Напоминание

"Части речи".


Автор: Яйлян Валентина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ №100 г.Сочи им. Героя Советского Союза Худякова И.С.
Населённый пункт: город Сочи
Наименование материала: Урок русского языка. 4 класс.
Тема: "Части речи".
Раздел: начальное образование





Назад




Город Сочи Краснодарский край

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеоб-

разовательная школа № 100 г. Сочи им. Героя Советского Союза

Худякова И.С.

Урок русского языка в 4 классе

по теме «Части речи»

Работу выполнила

учитель начальных классов

Яйлян Валентина Николаевна

2020 г

Пояснительная записка

Автор: Яйлян Валентина Николаевна.

Направление: начальное общее образование.

Предмет: русский язык.

Класс: 4.

Тема урока: «Части речи».

Программа: Русский язык. Предметная линия учебников системы «Школа Рос-

сии» (1-4 классы), авторы В. П. Канакина и В. Г. Горецкий,

М.: Просвещение, 2014 г.

Учебник: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык. 4 класс. Ч. 1.»,

М.: Просвещение, 2018 г.

Раздел учебника: «Слово в языке и речи».

Количество часов: 5 ч в неделю, 170 ч в год.

Характеристика класса. В данном классе обучается 37 учащихся, из них 20

мальчиков и 14 девочек. По итогам третьего класса 5 учащихся закончили год

на «отлично», из них четверо с похвальным листом; 19 учащихся учатся на «4»

и «5». Большинство детей воспитываются в полных семьях, 6 семей имеют ста-

тус многодетных. Учащиеся класса принимают участие в конкурсах, дистанци-

онных олимпиадах, в проектной деятельности. Все учащиеся заняты во внеу-

рочной деятельности, многие посещают занятия дополнительного образования

разной направленности: художественной, спортивной, интеллектуальной и т.д.

Некоторые из них имеют награды разного уровня за свои достижения. В целом,

учащиеся класса работоспособные, любознательные и дружные; любят рабо-

тать в парах и группах, творчески подходят к выполнению заданий.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Этапы урока:

I.

Мотивация учебной деятельности (2-3 мин). На данном этапе создаются

условия для успешной работы на уроке.

II.

Актуализация знаний (3 мин). Этот этап готовит учащихся к восприятию

материала, актуализирует их знания, умения и навыки, вводит в тему урока.

III.

Целеполагание (3 мин). Этап, на котором озвучивается тема урока и уча-

щиеся совместно с учителем ставят задачу на урок.

IV.

Усвоение новых знаний (14 мин). Этап организации познавательной дея-

тельности учащихся.

V.

Физкультминутка (2 мин).

VI.

Первичное закрепление (10 мин). На данном этапе учащиеся систематизи-

руют полученные знания, используют их в практической деятельности.

VII.

Рефлексия (2 мин). Подводятся итоги работы групп. Осуществляется

самоанализ, самооценка.

VIII.

Итог урока. Д/з (3 мин). Подведение итогов урока. Оценка работы класса.

Запись домашнего задания.

Формы работы: фронтальная, групповая.

Средства обучения: учебные пособия, раздаточный материал.

Цель урока: систематизировать знания учащихся о частях речи, развивать уме-

ние сравнивать части речи, определять их грамматические признаки.

Планируемые результаты.

Предметные

- определять тему урока; различать изученные части речи, классифицировать их

на основе изученных признаков; анализировать грамматические признаки ча-

стей речи и соотносить их с соответствующей частью речи.

Регулятивные

- ставить и принимать учебную задачу; анализировать таблицы, составлять по

ним сообщения; сличать способ действия и его результат с эталоном; осуще-

ствлять самоконтроль; корректировать способ действий.

Коммуникативные

- формирование умения работать коллективно, в группах; осуществлять

контроль, коррекцию действий партнёров; анализировать работу группы.

Личностные

- формирование самооценки на основе успешной деятельности; положительное

отношение к урокам русского языка.

Ход урока

Этапы урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность уче-

ника

Мотивация учеб-

ной деятельности

Выработать у

ученика лич-

ностно-значи-

мую для него

готовность к

выполнению

учебной дея-

тельности

Приветствует уча-

щихся. Проверяет го-

товность к уроку.

- Сегодня вы будете

работать в группах (4

группы).

- На уроке вам пона-

добится зоркий глаз,

чуткое ухо, острый

ум. Просит занять

свои места в группах.

Учащиеся привет-

ствуют учителя,

делают зарядку

для глаз, пальчи-

ковую гимнасти-

ку, небольшие

массажные дви-

жения для ушей.

Садятся группами

на свои места,

следят за своей

посадкой.

