Напоминание

Дидактические основы активизации учения школьников.


Автор: Шалина Ольга Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №8
Населённый пункт: г.Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Дидактические основы активизации учения школьников.
Раздел: начальное образование





Назад




Дидактические основы активизации учения школьников.

Особое значение для успешной реализации принципа активности в обучении имеют

самостоятельные работы творческого характера. Разновидности: программированные задания, тесты.

Активация учения школьников не как усиление деятельности, а как мобилизация учителем с

помощью специальных средств интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил учеников

на достижение конкретных целей обучения и воспитания.

Физиологической основой познавательной активности является рассогласование между наличной

ситуацией и прошлым опытом. Особое значение на этапе включения ученика в активную

познавательную деятельность имеет ориентировочно-исследовательский рефлекс, представляющий

собой реакцию организма на необычные изменения во внешней среде. Исследовательский рефлекс

приводит кору больших полушарий в деятельное состояние. Возбуждение исследовательского

рефлекса - необходимое условие познавательной деятельности.

Уровни познавательной активности (Шаламова Т.И. 1982г.)

Первый уровень – воспроизводящая активность.

Характеризуется стремлением ученика понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть

способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий

школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа:

«Почему?»

Второй уровень – интерпретирующая активность.

Характеризуется стремлением ученика к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением

познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в

измененных условиях.

Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что

ученик стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения

задания, а ищет пути решения.

Третий уровень – творческий.

Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их

взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.

Характерная особенность – проявление высоких волевых качеств ученика, упорство и настойчивость

в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности

обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что ученик знал, что

уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество

деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого

принципа обучения.

Принцип связи обучения с жизнью, является содержательной основой для активизации учения

школьников, может преодолеть отрыв обучения от жизни, осуществляемым только в случае

организации активного учения школьников.

Принцип научности создает основу для активной деятельности учащихся не только по осмыслению и

заполнению освещаемого содержания, но и для его теоретического толкования. В то же время

проникновение в сущность изучаемых явлений неразрывно связано с качественной познавательной

деятельностью школьников.

Принцип сознательности и прочности усвоения знаний может быть реализован только в процессе

активного учения.

Принцип наглядности, выражая, в основном, единство конкретного и абстрактного, теснейшим

образом связанный с сознательностью усвоения знаний, реализуется при активном мышлении

учащихся, особенно на этапе перехода от конкретного к абстрактному, и наоборот, от абстрактного к

конкретному.

Принцип индивидуального подхода к учащимся в условиях коллективного характера обучения

предполагает включение каждого ученика в процесс учения. При этом уровень активности будет

зависеть от учета реальных учебных возможностей школьников.

Таким образом, принцип активности в обучении находится в диалектическом единстве со всеми

принципами в их системе.

В качестве средств активизации учения школьников выступают: учебное содержание, формы,

методы и приемы обучения.

Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить не общую активность в познавательной

деятельности, а их активность, направленную на овладение ведущими знаниями и способами

деятельности.

Активизация учения есть прежде всего организация действий учащихся, направленных на осознание

и разрешение конкретных учебных проблем.

Проблема – это всегда знание о незнании, т.е. осознание недостаточности знаний для

удовлетворения возникшей познавательной потребности.

Признаки, характеризующие самостоятельную работу:

- наличие цели самостоятельной работы,

- наличие конкретного задания,

- четкое определение формы выражения результата самостоятельной работы,

- определение формы проверки результата самостоятельной работы,

- обязательность выполнения работы каждым учеником, получившим задание.

Основные требования к содержательно-логической (внутренней) стороне самостоятельной работы:

1. Содержание заданий должно строго соответствовать конкретным дидактическим целям обучения

и воспитания;

2. содержание и методический аппарат заданий должны обеспечить учебно-познавательную

деятельность всех степеней познавательной самостоятельности;

3. в работах должны использоваться все возможности для введения вариативных заданий, которые

обеспечивают максимально успешное протекание самостоятельных работ каждого ученика.

Задача учителя – не только сообщать знания (преподавание), но и управлять процессом их усвоения,

воспитывать и способствовать развитию ученика, формировать у него необходимые личностные

качества.

Задача ученика – учить и путем самовоспитания совершенствоваться, развивая у себя ценные черты

характера и личности.

Н.А. Менчинская различает в управлении процессом учения две формы, которые отличаются

степенью активности учащихся.

Первая из них предполагает жесткую регламентацию деятельности учащихся, подается ему в

готовом виде. Сюда относится обучение на основе алгоритмов.

Другая форма управления – направление учащихся не решение поисковых задач, постановки перед

ними задач проблемного типа.

Проблемное обучение не только активизирует мыслительные процессы учащихся, но и посредством

поисковых задач порождает у них интерес и тем самым необходимую учебную мотивацию.



В раздел образования