Автор: Яйлян Валентина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ №100 г.Сочи им. Героя Советского Союза Худякова И.С.
Населённый пункт: город Сочи
Наименование материала: Урок русского языка. 4 класс.
Тема: "Части речи".
Раздел: начальное образование
Город Сочи Краснодарский край
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеоб-
разовательная школа № 100 г. Сочи им. Героя Советского Союза
Худякова И.С.
Урок русского языка в 4 классе
по теме «Части речи»
Работу выполнила
учитель начальных классов
Яйлян Валентина Николаевна
2020 г
Пояснительная записка
Автор: Яйлян Валентина Николаевна.
Направление: начальное общее образование.
Предмет: русский язык.
Класс: 4.
Тема урока: «Части речи».
Программа: Русский язык. Предметная линия учебников системы «Школа Рос-
сии» (1-4 классы), авторы В. П. Канакина и В. Г. Горецкий,
М.: Просвещение, 2014 г.
Учебник: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык. 4 класс. Ч. 1.»,
М.: Просвещение, 2018 г.
Раздел учебника: «Слово в языке и речи».
Количество часов: 5 ч в неделю, 170 ч в год.
Характеристика класса. В данном классе обучается 37 учащихся, из них 20
мальчиков и 14 девочек. По итогам третьего класса 5 учащихся закончили год
на «отлично», из них четверо с похвальным листом; 19 учащихся учатся на «4»
и «5». Большинство детей воспитываются в полных семьях, 6 семей имеют ста-
тус многодетных. Учащиеся класса принимают участие в конкурсах, дистанци-
онных олимпиадах, в проектной деятельности. Все учащиеся заняты во внеу-
рочной деятельности, многие посещают занятия дополнительного образования
разной направленности: художественной, спортивной, интеллектуальной и т.д.
Некоторые из них имеют награды разного уровня за свои достижения. В целом,
учащиеся класса работоспособные, любознательные и дружные; любят рабо-
тать в парах и группах, творчески подходят к выполнению заданий.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Этапы урока:
I.
Мотивация учебной деятельности (2-3 мин). На данном этапе создаются
условия для успешной работы на уроке.
II.
Актуализация знаний (3 мин). Этот этап готовит учащихся к восприятию
материала, актуализирует их знания, умения и навыки, вводит в тему урока.
III.
Целеполагание (3 мин). Этап, на котором озвучивается тема урока и уча-
щиеся совместно с учителем ставят задачу на урок.
IV.
Усвоение новых знаний (14 мин). Этап организации познавательной дея-
тельности учащихся.
V.
Физкультминутка (2 мин).
VI.
Первичное закрепление (10 мин). На данном этапе учащиеся систематизи-
руют полученные знания, используют их в практической деятельности.
VII.
Рефлексия (2 мин). Подводятся итоги работы групп. Осуществляется
самоанализ, самооценка.
VIII.
Итог урока. Д/з (3 мин). Подведение итогов урока. Оценка работы класса.
Запись домашнего задания.
Формы работы: фронтальная, групповая.
Средства обучения: учебные пособия, раздаточный материал.
Цель урока: систематизировать знания учащихся о частях речи, развивать уме-
ние сравнивать части речи, определять их грамматические признаки.
Планируемые результаты.
Предметные
- определять тему урока; различать изученные части речи, классифицировать их
на основе изученных признаков; анализировать грамматические признаки ча-
стей речи и соотносить их с соответствующей частью речи.
Регулятивные
- ставить и принимать учебную задачу; анализировать таблицы, составлять по
ним сообщения; сличать способ действия и его результат с эталоном; осуще-
ствлять самоконтроль; корректировать способ действий.
Коммуникативные
- формирование умения работать коллективно, в группах; осуществлять
контроль, коррекцию действий партнёров; анализировать работу группы.
Личностные
- формирование самооценки на основе успешной деятельности; положительное
отношение к урокам русского языка.
Ход урока
Этапы урока
Цель
Деятельность учителя
Деятельность уче-
ника
Мотивация учеб-
ной деятельности
Выработать у
ученика лич-
ностно-значи-
мую для него
готовность к
выполнению
учебной дея-
тельности
Приветствует уча-
щихся. Проверяет го-
товность к уроку.
- Сегодня вы будете
работать в группах (4
группы).
- На уроке вам пона-
добится зоркий глаз,
чуткое ухо, острый
ум. Просит занять
свои места в группах.
Учащиеся привет-
ствуют учителя,
делают зарядку
для глаз, пальчи-
ковую гимнасти-
ку, небольшие
массажные дви-
жения для ушей.
Садятся группами
на свои места,
следят за своей
посадкой.
Актуализация
знаний
Подготовить
учащихся к вос-
приятию мате-
риала, актуали-
зировать их зна-
ния, умения, на-
выки.
Учитель предлагает
прочитать слова, за-
писанные на карточ-
ках. (Приложение 1)
- По какому признаку
можно разбить эти
слова?
Учащиеся читают
слова самостоя-
тельно.
Отвечают на во-
просы учителя,
предлагают свои
варианты.
= По частям речи.
Целеполагание
Определить
вместе с учащи-
мися тему урока
и поставить за-
дачу на урок.
- Вот мы и определи-
ли с вами тему урока.
Назовите её.
- Теперь вместе по-
ставим задачу на
урок. Начните со слов
«Мне сегодня необхо-
димо …».
- Что вам в этом по-
может?
Учащиеся форму-
лируют тему уро-
ка: «Части речи».
Определяют зада-
чу уроку:
= Мне сегодня
необходимо вспо-
мнить части речи
и их признаки.
