Напоминание

"Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя по преодолению речевых нарушений у дошкольников"


Автор: Подгорная Виктория Владимировна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 5 "Журавлик"
Населённый пункт: Ростовская область, г.Аксай
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя по преодолению речевых нарушений у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя по

преодолению речевых нарушений у дошкольников»

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного

образования отмечается особая социальная значимость вопросов развития речи

детей дошкольного возраста.

На сегодняшний день неуклонно растет количество детей с речевыми

проблемами, наиболее распространенной из которых является общее недоразвитие

речи (ОНР). Наличие у ребенка ОНР негативно влияет на становление всей его

речевой деятельности, а также является причиной вторичных отклонений в

психическом развитии, коммуникации и возникновения трудностей социализации.

Если ОНР не удается исправить в дошкольном возрасте, это приводит к тому, что

позже у детей проявляются вторичные нарушения в письменной речи при обучении

в школе.

В речи дошкольников с речевыми нарушениями можно выделить следующие

недостатки: низкий уровень информативности высказывания; фрагментарность

высказывания; низкая речевая активность. Все это происходит из-за своеобразия

процесса речевого развития таких детей, ведь их речевая активность недостаточна и

в монологе невозможна реализация коммуникативной функции языка, так как

имеющиеся лексико-грамматические средства ограничены и примитивны.

В детских садах в группе с нарушением речи одновременно занимаются дети с

различными речевыми заключениями (ФНН при дизартрии, ОНР, логоневроз, и

моторная алалия и др.). У некоторых детей имеются сопутствующие нарушения

(задержка психического развития, зрительная патология, проблемы в поведении).

Прежде, чем приступить к коррекционно-развивающей работе, воспитатель и

учитель-логопед должны выяснить характер и причины речевого нарушения, затем

составить программу развития, тематические планы и т.д.

Многие

из

коррекционных

задач

решаются

учителем-логопедом

и

воспитателем совместно (развитие коммуникативной функции речи, воспитание

речевой активности обучение грамматически правильной речи и рассказыванию,

обогащение и активизация словаря, формирование звуковой культуры речи и т.п.).

Чтобы

не

дублировать

занятия

учителя-логопеда,

воспитатели

обязаны

присутствовать на фронтальных занятиях логопеда, а учитель-логопед может

посещать отдельные занятия воспитателей с целью контроля за речью детей,

оказания методической помощи воспитателям.

Общее недоразвитие речи – это одно из наиболее частых речевых нарушений.

Оно является системным нарушением речевой деятельности у детей, имеющих

нормальный слух и первично сохранный интеллект. Дети с данным нарушением

характеризуются замедленным развитием психики, у них недостаточно развита

эмоционально-личностная сфера, они замкнуты, эмоционально неустойчивы, им

присуще чувство неполноценности, такие дети часто неуверенные в себе. Также у

данной группы детей часто нарушены моторная и мотивационная сферы;

недостаточно развиты информативная, выразительная и лексико-грамматическая

стороны связного высказывания, это проявляется в основном в развернутых

высказываниях и их языковом оформлении. В высказываниях дошкольников с ОНР

часто

нарушены

связность

и

последовательность

изложения,

встречаются

смысловые пропуски, высказывания отличаются выраженной ситуативностью и

фрагментарностью, низким уровнем употребления фразовой речи. Исходя из

вышесказанного можно сделать вывод, что коррекционные мероприятия по работе с

такими детьми должны быть направленны в первую очередь на развитие связности

речи.

Рассматривая нарушения речевой деятельности у детей с ОНР, необходимо

отметить, что состояние связной речи у них значительно отличается от речи детей с

нормативным речевым развитием. А.Н. Гвоздев к основным недостаткам относит

следующие:

трудности

в

конструировании

высказывания;

нарушение

его

логичности, последовательности и целостности, нежелание детей с ОНР вступать в

диалог со взрослыми или сверстниками, узость активного словаря, несогласование

частей речи.

Особенности совместной работы учителя-логопеда и

воспитателя по преодолению речевых нарушений у дошкольников

Дошкольное образовательное учреждение является первым в жизни ребенка

формальным институтом его развития. Именно в детском саду дошкольник и

приобретает начальный опыт взаимодействия с другими людьми – педагогами,

родителями сверстников, наконец, ровесниками. Когда ребенок дошкольного

возраста играет со сверстниками или взрослыми, у него активно формируется

словарный запас, происходит постепенное овладение способами выражения словами

содержание рассказа, и, следовательно, это приводит к возможности наиболее

точного и полного выражения своих мыслей.

Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевые

нарушения, привели к необходимости планирования и организации четкой,

скоординированной работы учителя-логопеда и воспитателей, в результате, которой

выделяются следующие основные направления:

коррекционно-воспитательное;

общеобразовательное.

Воспитатель совместно с учителем-логопедом участвует в исправлении у детей

речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых психических процессов.

Кроме того, он должен не только знать характер этих нарушений, но и владеть

основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из

них.

Ведущая роль в коррекционной работе принадлежит учителю-логопеду.

