Авторы: Кожевникова Екатерина Александровна, Сопрыкина Елена Юрьевна
Должность: учитель начальных классов,преподаватель учебной практики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №77, ИРКПО
Населённый пункт: город Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование презентативных умений учащихся на уроках окружающего мира"
Раздел: начальное образование
Формирование презентативных умений учащихся на уроках окружающего
мира
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и
полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования
активной
жизненной
позиции. Начальная школа, как магнит, должна притягивать
учеников своей интересной, содержательной жизнью. В начальной школе важно
формировать у детей не только комплекс знаний, умений и навыков, но и опыт
эмоционально
творческой
деятельности,
экологическую
культуру,
ответственное
отношение
к
окружающей
среде. Современная
педагогика
и
педагогическая
психология
интенсивно
разрабатывают
новые
образовательные
технологии,
построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения. Среди
разнообразных
направлений
педагогических
технологий
ведущее
место
занимает
именно
проектная
деятельность,
которая
позволяет
реализовывать
поставленные
ФГОС задачи образования на современном этапе.
Ключевое
звено
мониторинга
исследовательской
и
проектной
деятельности
учащихся — защита исследовательских работ и творческих проектов. Этап «защиты»
выполненной исследовательской работы или творческого проекта пропустить нельзя.
Без
него
исследование
не
может
считаться
завершённым.
Защита
—
венец
исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя.
В ходе защиты ребёнок осваивает важные элементы самопрезентации: учится изла-
гать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится
убеждать других, доказывая свою точку зрения. При этом необходимо понимать, что
как бы тщательно ни была организована работа над проектом, не сумев достойно
представить её результаты, ребёнок получит глубокое разочарование и нежелание в
дальнейшем участвовать в других проектах.
Вместе
с
тем
в
существующей
педагогической
практике
методическое
сопровождение подготовки учащихся начальных классов к презентации результатов
проектной деятельности носит разрозненный характер.
Возникшее
противоречие
между
необходимостью
формирования
у
младших
школьников презентативых умений и недостаточным методическим сопровождением
данного
процесса
обусловило актуальность
исследования.
На
мой
взгляд,
включение в содержание уроков окружающего мира проектных и учебных заданий,
способствующих
формированию
у
младших
школьников
презентативных
умений
позволит создать методические условия для подготовки школьников к презентации
результатов своей проектной деятельности.
Главная идея проектной деятельности - направленность учебно- познавательной
деятельности
на
результат,
который
получается
при
решении
практической,
теоретической, но обязательно личностно и социально - значимой проблемы.
По
мнению
М.В.
Дубовой,
проект
–
это
мысленное
предвосхищение,
прогнозирование
того,
что
затем
будет
воплощено
в
виде
предмета,
услуги,
творческого акта или действия. В более широком смысле под проектом понимается
обоснованная,
спланированная
и
осознанная
деятельность,
направленная
на
формирование
у
школьников
определенной
системы
интеллектуальных
и
практических умений.
Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися
знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на
интеграционной основе).
В результате проектной работы учащиеся овладевают системой проектировочных
умений и приобретают новое интеллектуальное качество - способность учиться на
собственном опыте и опыте других.
Использование проектной деятельности на уроках в начальных классах имеет свою
специфику: учащиеся 1-2 классов в силу своих возрастных особенностей не могут
осуществлять проектную деятельность, применение метода проектов начинается в 3-4
классах.
Под презентативными умениями мы понимаем состав умений, которые учащийся
демонстрирует
в
процессе
публичного
предъявления
защиты
результатов
своей
исследовательской и проектной деятельности.
Педагогической
целью
презентации
федеральный
государственный
образовательный стандарт начального общего образования, считает развитие таких
презентативных умений как:
формулировать ожидаемый результат;
фиксировать проект в виде карты – схемы, буклета, алгоритма, макета, стендового
доклада, электронной презентации;
выбирать форму и способ презентации результатов работы группы;
представлять ход и результат проделанной работы;
давать взаимооценку деятельности группы и ее результатов;
анализировать успешность и недостатки проделанной работы;
находить причины недостатков;
намечать пути коррекции этапов работы и взаимодействия в группе;
умение уверенно держаться
перед публикой, отвечать на незапланированные
вопросы, демонстрировать артистические возможности
использовать различные средства наглядности.
На сегодняшний день в системе образования появляется множество новейших
методов
работы
с
детьми.
Вместе
с
этим
меняются
задачи
и
цели
обучения.
Современный
образовательный
процесс
немыслим
без
поиска
новых,
более
эффективных
технологий,
призванных
содействовать
развитию
творческих
способностей
обучающихся,
формированию
навыков
саморазвития
и
самообразования.
Следовательно,
одним
из
главных
направлений
деятельности
современной школы является разностороннее развитие личности ребенка, его умений
и
навыков
работы
в
коллективе,
повышение
мотивации
к
обучению.
Этим
требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе,
исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности
знаний учащихся.
Одним
из
ключевых
вопросов
реализации
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования
является
формирование
универсальных
учебных
действий
(УУД)
в
начальной
школе.
Совершенно очевидно, что формировать универсальные учебные действия учителю
предстоит
в
урочной
и
внеурочной
деятельности,
в
большей
степени
на
предметном материале.
Многофункциональные
проектные
задания,
которые
позволяют
формировать
разные виды УУД одновременно.
Так личностные УУД по самоопределению учащихся формируются на основе:
– выработки внутренней позиции школьника на основе идентификации в форме
осознания «Я» как ученика – носителя новой социальной роли (соотнесения себя с
определённой группой сверстников);
– самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
– осознания ответственности человека за общее благополучие.
Параллельно происходит формирование регулятивных УУД прогнозирования на
основе организации и стимулирования следующих действий:
– предвосхищение результата;
– предвидения уровня его достижения и его временных характеристик;
–
предвидения
возможности
получения
конкретного
результата
при
решении
определённых задач.
Коммуникативные УУД формируются на основе:
– организации и стимулирования взаимодействия учащихся;
– формулирования собственного мнения и позиции;
– задавания вопросов;
– построения понятного для партнёра высказывания
– построения монологичного высказывания;
– ведения устного диалога в соответствии с грамматическими и синтаксическими
нормами русского языка;
–
слушания
собеседника.
Всё
это,
в
свою
очередь
позволяет
формировать
личностные УУД смыслообразования и нравственно – этической ориентации.
Начально в школе возможно формирование познавательных УУД .
– дедукцию (обобщение);
– установление взаимосвязей;
Особое место среди предметов начальной школы занимает предмет
«Окружающий
мир».
Широта
его
содержания
и
специфические
задачи,
стоящие
перед ним,
позволяют интегрировать достижение личностных, метапредметных и
предметных результатов , полученных при обучении по всем другими
предметам
учебного плана.
При изучении «Окружающий мир» для решения
учебных и
практических
задач
открываются
самые
широкие
возможности
для
применения
разнообразных действий, сформированных на других учебных предметах (чтение,
измерение, наблюдение, рисование и т.д.) Именно интеграционная роль предмета
«Окружающий мир» определяет его особую значимость в формировании УУД, когда
предметные
действия,
будучи
перенесёнными
на
новое
содержание,
утрачивают
свою узкую предметность и становятся универсальными.
Таким образом, можно говорить о достижении поставленной цели проектирования и
решении всех поставленных задач.