Авторы: Окотэтто Тамара Михайловна, Тамара Михайловна Окотэтто
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Ярсалинский детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: село Яр-Сале, Ямальский район, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возрвста
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Ярсалинский детский сад «Солнышко»
ПРОЕКТ
«В мире вещей».
Воспитатели: Октоэтто Тамара Михайловна
Тадибе Галина Николаевна
Яр-Сале, 2021
Содержание:
1. Информационная карта проекта
2. Актуальность проекта
2.1. Концепция проекта
3. Этапы реализации проекта
3.1. Подготовительный
3.2. Основной
3.3. Завершающий
4. Используемая литература
5. Приложение
1.
Информационная карта объекта
Проект: «В мире вещей».
Авторы проекта: Окотэтто Тамара Михайловна, Тадибе Галина Николаевна.
Участники
исполнители проекта:
воспитанники
старшей группы 2/1,
родители воспитанников, воспитатели старшей группы 2/1 Окотэтто Т.М.,
Тадибе Г.Н.
Место реализации проекта:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Ярсалинский детский сад «Солнышко»
Тип проекта: познавательно-творческий
Вид проекта: краткосрочный
Срок проекта: с 25 января 2021 г. по 29 января 2021 г.
Цель проекта: Обобщить и дополнить знания детей об окружающих нас
вещах. Составить собственную энциклопедию в «Мире вещей».
Задачи проекта:
- учить детей обобщать, классифицировать, систематизировать;
- формировать представления детей об одежде, её видах, частях;
- расширить знания детей об истории происхождения одежды, из каких
материалов она сделана.
- развивать речь детей, расширять словарный запас;
- развивать у детей любознательность, воображение, мышление, память,
внимание.
- воспитывать бережное отношение к одежде, аккуратность, опрятность.
2. Актуальность проекта:
Дошкольный возраст — период активного вхождения в социальный
мир, период познания окружающего во всём его многообразии.
Детям необходимо знать элементарное представление об окружающем
мире. Дети не знают историю возникновения одежды, её виды, назначение.
Несколько веков назад люди ходили в шкурах, которую они добывали сами.
Такая одежда не была удобной и не сохраняла тепло. В наше время
существует много тканей как искусственных, так и натуральных. Давным-
давно люди поняли, что функции одежды могут быть самыми разными и
использовали этот аксессуар как один из главных на своем теле. Что касается
одежды для ног, то ее появление было гораздо позже.
Ожидаемый результат:
- Формирование у детей представлений о человеке в истории и культуре
через
ознакомление
с
историей
одежды
и
создания
собственной
энциклопедии;
- Всестороннее развитие речи детей:
расширение
и
обогащение
словаря,
совершенствование
лексико-
грамматического строя речи, развитие связной речи детей.
Концепция проекта:
ФГОС ДО ставит целью образовательной области «Познавательное
развитие»:
развитие
познавательных
интересов
и
познавательных
способностей
детей,
которые
можно
подразделить
на
сенсорные,
интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие.
Задачи:
- развитие любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
Для решения данных задач были привлечены родители воспитанников.
3. Этапы реализации проекта:
3.1. Подготовительный.
План реализации проекта
№ п/п
Дата
Мероприятие
Тема
1.
25.01.2021
Рисование
«Шапка»
2.
26.01.2021
Сюжетно-ролевая игра
«Ателье»
3.
27.01.2021
Беседа
«В мире вещей»
4.
27.01.2021
Конструирование
«Стол и стул»
5.
28.01.2021
НОД по познанию
«В мире вещей»
6.
28.01.2021
Аппликация
«Свитер»
7.
В течение
недели
Чтение художественной
литературы
Н. Носов
«Заплатка»
С. Маршак
«Откуда стол
пришел?»
К. Ушинский
«Как рубашка в
поле выросла»
К. Чуковский
«Федорино горе»
3.2. Основной.
Реализация проекта.
3.2.1. Рисование. Тема «Шапка» (проводиться по плану преподавателя ИЗО
Плисик Н.В.)
3.2.2. Сюжетно-ролевая игра «Ателье».
