Напоминание

Курс «Математика и конструирование» представляет собой один из возможных вариантов начального математического образования, направленного на качественное улучшение обучения и развития учащихся уже на первом и важнейшем этапе обучения – в начальной школе.


Автор: Дутова Наталья Юрьевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ Лицей № 8
Населённый пункт: Амурская область,город Тында
Наименование материала: Выступление
Тема: Курс «Математика и конструирование» представляет собой один из возможных вариантов начального математического образования, направленного на качественное улучшение обучения и развития учащихся уже на первом и важнейшем этапе обучения – в начальной школе.
Раздел: начальное образование





Назад




,

Я думаю что никогда до

настоящего времени

мы еще не жили в такой

.

геометрический период

.

Все вокруг

геометрия

Ле Корбюзье

«Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии»

А.С. Пушкин

В МОБУ Лицей №8 с 2005-2006 учебного года начала

апробацию программа «Математика и конструирование». В ноябре

2007 года была получена рецензия на данную программу. В 2008

году программа прошла рецензирование в Амурском областном

институте

повышения

квалификации

и

переподготовки

педагогических кадров. И в том же году была направлена на

экспертизу в Министерство

образования и науки Амурской

области. Была получена рекомендация на апробацию в МОБУ

Лицей №8 г.Тынды. С этого началось преподавание предмета

«Математика и конструирование» учителями начальных классов в

Лицее. На этот предмет отводится один час в неделю. Урок

проходит последним после основного расписания. Он входит в

дополнительную общеобразовательную услугу.

Программа курса «математика и конструирование» составлена в

соответствии с требованиями Федерального государственного

образовательного стандарта начального общего образования.

Предмет «Математика и конструирование» дает возможность

дополнить

учебный

предмет

«Математика»

практической

конструкторской деятельностью учащихся, которая включают в

себя умения:

умения собрать объект из предложенных деталей;

умения

преобразовать,

перестроить

самостоятельно

построенный объект с целью изменения его функций или

свойств,

улучшения

его

дизайна,

расширения

области

применения;

а так же предполагает органическое единство мыслительной и

практической деятельности учащихся, их взаимного влияния и

дополнения одного вида деятельности другим.

Мыслительная деятельность и полученные математические

знания создают основу для овладения предметом «Геометрия», а

конструкторско-практическая

деятельность

способствует

закреплению

основы

в

ходе

практического

использования

математических

знаний,

повышает

уровень

осознанности

изученного математического материала, создает условия для

развития

логического

мышления

и

пространственных

представлений учащихся.

Программа по предмету «Математика и конструирование»

представляет

собой

один

из

возможных

вариантов

нетрадиционного решения остро существующей проблемы. Анализ

всех разработанных к настоящему времени в России курсов

математики

для

начальных

классов

показывает,

что

в

их

содержании

не

предусматривается

знакомство

учащихся

с

элементами практической геометрии, а лишь частично проводится

знакомство с величинами и их измерением. Геометрический

материал в программе по математике для начальных классов не

выделяется в качестве самостоятельного раздела. В учебном

процессе изучения элементов геометрии связывается с изучением

арифметических и алгебраических вопросов. Такое положение с

геометрическим

содержанием

начального

курса

математики

тормозит развитие пространственного и логического мышления,

памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности,

строгой последовательности рассуждения и его доказательности.

Но мы решаем эту проблему благодаря новому предмету

«Математика и конструирование», где основной задачей является

формирование у учащихся четких представлений и понятий о таких

геометрических фигурах, как точка, отрезок, угол, многоугольник,

плоских и объемных геометрических фигур. У детей создаются

правильные геометрические образы, развивается пространственное

представление, формируются

навыки черчения и измерения,

имеющие большое жизненно практическое значение. Ученики

готовятся к успешному изучению курса геометрии .Обучение

сопровождается

практическими

упражнениями.

Учащиеся

воспринимают не только готовые геометрические фигуры и тела,

но и сами воспроизводят изучаемые формы, используя для этого

вырезание и наклеивание, моделирование, вычерчивание разверток

и

склеивание.

При

этом

система

упражнений

и

задач

геометрического

содержания

и

методика

работы

над

ними

способствует развитию пространственных представлений у детей,

умения наблюдать, сравнивать, абстрагировать и обобщать.

Одна из важных особенностей курса «Математика и

конструирование»

для

1

4

классов

его

геометрическая

направленность,

реализуемая в блоке практической геометрии и нацелена на

развитие и обогащение геометрических представлений учащихся и

создание

базы

для

развития

графической

грамотности,

конструкторского мышления.

Программа эффективно используется

в классах с любой

степенью

подготовленности,

способствуя

развитию

познавательных

способностей,

мышления

учащихся,

являясь

одновременно

пропедевтикой

и

углубленным

изучением

математики.

Теоретической базой программы является представление о

двухуровневом

психическом

развитии

в

зоне

реальных

возможностей и зоне ближайшего развития (по Л.С.Выготскому) и

теория

поэтапного

формирования

умственных

действий

(по

П.Я.Гальперину). Под зоной реальных возможностей понимается

круг задач, которые учащийся может выполнить самостоятельно, не

прибегая к помощи учителя; под зоной ближайшего развития

понимается круг задач, которые учащийся понимает, может

самостоятельно выполнить фрагменты, но в целом справиться без

помощи учителя не может.

