Напоминание

"Освоение прёма бряцание и двойное пиццикато при подготовке программы учащегося к техническому зачёту и академическому концерту


Автор: Карпов Алексей Трофимович
Должность: преподаватель балалайки
Учебное заведение: МКУ ДО "ДШИ" пгт. Восток
Населённый пункт: пгт. Восток Красноармейский район Приморский край
Наименование материала: методическая разработка открытого урока
Тема: "Освоение прёма бряцание и двойное пиццикато при подготовке программы учащегося к техническому зачёту и академическому концерту
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка открытого урока

по специальности балалайка с учащимся 2-го класса.

Выполнил: Карпов А.Т. преподаватель по классу балалайки, гитары МКУ ДО

«Детская школа искусств » пгт.Восток Красноармейский район Приморский

край.

Тема урока:

«

Освоение приёма бряцание и двойное пиццикато при

подготовке программы учащегося к техническому

зачёту и академическому концерту.»

Тип урока: комбинированный.

Цели и задачи урока:

1.

Образовательные: сформировать, обобщить и углубить знания учащегося с

основами работы над исполнительской техникой.

2.

Развивающие: развитие эстетического вкуса, развитие образного мышления,

музыкально – исполнительское и идейно – художественное развитие.

3.

Воспитательные: воспитание у учащегося внимания, целеустремленности и

настойчивости в овладении приемами и навыками игры на инструменте, умение

анализировать свое выступление.

4.

Здоровьесберегающие:

правильная

посадка,

положение

рук,

установка

инструмента.

Форма урока: индивидуальная.

Методы: игра

на

инструменте,

беседа,

наблюдение,

демонстрация

видеоматериала, игровые методы.

Реализуемые педагогические технологии: художественные, информационно-

компьютерные.

Оборудование: музыкальный

инструмент

(балалайка),

нотная

литература,

дидактический материал (карточки), компьютер.

Используемая литература:

1. А.С. Илюхин «Самоучитель игры на балалайке».

2. А. Шалов «Основы игры на балалайке»

3. П. Нечепоренко,В. Мельников «Школа игры на балалайке.»

4. А. Дорожкин «Самоучитель игры на балалайке»

Репертуарный план урока:

1. Позиционные упражнения.

2. Гамма ля мажор, арпеджио.

3. Н.Бакланова «Этюд».

4.Р.н.п. «Вы послушайте ребята»,

5.Ф. Шуберт «Экосез»,

6. Оценка за урок, домашнее задание.

Структура урока.

Организационный момент. Представление ученика и круга задач, стоящих

перед ним.

Основная часть:

Вступительное слово педагога: «

Ребёнок приходящий в класс музыкальной

школы, конечно же обладает определённым комплексом двигательных

навыков. Из них необходимо важными являются скоординированные

движения плеча, предплечья и кистевого сустава. Движения же

пальцев в жизни ребёнка чаще всего связанны с хватанием и

удержанием, поэтому вожно научить юного музыканта выполнять

самостоятельные движения как предплечьем, так и кистью ,при этом

контролировать положение пальцев не только левой руки, но и правой.

Техника, в широком смысле слова - средство передачи художественного

содержания произведений. В узком смысле это предельная точность, быстрота

пальцев, координация движений. На начальном этапе обучения для выработки у

ученика

первичных

двигательных

навыков

необходимы

специальные

упражнения, подготавливающие его к выполнению технических задач».

Игра позиционных упражнений. Обратить внимание на посадку ученика,

положение рук, ног, установку инструмента.

Игра гаммы ля

мажор целыми,

половинными,

четвертными, восьмыми,

пунктирный ритм, длительностями со счетом вслух различными штрихами.

Для

удержание учеником единого темпа , используем метроном, Андрей

старается играть не отставая от метронома, при этом ставлю задачу перед

учащимся: следить не только за ровностью движения звуков гаммы, но и за

правой рукой, за изгибом в кистевом суставе, за положением остальных

пальцев, которые должны находиться в естественном, слегка

выпрямленном положении.

Учащийся играет гамму и трезвучия, различными длительностями. С

задачей справился хорошо.

Проверка домашнего задания.

