Автор: Наталья Павловна Шумко
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №29
Населённый пункт: ст Петровская
Наименование материала: статья
Тема: «Система повторения 5 – 8 классах средней школы»
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №29
имени Героя Советского Союза П.С. Кузуба ст. Петровской
муниципального образования Славянский район
«
Система повторения 5 – 8 классах
средней школы»
Автор
Шумко Наталья Павловна
учитель математики
2022г.
Основная задача 5 – 8 классов – научить детей быстро и правильно
считать, их не должны пугать ни отрицательные числа, ни любые дроби.
Поэтому считаю своей задачей кропотливую работу с каждым учеником по
устранению всех пробелов в их знаниях и предотвращение возникновения
новых пробелов. Форм и методов повторения много. Рассмотрим некоторые
из
них.
Например,
работа
на
уроке
с
использованием
тренажеров,
инструкционных карт, в которых даются основные определения и алгоритмы
по конкретной теме, работа с консультантами, приемы мнемонического
характера, обобщающие уроки по темам, система разноуровневых зачетов по
геометрии.
Повторение изученного материала осуществляется в процессе всей
работы на уроках математики – при подготовке к изучению нового
материала, при изучении его, при закреплении нового материала, при
самостоятельной работе учащихся, при проверке знаний. Это отражается при
составлении поурочных планов.
Огромную помощь оказывают тренажеры и инструкционные карты. Они
универсальны. Когда их можно применять?
1) Во время устного счета.
2) При подготовке к изучению нового материала, если нужно будет
использовать ранее полученные знания.
3) Во время закрепления нового материала, когда нужно «набить руку»,
особенно это касается менее подготовленных учащихся. Они могут работать
с тренажером или картой самостоятельно, т. к. есть образцы решения и
ответы к заданиям, с сильными же учениками можно разбирать более
сложные упражнения.
4) Они выручают, когда учащиеся допускают ошибки. Чтобы ликвидировать
пробелы, учитель размещает карту на экране, анализирует ошибки.
5) Незаменимы при самостоятельной работе детей дома, даже очень занятые
родители могут помочь или проконтролировать.
6) При подготовке к итоговой аттестации за курс основной школы любую
тему можно быстро повторить и проверить ее усвоение.
7) Очень ценно то, что ребята могут помогать друг другу при их
использовании.
Тренажер № 6. «Обыкновенные и десятичные дроби», 6 и 7
классы.
1. Выполните действия: а)
1). 5
1
5
+ 0,3; 2). – 3,2
¿
3
8
; 3). 7
4
7
- 2,1; 4). – 0,4 ∙
(
−
2
5
)
;
5) 7
1
2
+ 0,4; 6) – 3,6 ∙
2
9
; 7) 5
2
3
- 2,25; 8) – 0,8 ∙
(
−
3
5
)
; 9) 0,16 +
3
20
; 10)
3,5 :
3
5
;
11)
- 0,06; 12)
3
5
: 0,14; 13)
3
4
+ 0,123; 14) 0,3 -
1
6
; 15) 0,15 ∙
3
5
; 16)
6
25
: 0,12;
17) 0,12 ∙
1
15
; 18) 1
1
6
: 1,4; 19)
5
36
∙ 0,8; 20) 0,28 :
(
−
14
17
)
; 21) -2,2:
(
−
1
1
3
)
;
22) 1
1
15
∙ 0,5;
23) 1
2
5
∙
3
14
- 1,5; 24) 7,2 ∙
(
3
8
−
5
9
)
.
б)
1).
0,7
⋅
0 , 02
0 , 21
; 2)
0 , 02
⋅
21
2,8
⋅
0,3
; 3)
0,6
⋅
2
0,4
⋅
0,9
; 4)
8
⋅
0 , 018
1,2
; 5)
6
⋅
0 , 024
1,8
;
6) 7,5 : 1,25 ∙ 0,015; 7) 6,5 : 1,5 ∙ 0,09; 8) 3,75 ∙ 0,18 : 0,6; 9) 2,4 : 1,08 ∙ 0,15.
в)
1). 4 ∙
(
−
2
)
3
+10; 2). 4 ∙
(
−
3
)
2
; 3). – 5 – 54 :
(
−
3
)
3
; 4). – 10 – 32 :
(
−
2
)
4
; 5) 5 ∙
(
−
3
)
3
+7;
6) - 20 – 10 ∙
(
−
0,1
)
2
; 7) - 10 ∙
(
−
0,3
)
2
+ 20; 8)- 36 ∙
(
3
4
−
1
12
)
2
; 9) 7 ∙
(
−
1
)
3
– 4
∙
(
−
1
)
2
-8.
2. Сравните числа:
1).
3
20
и
4
25
; 2)
3
14
и 0,14; 3)
5
16
и 0,16; 4)
3
7
и
11
27
; 5).
