Напоминание

"Развитие воображения в дошкольном возрасте"


Автор: Лукьянова Евгения Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №21 "Гнёздышко"
Населённый пункт: город Междуреченск, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие воображения в дошкольном возрасте"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ДОКЛАД

ТЕМА:

«Развитие воображения в дошкольном возрасте»

1

Воображение - это психический познавательный процесс создания новых

образов путем переработки материалов восприятия и представления,

полученных в прошлом опыте. Помимо данного, существуют и другие

определения воображения. Например, его можно обозначить, как способность

представлять отсутствующий (в данный момент или вообще в реальности)

объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.

Воображение - это отражение действительности в новых, неожиданных

сочетаниях и связях. Л.С.Выготский толковал понятие – воображение

следующим образом: воображение — познавательный процесс отражения

будущего путем создания новых образов на основе переработки образов

восприятия, мышления и представлений, полученных в предшествующем

опыте.

Воображение позволяет человеку выйти за пределы реального мира во времени

и пространстве, дает возможность еще до начала работы представить себе

готовый результат труда. Почти вся человеческая материальная и духовная

культура является продуктом воображения и творчества людей. Оно занимает

промежуточное положение между восприятием и мышлением, мышлением и

памятью. Это одно из самых загадочных психических явлений. Воображение

тесно связано со всеми сторонами жизнедеятельности человека. Оно

неразрывно связано с памятью, опирается на ее процессы, перерабатывая и

преобразуя то, что в ней хранится. Воображение активно включается

в восприятие, обогащая воспринимаемые образы. Тесные связи существуют

между воображением и мышлением. Воображение всегда направлено на

практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать,

представляет, что надо делать и как он будет это делать, Таким образом, он уже

заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в

последующей практической деятельности человека. Эта способность человека

заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания

материальной вещи резко отличает человеческую деятельность от

«деятельности» животных. Процесс воображения свойствен только человеку и

является необходимым условием его трудовой деятельности.

Физиологическую основу воображения составляет образование новых

сочетаний из тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом

опыте. При этом простая актуализация уже имеющихся временных связей еще

не ведет к созданию нового. Создание нового предполагает такое сочетание,

которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг

с другом. При этом важное значение имеет вторая сигнальная система, слово.

2

Процесс воображения представляет собой совместную работу обеих сигнальных

систем. Все наглядные образы неразрывно связаны с ним. Как правило, слово

служит источником появления образов воображения, контролирует путь

становления их, является средством их удержания, закрепления, их изменения.

Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом

случае источник воображения – объективная реальность.

Произвольное и непроизвольное воображение

Воображение различным образом связано с волей человека, на основании чего

выделяются произвольное и непроизвольное воображение. Если образы

создаются при ослабленной деятельности сознания, воображение

именуется непроизвольным. Оно имеет место в полудремотном состоянии или

во сне, а также при некоторых расстройствах

сознания. Произвольное воображение — это осознанная, направленная

деятельность, выполняя которую, человек отдает себе отчет относительно ее

целей и мотивов. Оно характеризуется преднамеренным созданием образов.

Активность и произвольность воображения могут сочетаться различными

способами. Примером произвольного пассивного воображения являются грезы,

когда человек преднамеренно предается думам о том, что вряд ли когда-нибудь

осуществиться. Произвольное активное воображение проявляется в длительном,

целеустремленном поиске нужного образа, что характерно, в частности, для

деятельности писателей, изобретателей, художников.

Воссоздающее и творческое воображение

По связи с прошлым опытом выделяют два вида воображения: воссоздающее и

творческое. Воссоздающее воображение — это создание образов объектов,

которые ранее в законченном виде человеком не воспринимались, хотя он

знаком с подобными объектами или с их отдельными элементами. Образы

формируются по словесному описанию, схематическому изображению —

чертежу, рисунку, географической карте. При этом используются имеющиеся

относительно данных объектов знания, что определяет преимущественно

репродуктивный характер создаваемых образов. В то же время они отличаются

от представлений памяти большим разнообразием, гибкостью и динамичностью

элементов образа. Творческое воображение — самостоятельное создание

новых образов, которые воплощаются в оригинальные продукты различных

видов деятельности при минимальной опосредованной опоре на прошлый опыт.

Виды воображения

3

Существуют различные виды воображения. По степени

активности воображение может быть пассивным и активным.

