Напоминание

Урок окружающего мира


Автор: Маркова Валентина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Большебикшихская СОШ"
Населённый пункт: Чувашская Республика, Канашский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок окружающего мира
Раздел: начальное образование





Назад




Урок окружающего мира

3 класс

Тема: «В царстве грибов»

Цель: дать представление о грибах как отдельном царстве природы.

Задачи:

1)

Обобщить признаки растений и животных, сформулировать признаки грибов как

отдельного царства природы, их значение в природе и жизни человека.

2)

Развивать внимание, память, мыслительные операции (анализ, синтез)

3)

Воспитывать бережное отношение к объектам окружающего мира, осознание

ценности всех живых существ в природе.

Оборудование.

Для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска.

Для учащихся: схема для заполнения у каждого, план исследования по одному на группу,

учебник «Окружающий мир» под ред. А.А.Плешакова, зеленые и красные кружки для

самооценки.

Примечание: в уроке не обращается отдельное внимание на царство бактерий, так как по

программе А.А.Плешакова в начальной школе они подробно не изучаются.

Предварительная подготовка: в качестве домашнего задания на предыдущем уроке дети

должны повторить дома признаки растений и животных, их отличия.

Ход урока.

Повторение изученного.

- Что бы узнать тему нашего урока, разгадаем кроссворд. (слайд2)

Загадка появляется при нажатии на стрелку напротив нужных клеток, после

отгадывания при нажатии на эту же стрелку появляется слово-разгадка.

После разгадывания последнего слова учитель спрашивает детей:

- Как одним слово назвать всех живых существ, названных в кроссворде? (животные).

При нажатии последней стрелки появляется слово «Животные»

- Каких животных мы вспомнили. К каким группам они принадлежат? (гусь – птица,

улитка – моллюск, остальные – звери).

Постановка темы.

- Если вы внимательно посмотрите на кроссворд, то узнаете тему нашего урока. (Грибы)

При нажатии на стрелку возле последнего слова появляется вертикальная стрелка и

выделяется слово «Грибы».

- Сегодня мы будем говорить о грибах. Но сначала проверим ваше домашнее задание.

Дома вы должны были вспомнить признаки растений и животных. У каждой группы на

столе лежит таблица. У некоторых «Растения», а у других «Животные». Сейчас группы

поработают и заполнят каждая свою таблицу, в соответствии с планом исследования.

Группа, которая закончит первая, выступит, а другие группы с такой же таблицей будут

дополнять. Если возникнут трудности, можете полистать учебник и рабочую тетрадь.

План исследования:

1.

Внешний вид, типичные для представителей царства части тела.

2.

Чем могут питаться? Могут ли самостоятельно вырабатывать питательные

вещества?

3.

Могут ли передвигаться самостоятельно?

4.

Какие условия нужны для роста и развития?

- Что мы уже узнали о растениях? (слайд 3)

- А что мы знаем о животных? (слайд 4)

- На уроке эти таблички нам понадобятся.

Постановка проблемы.

- Приведите примеры растений и животных с указанием групп.

- А в какое царство вы отнесете грибы – растения или животные. Обоснуйте свой ответ.

(слайд 5) - по щелчку появляется вопрос.

- Вы высказали разные мнения, но не смогли их доказать. К какому царству относятся

грибы?

- Вот на этот вопрос мы и найдем ответ сегодня на уроке.

Актуализация знаний.

- Но в начале давайте вспомним, что мы уже знаем о грибах. Из каких частей состоит

гриб? (шляпка, ножка, грибница) – слайд 6.

- А если мы заглянем под шляпку, то на какие группы мы сможем разделить грибы, в

зависимости от строения шляпки? – слайд 7 (пластинчатые – нижняя часть шляпки

состоит из пластинок, и трубчатые – похожа на губку).

Новое знание.

- А вы знаете, что в лесу мы видим не сами грибы, а только плодовое тело гриба,

состоящее из шляпки и ножки, а сам гриб скрыт под землей. Что у гриба под землей?

(грибница) – слайд 8.

- Вот грибница – это и есть сам гриб, а мы собираем его плодовое тело. Ученые

насчитали на Земле около 100 тысяч разнообразных грибов. Плодовые тела у разных

грибов могут быть очень разнообразными.