Логопед осуществляет формирование навыков правильной речи, а воспитатель

занимается их закреплением. Вопросы координирования работы учителя-логопеда и

воспитателя особенно важны в группах для детей с заиканием, с ОНР, ЗПР. В начале

учебного года логопед знакомит воспитателей с результатами обследования детей,

обращает их внимание на особенности поведения, характер детей, определяет

программу обучения объясняя воспитателям цели задачи программы, методы ее

реализации сообщая сроки и продолжительность этапов коррекционной работы,

намечая результаты, которых следует достигнуть к концу того или иного периода

обучения.

При определении содержания работы учитель-логопед может познакомить

воспитателей с перспективным планом работы, а в течение всего учебного года

систематически информировать их об изменении требований, предъявляемых к

речевому развитию детей на разных этапах обучения.

Во многих случаях воспитатели проводят предшествующую логопедическим

занятиям работу по накоплению, расширению, активизации словаря, обеспечивая

необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых

умений, в то время как логопед проводит работу с речевым материалом, требующим

специального отбора. Кроме того, воспитатель должен уделять внимание и работе с

родителями. На родительских собраниях совместно с учителем-логопедом должен

разъяснить родителям необходимость создания мотивации ребенка к занятиям дома,

проведение с ним занятий вне детского сада. Воспитатель и учитель-логопед могут

провести с родителями специальные индивидуальные консультации, ознакомить с

литературой для занятий с детьми дома.

У большинства детей с речевыми нарушениями есть отклонения в компонентах

языковой системы: дети испытывают лексические затруднения, имеют характерные

грамматические и фонетические ошибки, что отражается в связной речи и

сказывается

на

ее

качестве.

Для

многих

детей

характерна

недостаточная

сформированность внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой

и артикуляционной моторики. Коррекционная работа не должна ограничиваться

только упражнениями в плановой речи. Поэтому основными задачами в работе

учителя-логопеда и воспитателя в преодолении речевых нарушений можно назвать

всестороннюю коррекцию не только речи, но и тесно связанных с нею неречевых

процессов и формирование личности ребенка. И исключить прямое дублирование

воспитателем занятий учителя-логопеда. Совместная коррекционная работа в

речевой группе предусматривает решение следующих задач:

учитель-логопед формирует первичные речевые навыки у детей;

воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.

В соответствии с этими задачами следует разделить функции учителя-логопеда

и воспитателя:

Функции логопеда:

Функции воспитателя:

-Изучение

уровня

речевых,

познавательных

и

индивидуально-

личностных

особенностей

детей,

определение основных направлений и

содержание

работы

с

каждым

ребенком.

- Формирование правильного речевого

дыхания,

чувства

ритма

и

выразительности

речи,

работа

над

просодической стороной речи.

- Коррекция звукопроизношения.

-Совершенствование фонематического

восприятия

и

навыков

звукового

анализа и синтеза.

-Устранение

недостатков

слоговой

структуры слова.

-Формирование послогового чтения.

-Отработка

новых

лексико-

грамматических категорий.

-Обучение связной речи.

-Предупреждение нарушений письма и

чтения.

-Развитие психических функций.

-Учет

лексической

темы

при

проведении всех занятий в группе в

течение недели.

-Пополнение,

уточнение

и

активизация словарного запаса детей

по

текущей

лексической

теме

в

процессе всех режимных моментов.

-Систематический

контроль

за

поставленными

звуками

и

грамматической правильностью речи

детей

в

процессе

всех

режимных

моментов.

-Включение

отработанных

грамматических

конструкций

в

ситуацию естественного общения у

детей.

-Формирование

связной

речи

(заучивание стихотворений, потешек,

текстов, знакомство с художественной

литературой, работа над пересказом и

составление

всех

видов

рассказывания).

-Закрепление

навыков

чтения

и

письма.

-Закрепление

речевых

навыков

на

индивидуальных занятиях по заданию

учителя-логопеда.

-Развитие понимания речи, внимания,

памяти,

логического

мышления,

воображения в игровых упражнениях

на правильно произносимом речевом

материале.

В задачу воспитателя, также входит повседневное наблюдение за состоянием

речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль

за правильным использованием поставленных или исправленных учителем-

логопедом звуков, усвоенных грамматических форм и т.п. Особое внимание

воспитателя должно быть обращено на детей с поздним началом речевой

деятельности, имеющих отягченный анамнез, отличающихся психофизиологической

незрелостью.

Воспитателю не следует фиксировать внимание детей на возникновении

возможных ошибок или запинок в речи, повторений первых слогов и слов. О таких

проявлениях необходимо сообщить учителю-логопеду. В обязанности воспитателя

входит также хорошее знание индивидуальных особенностей детей с общим

недоразвитием речи, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные

затруднения, на изменения условий общения.

Работа

с

междисциплинарным

взаимодействием

учителя-логопеда

и

воспитателя должна строится с учетом следующих принципов:

– принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих

задач;

– принцип единства диагностики и коррекции;

– принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей;

– принцип привлечения ближайшего социального окружения испытуемых к

участию в коррекционной программе;

– принцип учета объема и степени разнообразия материала; – принцип

усложнения (построение занятий от простого к сложному).

Таким

образом,

залогом

успешной

коррекционной

деятельности

по

преодолению речевых нарушений является только совместная, взаимосвязанная

работа

всех

специалистов

образовательной

организации, частности

учителя-

логопеда и воспитателя.



В раздел образования