Пассивное воображение не стимулирует человека к активным действиям. Он

удовлетворяется созданными образами и не стремится реализовать их в

действительности или рисует образы, которые в принципе не могут быть

реализованы. Активное воображение — это создание образов, которые

впоследствии реализуются в практических действиях и продуктах деятельности.

Иногда это требует от человека больших усилий и значительных затрат времени.

Активное воображение повышает творческое содержание и других видов

деятельности.

Характеристика отдельных видов воображений:

Продуктивное

Продуктивным называют воображение, в образах которого имеется много

нового (элементов фантазии). Продукты такого воображения обычно ни на что

не похожи или очень мало похожи на то, что уже известно.

Репродуктивное

Репродуктивное — это воображение, в продуктах которого имеется немало уже

известного, хотя есть и отдельные элементы нового. Таким, например, является

воображение начинающего поэта, писателя, инженера, художника, которые

поначалу создают свои творения по известным образцам, тем самым, обучаясь

профессиональному мастерству.

Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм

воображения. По степени преобразования действительности они могут быть или

репродуктивными или продуктивными. Иван Михайлович Сеченов называл

сновидения «небывалой комбинацией бывалых впечатлений», а современная

наука полагает, они отражают процесс перевода информации из оперативной в

долговременную память. Другая точка зрения заключается в том, что в

сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно

важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить

реализации в реальной жизни.

Галлюцинация - пассивные и непроизвольные формы воображения. По

степени преобразования действительности чаще всего бывают продуктивными.

Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие явной связи с

окружающей человека действительностью. Обычно галлюцинации являются

4

результатом каких-то нарушений психики или воздействием на мозг

лекарственных или наркотических веществ.

Грезы в отличие от галлюцинаций являются вполне нормальным психическим

состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием,

чаще всего несколько идеализируемым будущим. Это пассивный и

продуктивный тип воображения.

Мечта от грезы отличается тем, что она более реалистична и в большей степени

осуществима. Мечта относятся к типу активных форм воображения. По степени

преобразования действительности мечты чаще всего бывают продуктивными.

Особенности мечты:

- Мечтая, человек всегда создает образ желаемого.

- Она не включена напрямую в деятельность человека и не дает сразу же

практических результатов.

- Мечта направлена в будущее, в то время как некоторые другие формы

воображения работают и с прошлым.

- Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются эмоциональной

насыщенностью, ярким характером, и в то же время – отсутствием понимания

конкретных путей к осуществлению мечты.

Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени,

особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными

думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения,

порождающие чувства беспокойства, вины, агрессивности.

Механизмы переработки представлений в воображаемые образы.

Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких

способов:

Агглютинация - «складывание», «склеивание» различных, несоединимых в

повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж

сказок - кентавр, Змей-Горыныч и пр.

Гиперболизация - существенное увеличение или уменьшение предмета или

отдельных его частей, которое приводит к качественно новым свойствам.

Примером могут служить следующие сказочные и литературные персонажи:

гигантский гомеровский циклоп, Гулливер, Мальчик–с-Пальчик.

5

Акцентирование - выделение характерной детали в создаваемом образе

(дружеский шарж, карикатура).

6

Особенности развития воображения в раннем возрасте

Актуальность проблемы развития воображения у детей дошкольного возраста

заключается в том, что оно играет существенную роль в познавательном развитии

ребенка, а также является основой любой творческой деятельности. И если в

дошкольном возрасте у ребенка воображение развито слабо, то в процессе

обучения в школе у него могут возникнуть затруднения. Например, для решения

задачи

или

усвоения

содержания

урока

необходимо

представить

себе

описываемый предмет или явление, другими словами воссоздать его в своем

воображении. Таким образом, воображение необходимо развивать именно в

дошкольном

возрасте.Изучением

развития

воображения

детей

дошкольного

возраста занимались многие зарубежные и отечественные ученые. Большинство

авторов

связывает

генезис

воображения

с

развитием

игровой

деятельности

ребенка (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Ф. И. Фрадкина, Н. Я. Михайленко, Н.

А. Короткова, Е. М. Гаспарова), а также с овладением детьми дошкольниками

видами

деятельности,

традиционно

считающимися

«творческими»:

конструктивной (А. Р. Лурия, А. Н. Давидчук, Л. А. Парамонова, Г. В. Урадовских

и др.), музыкальной (Н. А. Ветлугина, К. В. Тарасова), изобразительной (Л. С.