Цель: Развивать творческую инициативу детей в сюжетно-ролевой игре.
Задачи:
Обучающие: Расширять
и
обогащать
представления
детей
о
трудеработников ателье:
швея,
закройщик,
приемщица,
заказчик,
гладильщик, слаженности в их работе. Развивать умение применять в игре
знания о способах измерения.
Совершенствовать умение взаимодействовать друг с другом по ходу игры,
выполнять игровые действия, поступая в соответствии с правилами и общим
игровым замыслом. Формировать умение самостоятельно создавать игровые
замыслы.
Развивающие: Развивать
у
детей
внимание,
логическое
мышление,
воображение, любознательность, взаимопомощь.
Воспитательные: Формировать
дружеские
взаимоотношения
в
игре,
воспитывать отзывчивость, умение доброжелательно оценивать поступки
других людей, обогащать словарь формулами словесной вежливости.
Ход игры.
В гости к ребятам приходит кукла Ваня, у него нет штанишек.
Воспитатель: Как мы можем помочь Ване? (ответы детей). Правильно их
можно
сшить.
Поможет
нам
решить
эту
проблему «Ателье».
(Дети
самостоятельно выбирают место проведения игры и необходимые атрибуты)
Воспитатель совместно с детьми намечает примерный план-сюжет игры:
Ателье открывается, Ваня приходит в Ателье и делает заказ на пошив
штанишек, заказ принимается и передается швее, затем утюжильщице, она
передает готовый заказ приемщице. Тем временем приходит следующая
заказчица, заказывает плащ, приемщица принимает заказ (снимает мерки,
определяются
с
тканью
и
фурнитурой,
приемщица
передает
заказ
закройщице, она швее (сметывает), заказчица приходит на примерку.
Определяются со сроками, швея доделывает заказ, передает утюжильщице.
Приходит следующий заказчик и т.д. Заказчики приходят за своим заказом,
оплачивают и поблагодарив уходят.
Дети играют самостоятельно.
Приемы обучения игровым действиям.
Если ребенок испытывает затруднения в игре, воспитатель просит
более сильного ребенка показать, как можно сыграть эту роль.
Поощряет вежливость, взаимовыручку. Воспитатель может показать,
как действовать воображаемой иголкой, как вдевать в нее нитку, как
ею шить.
Приемы формирования взаимоотношений в игре.
Для привлечения к игре малоактивных детей, воспитатель предлагает
ввести сопутствующие сюжеты: водитель такси. Поощряет общение, заботу
друг о друге и взаимовыручку.
Окончание
игры
Воспитатель:
Сегодня
в
Ателье
мы
хорошо
потрудились.
Дети
самостоятельно приводят в порядок игровое место.
Оценка игры
1. Воспитатель вместе с детьми анализирует взаимоотношения в игре,
спрашивает у детей, дружно ли они играли, всегда ли получалось
договариваться. После ответов дает свою оценку взаимоотношений.
2. Воспитатель спрашивает у нескольких ребят, справились ли они с ролью,
которую выполняли в игре. Какие были сложности? Легко ли было
выполнять свою роль? Какую роль хотелось бы сыграть? Про кого можно
сказать,
что
он
всегда
придет
в
трудную
минуту
на
помощь?
В
конце воспитатель высказывает свое мнение.
Итог
Воспитатель подводит итог, что профессии швеи, закройщицы, приемщицы,
утюжильщицы нелегкий труд. От ответственности каждого работника
зависит качество заказа.
3.2.3. Беседа по теме «В мире вещей».
Воспитатель:
Если мы оглянемся вокруг, то заметим, что нас с вами
окружает огромный и очень разный мир вещей. Назовите вещи, которые нас
окружают. Мы живем в этом мире. Давайте сегодня поговорим на тему «В
мире вещей".
- Как вы считаете, для чего человеку нужны вещи?
Выслушиваются мнения детей, делается вывод:
- Вот сколько разных точек зрения.
- Как вы думаете, что будет, если вещи будут разбросаны и находиться где
попало? (выслушать все ответы). Правильно, для каждой вещи отводится
свое место. Давайте вспомним эти места и назовем их домиками.
