Автор: Павлова Полина Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №7"
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: Успешное чтение
Раздел: начальное образование
Пояснительная записка
Введение
Работа проекта « Успешное чтение » направлена на приобщение детей к чтению за счёт
формирования нового имиджа чтения. Данный курс представляет собой планирование совместной
деятельности первоклассников, их родителей и куратора проекта.
Детское чтение находится в настоящее время в зоне пристального внимания, так как решается
не просто участь детского чтения, а решается судьба России, её интеллектуальной мощи. Таким
образом, читающие дети - залог выживания нации. Три составляющие - семья, школа, библиотека -
создают окружение, формирующее Человека Читающего. Но традиция чтения вслух в семье уходит из
культуры, посещение библиотеки уже не является потребностью. Оказывается, что именно школа
осталась тем единственным местом, в котором не избежать встречи с книгой, и именно школа несёт
основную ответственность за формирование будущего поколения читателей. Чтение- это освоение
письменной информации. Такое определение принято в национальной программе чтения. В свете
новых стандартов возрастает роль информации, знаний, а, следовательно, и значимость чтения.
Целенаправленное приобщение к нему начинается в начальной школе. Чтение является важным видом
речевой и мыслительной деятельности. Важно подчеркнуть, что умение читать это не только
овладение технической стороной чтения, но и осмысленное восприятие читаемого. И всё это не
мыслится без привития интереса к чтению.
Группа
российских
учёных
под
руководством
профессора
Санкт-Петербургского
государственного университета Казаковой Е.И. разработала модульный методический пакет проекта,
который называется «Успешное чтение». Реализуя проект в начальной школе видно, как происходит
становление нового культурного типа личности читателя - школьника. Совершенно очевидно, что
педагог, независимо от того, какой предмет он преподает, должен быть хорошим читателем.
Чтение как форма учебной деятельности является обязательным компонентом практически любого
предмета. Курс «Успешное чтение», работающий в начальных классах, демонстрирует, как можно
изменить ситуацию с детским чтением. Важным моментом является включение в проект, связанным с
чтением, например в Международный проект «Успешное чтение».
Проектная деятельность предполагает вовлеченность в него всех участников. Проект «Успешное
чтение» создаёт все условия для совместной деятельности детей, учителей, родителей и формирует
устойчивый интерес к чтению.
Цель курса - пропаганда чтения как увлекательной деятельности, необходимой для ситуации
успеха, через проект «Успешное чтение»
Задачи :
1.
Формирование
читательской компетенции как ключевой компетенции учащихся.
2.
Создание
привлекательного имиджа читающего сверстника в глазах товарищей.
3.
Формирование литературного вкуса.
4.
Привлечение
в проект новых читателей.
5.
Создание
условий, при которых вдумчивое, осмысленное чтение становится способом получить
удовольствие и проявить себя как ученику, так и учителю.
Педагогические и психологические приёмы используемые в практике занятий
развитие внимания к сигналам текста, прежде всего к слову (непонятному, ключевому,
образному) и связи слов;
формирование умения активно воспринимать текстовую информацию (видеть непонятное,
задавать вопросы, прогнозировать содержание, проверять свои соображения, соотнося их с текстом);
стимулирование читательского воображения для воссоздания образов, созданных автором;
нацеливание на поиск существенного, главного и выражение смысла текста во внешней речи;
побуждение к размышлению над текстовыми смыслами с целью определения собственной
нравственной позиции
интонирование произведения или отрывка (выразительное чтение, позволяющее передать
личную точку зрения исполнителя);
устное выступление перед слушателями по поводу прочитанного произведения (отзыв,
сообщение, рецензия и т.п.);
создание текста (сочинения) «по следам» прочитанного;
«раскадровка» текста с целью создания виртуального диафильма по сюжету художественного
произведения;
чтение по ролям;
драматизация произведения, иллюстрирование произведений, создание индивидуального
образа героя, события и т.д.
сочинение предыстории или продолжения описанного события;
творческий пересказ от лица разных героев;
превращение текста в произведение другого жанра (например, рассказа в сказку, прибаутки в
дразнилку);
сочинение истории с заданными героями, но с изменением основного тона;
рассказ о личных впечатлениях, связанных с текстом.
Ценностные ориентиры содержания факультатива.
Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного
читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы
народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской
деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа кружка «Успешное чтение» - это создание условий для использования полученных
знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой.
