Автор: Шалина Ольга Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №8
Населённый пункт: г.Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Дидактические основы активизации учения школьников.
Раздел: начальное образование
Дидактические основы активизации учения школьников.
Особое значение для успешной реализации принципа активности в обучении имеют
самостоятельные работы творческого характера. Разновидности: программированные задания, тесты.
Активация учения школьников не как усиление деятельности, а как мобилизация учителем с
помощью специальных средств интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил учеников
на достижение конкретных целей обучения и воспитания.
Физиологической основой познавательной активности является рассогласование между наличной
ситуацией и прошлым опытом. Особое значение на этапе включения ученика в активную
познавательную деятельность имеет ориентировочно-исследовательский рефлекс, представляющий
собой реакцию организма на необычные изменения во внешней среде. Исследовательский рефлекс
приводит кору больших полушарий в деятельное состояние. Возбуждение исследовательского
рефлекса - необходимое условие познавательной деятельности.
Уровни познавательной активности (Шаламова Т.И. 1982г.)
Первый уровень – воспроизводящая активность.
Характеризуется стремлением ученика понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть
способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий
школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа:
«Почему?»
Второй уровень – интерпретирующая активность.
Характеризуется стремлением ученика к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением
познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в
измененных условиях.
Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что
ученик стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения
задания, а ищет пути решения.
Третий уровень – творческий.
Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их
взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.
Характерная особенность – проявление высоких волевых качеств ученика, упорство и настойчивость
в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности
обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что ученик знал, что
уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество
деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого
принципа обучения.
Принцип связи обучения с жизнью, является содержательной основой для активизации учения
школьников, может преодолеть отрыв обучения от жизни, осуществляемым только в случае
организации активного учения школьников.
Принцип научности создает основу для активной деятельности учащихся не только по осмыслению и
заполнению освещаемого содержания, но и для его теоретического толкования. В то же время
проникновение в сущность изучаемых явлений неразрывно связано с качественной познавательной
деятельностью школьников.
Принцип сознательности и прочности усвоения знаний может быть реализован только в процессе
активного учения.
Принцип наглядности, выражая, в основном, единство конкретного и абстрактного, теснейшим
образом связанный с сознательностью усвоения знаний, реализуется при активном мышлении
учащихся, особенно на этапе перехода от конкретного к абстрактному, и наоборот, от абстрактного к
конкретному.
Принцип индивидуального подхода к учащимся в условиях коллективного характера обучения
предполагает включение каждого ученика в процесс учения. При этом уровень активности будет
зависеть от учета реальных учебных возможностей школьников.
Таким образом, принцип активности в обучении находится в диалектическом единстве со всеми
принципами в их системе.
В качестве средств активизации учения школьников выступают: учебное содержание, формы,
методы и приемы обучения.
Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить не общую активность в познавательной
деятельности, а их активность, направленную на овладение ведущими знаниями и способами
деятельности.
Активизация учения есть прежде всего организация действий учащихся, направленных на осознание
и разрешение конкретных учебных проблем.
Проблема – это всегда знание о незнании, т.е. осознание недостаточности знаний для
удовлетворения возникшей познавательной потребности.
Признаки, характеризующие самостоятельную работу:
- наличие цели самостоятельной работы,
- наличие конкретного задания,
- четкое определение формы выражения результата самостоятельной работы,
- определение формы проверки результата самостоятельной работы,
- обязательность выполнения работы каждым учеником, получившим задание.
Основные требования к содержательно-логической (внутренней) стороне самостоятельной работы:
1. Содержание заданий должно строго соответствовать конкретным дидактическим целям обучения
и воспитания;
2. содержание и методический аппарат заданий должны обеспечить учебно-познавательную
деятельность всех степеней познавательной самостоятельности;
3. в работах должны использоваться все возможности для введения вариативных заданий, которые
обеспечивают максимально успешное протекание самостоятельных работ каждого ученика.
Задача учителя – не только сообщать знания (преподавание), но и управлять процессом их усвоения,
воспитывать и способствовать развитию ученика, формировать у него необходимые личностные
качества.
Задача ученика – учить и путем самовоспитания совершенствоваться, развивая у себя ценные черты
характера и личности.
Н.А. Менчинская различает в управлении процессом учения две формы, которые отличаются
степенью активности учащихся.
Первая из них предполагает жесткую регламентацию деятельности учащихся, подается ему в
готовом виде. Сюда относится обучение на основе алгоритмов.
Другая форма управления – направление учащихся не решение поисковых задач, постановки перед
ними задач проблемного типа.
Проблемное обучение не только активизирует мыслительные процессы учащихся, но и посредством
поисковых задач порождает у них интерес и тем самым необходимую учебную мотивацию.