Напоминание

Урок по окружающему миру: «Туман. Облака. Осадки. Их разновидности».


Автор: Аверьянова Светлана Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №77"
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок по окружающему миру: «Туман. Облака. Осадки. Их разновидности».
Раздел: начальное образование





Назад




Урок окружающий мир

3 класс

Программа «Перспективная начальная школа»

Учитель: Аверьянова C.В.

Тема урока: «Туман. Облака. Осадки. Их разновидности».

Задачи урока:

1) обогатить учащихся новыми сведениями о превращениях воды в природе (туман,

облака);

2) познакомить с разными видами облаков;

3) сформировать представления учащихся об осадках, выпадающих из облаков (дождь,

снег, град) и об осадках, выделяющихся непосредственно из воздуха (туман, роса, иней,

изморозь);

4) развивать познавательный интерес к предмету путем вовлечения школьников в

исследовательскую работу.

Ход урока

Урок сопровождается показом компьютерной презентации.

I. Организационный момент

- Что мы называем явлением природы?

( Природное явление – это любое изменение, происходящее в природе)

- Какие явления природы связаны с превращениями воды?

(Образование облаков, дождь, туман, снегопад, выпадение града.)

-При изучении каких тем мы говорили об этих явлениях?

(Когда изучали свойства воды в газообразном состоянии и круговорот воды в

природе)

II. Актуализация знаний.

Проверка Д/з

-С каким чудесным превращением воды мы познакомились на предыдущем уроке?

какими свойствами воды связан её круговорот? (Испарение- переход воды в

газообразное состояние ,а из газообразного состояния в жидкое и твёрдое)

-Перечислите свойства воды в жидком состоянии. (Прозрачна, текуча, бесцветна, без

вкуса и запаха, состоит из мельчайших частиц, где молекулы в жидком состоянии слабее

связаны между собой, чем в твёрдом состоянии и поэтому вода принимает форму

сосуда).

-Какие свойства приемлемы для газообразного состояния воды? (Водяной пар прозрачен,

бесцветен, без запаха, невидим. Молекулы воды в газообразном состоянии находятся

очень далеко друг от друга и заполняют всё пространство. Представлен в виде испарения.

При

соприкосновении с холодной поверхностью

водяной пар превращается в

мельчайшие капельки воды ).

- Кто расскажет как происходит круговорот воды в природе по слайду в движении.?

III. Объявление темы урока

-Сегодня мы познакомимся с такими природными явлениями, как «туман» и «облака».

IV.Знакомство с тайной тумана.

1.

- Что такое туман? (Это скопление мельчайших капелек воды, которые

образовались из невидимого водяного пара в холодном воздухе.)

2.

Чтение 1 абзаца стр. 81.

–Как поняли, что такое туман?

3. Чтение рассказа в хрестоматии, с. 54, «Как возникают туманы?»

- Запотевают ли оконные стекла при одинаковой температуре воздуха в помещении и на

улице? (Нет. Образование капель воды из водяного пара возможно только при условии

его охлаждения, разницы в температуре в комнате и за окном.)

- Прав ли автор, говоря, что туман исчезает? (Туман не исчезает, а превращается в

водяной пар.)

- Работа в группах по 4 человека.

- Каждая группа получит вопрос, который должна будет обсудить и выступить со своей

точкой зрения.

I вариант. Докажите, что туман - «друг» человека. (Туман стелется низко над землей,

спасает растения в садах и на полях от заморозков. Во время тумана воздух насыщен

водой, он увлажняет кожу человека, что полезно для здоровья.)

II вариант. Докажите, что туман - «недруг». (В тумане плохо видно, поэтому люди могут

заблудиться в пути. А пешеходам надо особенно осторожно переходить дорогу. Туман

губительно действует на некоторые растения.)

- Вы сами можете поучаствовать в образовании тумана. Холодным осенним утром на

улице при дыхании человека образуется маленькое облачко тумана. Можно также в

сильный мороз открыть в комнате форточку. Из открытой форточки начинают спускаться

клубы тумана. Это происходит потому, что в комнате воздух сохраняет много водяных

паров. Когда такой воздух попадает в холодное место, водяные пары в нем начинают

превращаться в мельчайшие капельки воды, которые мы видим как туман.

V. Знакомство с тайнами облаков

- Что же такое облака? (версии)

-Прочитаем 2 абзац стр. 81 и ещё раз ответим на вопрос «что такое облака?

1. Облака - это тот же туман, только находятся они высоко над земной поверхностью.

2. Чем темнее цвет облаков, тем больше в них капелек воды.

3. Если воздух очень холодный, водяной пар превращается в кристаллики льда или

снежинки и в виде дождя, града или снега падает из туч на землю.

- Чем похожи туман и облака? (И туман, и облака состоят из капель воды.)

- А чем они отличаются? (А их отличие в том, что туман низко стелется над поверхностью

суши или водоемов, а облака образуются и плывут высоко над земной поверхностью.

Кроме того, облака могут состоять не только из капель воды, но и кристалликов льда,

снежинок)

- Все ли облака находятся на одной и той же высоте над поверхностью Земли?(вопрос

стр.81)

- Вы можете описать формы облаков?

-Кто из вас когда-либо наблюдал за облаками?