Содержание факультативных занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами:
рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата (Аппарат
книги - совокупность материалов, дополняющих и поясняющих основ ной текст: титульный лист,
введение, предисловие и пр.), так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В
программу
включены
занятия
библиографического
характера,
которые
познакомят
начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Личностные,
метапредметные
и
предметные
результаты
освоения
программы
факультатива.
В результате освоения программы факультатива «Читающий росток» у школьников формируются
следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования:
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении;
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной
информации.
Регулятивные умения:
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действии;
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; ориентироваться в мире книг
(работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою
точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
знать права читателя.
Основное содержание курса
№
1
Старт проекта.
1 час
2
«Права читателя». Знакомство и обсуждение.
1 час
3
Знакомство с библиотекой.
2 часа
4
Реклама книги
2 часа
5
Чтение и обсуждение прочитанных произведений.
16 часов
6
Работа с «Портфелем читателя».
4 часа
7
Творческая мастерская
5 часов
8
Диагностика чтения. Индекс позитива.
6 часов
9
Закрытие проекта. Праздник
1 час
Итого:
38
Реализация проекта начинается с модуля «Хорошее время читать». Привлекательность
проекта в том, что в нем могут участвовать дети с разным уровнем читательского развития.
Основу методики составляет мотивирующая модель «поощрения». Реализация методики
позволяет создать условия, при которых чтение становится предметом социального
одобрения, проявляемого в простой конкретной и понятной для ребёнка форме. За каждое
прочитанное произведение ребёнок получает «бук». Заработанные «буки» позволяют ему
участвовать в лотерее. Элемент соревнования позволяет успешно поддерживать читательскую
активность на протяжении продолжительного времени. Модуль «Хорошее время читать»
предполагает чтение книг, указанных в списке. Список книг составлен из лучших
произведений отечественной и зарубежной литературы. Эти книги проверены многими
поколениями читателей и соответствуют возрастным возможностям и интересам детей.
Данные произведения отсутствуют в обязательной программе по литературе. Важным
условием является доступность книг из рекомендованного списка для каждого ребёнка. Все
прочитанные детьми произведения отмечаются на «Экране прочитанных книг» и в
лотерейных билетах каждого участника проекта. Систематически проводится собеседование
учителя с детьми о прочитанных книгах. Одни произведения дети прочитывают сами, другие
с родителями, а некоторые индивидуально с учителем или совместно с учителем вслух в
классе. В конце года проводится игровая викторина по всем рекомендованным книгам и
интерактивная игра «Крестики-нолики». Чаще всего эта игра командная. Чтение во всех своих
проявлениях должно приносить удовольствие, а эта игра нравится не только игрокам, но и
тем, кто её ведёт. Заканчивается каждый год в проекте лотереей и награждением победителей.
Во 2 полугодии 1 класса детям предлагается «Портфель читателя», который помогает ребёнку
расти и совершенствоваться как Читателю.
Таким образом, к концу года создаётся атмосфера внимания к книге и чтению. Чтение
становится содержанием общения детей, учителей и родителей. В проект включается большое
количество мало читающих детей. Проверка техники чтения демонстрирует работу проекта.
Проводится диагностика: «Какой я читатель».
Ресурсы
Курс рассчитан по 1 часу в неделю. Регистрация новых участников возможна на любом этапе
проекта. Допускается участие в проекте детей с разным уровнем читательского развития.
Кураторы проекта распространяют информацию, проводят разъяснительную работу среди детей,
родителей и учителей - предметников, обеспечивают материальное оснащение проекта, а
именно: книги, из рекомендованного списка, рабочие тетради (Портфели читателя), жетоны
(«буки»), экран чтения, призовой фонд, который формируется за счет спонсорских средств или
добровольных пожертвований.
Партнёры
Для реализации курса привлекаются библиотекари школы и городских библиотек, учителя -
предметники, сотрудники художественного музея, руководители студий Драматического театра.
Целевая аудитория.
Данный курс нацелен на учащихся 6- 7 лет, их родителей, учителей-предметников и кураторов.
Каждый куратор проекта работает с одним классом, а это 15 учеников.
План реализации:
Первый этап (первый год в проекте) - модуль «.Хорошее время читать».
План внедрения :
1.
Стартпроекта (праздник для учеников, их родителей и учителей).
2.