- Где живут книги? (шкаф, полка)
- Где живет наша обувь? (тумба, полка и т.д.)
- Где живут игрушки? (шкаф, полка и т.д.)
- Где живет одежда? (шкаф, вешалка, комод и т.п.)
Мы все правильно назвали, но всегда ли дети следуют этим правилам и
что из этого получается мы узнаем из мультфильма. (Просмотр мультфильма
«Маша-растеряша»)
- Что же приключилось с Машей? (Опоздала)
- Почему Маша опоздала? (долго искала свои вещи)
- Почему Маша долго искала свои вещи? (не убирала на место)
- Есть ли среди нас дети, похожие на Машу? ( Ответы)
- Всегда ли у нас в группе порядок? (Предлагается рассмотреть фотографии)
- Знакомо ли вам это место?
- Приятно ли вам смотреть на такой порядок?
- Почему такое случается? (Ответы)
- Сегодня мы с вами узнали, что для каждой вещи есть свое место. Оно
нужно для того, чтобы в комнате был порядок, чтобы при необходимости
можно было сразу ее найти. А в следующий раз мы узнаем, как правильно
хранить вещи, чтобы они надолго сохраняли хороший внешний вид и
служили нам долго.
3.2.4. Конструирование: «Стол и стул»
Цель. Уточнять представления детей о строительных деталях; о способах
соединения, свойствах деталей и конструкций; развивать творчество,
фантазию,
конструкторские
наыки;
умение
рассуждать
делать
самостоятельные выводы, находить собственные решения.
Ход занятия.
Рассматривание
иллюстраций
мебели,
столов
и
стульев,
их
анализ.
Предложить детям соорудить для куклы стул и стол самостоятельно,
обыграть сооруженную постройку. В конце занятия сложить кубики на
место.
3.2.5. Конспект НОД «В мире вещей».
Цель.
Формирование у детей представлений о человеке в истории и
культуре через ознакомление с историей одежды и создания собственной
энциклопедии.
Всестороннее
развитие
речи
детей:
расширение
и
обогащение словаря, совершенствование лексико-грамматического строя
речи, развитие связной речи детей.
Ход занятия
Добрый день ребята. Я хочу начать наше занятие со стихотворения
Везде ты видишь эти вещи, ведь в них удобно и тепло,
И много их на белом свете, но их запомнить мудрено.
Эти вещи надо знать, в них хорошо играть и спать.
Гулять и летом и в мороз, и даже в холод спрятать нос.
Они о многом могут рассказать.
Кто их надел, куда пошел, зачем их надо примерять?
Для ног, для рук, для головы, они важны и хороши.
Красивы – просто загляденье, о чем мое стихотворение?
Ответы детей: одежда
В: правильно это стихотворение о разных вещах, которые можно назвать
одним словом одежда. Значит о чем мы сегодня будем говорить?
Правильно о одежде.
В: Наши ребята приготовили вместе с родителями доклад и они сейчас
вам расскажут.
1.
Рогалева Валерия вам расскажет про историю иголки.
В: что вы запомнили? А давайте представим если бы не было иглы, как
мы обходись без него?
2.
Торопов Андрей нам расскажет о чемодане.
В: А для чего нам нужен чемодан? А если бы его не было, как люди
складывали бы вещи уезжая в отпуск?
3.
Белоусова Арина нам расскажет историю про обувь?
В: Ребята а для чего нам нужна обувь? Как придумали обувь?
В: Спасибо ребятам, очень интересно. А теперь предлагаю вам встать со
своих мест и немного отдохнуть.
Физминутка(Импровизация движений)
Мы снимаем тапки
Надеваем шапки
Шарфики, штанишки
Сапоги, пальтишки
Надеваем куртки
Готовы для прогулки!
В: присаживайтесь, на стулья. Скажите мне какие вы знаете времена года?
Ответы детей.
В: А теперь я вам предлагаю поиграть в игру «В какое время года»
•
Шуба, валенки, шапка, варежки? (зима) Почему?
•
Резиновые сапоги, зонт, перчатки, плащ? (осень) почему?