Из шляпки и ножки состоят ШЛЯПОЧНЫЕ ГРИБЫ – они похожи на зонтик. (слайд 9).

- А есть грибы, плодовые тела которых похожи на цветы, мячики, бокальчики, камни,

рожки. Посмотрите на такие необычные грибы – трутовик, дождевик, бокальчики, чага,

рогатик (слайд 10)

- А вот это – грибы-карлики (слайд 11). Они очень-очень маленькие, но очень нужные

человеку. С помощью дрожжевых грибов делают тесто для хлеба, кефирные грибки

сквашивают молоко, а из плесневых грибков добывают пенницилин – это очень нужное

лекарство.

- Давайте откроем учебник и посмотрим, какие еще существуют грибы – с.119. Они

занесены в Красную книгу России, потому что встречаются теперь очень редко.(слайд 12)

-

Физминутка «Грибы»

Мы по лесу шли, шли (дети маршируют)

Белый гриб нашли (разводят руками)

Раз - грибок, два – грибок (наклоны)

Вот и полный кузовок (показывают руками)

- А давайте теперь попробуем найти ответ на вопрос, заданный вами в начале урока.

- Есть такая поговорка: «Растут, как грибы после дождя» (слайд 13). Почему так говорят?

(Очень много грибов появляется после дождя, когда выглядывает солнце и нагревает

мокрую землю)

- Так что нужно грибам, чтобы они быстро росли? (влага, тепло, питательная среда)

- А какие еще живые существа нуждаются в тепле и влаге для хорошего роста и развития?

(растения)

- А давайте вспомним, что еще нужно растениям для хорошего развития? (свет)

- Для чего растениям нужен свет? (Под действием света растения вырабатывают

питательные вещества)

- А грибам свет не требуется, они могут расти даже в темноте. А раз им не нужен свет, то

что их отличает от растений? (Они не вырабатывают питательные вещества сами)

- И какой вопрос тогда возникает? (Чем же тогда питаются грибы?) – слайд 14.

- Вспомните, где любят расти грибы? (на старых гнилых пнях, плесень растет на старых

пищевых продуктах).

- Давайте прочитаем учебник на странице 118. Как же питаются грибы? (они всасывают

соли из почвы, но сами не производят питательные вещества)

- Если грибы не производят питательные вещества сами, значит они не растения, но

может тогда они животные?

- Посмотрите, что мы вспомнили о животных в начале урока, загляните в таблички.

- Можно ли сказать, что грибы – это животные? (Грибы питаются солями из почвы, как

растения, и останками живых существ, как животные, но они не производят питательные

вещества сами и не могут передвигаться).

- Вот вы и ответили на вопрос, почему грибы не относятся ни к растениям, ни к

животным. У них есть признаки и растений и животных, поэтому грибы выделены в

отдельное царство.

- Итак, сделаем вывод, почему грибы относятся к третьему царству природы? – слайд 15

(по щелчку появляются признаки грибов, а затем схожие признаки растений и

животных с грибами по щелчкам парно меняют цвет)

– Как понимаете народную поговорку: «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в

кузовок кладут»? (Слайд 16).

– Прочитаем 1 абзац стр. 120.

– Около 25 видов ядовитых грибов растут в лесах нашей местности. Они опасны тем, что

часто очень похожи на съедобные грибы. Не зная их отличительных признаков, можно

сорвать ядовитый гриб.

– Посмотрите внимательно рисунки в учебнике на стр.121 и прочитайте об этих грибах

на стр. 120 Попробуйте найти сходство и различие съедобных и несъедобных грибов.

(слайд17, 18,19)

Грибы- двойники.

Гриб

Шляпка снизу

Ножка

На

срезе

мякоть

Съедобност

ь

1 группа

Белый гриб

Белая

или

желтоватая.

Рисунок

в

виде

белой сеточки.

Белая.

Съедобный.

Желчный

гриб

Розовая.

Рисунок

в

виде

черной сеточки.

Розовеет.

Несъедобны

й,

очень

горький!

2 группа

Опенок

Желтовато- белая с

темными

пятнышками.

Пленочное

кольцо,

«воротничок»

Белая

с

приятным

запахом

Съедобный.

