Напоминание

Паспорт Развивающей предметно - пространственной среды.


Автор: Саввина Варвара Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д сад 16 Золотинка
Населённый пункт: г. Якутск. Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Паспорт Развивающей предметно - пространственной среды.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Паспорт развивающей предметно пространственной среды

Пояснительная записка

Наша Группа - центр жизнедеятельности воспитанников ДОУ. Центром всей методической работы

группы является развивающая предметно – пространственная среда. Ей принадлежит ведущая

роль в укреплении психофизического здоровья ребенка и его всестороннего развития, а также

повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей.

Группа - это копилка лучших традиций, поэтому задача воспитателя - сделать накопленный

опыт живым, доступным, уметь творчески переносить его в работу с детьми, так организовать

работу группы, чтобы воспитанники чувствовали себя в нем, как у себя дома. Условиями

полноценного

функционирования

группы

является

её

методическое

и

организационное

обеспечение, соответствующее современным требованиям, а также необходимое техническое

оснащение оборудованием и пособиями, а также игровым материалом для детей. Требования к

условиям реализации программы дошкольного образования, согласно ФГОС, включают и

требования к развивающей предметно пространственной среде. Развивающая предметно-

пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала

пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или

находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее -

участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в

соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья,

учета

особенностей

и

коррекции

недостатков

их

развития.

Развивающая

предметно-

пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и

взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Развивающая

предметно-пространственная среда обеспечивает: - реализацию различных образовательных

программ; - в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия; -

учет

национально-культурных,

климатических

условий,

в

которых

осуществляется

образовательная деятельность; - учет возрастных особенностей детей. Развивающая предметно-

пространственная

среда

должна

быть

содержательно-насыщенной,

трансформируемой,

полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной:

- Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию

Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и

воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным

игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со

спецификой

Программы).

Организация

образовательного

пространства

и

разнообразие

материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников,

экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

-

двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в

подвижных играх и соревнованиях;

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметами. пространственным

окружением;

- Возможность самовыражения детей.

- Транспортируемость: - Пространства предполагает возможность изменений предметно-

пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся

интересов и возможностей детей;

- Поли функциональность материалов предполагает:

- Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды,

например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

-

Наличие

в

Организации

или

Группе

полифункциональных

(не

обладающих

жестко

закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов,

пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве

предмето в заместителей в детской игре). - Вариативность среды предполагает:

- Наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования,

уединения

и

пр.),

а

также

разнообразных

материалов,

игр,

игрушек

и

оборудования,

обеспечивающих свободный выбор детей;

- Периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих

игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. - Доступность

среды предполагает:

- Доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и

детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

- Свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к

играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской

активности;

- Исправность и сохранность материалов и оборудования.

- Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов

требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Организация

самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие

материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование,

инвентарь, необходимые для реализации Программы.

Предметно – развивающая среда группы.

Название

Описание

1.

Художественно- эстетический

центр

Одним из центров эмоционального благополучия

ребенка в группе, развитие его художественных и

творческих способностей и интересов. – Наборы

цветных карандашей. Стена – выставки Цветные

восковые мелки. Гуашь,кисточки – тонкие и толстые.

Материалы для лепки и аппликации

2.

Центр Музыки:

Ц

Это полки для хранения музыкальных пособий,

место

для

музицирования

и

настольных

дидактических игр. Основное содержание центра

представляют музыкальные пособия, музыкальные

игрушки,

игрушки

самоделки,

детские

музыкальные

инструменты,

элементы

костюмов,

аудиотехника.

3.

Важный объект развивающей среды, поскольку

Театральный центр:

одним из самых эффективных средств развития и

воспитания ребенка. Наше оснащение: кукольный

театр. Настольный театр. Пальчиковый театр.

4.

Уголок ряженья и

парикмахерская с зеркалом:

– Необходимый атрибут группы. Ребята смотрятся в

зеркало и наряжаются с помощью взрослого в

платочки, накидки, юбочки, костюмы разных

персонажей. Уголок ряженья наполняется в течение

всего учебного года, постепенно внося новые

атрибуты: бусы, шапочки, ленты, элементы костюмов

для сюжетно – ролевых игр. Уголок парикмахерская

так же периодически обновляется, детям очень

нравится расчесывать друг друга и делать различные

прически

5.

Уголок магазин:

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»: Необходим, это

знает каждый методист и воспитатель. Необходимо

организовать прилавок, за которым может

располагаться "продавец". Разложить на ветрину

пластиковые овощи и фрукты, другие муляжи

продуктов. Обязательно - весы и ролевой костюм

продавца. – Касса. Весы. Кондитерские изделия.

Хлебобулочные изделия. Овощи, фрукты. Предметы -

заменители.

6.

Уголок конструирования:

Строительные наборы с деталями разных размеров и

форм, конструкторы, плоскостные мозайки, бочонки

лото, палочки, спичечные коробки, коробки разных

размеров, наборы для моделирования и т.п.

7.

Уголок природы:

– Знакомит детей с доступными явлениями

природы, узнают на картинках и в игрушках

домашних животных и их детенышей, учатся

различать по внешнему виду овощи и фрукты. Дети

очень заботливы и бережно относятся к каждому

цветочку, каждому листочку.



В раздел образования