•
Сарафан, шорты, сланцы, кепка?(лето)Почему?
•
Пальто, брюки, полусапожки, шапка?(весна) Почему?
В: молодцы, все вы знаете.
В: посмотрите пожалуйста на экран и скажите, что лишнее и почему?
Проводится игра «Что лишнее»
Ребята, что мы сегодня с вами на занятие проходили? А теперь я
предлагаю нам все вместе создать энциклопедию под названием «В мире
вещей»
Создание энциклопедии.
В: О чем говорили? Что вы запомнили? Что расскажите родителям?
3.2.6. Аппликация «Свитер»
Цель. Учить детей правильно держать ножницы, сжимать и разжимать
кольца, резать по прямой линии. Учить украшать свитер различными
узорами.
Закреплять
приемы
аккуратного
наклеивания.
Учить
договариваться друг с другом о ходе работы. Воспитывать бережное
отношение к одежде.
Ход занятия.
Воспитатель загадывает загадки:
- Носит зимой и портной и кондитер
Теплый, уютный, вязанный ….
- Вязет бабушка для Вити
С воротом высоким …..
Правильно, ребята, свитер.
Дети просматривают презентацию о том, какой формы цвета и дизайна
могут быть свитера. Далее ребятам предлагается создать собственный
неповторимый узор на свитере. Дети вырезают по контуру свитер и
украшают его, наклеивая аккуратно задуманный узор.
В конце занятия проводиться выставка работ, дети выбирают лучшую
работу.
3.2.7. Чтение художественной литературы:
- Н.Носов «Заплатка»
Цель. Продолжать знакомить детей с творчеством писателя, отвечать
на вопросы по содержанию.
- С.Маршак «От куда стол пришел?
Цель. Обогащать знания детей о мебели, ее изготовлении, продолжать
учить
эмоционально
воспроизводить
образное
содержание
произведения, осмысливать его идею.
- К.Ушинский «Как рубашка в поле выросла»
Цель. Рассказать детям о выращивании и обработке льна, ткачестве.
Воспитывать культуру речевого общения, уважения к труду взрослых,
интерес к произведениям устного народного творчества.
-К.Чуковский «Федорино горе»
Цель.
Закреплять
умение
детей
понимать
нравственный
смысл
прочитанного;
мотивированно
оценивать
поступки
героев.
Систематизировать знания о посуде. Воспитывать желание быть
опрятным.
3.3. Завершающий.
Данный проект показал, что дети приобрели знания и умения, которые
способствуют усвоению детьми конкретных сведений об окружающих их
вещах, об истории их появления. У детей сформировались навыки
исследовательской
деятельности,
познавательная
активность,
самостоятельность,
творчество,
коммуникабельность.
Родители
стали
активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с
семьей
позволило
добиться
наибольших
результатов
в
работе
с
дошкольниками
4. Используемая литература
1. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для
дошкольников» О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ
«Сфера», 2005.
2. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду».
Растения. детская энциклопедия А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
3.Поддьяков
А.И.
«Комбинаторное
экспериментирование
дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком» Вопросы
психологии, 1990 №5.
4.Поддьяков Н.Н. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного
возраста. Концептуальный аспект» — Волгоград: Перемена, 1995.
5.Прохорова Л.Н., БалакшинаТА. «Детское экспериментирование —
путь познания окружающего мира», «Формирование начал экологической
культуры
дошкольников»
(из
опыта
работы
детского
сада
№
15
«Подсолнушек» г. Владимира) Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир,
ВОИУУ, 2001.
6.Рыжова Н. А. «Волшебница –вода»Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс,
1997.
7.РыжоваН.А. «Игры с водой и песком», Обруч,— № 2.
8.Рыжова НА. «Опыты с песком и глиной» Обруч,— № 2.
9.Тугушева Г.П., Чистякова А.В. «Игра-экспериментирование для
детей старшего дошкольного возраста», Дошкольная педагогика, 2001. — №
1.
10.Цыплякова О. «Где же пятый океан?» Дошкольное воспитание. –
2006. - № 8.
11. Интернет ресурсы.
Приложение