Мониторинг чтения
(экраны
чтения
и
читательские
билеты
как
индивидуальные
образовательные маршруты, анкетирование).
3.
Мастер-классы
библиотекарей, работников художественного музея. Творческие встречи
с детскими писателями, читающими учителями, читающими родителями.
4.
Конкурс «Самая читающая семья».
5.Закрытие очередного этапа проекта.
Ожидаемые результаты от внедрения курса
Первый уровень результатов -
осознание школьником значимости чтения для своего
дальнейшего развития и для успешного обучения по другим предметам.
Второй уровень результатов - формирование потребности в систематическом чтении как
средстве познания мира и самого себя, получение опыта переживания и позитивного отношения
к прочитанному.
Третий уровень результатов - школьники научатся самостоятельно выбирать интересующую
их литературу, осознавать себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Участники
проекта
научатся
вести
диалог
в
различных
коммуникативных
ситуациях,
участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. В результате работы курса
по проекту «Успешное чтение» происходит формирование читательской компетентности
младшего школьника.
Программные продукты для разработки и использования проекта
1.
«Портфель
читателя» как индивидуально образовательный маршрут участника
проекта.
2.
Сценарии
творческих встреч, читательских конференций и праздников.
3.
Рисунки и поделки по прочитанным произведениям проекта.
4.
Маски любимых героев.
5.
Учебно-поисковые работы по текстам проекта.
6.
Презентации по читательской деятельности участников проекта.
Результатом эффективности данного проекта является ежегодное увеличение количества
участников проекта.
Список литературы для детей:
Виталий Бианки. «Рассказы о животных».
Ганс Христиан Андерсен. «Сказки»
Алан Милн. «Винни-Пух и все-все-все»
Виктор Драгунский. Рассказы Шарль Перро. «Волшебные сказки»
Алексей Толстой. «Приключения Буратино»
Эдуард Успенский. «Крокодил Гена и его друзья»
Александр Пушкин. Стихи и сказки
Евгений Шварц. Сказки «О потерянном времени», «Два брата»
Николай Носов. Рассказы , «Приключения Незнайки и его друзей»
Список литературы:
Журнал «Библиотека в школе» , №7, 2010г.
Журнал «Семейное чтение». № 5, 2009г.
Кабачек О.Л. «Как заболеть чтением и литературным творчеством»
Казакова Е.И., Галактионова Т.Г, Гринёва М.И. «Успешное чтение».
Модульный методический пакет.-СПб., 2007 Научно-методический
журнал «Грани», №1, 2008г.
Русская Ассоциация чтения « Общешкольное родительское собрание, посвящённое детскому
чтению» (материалы к проведению собрания)
Тихомирова И.И. «Психология детского чтения от «А» до «Я» http
://
www
. clubook
.
spb
. ru
Календарно - тематическое планирование 1 класс
№
Дата
по
плану
Дата по
факту
Тема занятия
Формируемые компетенции
Форма
проведения
1 полугодие
1
Приглашение в проект. « Моя
любимая книга»
Коммуникативные: умение полно и
точно выражать свои мысли в
соответствии с задачами
коммуникации.
Познавательные: поиск и
выделение необходимой
информации.
Праздник
2
«Права читателя». Знакомство
и обсуждение.
Познавательные: умение осознанно
строить речевое высказывание.
Регулятивные: выделение того, что
усвоено и что ещё подлежит
усвоению.
беседа
3
Диагностика чтения. Индекс
позитива.
Познавательные: поиск и
выделение необходимой
информации.
Регулятивные: знаково-
символическое моделирование
4
Экскурсия в детскую
библиотеку. «Посвящение в
читатели».
Личностные: формирование
эстетических потребностей и
ценностей.
экскурсия
5
Старт проекта.
Коммуникативные: инициативное
сотрудничество в поиске и сборе
информации.
Чтение
и
обсуждение
рассказов.
6
Чтение и обсуждение
рассказов Н Носова.
Регулятивные: составление плана и
последовательности действий.
Коммуникативные: умение
слышать и слушать партнёра,
координировать точки зрения и
позиции.
Чтение
и
обсуждение
книги. Работа
в группах.
7
Знакомство с «Портфелем
читателя».
Коммуникативные: умение задавать
вопросы.
Личностные: смыслообразование:
развитие познавательных
интересов, учебных мотивов.
Регулятивные: принимать учебную
задачу.
Защита
странички
из
«Портфеля
читателя».
