Автор: Маркова Валентина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Большебикшихская СОШ"
Населённый пункт: Чувашская Республика, Канашский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок окружающего мира
Раздел: начальное образование
Урок окружающего мира
3 класс
Тема: «В царстве грибов»
Цель: дать представление о грибах как отдельном царстве природы.
Задачи:
1)
Обобщить признаки растений и животных, сформулировать признаки грибов как
отдельного царства природы, их значение в природе и жизни человека.
2)
Развивать внимание, память, мыслительные операции (анализ, синтез)
3)
Воспитывать бережное отношение к объектам окружающего мира, осознание
ценности всех живых существ в природе.
Оборудование.
Для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска.
Для учащихся: схема для заполнения у каждого, план исследования по одному на группу,
учебник «Окружающий мир» под ред. А.А.Плешакова, зеленые и красные кружки для
самооценки.
Примечание: в уроке не обращается отдельное внимание на царство бактерий, так как по
программе А.А.Плешакова в начальной школе они подробно не изучаются.
Предварительная подготовка: в качестве домашнего задания на предыдущем уроке дети
должны повторить дома признаки растений и животных, их отличия.
Ход урока.
Повторение изученного.
- Что бы узнать тему нашего урока, разгадаем кроссворд. (слайд2)
Загадка появляется при нажатии на стрелку напротив нужных клеток, после
отгадывания при нажатии на эту же стрелку появляется слово-разгадка.
После разгадывания последнего слова учитель спрашивает детей:
- Как одним слово назвать всех живых существ, названных в кроссворде? (животные).
При нажатии последней стрелки появляется слово «Животные»
- Каких животных мы вспомнили. К каким группам они принадлежат? (гусь – птица,
улитка – моллюск, остальные – звери).
Постановка темы.
- Если вы внимательно посмотрите на кроссворд, то узнаете тему нашего урока. (Грибы)
При нажатии на стрелку возле последнего слова появляется вертикальная стрелка и
выделяется слово «Грибы».
- Сегодня мы будем говорить о грибах. Но сначала проверим ваше домашнее задание.
Дома вы должны были вспомнить признаки растений и животных. У каждой группы на
столе лежит таблица. У некоторых «Растения», а у других «Животные». Сейчас группы
поработают и заполнят каждая свою таблицу, в соответствии с планом исследования.
Группа, которая закончит первая, выступит, а другие группы с такой же таблицей будут
дополнять. Если возникнут трудности, можете полистать учебник и рабочую тетрадь.
План исследования:
1.
Внешний вид, типичные для представителей царства части тела.
2.
Чем могут питаться? Могут ли самостоятельно вырабатывать питательные
вещества?
3.
Могут ли передвигаться самостоятельно?
4.
Какие условия нужны для роста и развития?
- Что мы уже узнали о растениях? (слайд 3)
- А что мы знаем о животных? (слайд 4)
- На уроке эти таблички нам понадобятся.
Постановка проблемы.
- Приведите примеры растений и животных с указанием групп.
- А в какое царство вы отнесете грибы – растения или животные. Обоснуйте свой ответ.
(слайд 5) - по щелчку появляется вопрос.
- Вы высказали разные мнения, но не смогли их доказать. К какому царству относятся
грибы?
- Вот на этот вопрос мы и найдем ответ сегодня на уроке.
Актуализация знаний.
- Но в начале давайте вспомним, что мы уже знаем о грибах. Из каких частей состоит
гриб? (шляпка, ножка, грибница) – слайд 6.
- А если мы заглянем под шляпку, то на какие группы мы сможем разделить грибы, в
зависимости от строения шляпки? – слайд 7 (пластинчатые – нижняя часть шляпки
состоит из пластинок, и трубчатые – похожа на губку).
Новое знание.
- А вы знаете, что в лесу мы видим не сами грибы, а только плодовое тело гриба,
состоящее из шляпки и ножки, а сам гриб скрыт под землей. Что у гриба под землей?
(грибница) – слайд 8.
- Вот грибница – это и есть сам гриб, а мы собираем его плодовое тело. Ученые
насчитали на Земле около 100 тысяч разнообразных грибов. Плодовые тела у разных
грибов могут быть очень разнообразными.