Актуализация

знаний

Подготовить

учащихся к вос-

приятию мате-

риала, актуали-

зировать их зна-

ния, умения, на-

выки.

Учитель предлагает

прочитать слова, за-

писанные на карточ-

ках. (Приложение 1)

- По какому признаку

можно разбить эти

слова?

Учащиеся читают

слова самостоя-

тельно.

Отвечают на во-

просы учителя,

предлагают свои

варианты.

= По частям речи.

Целеполагание

Определить

вместе с учащи-

мися тему урока

и поставить за-

дачу на урок.

- Вот мы и определи-

ли с вами тему урока.

Назовите её.

- Теперь вместе по-

ставим задачу на

урок. Начните со слов

«Мне сегодня необхо-

димо …».

- Что вам в этом по-

может?

Учащиеся форму-

лируют тему уро-

ка: «Части речи».

Определяют зада-

чу уроку:

= Мне сегодня

необходимо вспо-

мнить части речи

и их признаки.

Дети предлагают

разные варианты.

Один из низ – это

учебник.

Усвоение новых

Ознакомление с

Учитель просит уча-

Учащиеся в учеб-

знаний

материалом, его

осмысление, си-

стематизация

знаний учащих-

ся, создание

условий для

участия в диа-

логе.

щихся обратиться к

рубрике «Вспомни-

те!» в учебнике на

стр. 67.

- А теперь я предла-

гаю вам, отвечая на

мои вопросы и ис-

пользуя материал

учебника, заполнить

схему-модель «Части

речи» (Приложение

2), дополняя приме-

рами с карточки

(Приложение 1).

Учитель задаёт во-

просы:

- На какие 2 большие

группы можно разде-

лить части речи?

- Перечислите само-

стоятельные части

речи и служебные.

Далее предлагается

детям заполнить схе-

му, работая в груп-

пах.

Осуществляется кол-

лективная проверка.

нике самостоя-

тельно читают

материал под руб-

рикой «Вспомни-

те!»

Учащиеся коллек-

тивно заполняют

часть схемы, от-

вечая на вопросы

учителя.

= На самостоя-

тельные и слу-

жебные.

Учащиеся назы-

вают самостоя-

тельные части

речи и служебные

в коллективном

диалоге.

Далее учащиеся

работают в груп-

пах.

Учащиеся по оче-

реди называют

части речи вместе

с примерами.

Физкультминутка

Снять мышеч-

ное и психиче-

ское напряже-

ние, переклю-

чить учащихся с

одного вида де-

ятельности на

Учитель называет и

показывает упражне-

ния.

Учащиеся выпол-

няют упражнения

для глаз, рук,

мышц туловища.

другой.

Усвоение новых

знаний

- А теперь я предла-

гаю вам выбрать на-

звание для своей

группы по принципу

«жеребьёвки».

У учителя карточки с

названиями самостоя-

тельных частей речи

(названия перевёрну-

ты): имя существи-

тельное, имя прилага-

тельное, глагол, ме-

стоимение и числи-

тельное. (Приложе-

ние 3)

- Откройте ваш путе-

водитель (учебник)

на стр. 68-69.

- Что вы видите на

этих страницах?

- Пользуясь этими та-

блицами, а также во-

просами упр. 113,

115, составить

рассказ о своей части

речи.

Только условие:

«оживите» вашу

часть речи, расскажи-

те о ней от 1 лица.

Учитель фиксирует

время 3 мин на подго-

товку и по 1 мин на

выступление.

- Дорогие части речи!

Что вы можете

рассказать о себе?

Во время выступле-

ния участников групп

учитель вносит кор-

ректировки в ответы

учащихся. Благода-

рит за работу.

Каждая группа

выбирает карточ-

ку с названием

части речи (кому

какая достанется),

озвучивают её.

Учащиеся откры-

вают свои учеб-

ники.

Отвечают на во-

прос учителя:

= Таблицы.

Читают их назва-

ния.

Учащиеся работа-

ют в группе,

пользуясь матери-

алами упр. 113,

115 и таблицами

учебника, выделя-

ют признаки

только своей ча-

сти речи; состав-

ляют рассказ от 1

лица (я, мы), при-

водят примеры.

Затем представи-

тели от каждой

группы по очере-

ди представляют

свою часть речи

(дети творчески

подходят к вы-

полнению зада-

ния). Учащиеся

внимательно слу-

шают ответы друг

друга, исправ-

ляют ошибки

(если есть), ана-

лизируют ответы

одноклассников.