8
Читай и размышляй. Задания в
«портфеле
читателя»
по
рассказам Н.Носова.
Коммуникативные: инициативное
сотрудничество в поиске и сборе
информации. Познавательные:
умение осознанно строить речевое
высказывание. Регулятивные:
составление плана и
последовательности действий.
Защита
работы.
№
Дата
по
плану
Дата по
факту
Тема занятия
Формируемые компетенции
Форма
проведения
9
Интерактивная игра
«Крестики- нолики» по
произведениям Н.Носова.
Викторина по рассказам
Н.Носова.
Регулятивные: составление плана и
последовательности действий.
Коммуникативные: умение слышать
и слушать партнёра, координировать
точки зрения и позиции.
Интерактивная
игра.
10
Просмотр и обсуждение м/ф
«Приключения Незнайки и
его друзей».
Познавательные: умение осознанно
строить речевое высказывание.
Регулятивные: составление плана и
последовательности действий.
Личностные: смыслообразование:
развитие познавательных интересов,
учебных мотивов.
Просмотр
мультфильм
а.
11
Мастер - класс по
изготовлению портрета
любимого героя.
Регулятивные: составление плана и
последовательности действий.
Волевая саморегуляция.
Мастер - класс
по изготовлени
ю маски.
12
Защита иллюстрации по
произведению А.Толстого
«Приключения Буратино».
Личностные: смыслообразование:
развитие познавательных интересов,
учебных мотивов.
Коммуникативные: умение слышать
и слушать собеседника.
Чтение и
обсуждение
сказки.
13
Творческая встреча с
читающими родителями.
«Любимая книга детства».
Регулятивные: принимать учебную
задачу, составлять план действий.
Личностные: развитие
познавательных интересов, учебных
мотивов. Коммуникативные: умение
слышать и слушать партнёра,
координировать точки зрения и
позиции.
Творческая
встреча с
читающими
родителями
14
Чтение и обсуждение сказок
Г.Х.Андерсена.
Коммуникативные: инициативное
сотрудничество в поиске и сборе
информации.
Познавательные: умение осознанно
строить речевое высказывание.
Регулятивные: составление плана и
последовательности действий.
Рефлексивное
занятие.
15
Чтение и обсуждение сказок
Г.Х.Андерсена.
Коммуникативные: инициативное
сотрудничество в поиске и сборе
информации.
Познавательные: умение осознанно
строить речевое высказывание.
Регулятивные: составление плана и
последовательности действий.
Рефлексивное
занятие.
№
Дата
по
плану
Дата по
факту
Тема занятия
Формируемые компетенции
Форма
проведения
16
Защита Странички из
«Портфеля читателя» по
сказке Г.Х.Андерсена
«Стойкий оловянный
солдатик».
Познавательные: умение осознанно
строить речевое высказывание.
Анализ объектов. Регулятивные:
самостоятельное создание способов
решения проблем, использовать
наряду дополнительные средства
(справочная литература, средства
ИКТ)
Работа в
группах.
17
Новогодняя ярмарка по
прочитанным
произведениям
Коммуникативные:
учиться критично относиться к
своему мнению,
учиться уважительно относиться к
позиции другого
Личностные:
стремиться к взаимопониманию на
основе
взаимного
интереса
и
уважения.
Ярмарка.
18
Диагностика чтения. Индекс
позитива.
Коммуникативные:
учиться критично относиться к
своему мнению,
учиться уважительно относиться к
позиции другого.
Личностные:
гордиться за успехи своих
одноклассников.
2 полугодие
19
Чтение и обсуждение
рассказов о животных В.
Бианки.
Регулятивные: составление плана и
последовательности действий.
Коммуникативные: умение слышать
и слушать партнёра, координировать
точки зрения и позиции.
Чтение и
обсуждение
произведения.
20
Чтение и обсуждение рассказа
о животных В. Бианки
«Приключения муравьишки».
21
Читай и размышляй. Защита
карты путешествий
муравьишки из произведения
В. Бианки «Приключения
муравьишки».
Регулятивные: самостоятельное
создание способов решения проблем,
использовать наряду дополнительные
средства (справочная литература,
средства ИКТ)
Познавательные: умение осознанно
строить речевое высказывание.
Анализ объектов.
Защита
странички
из
«Портфеля
читателя».
№
Дата
по
плану
Дата по
факту
Тема занятия
Формируемые компетенции
Форма
проведения
22
«Кто
в
теремочке
живет?».