Из шляпки и ножки состоят ШЛЯПОЧНЫЕ ГРИБЫ – они похожи на зонтик. (слайд 9).
- А есть грибы, плодовые тела которых похожи на цветы, мячики, бокальчики, камни,
рожки. Посмотрите на такие необычные грибы – трутовик, дождевик, бокальчики, чага,
рогатик (слайд 10)
- А вот это – грибы-карлики (слайд 11). Они очень-очень маленькие, но очень нужные
человеку. С помощью дрожжевых грибов делают тесто для хлеба, кефирные грибки
сквашивают молоко, а из плесневых грибков добывают пенницилин – это очень нужное
лекарство.
- Давайте откроем учебник и посмотрим, какие еще существуют грибы – с.119. Они
занесены в Красную книгу России, потому что встречаются теперь очень редко.(слайд 12)
-
Физминутка «Грибы»
Мы по лесу шли, шли (дети маршируют)
Белый гриб нашли (разводят руками)
Раз - грибок, два – грибок (наклоны)
Вот и полный кузовок (показывают руками)
- А давайте теперь попробуем найти ответ на вопрос, заданный вами в начале урока.
- Есть такая поговорка: «Растут, как грибы после дождя» (слайд 13). Почему так говорят?
(Очень много грибов появляется после дождя, когда выглядывает солнце и нагревает
мокрую землю)
- Так что нужно грибам, чтобы они быстро росли? (влага, тепло, питательная среда)
- А какие еще живые существа нуждаются в тепле и влаге для хорошего роста и развития?
(растения)
- А давайте вспомним, что еще нужно растениям для хорошего развития? (свет)
- Для чего растениям нужен свет? (Под действием света растения вырабатывают
питательные вещества)
- А грибам свет не требуется, они могут расти даже в темноте. А раз им не нужен свет, то
что их отличает от растений? (Они не вырабатывают питательные вещества сами)
- И какой вопрос тогда возникает? (Чем же тогда питаются грибы?) – слайд 14.
- Вспомните, где любят расти грибы? (на старых гнилых пнях, плесень растет на старых
пищевых продуктах).
- Давайте прочитаем учебник на странице 118. Как же питаются грибы? (они всасывают
соли из почвы, но сами не производят питательные вещества)
- Если грибы не производят питательные вещества сами, значит они не растения, но
может тогда они животные?
- Посмотрите, что мы вспомнили о животных в начале урока, загляните в таблички.
- Можно ли сказать, что грибы – это животные? (Грибы питаются солями из почвы, как
растения, и останками живых существ, как животные, но они не производят питательные
вещества сами и не могут передвигаться).
- Вот вы и ответили на вопрос, почему грибы не относятся ни к растениям, ни к
животным. У них есть признаки и растений и животных, поэтому грибы выделены в
отдельное царство.
- Итак, сделаем вывод, почему грибы относятся к третьему царству природы? – слайд 15
(по щелчку появляются признаки грибов, а затем схожие признаки растений и
животных с грибами по щелчкам парно меняют цвет)
– Как понимаете народную поговорку: «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в
кузовок кладут»? (Слайд 16).
– Прочитаем 1 абзац стр. 120.
– Около 25 видов ядовитых грибов растут в лесах нашей местности. Они опасны тем, что
часто очень похожи на съедобные грибы. Не зная их отличительных признаков, можно
сорвать ядовитый гриб.
– Посмотрите внимательно рисунки в учебнике на стр.121 и прочитайте об этих грибах
на стр. 120 Попробуйте найти сходство и различие съедобных и несъедобных грибов.
(слайд17, 18,19)
Грибы- двойники.
Гриб
Шляпка снизу
Ножка
На
срезе
мякоть
Съедобност
ь
1 группа
Белый гриб
Белая
или
желтоватая.
Рисунок
в
виде
белой сеточки.
Белая.
Съедобный.
Желчный
гриб
Розовая.
Рисунок
в
виде
черной сеточки.
Розовеет.
Несъедобны
й,
очень
горький!
2 группа
Опенок
Желтовато- белая с
темными
пятнышками.
Пленочное
кольцо,
«воротничок»
Белая
с
приятным
запахом
Съедобный.
