Автор: Дутова Наталья Юрьевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ Лицей № 8
Населённый пункт: Амурская область,город Тында
Наименование материала: Выступление
Тема: Курс «Математика и конструирование» представляет собой один из возможных вариантов начального математического образования, направленного на качественное улучшение обучения и развития учащихся уже на первом и важнейшем этапе обучения – в начальной школе.
Раздел: начальное образование
,
Я думаю что никогда до
настоящего времени
мы еще не жили в такой
.
геометрический период
–
.
Все вокруг
геометрия
Ле Корбюзье
«Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии»
А.С. Пушкин
В МОБУ Лицей №8 с 2005-2006 учебного года начала
апробацию программа «Математика и конструирование». В ноябре
2007 года была получена рецензия на данную программу. В 2008
году программа прошла рецензирование в Амурском областном
институте
повышения
квалификации
и
переподготовки
педагогических кадров. И в том же году была направлена на
экспертизу в Министерство
образования и науки Амурской
области. Была получена рекомендация на апробацию в МОБУ
Лицей №8 г.Тынды. С этого началось преподавание предмета
«Математика и конструирование» учителями начальных классов в
Лицее. На этот предмет отводится один час в неделю. Урок
проходит последним после основного расписания. Он входит в
дополнительную общеобразовательную услугу.
Программа курса «математика и конструирование» составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования.
Предмет «Математика и конструирование» дает возможность
дополнить
учебный
предмет
«Математика»
практической
конструкторской деятельностью учащихся, которая включают в
себя умения:
умения собрать объект из предложенных деталей;
умения
преобразовать,
перестроить
самостоятельно
построенный объект с целью изменения его функций или
свойств,
улучшения
его
дизайна,
расширения
области
применения;
а так же предполагает органическое единство мыслительной и
практической деятельности учащихся, их взаимного влияния и
дополнения одного вида деятельности другим.
Мыслительная деятельность и полученные математические
знания создают основу для овладения предметом «Геометрия», а
конструкторско-практическая
деятельность
способствует
закреплению
основы
в
ходе
практического
использования
математических
знаний,
повышает
уровень
осознанности
изученного математического материала, создает условия для
развития
логического
мышления
и
пространственных
представлений учащихся.
Программа по предмету «Математика и конструирование»
представляет
собой
один
из
возможных
вариантов
нетрадиционного решения остро существующей проблемы. Анализ
всех разработанных к настоящему времени в России курсов
математики
для
начальных
классов
показывает,
что
в
их
содержании
не
предусматривается
знакомство
учащихся
с
элементами практической геометрии, а лишь частично проводится
знакомство с величинами и их измерением. Геометрический
материал в программе по математике для начальных классов не
выделяется в качестве самостоятельного раздела. В учебном
процессе изучения элементов геометрии связывается с изучением
арифметических и алгебраических вопросов. Такое положение с
геометрическим
содержанием
начального
курса
математики
тормозит развитие пространственного и логического мышления,
памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности,
строгой последовательности рассуждения и его доказательности.
Но мы решаем эту проблему благодаря новому предмету
«Математика и конструирование», где основной задачей является
формирование у учащихся четких представлений и понятий о таких
геометрических фигурах, как точка, отрезок, угол, многоугольник,
плоских и объемных геометрических фигур. У детей создаются
правильные геометрические образы, развивается пространственное
представление, формируются
навыки черчения и измерения,
имеющие большое жизненно практическое значение. Ученики
готовятся к успешному изучению курса геометрии .Обучение
сопровождается
практическими
упражнениями.
Учащиеся
воспринимают не только готовые геометрические фигуры и тела,
но и сами воспроизводят изучаемые формы, используя для этого
вырезание и наклеивание, моделирование, вычерчивание разверток
и
склеивание.
При
этом
система
упражнений
и
задач
геометрического
содержания
и
методика
работы
над
ними
способствует развитию пространственных представлений у детей,
умения наблюдать, сравнивать, абстрагировать и обобщать.
Одна из важных особенностей курса «Математика и
конструирование»
для
1
–
4
классов
–
его
геометрическая
направленность,
реализуемая в блоке практической геометрии и нацелена на
развитие и обогащение геометрических представлений учащихся и
создание
базы
для
развития
графической
грамотности,
конструкторского мышления.
Программа эффективно используется
в классах с любой
степенью
подготовленности,
способствуя
развитию
познавательных
способностей,
мышления
учащихся,
являясь
одновременно
пропедевтикой
и
углубленным
изучением
математики.
Теоретической базой программы является представление о
двухуровневом
психическом
развитии
в
зоне
реальных
возможностей и зоне ближайшего развития (по Л.С.Выготскому) и
теория
поэтапного
формирования
умственных
действий
(по
П.Я.Гальперину). Под зоной реальных возможностей понимается
круг задач, которые учащийся может выполнить самостоятельно, не
прибегая к помощи учителя; под зоной ближайшего развития
понимается круг задач, которые учащийся понимает, может
самостоятельно выполнить фрагменты, но в целом справиться без
помощи учителя не может.