Проигрывание выученных ранее пьес, указывая на недостатки и достоинства:

Педагог: «Успешное развитие техники невозможно без работы над этюдами».

После гаммы готовимся к игре «этюда» композитора Н. Баклановой.

Определяем вместе с учеником темп , размер, приём игры, которым

будет исполняться этюд. Говорим о том, какую цель преследуем,

при разборе и исполнении музыки. Приглашаем к нам присоединяется

концертмейстера , исполняющего партию фортепиано. Форма - дуэт не

только помогает ученику при игре этюда , но и доставляет ему

удовольствие , создаёт творческую атмосферу между учащимся

и преподавателем. После преодоления технических трудностей

и проигрывания «Этюда», продолжаем проигрывать сложные места,

при этом прошу ученика обращать внимание не только

на правильное положение и свободное движение кисти правой руки

при извлечении звука, но и правильную посадку и правильное

положение балалайки.

После того, как исправлены все ошибки и неточности, переходим к

следующей части урока:

Проведение физкультминутки. Игра «Петрушка». Исходное положение:

руки опущены, расслаблены. Одновременно встряхиванием рук и ног достичь

расслабления мышц до чувства тепла. Игра с ритмическими карточками.

Прохлопывание ритма, изображенного на карточках.

Ф. Шуберт «Экосез». Беседа о жизни и творчестве композитора.

Просмотр фотографий композитора на компьютере.

Работа над текстом, характером и аппликатурой.

Экосез - шотландский

танец, в 18-19 веках известен, как бальный . Об этом говорим с учеником.

Производим разбор всего произведения, показываю отдельные части,

составляющие техническую трудность. Учащийся проигрывает

«танец» приёмом пиццикато большим пальцем, в медленном

темпе по нотам. Используем счёт в слух , проигрываем по фразам,

предложениям, определяем динамику и аппликатуру.

После того, как исправлены все ошибки и неточности,

переходим к следующему произведению – народной песне «Вы послушайте

ребята, что струна – то говорит» в обработке В. Авксентьева.

Кратко знакомлю ученика с творчеством композитора, вместе

определяем лад, тональность, размер, динамику исполнения. Андрей

играет произведение: основную тему – бряцанием ,а следующие за ней

вариации, двойным пиццикато. В начале вместе с учеником проверяем

правильное ли у него положение пальцев, кисти , предплечья правой руки,

следим за осанкой. Проигрываем основную тему песни , контролируем

положение указательного пальца при полукруглом положении кисти

правой руки. Исполняются вариации приёмом двойное пиццикато, с

возвращением темы на бряцание. Чередование приёмов игры, даёт

определённый контраст русской песни в целом.

На протяжении всего урока ученику аккомпанирует концертмейстер.

Учащийся показывает кивком начало, общаясь с ним, стараясь

реагировать на замечания, подчёркивает сильную долю в музыкальных

фразах и предложениях. После второго проигрывания русской народной

песни, учащийся старается выполнять все указания преподавателя и

справляется с исполнением всей русской народной песни «Вы послушайте

ребята, что струна – то говорит».

Ставлю ценку за работу на уроке - хорошо.

Подводим итог всему уроку: за время урока проведена работа над

освоением приёмов игры бряцание и двойное пиццикато.

1. Игра гаммы различными длительностями – 7 минут .

2. Рассказ о композиторе и история создания произведения- 2 минуты.

3. Предварительный разбор произведения – 10 минут.

4. Разучивание произведения -19 минут.

5. Домашнее задание- 2 минуты

На уроке царит доброжелательная атмосфера, контакт с учащимся хороший.

При общении, даю точные указания с ясными формулировками для

учащегося .Рационально использую время урока.

В своей работе, к каждому ученику стараюсь найти подход, подбор

учебного материала произвожу дифференцированно, учитывая все

особенности учащегося, прислушиваясь к мнению и желанию при изучении

произведения. В своей работе стараюсь осуществить оптимальный отбор

методов, средств и форм обучения, учитывая особенности характера,

темперамента , подготовке каждого учащегося.

Подведение итогов, анализ.

Домашнее задание.

Отметка.



В раздел образования