Первичное за-

крепление

- Сегодня мне на гла-

за попалась вот такая

запись:

мы, полные, две, кор-

зины, вчера, набрали,

грибов. (слова записа-

ны на карточках, каж-

дое слово отдельно и

закреплены на доске)

(Приложение 4)

- Оказалось, что

добрый гном,

весёлый гном перепу-

тал всё кругом… По-

могите, братцы, гно-

му разобраться!

На доске записано за-

дание:

1)

Составить из

слов предложе-

ние, записать в

тетрадь.

2)

Подчеркнуть

члены предло-

жения;

3)

Указать части

речи.

4)

У слов своей

части речи ука-

жите граммати-

ческие призна-

ки

Учащиеся слуша-

ют задание учите-

ля.

Читают порядок

выполнения зада-

ния, выполняют

задание самостоя-

тельно, осуще-

ствляют проверку

в группе, сравни-

вают свои ответы

с ответами участ-

- А теперь представи-

тели каждой группы

возьмут с доски слово

своей части речи, ска-

жут, каким членом

предложения оно яв-

ляется, назовут его

грамматические при-

знаки.

- А теперь, слова,

встаньте на свои ме-

ста, чтобы получи-

лось предложение.

Создаётся затрудни-

тельная ситуация, ни-

кто не взял слово

«вчера».

- Почему это слово не

взяла ни одна группа?

Если учащиеся за-

трудняются ответить,

то учитель сам гово-

рит, что это «наре-

чие», оно есть в их

схеме-модели, но,

возможно, у их не за-

писан пример.

Анализируется рабо-

та учащихся, учитель

благодарит за работу.

ников группы.

Учащиеся выхо-

дят к доске, выби-

рают нужное сло-

во (или слова),

называют его

грамматические

признаки и каким

членом предложе-

ния является.

Учащиеся держат

в руках карточки

со словами, вста-

ют на свои места.

Возможно, что

дети затруднятся

ответить. Или

найдутся дети,

которые знают

ответ на вопрос.

Учащиеся вносят

слово «вчера»,

как пример наре-

чия.

Рефлексия

Подведение

итогов работы,

самоанализ,

самооценка

Фронтальный опрос

учащихся по методи-

ке «незаконченное

предложение».

- Вот и подошёл к

концу наш урок. До-

стигли ли вы постав-

ленной задачи? Оце-

ните свою деятель-

ность.

Учащиеся по оче-

реди оценивают

свою деятель-

ность, продолжая

мысль.

- Сегодня на уро-

ке я вспомнил…

- Урок для меня

был…

- Мне бы хоте-

лось ещё …

- Оцените свою рабо-

ту в группе и работу

группы в целом.

- Мне работать в

группе было…

Учащиеся оцени-

вают свою работу

и работу группы

баллами «3», «4»,

«5».

- Я помогал рабо-

те группы …

- Наша группа ра-

ботала ….

Итог урока. Д/з

Подведение

итогов урока

- На какие две группы

делятся части речи?

- О какой части речи

вам хотелось бы

узнать?

Учитель оценивает

работу отдельных

учащихся.

- Урок окончен! Всем

спасибо за работу!

Учащиеся отвеча-

ют на вопросы

учителя. Возмож-

но, что они назо-

вут «наречие».

Записывают до-

машнее задание:

стр. 70 упр. 117,

118 (устно)

Приложение 1

Карточка 1

Зелёный, ходил, у, читает, река, мы, кричать, но, лёгкий, бумага, чувство, над,

и, одиннадцать, скользкая, третий, они, не.

Карточка 1

Зелёный, ходил, у, читает, река, мы, кричать, но, лёгкий, бумага, чувство, над,

и, одиннадцать, скользкая, третий, они, не.

Карточка 1

Зелёный, ходил, у, читает, река, мы, кричать, но, лёгкий, бумага, чувство, над,

и, одиннадцать, скользкая, третий, они, не.

Карточка 1

Зелёный, ходил, у, читает, река, мы, кричать, но, лёгкий, бумага, чувство, над,

и, одиннадцать, скользкая, третий, они, не.

Карточка 1

Зелёный, ходил, у, читает, река, мы, кричать, но, лёгкий, бумага, чувство, над,

и, одиннадцать, скользкая, третий, они, не.

Карточка 1

Зелёный, ходил, у, читает, река, мы, кричать, но, лёгкий, бумага, чувство, над,

и, одиннадцать, скользкая, третий, они, не.

Карточка 1

Зелёный, ходил, у, читает, река, мы, кричать, но, лёгкий, бумага, чувство, над,

и, одиннадцать, скользкая, третий, они, не.

Карточка 1

Зелёный, ходил, у, читает, река, мы, кричать, но, лёгкий, бумага, чувство, над,

и, одиннадцать, скользкая, третий, они, не.



В раздел образования