Выготский, И. А. Сакулина, В. С. Мухина, Т. С. Комарова, Т. Г.Казакова),

художественно-литературной (О. С. Ушакова, А. Е. Шибицкая, М. М. Рыбакова, Г.

Д. Кириллова).

Начало развития детского воображения связывается с окончанием периода раннего

детства,

когда

ребенок

впервые

демонстрирует

способность

замещать

одни

предметы на другие и использовать одни предметы вместо других. Дальнейшее

развитие

воображение

получает

в

играх,

где

символические

замены

совершаются довольно часто и с помощью разнообразных средств и приемов.О

развитости детского воображения в дошкольном возрасте судят не только по

представлениям и ролям, которые дети берут на себя в играх, но и на основе

анализа

материальных

продуктов

их

творчества,

в

частности

поделок

и

рисунков.

В

первой

половине

дошкольного

дет ства

у

р е б е н к а

преобладает репродуктивное

воображение, механически

воспроизводящее

полученные

впечатления

в

виде

образов.

Это

могут

быть

впечатления,

полученные

ребенком

в

результате

непосредственного

восприятия

действительности,

прослушивания

рассказов,

сказок,

просмотра

видео-

и

кинофильмов. В образах обычно воспроизводится то, что оказало на ребенка

эмоциональное

впечатление,

вызвало

у

него

вполне

определенные

эмоциональные

реакции,

оказалось

особенно

интересным.

В

целом

же

воображение детей-дошкольников является еще довольно слабым.Маленький

7

ребенок, например трехлетка, не в состоянии еще полностью восстановить

картину по памяти, творчески ее преобразовать, расчленить и использовать

далее отдельные части воспринятого как фрагменты, из которых можно сложить

что-либо новое. Для младших детей дошкольного возраста характерно неумение

видеть и представлять вещи с точки зрения, отличной от их собственной, под

иным углом зрения.

Дьяченко, Ольга Михайловна психолог, доктор психологических наук,

исследуя проблему развития воображения

и

анализируя литературу по данному

вопросу

отмечает,

что

у

детей

существование

двух

видов

воображения:

пластического и эмоционального еще Т. Рибо указывал на (Т. Рибо, 1901).

Пластическое воображение основано на ассоциациях объективных признаков

действительности (по смежности, по сходству). Эмоциональное воображение

предполагает

группировки

образов

по

эмоциональному

состоянию.Л.С.

Выготский (1967) полагал, что есть два подобных вида воображения, которые

связаны

с

индивидуальными

особенностями

того

или

иного

ребенка.

Л.С.

Выготский ссылался на работу А. Бине, который изучал творчество детей и

выделил две его типа: "наблюдающее" и "толкующее", которые фактически

согласуются с пластическим и эмоциональным воображением Т. Рибо. Л.С.

Выготский

считал,

что

существует

вид

объективного

воображения,

когда

ребенок выражает воспринимаемый им объективный мир как таковой и вид

эмоционального

воображения,

когда

ребенок

выражает

собственные

переживания.А.В.

Запорожец

(1986)

специально

рассматривал

развитие

эмоционального

воображения,

анализируя

его

зарождение

в

процессе

синтетической эмоционально-познавательной деятельности.

Таким образом, есть основания полагать, что уже в дошкольном возрасте можно

выделить два вида воображения в зависимости от тех функций, которые оно

выполняет в развитии детской психики. Эти виды воображения можно назвать

познавательное и эмоциональное.

Основная

задача

"познавательного"

воображения

-

это

специфическое

отражение

закономерностей

объективного

мира,

преодоление

возникших

противоречий в представлениях о действительности, достраивание и уточнение

целостной

картины

мира.

С

помощью

воображения

ребенок

может

либо

творчески овладевать схемами и смыслами человеческих действий (предметных

и

действий

общения),

либо,

отталкиваясь

от

отдельных

впечатлений

действительности, строить целостный образ какого-либо события или явления.

8

"Эмоциональное"

же

воображение

возникает

в

ситуации

противоречия,

складывающегося у ребенка образа "Я" реальности и является в таких случаях

одним из механизмов построения образа "Я". При этом, с одной стороны,

воображение может выполнять регулирующую функцию в процессе усвоения

норм и смыслов социального поведения, а о другой стороны - выступать в

качестве

защитного

механизма

личности.