Ложный

опенок

Темная, пластинки

зеленоватые.

Пленочного

кольца нет

Желтоватая

с

неприятным

запахом.

Ядовитый.

3 группа

Шампиньон

Пластинки

розовые

или

фиолетовые

Нет

мешочка

у

корня.

Съедобный.

Бледная

поганка

С

зеленоватым

оттенком.

Пластинки

под

шляпкой белые.

Пленочное кольцо

под

шляпкой.

«воротничок».

Клубневидное

утолщение

с

мешочком.

С неприятным

запахом.

Смертельно

ядовитый.

-Поделимся выводами о различии сходных грибов.

Вывод: Многие съедобные грибы имеют несъедобных двойников. Нужно уметь их

различать!

-Итак, грибы бывают съедобные и несъедобные. Недостаточные знания людей приводят к

тяжелым отравлениям, особенно маленьких детей.

– Давайте с вами вспомним, как правильно собирать грибы? Страница 121 учебника

Правила сбора грибов:

Собирай только известные съедобные грибы!

Никогда не пробуй гриб на вкус! (Можно отравиться).

Не собирай грибы у дорог и предприятий! (Гриб вбирает в себя ядовитые вещества

как губка).

Не собирай старые, перезрелые грибы! (В нем скопились продукты разложения).

Не собирай грибы с клубневидным утолщением, окруженной оболочкой.

Срезай гриб ножиком, чтобы не повредить грибницу.

Но если с вами случилась беда и вы всё-таки отравились грибами, что необходимо

сделать?

Первая помощь при отравлении грибами:

1.

Немедленно вызвать врача.

2.

Промыть желудок.

3.

Выпить активированный уголь.

6. Обобщение.

– Отгадайте загадки о грибах (слайд 20)

Гриб я не белый, немного проще. Расту я обычно в берёзовой

роще. (Подберезовик)

Нет грибов дружней, чем эти – знают взрослые и дети. На пеньках растут в лесу,

как веснушки на носу. (Опята)

Очень дружные сестрички, золотистые… (Лисички)

Под осинками на кочке гриб в малиновом платочке. (Подосиновик)

Люблю я в разных шапках быть. В зеленоватой, красной, сероватой… Собирай

меня, не мешкай. Я ведь…(Сыроежка)

Я стою на гладкой толстой ножке. Под коричневой шляпкой, с нежной бархатной

прокладкой. (Белый)

Под сосенкой у ребят шляпки блестят. (Масленок)

Название гриба говорит о его цвете. (Рыжик)

– Как называются все эти грибы? (Съедобные)

– Можно ли срезать гриб, в съедобности которого вы не уверены?

Тест.

– Проверим ваши знания о грибах. На партах у каждого лежит тест. Отметьте плюсом

высказывание, с которым вы согласны.

1.

Ядовитые грибы лесу не нужны.

2.

Ядовитые грибы надо уничтожать.

3.

В лесу нужны все только съедобные грибы.

4.

В лесу нужны все грибы: и ядовитые, и съедобные.

– Кто считает 1 высказывание верным? 2? 3? 4?

– Почему выбрали 4 высказывание?

Вывод: В природе ничего лишнего нет!

– Грибы широко используются в хозяйстве и приносят большую пользу природе. Теперь,

изучив грибы подробнее, вы можете сказать, какую же роль играют грибы в природе и

жизни человека? Скажите, пожалуйста, зачем грибы нужны в природе и человеку?

-ребята, а вы знаете, как называется наука о грибах?

Чтобы узнать мы отгадаем загадки и заполним кроссворд. Получилось слово

микология.

Наука о грибах называется микология.

– А дома вы поищите в дополнительной литературе или вспомните, что вы знаете о грибах

и подготовите маленькое сообщение о каком-нибудь грибе, желательно с рисунком или

фотографией. На основе ваших сообщений мы и построим наш следующий урок..

7. Рефлексия.

– Кому было интересно на уроке?

– Расскажите, что нового и интересного для себя вы узнали.

– Если вы довольны тем, как работали на уроке, если вам было интересно, покажите

зеленый кружок, а если вам не понравилось, вы чего-то не поняли, покажите красный.



В раздел образования