Конкурс рисунков по
произведению В.Бианки
«Лесные домишки».
Коммуникативные: инициативное
сотрудничество в поиске и сборе
информации. Познавательные:
умение осознанно строить речевое
высказывание.
Регулятивные: составление плана и
последовательности действий
Конкурс
рисунков по
произведению.
23
Экскурсия в школьную
библиотеку.
Личностные:
смыслообразование: развитие
познавательных интересов, учебных
мотивов. Коммуникативные: умение
слышать и слушать собеседника,
уважительное отношение к позиции
другого.
экскурсия
24
Викторина по прочитанным
произведениям.
Личностные:
смыслообразование: развитие
познавательных интересов, учебных
мотивов. Коммуникативные: умение
слышать и слушать собеседника,
уважительное отношение к позиции
другого.
25
«Живая шляпа». Конкурс
для суперчитателей.
Личностные:
учиться
замечать
и
признавать
расхождения своих поступков со
своими
заявленными
позициями.
Регулятивные:
умение
осознанно
строить речевое высказывание в
устной форме.
Защита
работ.
26
Чтение и обсуждение сказки
А.Милна « Винни-Пух и все
-все- все».
Познавательные: анализировать и
обобщать факты и явления.
Коммуникативные: учиться
критично относиться к своему
мнению и уважительно относиться
к позиции другого.
Чтение
и
обсуждение
произведения
.
27
Просмотр и обсуждение м/ф
« Винни-Пух и все -все-все».
Регулятивные:
использовать наряду с учебной
литературой
дополнительные средства
(справочная литература, средства
ИКТ)
Познавательные: анализировать и
обобщать факты и явления.
Регулятивные: составление плана и
последовательности действий.
Просмотр
мультфильм
а
№
Дата
по
плану
Дата по
факту
Тема занятия
Формируемые компетенции
Форма
проведения
28
Музыкальная книга про
Винни-Пуха.
Регулятивные: принимать учебную
задачу, составлять план действий.
Личностные: развитие
познавательных интересов,
учебных мотивов.
Коммуникативные: умение
слышать и слушать партнёра,
координировать точки зрения и
позиции.
Чтение
и
обсуждение
произведения
.
29
Читай и размышляй.
Познавательные: самостоятельное
создание способов решения
проблем творческого и поискового
ха Коммуникативные: выполняя
различные роли в группе,
сотрудничать в совместном
решении проблемы творческого
характера; учиться критично
относиться к своему мнению и
уважительно относиться к позиции
другого.
Инсценировв
ание
отрывков по
группам.
30
Задания в «Портфеле
читателя» по рассказам В.
Драгунского.
Познавательные: самостоятельное
создание способов решения
проблем творческого и поискового
ха Коммуникативные: выполняя
различные роли в группе,
сотрудничать в совместном
решении проблемы творческого
характера; учиться критично
относиться к своему мнению и
уважительно относиться к позиции
другого.
31
Интерактивная игра
«Крестики- нолики» по
произведениям В.
Драгунского.
Познавательные: умение осознанно
строить речевое высказывание,
самостоятельное создание способов
решения проблем творческого и
поискового характера.
Регулятивные: самостоятельное
создание способов решения
проблем, использовать наряду с уч.
литературой дополнительные
средства (справочная литература,
средства ИКТ)
Интерактивна
я игра
32
Пересказ любимой истории
про Дениску от лица героя.
Коммуникативные: учиться критично
относиться к своему мнению и
уважительно относиться к позиции
другого.
Дебаты
по
произведени
ю.
№
Дата
по
плану
Дата по
факту
Тема занятия
Формируемые компетенции
Форма
проведения
33
Игра в слова. Составление
слов из имени главного героя
произведения Э.Успенского
«Крокодил Гена и его
друзья».
Регулятивные: самостоятельное
создание способов решения проблем.
Игра
34
Дом дружбы. Коллективно-
творческая работа по
изготовлению коллажа по
произведению Э.Успенского
«Крокодил Гена и его друзья».
Познавательные: самостоятельное
создание способов решения проблем
творческого и поискового характера.
Коммуникативные: выполняя
различные роли в группе,
сотрудничать в совместном решении
проблемы творческого характера;
учиться критично относиться к
своему мнению и уважительно
относиться к позиции другого.
