Автор: Бессарабов Евгений Алексеевич
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ДДЮТ «На Ленской»
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Работа с одарёнными и мотивированными к обучению танцам учащимися»
Раздел: дополнительное образование
«Работа с одарёнными и мотивированными к обучению танцам
учащимися»
Одарённые
дети
–
это
дети,
обладающие
врождёнными
высокими
интеллектуальными,
физическими,
художественными,
творческими,
коммуникативными способностями. Детская одарённость – это важнейшая
мировая, комплексная, психолого-педагогическая и социально-общественная
проблема во всех развитых странах.
Выдающиеся умственные проявления ребёнка могут оказаться лишь чем-то
временным. В ходе возрастного развития – вместе с укреплением и
обогащением свойств интеллекта, подъёмом их на новый уровень –
происходит и ограничение, а то и утрата некоторых детских возможностей.
Ранние признаки способностей не могут оставлять равнодушными родителей
и педагогов – ведь они могут указывать на предпосылки подлинного таланта.
Необходимо диагностировать, выявлять и поддерживать одарённых детей
потому, что они являются творческим и умственным потенциалом своей
страны. Именно поэтому проблема работы с одарёнными учащимися
чрезвычайно актуальна для современного российского общества.
Учреждения дополнительного образования детей предоставляют детям
возможность свободного выбора форм и видов деятельности, направленных
на
формирование
их
мироощущений
и
миропонимания,
развитие
познавательных
способностей
и
положительной
мотивационной
направленности. Целью деятельности учреждения становится не просто
обеспечение
учебно-воспитательного
процесса,
но
комплексное
сопровождение ребёнка на всём протяжении обучения, то есть система
профессиональной деятельности, направленная на создание психолого-
педагогических,
социально-психологических
условий
для
успешного
развития детей.
Условия учреждения дополнительного образования позволяют обучать и
воспитывать одарённых и мотивированных детей путём создания условий
для развития и реализации их интеллектуального и творческого потенциала.
Это даёт возможность не потерять одарённого ребёнка, так как такие дети
стремятся поступить в профильные учебные заведения и продолжить занятия
искусством.
Также
позволяет
формировать
позитивное
отношение
к
учащимся
с
ярко
выраженной
мотивацией
к
учебно-познавательной
деятельности и воспитывать убеждение в ценности дополнительного
образования на современном этапе развития нашего общества.
На занятиях и во внеурочное время создаются условия для полноценного
воспитания и образования одарённых детей в разных творческих областях:
традиционно проводятся конкурсы, фестивали, выставки и т.д. Учащиеся
учреждения занимают большое количество призовых мест в городских,
областных, региональных, всероссийских и международных конкурсах,
творческих выставках различного уровня, участвуют в мастер-классах.
Цель работы: создать условия для выявления, поддержки и развития
одарённых и мотивированных детей, их самореализации, профессионального
самоопределения в соответствии со способностями, а также создание
условий для оптимального развития детей.
Задачи работы:
1.
Создать благоприятные условия для полноценного воспитания и
образования детей с повышенными творческими способностями.
2. Повысить эффективность работы с одарёнными и мотивированными к
обучению детьми путём использования современных образовательных
технологий в преподавании специальных дисциплин.
3.
Организовать мероприятия для повышения социального статуса
талантливых и способных детей.
Основные направления работы с одарёнными и мотивированными к
обучению танцам учащимися
Способы стимулирования
1.
Награждение
дипломами
(или
грамотами),
ценными
подарками
учащихся и премирование преподавателей.
2. Размещение фотографий на стенде в учреждении.
3. Размещение статей о достижениях учащихся на сайте учреждения и
группе «ВК».
4. Направление Благодарственных писем родителям учащихся, занявшим
призовые места в олимпиадах, конкурсах, выставках.
5. Проведение ежегодных фестивалей, отчетных концертов.
Формы и методы работы с одарёнными
и мотивированными к обучению танцам учащимися
Первая ступень обучения (1 год обучения)
- выявление одарённых и мотивированных детей и работа с ними по
развитию способностей на занятиях и во внеурочное время;
- привитие навыков концертной деятельности;
- поддерживание тесной связи с родителями учащихся.
Вторая ступень обучения (2,3 год обучения)
- выявление одарённых и мотивированных детей и работа с ними на
занятиях и во внеурочное время;
-
широкое привлечение учащихся к работе во внеклассной работе
(концертная деятельность);
- развитие инициативы и самостоятельности;
- формирование навыков самостоятельной работы с дополнительными
источниками информации;
-
проведение
внутриклубных
конкурсов,
участие
в
городских,
зональных,
областных,
региональных,
всероссийских,
международных
конкурсах;
- обучение самооценке, самоанализу и самоконтролю;
- работа по созданию системы профессиональной ориентации учащихся.
Третья ступень обучения (4 год обучения)
-
индивидуальная работа на занятиях и во внеурочное время с
одарёнными и мотивированными к обучению детьми;
- оказание помощи в выборе профессии;
- участие в конкурсах различного уровня;
- индивидуальная работа с родителями учащихся.
Принципы работы с одарёнными и
мотивированными к обучению танцам детьми
·
Индивидуализация
обучения
(осуществление
индивидуального
подхода к учащимся в ходе занятий и внеурочной деятельности, наличие
индивидуального плана обучения учащихся).
· Принцип опережающего обучения (обогащение учебного материала
дополнительными данными, заданиями творческого характера).
· Принцип комфортности в любой деятельности.
· Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации
способностей учащихся.
· Принцип развивающего обучения.
Ожидаемые результаты деятельности педагогического коллектива:
· сформировать ценностную культуру учебно-воспитательного процесса
в условиях микросоциума;
· сформировать систему работы с одарёнными и мотивированными к
обучению детьми;
·
создать
условия
для
развития
способностей
одарённых
и
мотивированных детей;
· совершенствовать формы работы с одарёнными и мотивированными к
обучению детьми;
·
повысить результативность учащихся в олимпиадах, конкурсах,
фестивалях, выставках и т.д.
Модель одарённого и мотивированного учащегося:
· личность, здоровая физически, духовно-нравственно и социально;
· личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной
ситуации, осуществлять поисковую деятельность, проводить исследования,
рефлексию
деятельности,
владеющая
средствами
и
способами
исследовательского труда;
· личность, способная осуществить самостоятельную деятельность;
· личность, обладающая разносторонним интеллектом, компенсаторными
способностями, высоким уровнем культуры;
·
личность,
руководствующаяся
в
своей
жизнедеятельности
общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого
человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;
·
личность,
готовая
к
осознанному
выбору
и
освоению
профессиональных
образовательных
программ
с
учётом
склонностей,
сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.