Автор: Подгорная Виктория Владимировна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 5 "Журавлик"
Населённый пункт: Ростовская область, г.Аксай
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя по преодолению речевых нарушений у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
«Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя по
преодолению речевых нарушений у дошкольников»
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного
образования отмечается особая социальная значимость вопросов развития речи
детей дошкольного возраста.
На сегодняшний день неуклонно растет количество детей с речевыми
проблемами, наиболее распространенной из которых является общее недоразвитие
речи (ОНР). Наличие у ребенка ОНР негативно влияет на становление всей его
речевой деятельности, а также является причиной вторичных отклонений в
психическом развитии, коммуникации и возникновения трудностей социализации.
Если ОНР не удается исправить в дошкольном возрасте, это приводит к тому, что
позже у детей проявляются вторичные нарушения в письменной речи при обучении
в школе.
В речи дошкольников с речевыми нарушениями можно выделить следующие
недостатки: низкий уровень информативности высказывания; фрагментарность
высказывания; низкая речевая активность. Все это происходит из-за своеобразия
процесса речевого развития таких детей, ведь их речевая активность недостаточна и
в монологе невозможна реализация коммуникативной функции языка, так как
имеющиеся лексико-грамматические средства ограничены и примитивны.
В детских садах в группе с нарушением речи одновременно занимаются дети с
различными речевыми заключениями (ФНН при дизартрии, ОНР, логоневроз, и
моторная алалия и др.). У некоторых детей имеются сопутствующие нарушения
(задержка психического развития, зрительная патология, проблемы в поведении).
Прежде, чем приступить к коррекционно-развивающей работе, воспитатель и
учитель-логопед должны выяснить характер и причины речевого нарушения, затем
составить программу развития, тематические планы и т.д.
Многие
из
коррекционных
задач
решаются
учителем-логопедом
и
воспитателем совместно (развитие коммуникативной функции речи, воспитание
речевой активности обучение грамматически правильной речи и рассказыванию,
обогащение и активизация словаря, формирование звуковой культуры речи и т.п.).
Чтобы
не
дублировать
занятия
учителя-логопеда,
воспитатели
обязаны
присутствовать на фронтальных занятиях логопеда, а учитель-логопед может
посещать отдельные занятия воспитателей с целью контроля за речью детей,
оказания методической помощи воспитателям.
Общее недоразвитие речи – это одно из наиболее частых речевых нарушений.
Оно является системным нарушением речевой деятельности у детей, имеющих
нормальный слух и первично сохранный интеллект. Дети с данным нарушением
характеризуются замедленным развитием психики, у них недостаточно развита
эмоционально-личностная сфера, они замкнуты, эмоционально неустойчивы, им
присуще чувство неполноценности, такие дети часто неуверенные в себе. Также у
данной группы детей часто нарушены моторная и мотивационная сферы;
недостаточно развиты информативная, выразительная и лексико-грамматическая
стороны связного высказывания, это проявляется в основном в развернутых
высказываниях и их языковом оформлении. В высказываниях дошкольников с ОНР
часто
нарушены
связность
и
последовательность
изложения,
встречаются
смысловые пропуски, высказывания отличаются выраженной ситуативностью и
фрагментарностью, низким уровнем употребления фразовой речи. Исходя из
вышесказанного можно сделать вывод, что коррекционные мероприятия по работе с
такими детьми должны быть направленны в первую очередь на развитие связности
речи.
Рассматривая нарушения речевой деятельности у детей с ОНР, необходимо
отметить, что состояние связной речи у них значительно отличается от речи детей с
нормативным речевым развитием. А.Н. Гвоздев к основным недостаткам относит
следующие:
трудности
в
конструировании
высказывания;
нарушение
его
логичности, последовательности и целостности, нежелание детей с ОНР вступать в
диалог со взрослыми или сверстниками, узость активного словаря, несогласование
частей речи.
Особенности совместной работы учителя-логопеда и
воспитателя по преодолению речевых нарушений у дошкольников
Дошкольное образовательное учреждение является первым в жизни ребенка
формальным институтом его развития. Именно в детском саду дошкольник и
приобретает начальный опыт взаимодействия с другими людьми – педагогами,
родителями сверстников, наконец, ровесниками. Когда ребенок дошкольного
возраста играет со сверстниками или взрослыми, у него активно формируется
словарный запас, происходит постепенное овладение способами выражения словами
содержание рассказа, и, следовательно, это приводит к возможности наиболее
точного и полного выражения своих мыслей.
Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевые
нарушения, привели к необходимости планирования и организации четкой,
скоординированной работы учителя-логопеда и воспитателей, в результате, которой
выделяются следующие основные направления:
коррекционно-воспитательное;
общеобразовательное.
Воспитатель совместно с учителем-логопедом участвует в исправлении у детей
речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых психических процессов.
Кроме того, он должен не только знать характер этих нарушений, но и владеть
основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из
них.
Ведущая роль в коррекционной работе принадлежит учителю-логопеду.