Ложный
опенок
Темная, пластинки
зеленоватые.
Пленочного
кольца нет
Желтоватая
с
неприятным
запахом.
Ядовитый.
3 группа
Шампиньон
Пластинки
розовые
или
фиолетовые
Нет
мешочка
у
корня.
Съедобный.
Бледная
поганка
С
зеленоватым
оттенком.
Пластинки
под
шляпкой белые.
Пленочное кольцо
под
шляпкой.
«воротничок».
Клубневидное
утолщение
с
мешочком.
С неприятным
запахом.
Смертельно
ядовитый.
-Поделимся выводами о различии сходных грибов.
Вывод: Многие съедобные грибы имеют несъедобных двойников. Нужно уметь их
различать!
-Итак, грибы бывают съедобные и несъедобные. Недостаточные знания людей приводят к
тяжелым отравлениям, особенно маленьких детей.
– Давайте с вами вспомним, как правильно собирать грибы? Страница 121 учебника
Правила сбора грибов:
Собирай только известные съедобные грибы!
Никогда не пробуй гриб на вкус! (Можно отравиться).
Не собирай грибы у дорог и предприятий! (Гриб вбирает в себя ядовитые вещества
как губка).
Не собирай старые, перезрелые грибы! (В нем скопились продукты разложения).
Не собирай грибы с клубневидным утолщением, окруженной оболочкой.
Срезай гриб ножиком, чтобы не повредить грибницу.
– Но если с вами случилась беда и вы всё-таки отравились грибами, что необходимо
сделать?
Первая помощь при отравлении грибами:
1.
Немедленно вызвать врача.
2.
Промыть желудок.
3.
Выпить активированный уголь.
6. Обобщение.
– Отгадайте загадки о грибах (слайд 20)
Гриб я не белый, немного проще. Расту я обычно в берёзовой
роще. (Подберезовик)
Нет грибов дружней, чем эти – знают взрослые и дети. На пеньках растут в лесу,
как веснушки на носу. (Опята)
Очень дружные сестрички, золотистые… (Лисички)
Под осинками на кочке гриб в малиновом платочке. (Подосиновик)
Люблю я в разных шапках быть. В зеленоватой, красной, сероватой… Собирай
меня, не мешкай. Я ведь…(Сыроежка)
Я стою на гладкой толстой ножке. Под коричневой шляпкой, с нежной бархатной
прокладкой. (Белый)
Под сосенкой у ребят шляпки блестят. (Масленок)
Название гриба говорит о его цвете. (Рыжик)
– Как называются все эти грибы? (Съедобные)
– Можно ли срезать гриб, в съедобности которого вы не уверены?
Тест.
– Проверим ваши знания о грибах. На партах у каждого лежит тест. Отметьте плюсом
высказывание, с которым вы согласны.
1.
Ядовитые грибы лесу не нужны.
2.
Ядовитые грибы надо уничтожать.
3.
В лесу нужны все только съедобные грибы.
4.
В лесу нужны все грибы: и ядовитые, и съедобные.
– Кто считает 1 высказывание верным? 2? 3? 4?
– Почему выбрали 4 высказывание?
Вывод: В природе ничего лишнего нет!
– Грибы широко используются в хозяйстве и приносят большую пользу природе. Теперь,
изучив грибы подробнее, вы можете сказать, какую же роль играют грибы в природе и
жизни человека? Скажите, пожалуйста, зачем грибы нужны в природе и человеку?
-ребята, а вы знаете, как называется наука о грибах?
Чтобы узнать мы отгадаем загадки и заполним кроссворд. Получилось слово
микология.
Наука о грибах называется микология.
– А дома вы поищите в дополнительной литературе или вспомните, что вы знаете о грибах
и подготовите маленькое сообщение о каком-нибудь грибе, желательно с рисунком или
фотографией. На основе ваших сообщений мы и построим наш следующий урок..
7. Рефлексия.
– Кому было интересно на уроке?
– Расскажите, что нового и интересного для себя вы узнали.
– Если вы довольны тем, как работали на уроке, если вам было интересно, покажите
зеленый кружок, а если вам не понравилось, вы чего-то не поняли, покажите красный.