При

этом

защита

может

осуществляться

двумя

основными

путями.

Во-первых,

через

многократную

вариативную репрезентацию травмирующих воздействий, в процессе которой

могут

находиться

способы

разрешения

конфликтных

ситуаций.

Во-вторых,

через

создание

воображаемой

ситуации,

снимающей

фрустрацию. Дьяченко

О.М. условно разделила развитие воображения у детей дошкольников на три

этапа

Первый этап в развитии воображения можно отнести к 2,5—3 годам. В этом

возрасте как раз и происходит разделение воображения на познавательное и

аффективное, связанные с двумя важнейшими новообразованиями возраста. С

одной стороны, это отделение ребенком себя от предмета, от действия с

предметом и отсюда — направленность его на овладение новыми действиями и

предметами, а в случае невозможности прямого овладения — обращение к

предметам-заместителям. С другой — выделение своего личного

«я», переживание своей отделенности от окружающего мира. В 3 года

воображение начинает развиваться, и прежде всего в игре. Первые его

проявления связаны с обыгрыванием предметов. Малыш действует с одним

предметом, а воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки, камушек

вместо мыла, стул – это машина, на которой дети путешествуют, и т.д. При этом

воображение 3-летнего ребенка приковано к тому предмету, который он видит и

может обыграть. Если на его пути встречается дерево, то начинается

«путешествие», если в руки попала прямая палочка, то может начаться игра в

«лошадку».

Второй этап в развитии воображения — возраст 4—5 лет. В этом возрасте

ребенок нацелен на усвоение норм, прежде всего социальных, а также правил и

образцов деятельности. Взрослые, чувствуя новые возможности ребенка, ведут

его обучение и воспитание в основном через образцы, которым ребенок должен

следовать. К 4 годам проявления воображения ребенка можно наблюдать не

только в игре, но и на занятиях. В этом возрасте большинство детей осваивают

первое творческое действие – «опредмечивание», которое состоит в том, что

малыш превращает заданный элемент действительности в какой-либо предмет.

Так, например, ребята младшей группы с удовольствием участвуют в игре

9

«Какая игрушка?». Игра состоит из набора карточек, на каждой из которых

нарисована

фигурка,

представляющая

собой

схематическое

изображение

нескольких игрушек или предметов. Детям предлагается ответить на вопрос: на

что похожа каждая картинка. В 4 года дошкольники обычно могут придумать

предметы

ко

всем

или

к

большинству

картинок,

причем

многие

называют

несколько предметов, подходящих к одной картинке. Четырехлетнего малыша

можно

также

попросить

продолжить

незаконченную

сказку,

обычно

ребята

дополняют ее несколькими предложениями. К 5 годам действие опредмечивания

продолжает

оставаться

основным

при

выполнении

ребенком

заданий,

требующих от него проявления воображения. Однако в этом возрасте заданный

элемент действительности не просто превращается в некоторый предмет, но и

наполняется деталями. В частности, это проявляется при выполнении заданий

на

дорисовывание

незаконченных

изображений.

Ребенку

предлагается

несколько карточек, каждая из которых содержит незавершенное схематическое

изображение предмета или геометрическую фигуру. Изображение расположено

так, что остается место для дорисовывания. Детей просят дорисовать каждую

фигуру так, чтобы получилась интересная картинка. В 5 лет ребята могут

дорисовать

большинство

или

даже

все

картинки,

при

этом

полученные

изображения

представляют

собой

не

просто

схему

предмета,

а

рисунок,

наполненный

деталями.

Однако

следует

отметить,

что

выполнение

данного

задания в большой степени зависит от навыков рисования. В 5 лет дети могут

сочинить сказку или историю на заданную тему, т.е. выполнить самостоятельное

творческое

задание,

однако

нельзя

требовать

этого

от

всех

детей

данного

возраста. Придуманные сказки в основном небольшие по объему и не очень

оригинальные – часто они представляют собой вариации знакомых сказок.

Третий этап в развитии воображения дошкольника — возраст 6—7 лет. В

этом

возрасте

ребенок

уже

усваивает

основные

образцы

поведения

и

деятельностей и получает свободу в оперировании ими. В принципе он уже

способен отходить от усвоенных стандартов, комбинировать их, используя при

построении

продуктов

воображения.