-Вам приходилось видеть облака, похожие на перья птиц, на замки, на горы, сказочных

животных? -Кто видел облака, которые плывут низко над землей?

-Работа по иллюстрации стр. 83.

-Посмотрите на стр. 83 . Какие

виды облаков вы

видите и как они называются?

(зачитаем)

- Как вы думаете с чем связано разнообразие в названиях облаков? ( С их расположением

и формой)

-Ваши предположения, почему облака получили то или иное название?

-Прочитаем текст учебника на стр. 82. И ещё раз ответим на мой вопрос о видах

облаков.

-Какие облака относятся к «ПЕРИСТЫМ»?

В ясный солнечный день высоко в небе плывут облака, похожие на перья птиц или белые

волокна. Они не закрывают солнце. Образуются на высоте 10-12км и состоят из

кристалликов льда.

-Какие облака относятся к «КУЧЕВЫМ»?

С наступлением весны, летом, осенью можно наблюдать кучевые облака. Они похожи на

разбросанные по небу ярко - белые клочки ваты. Они быстро движутся по небу и

постоянно меняют свою форму. Образуются они на высоте 1-7 км и состоят из

мельчайших капелек воды.

-Как легко распознать «ДОЖДЕВЫЕ» облака?

Дождевые облака обрушивают на землю ливневые дожди, грозы, град.Они находятся на

высоте не более 4 км.

Хрестоматия стр.50. Дождевое облако. Нижняя часть состоит из водяных паров и водяных

капелек. Средняя часть – значительно холоднее: здесь появляются льдинки, в верхней

части очень холодно – здесь одни льдинки. Ветер пронизывает эти облака и поэтому

капеольки волы и льдинки находятся в постоянном движении. Капельки постоянно из

водяных

превращаются

в

льдинки

и

обратно.

Сталкиваясь,

капельки

тяжелеют,

увеличиваются и от тяжести падают вниз.Дождь Капельки маленькие- дождь моросит,

капли крупные – ливень.

-Какие облака называются «СЛОИСТЫМИ»?

В пасмурные дни все небо покрыто серыми низкими облаками. Это слоистые облака. Они

образуются при встрече теплого воздуха с холодным.

Летом и осенью эти облака являются вестниками затяжных дождей, а зимой - обильных

снегопадов. Они находятся на высоте 1,5-2км.

-От чего у каждого облака своя форма?

-Ответ на этот вопрос даст статья хрестоматии «Отчего у каждого облака своя форма»

стр.49-50.

(Они все образуются на разной высоте и при разной температуре. Когда ветер дует, то он

движет облака и они попадают то в более тёплую, то в более холодную зону. Где тепло ,

вода испаряется, а где холодно- водяные пары превращаются в капельки воды.

Чтение облаков.

Наблюдения за облаками позволяют предсказать погоду.

1.Когда по небу ходят лёгкие облачка – барашки, это предвещает хорошее утро, но к

вечеру ждите либо дождь, либо ветер. Летом те же барашки могут предсказать град, а

зимой – снег.

2.Когда по небу тянутся как бы волокнистые полосы, можно быть уверенным, что дождь

не омрачит хорошего летнего дня.

3.Если до полудня появились лохматые чёрные кучевые облака – жди вечером дождя.

4.Беловатые облака над водой, скоро скрывающиеся при восходе солнца, - к ясному дню.

5.Красные тучи – к ветрам.

6.Иногда облака в небе принимают форму корабля. Люди издавна наблюдали за такими

«судами» - в какую сторону острым концом – носом повёрнут. На запад – к дождю.

77. Небольшое, но быстро движущее облако в тропических странах называют «бычьим

глазом». Это предвестник самых страшных ураганов. Примету хорошо знают моряки,

плавающие в южных морях и океанах.

VI. Осадки

-Мы сказали, что снег, дождь, град - это явления природы. Как еще мы их можем назвать?

(Осадки.)

1. Это осадки, выпадающие на землю с неба.

2.Только ли из облаков появляются осадки на земле?

- Туман появляется непосредственно из воздуха. ( В холодном воздухе водяные пары

сгущаются, превращаются в мельчайшие капельки воды, которые мы видим как туман.)

- Если водяной пар не успевает подняться высоко, а остывает около земли, то летом на

траве и листьях деревьев появляются маленькие капельки воды. Это роса. ( Хрестоматия

стр.56.)

- Поздней осенью и зимой, когда температура воздуха опускается ниже 0, водяной пар

превращается в мельчайшие кристаллики. Так образуется иней. (Стр.57 хр.)

- Что такое изморозь? (Стр. 58 хр.)

Работа с хрестоматией по группам. (чтение, сообщение)

Хрестоматия «Как рождается иней? » стр.57

«Как отличить изморозь от инея ? » стр.58

«Откуда берётся роса на траве?» стр.56

VII. Итог урока. Оценки.

-Вопросы стр. 84 учебника.

- Какие явления природы связаны с превращениями воды?

VIII. Домашнее задание

Стр. 84 - ответы на вопросы. № 42 в тетради для самостоятельной работы. Хрестоматия

стр.56-60

IX.Релаксация.

-Выразите своё настроение об уроке, продолжив предложение:

- Мне понравилось…

- Особенно запомнилось….

- Хорошо получилось…

- Вызвало затруднение…

- Знания, полученные на уроке пригодятся мне в жизни, когда…



В раздел образования