Конкурс
35
Выразительное чтение
отрывков из сказок
А.С.Пушкина.
Личностные: развитие
познавательных интересов, учебных
мотивов. Коммуникативные: умение
слышать и слушать собеседника,
уважительное отношение к позиции
другого.
Конкурс
36
Мастер - класс по
изготовлению портрета
любимого героя. Защита
иллюстрации по сказкам
А.С.Пушкина.
Познавательные: самостоятельное
создание способов решения проблем
творческого и поискового характера.
Защита
странички
из
«Портфеля
читателя».
37
«Моя книжная планета».
Регулятивные: самостоятельное
создание способов решения проблем,
использовать наряду с уч.
литературой дополнительные
средства
Коммуникативные:
учиться критично относиться к
своему мнению,
учиться уважительно относиться к
позиции другого Личностные:
стремиться к взаимопониманию на
основе взаимного интереса и
уважения.
Итоговое
занятие
38
Праздник. Закрытие проекта.
Праздник.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
«Список книг для чтения»
Первый класс - хорошее время читать:
рассказы о животных Виталия Бианки
рассказы Николая Носова
« Приключения Незнайки и его друзей» Николая Носова
«Сказки» Ганса –Христиана Андерсена
« Винни-Пух и все-все-все» Александра Милна
рассказы Виктора Драгунского
« Волшебные сказки» Шарля Перро
«Приключения Буратино» Алексея Толстого
«Крокодил Гена и его друзья» Владимира Успенского
Стихи и Сказки Александра Пушкина
Сказки «О потерянном времени»,«Два брата» Евгения Шварца.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
«Диагностический инструментарий приобщения к чтению»
Методики систематизированы по целевым установкам исследования.
1.
Группа А. - Массовые методики, демонстрирующие общую тенденцию в отношении
школьников к чтению в данном классе.
Требуют небольшого временного ресурса, легки в обработке и проведении. Подходят для
любого возраста.
А 1 «Читать – не читать»
Школьникам предлагается высказать свое мнение по поводу следующего утверждения:
«Есть люди, которые любят читать, есть люди, которые не любят читать. Как тебе
кажется, на кого из них ты больше похож и почему?»
Ученики пишут ответ в свободной форме.
Результаты обрабатываются в таблице.
Есть люди, которые любят читать
Есть люди, которые не любят читать
Количество
школьников,
которые
относят себя к этой категории
……………… ( ……%)
Количество
школьников,
которые
относят себя к этой категории
………………( ……%)
Периодичность проведения: в начале и в конце учебного года (или до и после проекта)
Результаты сравниваются.
А 2. «Температура чтения »
(по аналогии с исследованием отношения к школе, описанным в М.Барбером с.80 Барбер М.
Обучающая игра: аргументы в пользу революции образования М.: Просвещение, 2007. – 349 с.).
Школьникам предлагается ответить на вопрос, какими словами можно охарактеризовать их
отношение к чтению –
«очень дружеское»,
«дружеское»,
«безразличное»,
«неприязненное»
«враждебное»
Вариант : графическое расположение ответа на оси термометра
2 «очень дружеское»,
1 «дружеское»,
0 - «безразличное»,
-1 «неприязненное»
-2 «враждебное»
Результаты обрабатываются в таблице
Отношение к
чтению
«очень
дружеское»
«дружеско
е»
«безразлично
е»
«неприязненно
е»
«враждебное
»
Количество
школьников,
выбравших
этот ответ
А3. «Все дороги ведут к чтению».
Визуальный графический тест.
Предлагаемая
диагностика
позволяет
на
уровне
самооценки
зафиксировать
способы
взаимодействия личности с миром чтения, определить доминирующий формат взаимодействия
с учетом различных функций чтения.
Методика построена по принципу самоидентификации с сюжетным героем, который
представлен в различных ситуациях взаимодействия с текстом в логике открытого чтения.
Каждая из функций чтения (информационная, гедонистическая, образовательная, социальная,
развлекательная) представлена двумя вариантами выбора. С учетом
различных типов
восприятия информации, задания предлагаются как в визуальном графическом формате
(картинки), так и в вербальном - в виде соответствующего утверждения.
а) Информационная функция - получение информации через интернет «Много информации
получаю из интернета»; или чтение газет и журналов «Люблю узнавать новости и полезную
информацию из газет и журналов»;
б) Гедонистическая функция - получение удовольствия в процессе свободного чтения в
условиях домашнего отдыха (чтение – релаксация) «Чтение – хороший отдых и удовольствие»;
или чтение – получение эстетического удовольствия «Мне нравится чувствовать красоту слов и
фраз».