31
32
и
21
22
;
6) 0,6 и
4
7
; 7). 0,8 и
3
4
; 8)
4
5
и 0,9; 9) 0,25 и
4
15
; 10)
7
11
и 0,6; 11)
6
25
и 0,219;
12). -
5
19
и -
2
9
; 13). -
5
12
и -
11
19
; 14) - 0,6 и -
6
5
; 15). -
1
4
и – 0,2.
3. Выберите наименьшее из чисел:
1)
3
7
;
8
9
; 0,5; 0,52. 2). -
1
2
;
1
3
; - 0,1; 0,002. 3).
12
25
;
21
40
; 0,52;
0,485.
4. Выберите наибольшее из чисел:
1).
2
3
;
6
7
; 0,5; 0,51. 2).
12
25
;
21
40
; 0,52; 0,485.
5. Расположите числа в порядке возрастания:
1).
7
9
;
1
3
; 0,19. 2).
3
4
;
37
500
; 0,7. 3). 0,13;
29
200
; 0,125.
6. Расположите числа в порядке убывания:
1).
2
9
;
5
7
; 0,49. 2)
2
3
; 0,6; 0,66;
5
8
. 3).
1
3
; 0,3; 0,33;
4
11
.
Задача этого тренажера - довести до автоматизма умение ребят работать с
числами. Дети тренировали друг друга на переменах (сами, по своему
желанию – тренажер был вынесен на экран). Кроме того, я в любой момент
урока могла попросить дать ответы на
эти примеры. В результате
подавляющее
большинство
не
испытывает
больших
трудностей
при
выполнении действий с данными числами.
Инструкционная карта №1
Тема: 1. Сложение положительных и отрицательных
обыкновенных дробей.
2. Перевод обыкновенной дроби в десятичную и
наоборот.
1. При сложении положительных и отрицательных обыкновенных дробей не
забудьте: а) записать отдельно целую и дробную части, сохраняя их знак,
б) перед дробной чертой поставить знак «+».
в) посмотреть внимательно, прежде чем запишите окончательный
ответ,
одинаковые знаки имеют целая часть и дробная или разные, от
этого
зависит результат.
Например: 1)
3
1
2
−
5
1
3
=
3
+
1
2
−
5
−
1
3
=−
2
+
3
−
2
6
=−
2
+
1
6
=−
1
5
6
;
2)
−
3
1
2
−
5
1
3
=−
3
−
1
2
−
5
−
1
3
=−
8
+
−
3
−
2
6
=−
8
−
5
6
=−
8
5
6
;
3)
−
7
1
2
+
5
3
4
=−
7
−
1
2
+
5
+
3
4
=−
2
+
−
2
+
3
4
=−
2
+
1
4
=−
1
3
4
.
2. Перевод обыкновенной дроби в десятичную.
а) Первый способ-умножение числителя и знаменателя дроби на одно и то
же, не равное нулю число, чтобы в знаменателе получилось 10, 100, 1000 и т.
д.
Например: 1)
2
5
=
2
⋅
2
5
⋅
2
=
4
10
=
0,4
; 2)
3
4
=
3
⋅
25
4
⋅
25
=
75
100
=
0 , 75
; 3)
1
8
=
1
⋅
125
8
⋅
125
=
125
1000
=
0 , 125
.
б) Второй способ - разделить числитель на знаменатель, т. к. дробная черта
– это знак деления.
Например: 1)
2
5
=
0,4
, т. к. 2:5=0,4; 2)
1
4
=
0 , 25 ,
т. к. 1:4=0,25.
Памятка: В десятичную дробь можно перевести только ту
обыкновенную дробь, знаменатель которой не содержит никаких
простых множителей, кроме 2 и 5.
3. Перевод десятичной дроби в обыкновенную.
Например: а) 1) 0,4=
4
10
=
2
5
; 2) 0,35=
35
100
=
7
20
; 3) 0,125=
125
1000
=
1
8
.
Если нужно перевести в десятичную дробь смешанную дробь, то можно
поступать по-разному:
1. Если с этим числом будем выполнять сложение или вычитание,
то
записываем так: 5,8=
5
8
10
=
5
4
5
; 7,25=
7
25
100
=
7
1
4
.
2. Если со смешанным числом будем выполнять умножение или
деление,
то записываем так: 5,8=
58
10
=
29
5
; 1,25=
125
100
=
5
4
; 1,4=
14
10
=
7
5
.
Инструкционные карты можно использовать и при проведении уроков
обобщающего повторения. Понятно, что задания и здесь не самые трудные,
хотя помогают усвоить тему на хорошем уровне. Сложные задачи решаем во
время занятий на кружках, но это уже для сильных, любознательных детей.