Логопед осуществляет формирование навыков правильной речи, а воспитатель
занимается их закреплением. Вопросы координирования работы учителя-логопеда и
воспитателя особенно важны в группах для детей с заиканием, с ОНР, ЗПР. В начале
учебного года логопед знакомит воспитателей с результатами обследования детей,
обращает их внимание на особенности поведения, характер детей, определяет
программу обучения объясняя воспитателям цели задачи программы, методы ее
реализации сообщая сроки и продолжительность этапов коррекционной работы,
намечая результаты, которых следует достигнуть к концу того или иного периода
обучения.
При определении содержания работы учитель-логопед может познакомить
воспитателей с перспективным планом работы, а в течение всего учебного года
систематически информировать их об изменении требований, предъявляемых к
речевому развитию детей на разных этапах обучения.
Во многих случаях воспитатели проводят предшествующую логопедическим
занятиям работу по накоплению, расширению, активизации словаря, обеспечивая
необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых
умений, в то время как логопед проводит работу с речевым материалом, требующим
специального отбора. Кроме того, воспитатель должен уделять внимание и работе с
родителями. На родительских собраниях совместно с учителем-логопедом должен
разъяснить родителям необходимость создания мотивации ребенка к занятиям дома,
проведение с ним занятий вне детского сада. Воспитатель и учитель-логопед могут
провести с родителями специальные индивидуальные консультации, ознакомить с
литературой для занятий с детьми дома.
У большинства детей с речевыми нарушениями есть отклонения в компонентах
языковой системы: дети испытывают лексические затруднения, имеют характерные
грамматические и фонетические ошибки, что отражается в связной речи и
сказывается
на
ее
качестве.
Для
многих
детей
характерна
недостаточная
сформированность внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой
и артикуляционной моторики. Коррекционная работа не должна ограничиваться
только упражнениями в плановой речи. Поэтому основными задачами в работе
учителя-логопеда и воспитателя в преодолении речевых нарушений можно назвать
всестороннюю коррекцию не только речи, но и тесно связанных с нею неречевых
процессов и формирование личности ребенка. И исключить прямое дублирование
воспитателем занятий учителя-логопеда. Совместная коррекционная работа в
речевой группе предусматривает решение следующих задач:
учитель-логопед формирует первичные речевые навыки у детей;
воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.
В соответствии с этими задачами следует разделить функции учителя-логопеда
и воспитателя:
Функции логопеда:
Функции воспитателя:
-Изучение
уровня
речевых,
познавательных
и
индивидуально-
личностных
особенностей
детей,
определение основных направлений и
содержание
работы
с
каждым
ребенком.
- Формирование правильного речевого
дыхания,
чувства
ритма
и
выразительности
речи,
работа
над
просодической стороной речи.
- Коррекция звукопроизношения.
-Совершенствование фонематического
восприятия
и
навыков
звукового
анализа и синтеза.
-Устранение
недостатков
слоговой
структуры слова.
-Формирование послогового чтения.
-Отработка
новых
лексико-
грамматических категорий.
-Обучение связной речи.
-Предупреждение нарушений письма и
чтения.
-Развитие психических функций.
-Учет
лексической
темы
при
проведении всех занятий в группе в
течение недели.
-Пополнение,
уточнение
и
активизация словарного запаса детей
по
текущей
лексической
теме
в
процессе всех режимных моментов.
-Систематический
контроль
за
поставленными
звуками
и
грамматической правильностью речи
детей
в
процессе
всех
режимных
моментов.
-Включение
отработанных
грамматических
конструкций
в
ситуацию естественного общения у
детей.
-Формирование
связной
речи
(заучивание стихотворений, потешек,
текстов, знакомство с художественной
литературой, работа над пересказом и
составление
всех
видов
рассказывания).
-Закрепление
навыков
чтения
и
письма.
-Закрепление
речевых
навыков
на
индивидуальных занятиях по заданию
учителя-логопеда.
-Развитие понимания речи, внимания,
памяти,
логического
мышления,
воображения в игровых упражнениях
на правильно произносимом речевом
материале.
В задачу воспитателя, также входит повседневное наблюдение за состоянием
речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль
за правильным использованием поставленных или исправленных учителем-
логопедом звуков, усвоенных грамматических форм и т.п. Особое внимание
воспитателя должно быть обращено на детей с поздним началом речевой
деятельности, имеющих отягченный анамнез, отличающихся психофизиологической
незрелостью.
Воспитателю не следует фиксировать внимание детей на возникновении
возможных ошибок или запинок в речи, повторений первых слогов и слов. О таких
проявлениях необходимо сообщить учителю-логопеду. В обязанности воспитателя
входит также хорошее знание индивидуальных особенностей детей с общим
недоразвитием речи, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные
затруднения, на изменения условий общения.
Работа
с
междисциплинарным
взаимодействием
учителя-логопеда
и
воспитателя должна строится с учетом следующих принципов:
– принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих
задач;
– принцип единства диагностики и коррекции;
– принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей;
– принцип привлечения ближайшего социального окружения испытуемых к
участию в коррекционной программе;
– принцип учета объема и степени разнообразия материала; – принцип
усложнения (построение занятий от простого к сложному).
Таким
образом,
залогом
успешной
коррекционной
деятельности
по
преодолению речевых нарушений является только совместная, взаимосвязанная
работа
всех
специалистов
образовательной
организации, частности
учителя-
логопеда и воспитателя.