и выполнении требований государства к
содержанию и качеству образования, с другой
.