Аффективное

воображение

ребенка

направлено, с одной стороны, как и в предыдущем возрасте, на изживание

полученных

психотравмирующих

воздействий

путем

их

многократного

варьирования

в

игре,

рисовании

и

других

творческих

видах

деятельности.

Аффективное воображение- это то воображение, которое помогает ребенку

справиться со своими сильными переживаниями и защитить свое «Я».

С другой

стороны,

в

случае

устойчивого

конфликта

с

реальностью

дети

нередко

обращаются к замещающему воображению. Именно в этом возрасте начинают

обычно существовать выдуманные миры с воображаемыми друзьями и врагами.

10

Возможности для этого создает и развитие умения действовать в образном

плане, развитие интериоризованного воображения. Так, В.С. Мухина описывала

игру своего сына, когда он, молча в течение часа, лежал среди расставленных

игрушек,

а

на

вопрос

о

том,

что

он

делает,

ответил,

что

играет

с

ними,

представляя все, что они делают. Творчество ребенка, особенно в этом возрасте,

часто носит проективный характер, символизирует устойчивые переживания..

Познавательное

воображение

в

этом

возрасте

претерпевает

качественные

изменения.

Дети

шести

лет

в

своих

произведениях

не

просто

передают

переработанные впечатления, но и начинают направленно искать приемы для

этой

передачи.

Возможности

выбора

таких

приемов

прямо

связаны

с

особенностями обучения ребенка, прежде всего с овладением им на протяжении

дошкольного

детства

культурой

игры

и

элементами

художественного

творчества. Возможность выбора проявляется не только в подборе адекватных

приемов реализации продуктов воображения, передачи идеи, но и в поиске

самой

идеи,

замысла.

В

этом

возрасте

появляется

новая

возможность

использования образа при выполнении заданий на воображение. Целостный

образ начинает строиться способом «включение»: он по-прежнему создается на

основе

отдельного

элемента

действительности,

но

этот

элемент

начинает

занимать

не

центральное,

а

второстепенное

место,

становится

отдельной

деталью

образа

воображения.

Например,

при

дорисовывании

неоконченных

изображений

тот

же

квадрат

превращается

в

кирпич,

который

поднимает

подъемный кран. Возможности использования при создании идей продуктов

воображения именно так построенного образа обеспечивают многовариантность

решения задач, что и перестраивает, направляет процесс воображения в сторону

поиска, выбора оптимального решения. Совершенно очевидно, что такой поиск

присутствует и в развитом творческом процессе взрослого человека. Слово

может успешно включаться в процесс порождения оригинальной идеи в том

случае, когда за ним не стоит жестко определенное представление или узкий

круг обобщений. Здесь также впервые появляется целостное планирование:

ребенок может уже до начала действий построить план их выполнения (в случае

воображения — план разворачивания идеи произведения) и последовательно

реализовывать его, нередко корректируя по ходу выполнения. В этом возрасте,

выполняя

задание

на

дорисовывание

с

предшествующим

речевым

планированием, дети часто дают полный многошаговый план произведения.

Например: «Я здесь нарисую домик, около домика — сад, а девочка ходит и

цветы собирает» или: «Я нарисую Новый год. Елка стоит, рядом Дед Мороз и

Снегурочка, а под елкой мешок с подарками». Практически все дети этого

возраста

точно

реализуют

свои

замыслы,

обычно

дополняя

их

в

процессе

11

исполнения разнообразными деталями.

Особенности развития воображения в дошкольном возрасте:

воображение приобретает произвольный характер, предполагая

создание замысла, его планирование и реализацию;

оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;

ребёнок осваивает приемы и средства создания образов;

воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в

наглядной опоре для создания образов.

Следует отметить, что недостаточно высокий уровень развития воображения не

является

показателем

низкого

уровня

общего

психического

развития

детей.

Однако такие дети требуют особого внимания педагога, желательно проведение

с ними дополнительных игр и упражнений, направленных на повышение их

творческого

потенциала.

Тревожно,

когда

у

детей,

особенно

старшего

дошкольного возраста, воображение начинает подменять собой реальный мир и

ребенок предпочитает удовлетворять свои потребности (например, во внимании

окружающих) в воображаемом мире, «уходя» от решения реальных проблем.

Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, за кажущимся

его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и

стереотипность образов. Ведь в основе образов воображения лежит

перекомбинирование материала, хранящегося в памяти. А у дошкольников

знаний и представлений еще недостаточно. Видимое богатство воображения

связано с низкой критичностью детского мышления, когда дети не знают, как

бывает, а как не бывает. Отсутствие такого знания - недостаток и достоинство

детского воображения. Дошкольник легко объединяет разные представления и

некритически относится к полученным комбинациям, что особенно заметно в

младшем дошкольном возрасте (Л.С. Выготский).Воображение дошкольника

остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что

сильно взволновало, увлекло его, поразилоЦеленаправленное развитие

воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые

побуждают их произвольно создавать образы. А затем дети самостоятельно

представляют замыслы и план по их реализации.Важным моментом в

целеполагании и планировании выступает оформление замысла и плана в речи.

Включение слова в процесс воображения делает его осознанным, произвольный.

Теперь дошкольник в уме проигрывает предполагаемые действия, рассматривает

их последствия, понимая логику развития ситуации, анализирует проблему с

12

разных точек зрения.Творческий характер воображения зависит от того, в какой

мере дети владеют способами преобразования впечатлений, используемыми в

игре и художественной деятельности. Средства и приемы воображения

интенсивно осваиваются в дошкольном возрасте. Дети не создают новых

фантастических образов, а просто преобразуют уже известные. Действенный

способ преобразования действительности дополняется оперированием

образами, которые не опираются на сиюминутно воспринимаемую ситуацию.

Для дошкольника характерна легкость соединения образов, полученных из

разных источников, поэтому придуманные ими сказки нередко приобретают

причудливый характер. У старших дошкольников образы в рисунках становятся

все более оригинальные. Без специального руководства развитие воображения

может иметь неблагоприятные прогнозы. Аффективное воображение без

достаточного, обычно стихийно возникающего изживания травм может

приводить к патологическим застойным переживаниям (навязчивые страхи,

тревожность) или же вести ребенка к полной аутизации, к созданию

замещающей воображаемой жизни, а не реальных творческих продуктов.

Познавательное воображение имеет тенденцию к постепенному угасанию, так

как его функционирование, как те справедливо отмечает А.В. Петровский,

связано с теми ситуациями, неопределенность которых весьма велика.

Установка же обучения на определенность знаний, получаемых ребенком,

однозначность его ответов на все вопросы, усвоение готовых схем

преобразования действительности ведут к снижению роли воображения, а затем

практически к полному его исчезновению у многих детей в системе школьного

обучения. Культура эмоциональной жизни (умение сопереживать,

сочувствовать, вчувствоваться в ситуацию), так же как и овладение, различными

другими элементами общечеловеческой культуры, являются лишь

необходимыми условиями полноценного развития воображения ребенка.

Воображение

ребенка

должно

рассматриваться

с

точки

зрения

его

продуктивности, т.е. не просто как процесс свободного фантазирования, а как

особая

форма

активности,

направляемая

самим

ребенком

на

создание

некоторого продукта (им может быть рисунок, сочиненная сказка, сюжет игры и

т.п.).

В

старшем

дошкольном

возрасте

при

развитом

воображении

замысел

предвосхищает исполнение, воображение переходит во внутренний план.

Нельзя не отметить влияние воображения на эмоциональную сторону развития

ребенка. Оно усиливает эмоциональный тонус личности, повышает настроение,

вызывает подъем. Для успешной педагогической деятельности эта функция

воображения имеет первостепенное значение.

Воображение дает начало способности к открытиям, помогает находить новые

способы решения задач и проблем, возникающих перед ребенком.

13

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы: В

возникновение и развитие воображения – социально обусловленный процесс.

Именно взрослый закладывает у ребенка механизмы воображения. И только в

общении с ним ребенок осваивает общественно выработанные и фиксированные

в культуре средства создания новых образов: сначала действия, а позднее речь.

Воображение тесно взаимосвязано с познавательными процессами (восприятие,

мышление, память). Воображение вплетается во все сложные мыслительные

операции, является основой для творческой деятельности ребенка. Воображение

порождено деятельностью ребенка и развивается на ее основе. Воображение

оказывает непосредственное влияние на интеллектуальное развитие

дошкольника. Задача взрослых – всячески развивать у детей способности к

воображению. В основе развития умственных способностей лежит овладение

разными формами опосредованного решения интеллектуальных задач, т.е.,

построение и использование образов, соответствующих фиксированным в

человеческой культуре формам отображения свойств предметов и явлений, их

связей и отношений.

14

15



В раздел образования