Формы организации образовательного процесса различные:
групповая деятельность по обсуждению поставленной задачи
и полученных выводов;
индивидуальная работа в классе и дома;
игровые формы работы;
доклады по истории математики;
проектные работы.
Программа строится по концентрической схеме, что позволяет
каждый раз на новом уровне возвращаться к задачам предыдущего
года.
Основная цель курса «Математика и конструирование» состоит как
в
том,
чтобы
обеспечить
математическую
грамотность
и
сформировать некоторые трудовые навыки, так и в том, чтобы
сформировать элементы технического мышления, графической
грамотности и конструкторских умений.
В основе программы лежат следующие дидактические принципы:
1.
Принцип деятельности, который включает ребёнка в учебно-
познавательную деятельность. Само обучение называется
системно-деятельностным подходом.
2.
Принцип научности.
Здесь речь идёт и о личностном
отношении учащихся к полученным знаниям и умении
применять их в своей практической деятельности.
3.
Принцип непрерывности означает преемственность между
всеми ступенями обучения.
4.
Принцип
минимакса заключается
в
следующем:
учитель
должен предложить ученику содержание образования по
максимальному
уровню,
а
ученик
обязан
усвоить
это
содержание по минимальному уровню.
5.
Принцип
психологической
комфортности предполагает
снятие по возможности всех стрессообразующих факторов
учебного процесса, создание в классе и на уроке такой
атмосферы, которая расковывает учеников, и, в которой они
чувствуют себя «как дома». У учеников не должно быть
никакого страха перед учителем, не должно быть подавления
личности ребёнка.
6.
Принцип
вариативности предполагает развитие у детей
вариативного мышления, то есть понимания возможности
различных вариантов решения задачи и умения осуществлять
систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает
страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как
трагедию, а как сигнал для её исправления.
7.
Принцип
творчества
(креативности) предполагает
максимальную ориентацию на творческое начало в учебной
деятельности ученика, приобретение ими собственного опыта
творческой деятельности.
Для отслеживания результатов усвоения программного материала
предусматривается итоговый контроль в форме
- практической работы;
- творческой работы учащихся;
В ходе которых дети показывают следующие УУД:
выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
анализировать
расположение
деталей
(
треугольников,
уголков, спичек) в исходной конструкции.
составлять фигуры из частей. Определять место заданной
детали в конструкции.
выявлять закономерности в расположении деталей; составлять
детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
сопоставлять полученный результат с заданным условием.
объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия
при заданном условии.
анализировать предложенные возможные варианты верного
решения.
моделировать объёмные фигуры из различных материалов
(проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля,
сравнивать построенную конструкцию с образцом.
уметь
пользоваться
геометрическими
инструментами:
циркулем, линейкой, транспортиром.
Многочисленными исследованиями, выполненными в рамках
общей, возрастной и педагогической психологии показано, что
интеллектуальное
развитие
личности
неразрывно
связано
с
овладением
пространством
сначала
практически,
а
затем
и
теоретически.
Само
развитие
овладения
пространством
формируется через графическую грамотность, конструкторское
мышление. Важной стороной интеллектуального развития является
пространственное мышление, обеспечивающее в ходе познания
выделение
в
объектах
и
явлениях
действительности
пространственных
свойств
и
отношений
(формы,
величины,
направления, протяженности и т.п.), создание на этой основе
пространственных образов и оперирование ими в процессе решения
задач. Трудно назвать хотя бы одну область человеческой
деятельности,
где
создание
пространственных
образов
и
оперирование ими не играло существенной роли. Особое значение
пространственное
мышление
имеет
в
различных
видах
конструктивно-технической,
изобразительной,
графической
деятельности.
Большинство ученых приходят к выводу, что принципиальным
тормозом
в
деле
геометрического
образования
является
установившееся за многие годы положение курса геометрии в
школе. Ни один предмет не начинают изучать в школе с таким
запозданием, как геометрию. Это трудно восполнимая потеря с
точки зрения и общего эмоционального, и умственного развития
ребенка.
Увеличение объема геометрического материала, благодаря
предмету «Математика и конструирование»
позволяет более
эффективно подготовить учеников к изучению систематического
курса геометрии, который вызывает у школьников общей и средней
школы большие трудности. Мы провели небольшое исследование.
Проанализировали качество знаний по математике при переходе
детей в 5 класс за последние 4 года и получили следующие
результаты.
диаграммы
2014-2015 учебный год
2015-2016 учебный год
2016-2017 учебный год
2017-2018 учебный год
Работы детей .
Точные линии, поставленная рука, развитие мелкой моторики,
Качество знаний детей довольно высокое. Успешность обучения
математики
«на лицо». Значит формирование технического мышления и
конструкторских умений в начальной школе является способом
преемственности преподавания предмета математики в старших
класса. Курс «Математика и конструирование» представляет
собой
один
из
возможных
вариантов
начального
математического образования, направленного на качественное
улучшение обучения и развития учащихся уже на первом и
важнейшем этапе обучения – в начальной школе.