Формы организации образовательного процесса различные:

групповая деятельность по обсуждению поставленной задачи

и полученных выводов;

индивидуальная работа в классе и дома;

игровые формы работы;

доклады по истории математики;

проектные работы.

Программа строится по концентрической схеме, что позволяет

каждый раз на новом уровне возвращаться к задачам предыдущего

года.

Основная цель курса «Математика и конструирование» состоит как

в

том,

чтобы

обеспечить

математическую

грамотность

и

сформировать некоторые трудовые навыки, так и в том, чтобы

сформировать элементы технического мышления, графической

грамотности и конструкторских умений.

В основе программы лежат следующие дидактические принципы:

1.

Принцип деятельности, который включает ребёнка в учебно-

познавательную деятельность. Само обучение называется

системно-деятельностным подходом.

2.

Принцип научности.

Здесь речь идёт и о личностном

отношении учащихся к полученным знаниям и умении

применять их в своей практической деятельности.

3.

Принцип непрерывности означает преемственность между

всеми ступенями обучения.

4.

Принцип

минимакса заключается

в

следующем:

учитель

должен предложить ученику содержание образования по

максимальному

уровню,

а

ученик

обязан

усвоить

это

содержание по минимальному уровню.

5.

Принцип

психологической

комфортности предполагает

снятие по возможности всех стрессообразующих факторов

учебного процесса, создание в классе и на уроке такой

атмосферы, которая расковывает учеников, и, в которой они

чувствуют себя «как дома». У учеников не должно быть

никакого страха перед учителем, не должно быть подавления

личности ребёнка.

6.

Принцип

вариативности предполагает развитие у детей

вариативного мышления, то есть понимания возможности

различных вариантов решения задачи и умения осуществлять

систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает

страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как

трагедию, а как сигнал для её исправления.

7.

Принцип

творчества

(креативности) предполагает

максимальную ориентацию на творческое начало в учебной

деятельности ученика, приобретение ими собственного опыта

творческой деятельности.

Для отслеживания результатов усвоения программного материала

предусматривается итоговый контроль в форме

- практической работы;

- творческой работы учащихся;

В ходе которых дети показывают следующие УУД:

выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

анализировать

расположение

деталей

(

треугольников,

уголков, спичек) в исходной конструкции.

составлять фигуры из частей. Определять место заданной

детали в конструкции.

выявлять закономерности в расположении деталей; составлять

детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

сопоставлять полученный результат с заданным условием.

объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия

при заданном условии.

анализировать предложенные возможные варианты верного

решения.

моделировать объёмные фигуры из различных материалов

(проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля,

сравнивать построенную конструкцию с образцом.

уметь

пользоваться

геометрическими

инструментами:

циркулем, линейкой, транспортиром.

Многочисленными исследованиями, выполненными в рамках

общей, возрастной и педагогической психологии показано, что

интеллектуальное

развитие

личности

неразрывно

связано

с

овладением

пространством

сначала

практически,

а

затем

и

теоретически.

Само

развитие

овладения

пространством

формируется через графическую грамотность, конструкторское

мышление. Важной стороной интеллектуального развития является

пространственное мышление, обеспечивающее в ходе познания

выделение

в

объектах

и

явлениях

действительности

пространственных

свойств

и

отношений

(формы,

величины,

направления, протяженности и т.п.), создание на этой основе

пространственных образов и оперирование ими в процессе решения

задач. Трудно назвать хотя бы одну область человеческой

деятельности,

где

создание

пространственных

образов

и

оперирование ими не играло существенной роли. Особое значение

пространственное

мышление

имеет

в

различных

видах

конструктивно-технической,

изобразительной,

графической

деятельности.

Большинство ученых приходят к выводу, что принципиальным

тормозом

в

деле

геометрического

образования

является

установившееся за многие годы положение курса геометрии в

школе. Ни один предмет не начинают изучать в школе с таким

запозданием, как геометрию. Это трудно восполнимая потеря с

точки зрения и общего эмоционального, и умственного развития

ребенка.

Увеличение объема геометрического материала, благодаря

предмету «Математика и конструирование»

позволяет более

эффективно подготовить учеников к изучению систематического

курса геометрии, который вызывает у школьников общей и средней

школы большие трудности. Мы провели небольшое исследование.

Проанализировали качество знаний по математике при переходе

детей в 5 класс за последние 4 года и получили следующие

результаты.

диаграммы

2014-2015 учебный год

2015-2016 учебный год

2016-2017 учебный год

2017-2018 учебный год

Работы детей .

Точные линии, поставленная рука, развитие мелкой моторики,

Качество знаний детей довольно высокое. Успешность обучения

математики

«на лицо». Значит формирование технического мышления и

конструкторских умений в начальной школе является способом

преемственности преподавания предмета математики в старших

класса. Курс «Математика и конструирование» представляет

собой

один

из

возможных

вариантов

начального

математического образования, направленного на качественное

улучшение обучения и развития учащихся уже на первом и

важнейшем этапе обучения – в начальной школе.



В раздел образования