Автор: Саввина Варвара Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д сад 16 Золотинка
Населённый пункт: г. Якутск. Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Паспорт Развивающей предметно - пространственной среды.
Раздел: дошкольное образование
Паспорт развивающей предметно пространственной среды
Пояснительная записка
Наша Группа - центр жизнедеятельности воспитанников ДОУ. Центром всей методической работы
группы является развивающая предметно – пространственная среда. Ей принадлежит ведущая
роль в укреплении психофизического здоровья ребенка и его всестороннего развития, а также
повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей.
Группа - это копилка лучших традиций, поэтому задача воспитателя - сделать накопленный
опыт живым, доступным, уметь творчески переносить его в работу с детьми, так организовать
работу группы, чтобы воспитанники чувствовали себя в нем, как у себя дома. Условиями
полноценного
функционирования
группы
является
её
методическое
и
организационное
обеспечение, соответствующее современным требованиям, а также необходимое техническое
оснащение оборудованием и пособиями, а также игровым материалом для детей. Требования к
условиям реализации программы дошкольного образования, согласно ФГОС, включают и
требования к развивающей предметно пространственной среде. Развивающая предметно-
пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала
пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или
находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее -
участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в
соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья,
учета
особенностей
и
коррекции
недостатков
их
развития.
Развивающая
предметно-
пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и
взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Развивающая
предметно-пространственная среда обеспечивает: - реализацию различных образовательных
программ; - в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия; -
учет
национально-культурных,
климатических
условий,
в
которых
осуществляется
образовательная деятельность; - учет возрастных особенностей детей. Развивающая предметно-
пространственная
среда
должна
быть
содержательно-насыщенной,
трансформируемой,
полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной:
- Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию
Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и
воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным
игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со
спецификой
Программы).
Организация
образовательного
пространства
и
разнообразие
материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников,
экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
-
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в
подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметами. пространственным
окружением;
- Возможность самовыражения детей.
- Транспортируемость: - Пространства предполагает возможность изменений предметно-
пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся
интересов и возможностей детей;
- Поли функциональность материалов предполагает:
- Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды,
например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
-
Наличие
в
Организации
или
Группе
полифункциональных
(не
обладающих
жестко
закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов,
пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве
предмето в заместителей в детской игре). - Вариативность среды предполагает:
- Наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования,
уединения
и
пр.),
а
также
разнообразных
материалов,
игр,
игрушек
и
оборудования,
обеспечивающих свободный выбор детей;
- Периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих
игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. - Доступность
среды предполагает:
- Доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и
детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- Свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к
играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской
активности;
- Исправность и сохранность материалов и оборудования.
- Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов
требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Организация
самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие
материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование,
инвентарь, необходимые для реализации Программы.
Предметно – развивающая среда группы.
№
Название
Описание
1.
Художественно- эстетический
центр
Одним из центров эмоционального благополучия
ребенка в группе, развитие его художественных и
творческих способностей и интересов. – Наборы
цветных карандашей. Стена – выставки Цветные
восковые мелки. Гуашь,кисточки – тонкие и толстые.
Материалы для лепки и аппликации
2.
Центр Музыки:
Ц
Это полки для хранения музыкальных пособий,
место
для
музицирования
и
настольных
дидактических игр. Основное содержание центра
представляют музыкальные пособия, музыкальные
игрушки,
игрушки
–
самоделки,
детские
музыкальные
инструменты,
элементы
костюмов,
аудиотехника.
3.
Важный объект развивающей среды, поскольку
Театральный центр:
одним из самых эффективных средств развития и
воспитания ребенка. Наше оснащение: кукольный
театр. Настольный театр. Пальчиковый театр.
4.
Уголок ряженья и
парикмахерская с зеркалом:
– Необходимый атрибут группы. Ребята смотрятся в
зеркало и наряжаются с помощью взрослого в
платочки, накидки, юбочки, костюмы разных
персонажей. Уголок ряженья наполняется в течение
всего учебного года, постепенно внося новые
атрибуты: бусы, шапочки, ленты, элементы костюмов
для сюжетно – ролевых игр. Уголок парикмахерская
так же периодически обновляется, детям очень
нравится расчесывать друг друга и делать различные
прически
5.
Уголок магазин:
Сюжетно-ролевая игра «Магазин»: Необходим, это
знает каждый методист и воспитатель. Необходимо
организовать прилавок, за которым может
располагаться "продавец". Разложить на ветрину
пластиковые овощи и фрукты, другие муляжи
продуктов. Обязательно - весы и ролевой костюм
продавца. – Касса. Весы. Кондитерские изделия.
Хлебобулочные изделия. Овощи, фрукты. Предметы -
заменители.
6.
Уголок конструирования:
Строительные наборы с деталями разных размеров и
форм, конструкторы, плоскостные мозайки, бочонки
лото, палочки, спичечные коробки, коробки разных
размеров, наборы для моделирования и т.п.
7.
Уголок природы:
– Знакомит детей с доступными явлениями
природы, узнают на картинках и в игрушках
домашних животных и их детенышей, учатся
различать по внешнему виду овощи и фрукты. Дети
очень заботливы и бережно относятся к каждому
цветочку, каждому листочку.