в) образовательная функция - чтение учебной литературы для выполнения домашних заданий:
«Часто и много работаю с учебниками. Много читаю, Чтобы выполнить учебные задания»,
работа со словарями, энциклопедиями в читальном зале библиотеки «Часто приходится
работать со словарями, энциклопедиями, ходить в библиотеку»
г) социальная функция: чтение как содержание межличностного общение, обсуждение книг в
компании сверстников «Мне важно обсудить прочитанные книги с друзьями»; чтение как
компонент семейного взаимодействия «Люблю почитать вместе с родителями»
д) развлекательная функция: представлена в аудио- формате чтения с использованием
наушников, плейера или просмотра видео: «Я часто не читаю, а просто слушаю содержание
книги с помощью аудио или смотрю экранизацию» или в ситуации свободного время
провождения с выбором самого непритязательного чтения (развлекательные журналы,
анекдоты и пр.) «Если нечем развлечься, можно и почитать»
Предусмотрена ситуация – «не идентификации». При этом предлагается как конструктивный
выбор «Если тебе ничего не подходит, нарисуй сам», так и негативно отвергающий какое бы то
ни было предложение: вариант с надписью «Меня здесь вообще нет». Респонденту предлагается
отметить, те ситуации и утверждения, которые отражают его взаимодействие с миром чтения.
Простая формулировка задания является доступной для школьника любого возраста: «Отметь
галочкой, те картинки, которые тебе подходят, т.е. с тобой так тоже бывает. Отметь двумя
галочками то, как бывает чаще всего».
Выбор каждого варианта оценивается в 10 баллов. Набранные баллы суммируются. Получается
некоторая численная характеристика приобщения к миру открытого чтения (от 0 до 100).
Отмеченные
«приоритеты»
позволяют
определить
доминирующую
направленность
приобщения, на которую в последствии делается ставка при разработке индивидуального
образовательного маршрута читателя.
Отсутствие выбора является поводам для индивидуальной дополнительной педагогической
диагностики. (Хочу, могу, делаю; Читательский профиль и др.). Сюжеты «свободных» рисунков
становятся материалом для дополнения и расширения теста в последующих редакциях и
получении представления о приоритетах данного конкретного ребенка.
Функци
и
чтения
А
Информ
ационна
я
Б
Гедонис
тическа
я
В
Образов
ательна
я
Г
Социал
ьно-
коммун
икативн
ая
Д
Чтени
е –
развле
чение
Собст
венна
я
верси
я
Отсут
ствие
выбор
а
Общи
й балл
Фами
лии
детей
1.
……
……
….
10 +
10
__
_
10
__
10 +
10
10+
10
__
70
2.
……
……
….
_
__
10 _
10+
10
10
__
10
__
__
50
3.
……
……
…..
Данная диагностика позволяет выделить как относительно благополучную группу школьников
в отношении приобщения к чтению, так и проблемный контингент, нуждающийся в
индивидуальном педагогическом сопровождении.
Группа Б. - методики индивидуальной диагностики обобщенного характера.
Характер сопровождения и индивидуальный образовательный маршрут читателя будет
формироваться на основании дополнительной диагностики, позволяющей увидеть «становления
читателя» с учетом эмоционального, функционального и поведенческого компонентов. И
соответственно рассмотреть возможные уровни приобщения отдельно по каждому компоненту.
Б 1. диагностическая методика «Хочу - могу- читаю – 1».
Содержание данной методики.
Категория «читаю» измеряется чисто арифметически по количеству прочитанных за
определенный период книг. Для изучения двух других компонентов приобщения «могу»,
«хочу» используется специальная комплексная диагностическая методика, представляющая из
себя дополненную, модифицированную и адаптированную версию австрийского метода «Вижу
– читаю – думаю - понимаю». разработанного в рамках Зальцсбургского проекта «Читаем,
играя» (авторы : Michaela Auer, Gabriele Gruber, Heinz Mayringer, Heinz Wimmer.). Категория
«могу» включает в себя две характеристики: скорость чтения и адекватность понимания
прочитанного. Временное ограничение - три минуты, позволяет фиксировано определить
среднюю скорость чтения на основании количества прочитанных и обработанных утверждений.