Дети предлагают
разные варианты.
Один из низ – это
учебник.
Усвоение новых
Ознакомление с
Учитель просит уча-
Учащиеся в учеб-
знаний
материалом, его
осмысление, си-
стематизация
знаний учащих-
ся, создание
условий для
участия в диа-
логе.
щихся обратиться к
рубрике «Вспомни-
те!» в учебнике на
стр. 67.
- А теперь я предла-
гаю вам, отвечая на
мои вопросы и ис-
пользуя материал
учебника, заполнить
схему-модель «Части
речи» (Приложение
2), дополняя приме-
рами с карточки
(Приложение 1).
Учитель задаёт во-
просы:
- На какие 2 большие
группы можно разде-
лить части речи?
- Перечислите само-
стоятельные части
речи и служебные.
Далее предлагается
детям заполнить схе-
му, работая в груп-
пах.
Осуществляется кол-
лективная проверка.
нике самостоя-
тельно читают
материал под руб-
рикой «Вспомни-
те!»
Учащиеся коллек-
тивно заполняют
часть схемы, от-
вечая на вопросы
учителя.
= На самостоя-
тельные и слу-
жебные.
Учащиеся назы-
вают самостоя-
тельные части
речи и служебные
в коллективном
диалоге.
Далее учащиеся
работают в груп-
пах.
Учащиеся по оче-
реди называют
части речи вместе
с примерами.
Физкультминутка
Снять мышеч-
ное и психиче-
ское напряже-
ние, переклю-
чить учащихся с
одного вида де-
ятельности на
Учитель называет и
показывает упражне-
ния.
Учащиеся выпол-
няют упражнения
для глаз, рук,
мышц туловища.
другой.
Усвоение новых
знаний
- А теперь я предла-
гаю вам выбрать на-
звание для своей
группы по принципу
«жеребьёвки».
У учителя карточки с
названиями самостоя-
тельных частей речи
(названия перевёрну-
ты): имя существи-
тельное, имя прилага-
тельное, глагол, ме-
стоимение и числи-
тельное. (Приложе-
ние 3)
- Откройте ваш путе-
водитель (учебник)
на стр. 68-69.
- Что вы видите на
этих страницах?
- Пользуясь этими та-
блицами, а также во-
просами упр. 113,
115, составить
рассказ о своей части
речи.
Только условие:
«оживите» вашу
часть речи, расскажи-
те о ней от 1 лица.
Учитель фиксирует
время 3 мин на подго-
товку и по 1 мин на
выступление.
- Дорогие части речи!
Что вы можете
рассказать о себе?
Во время выступле-
ния участников групп
учитель вносит кор-
ректировки в ответы
учащихся. Благода-
рит за работу.
Каждая группа
выбирает карточ-
ку с названием
части речи (кому
какая достанется),
озвучивают её.
Учащиеся откры-
вают свои учеб-
ники.
Отвечают на во-
прос учителя:
= Таблицы.
Читают их назва-
ния.
Учащиеся работа-
ют в группе,
пользуясь матери-
алами упр. 113,
115 и таблицами
учебника, выделя-
ют признаки
только своей ча-
сти речи; состав-
ляют рассказ от 1
лица (я, мы), при-
водят примеры.
Затем представи-
тели от каждой
группы по очере-
ди представляют
свою часть речи
(дети творчески
подходят к вы-
полнению зада-
ния). Учащиеся
внимательно слу-
шают ответы друг
друга, исправ-
ляют ошибки
(если есть), ана-
лизируют ответы
одноклассников.
Первичное за-
крепление
- Сегодня мне на гла-
за попалась вот такая
запись:
мы, полные, две, кор-
зины, вчера, набрали,
грибов. (слова записа-
ны на карточках, каж-
дое слово отдельно и
закреплены на доске)
(Приложение 4)
- Оказалось, что
добрый гном,
весёлый гном перепу-
тал всё кругом… По-
могите, братцы, гно-
му разобраться!
На доске записано за-
дание:
1)
Составить из
слов предложе-
ние, записать в
тетрадь.
2)
Подчеркнуть
члены предло-
жения;
3)
Указать части
речи.
4)
У слов своей
части речи ука-
жите граммати-
ческие призна-
ки
Учащиеся слуша-
ют задание учите-
ля.
Читают порядок
выполнения зада-
ния, выполняют
задание самостоя-
тельно, осуще-
ствляют проверку
в группе, сравни-
вают свои ответы
с ответами участ-
- А теперь представи-
тели каждой группы
возьмут с доски слово
своей части речи, ска-
жут, каким членом
предложения оно яв-
ляется, назовут его
грамматические при-
знаки.
- А теперь, слова,
встаньте на свои ме-
ста, чтобы получи-
лось предложение.
Создаётся затрудни-
тельная ситуация, ни-
кто не взял слово
«вчера».
- Почему это слово не
взяла ни одна группа?
Если учащиеся за-
трудняются ответить,
то учитель сам гово-
рит, что это «наре-
чие», оно есть в их
схеме-модели, но,
возможно, у их не за-
писан пример.
Анализируется рабо-
та учащихся, учитель
благодарит за работу.
ников группы.
Учащиеся выхо-
дят к доске, выби-
рают нужное сло-
во (или слова),
называют его
грамматические
признаки и каким
членом предложе-
ния является.
Учащиеся держат
в руках карточки
со словами, вста-
ют на свои места.
Возможно, что
дети затруднятся
ответить. Или
найдутся дети,
которые знают
ответ на вопрос.
Учащиеся вносят
слово «вчера»,
как пример наре-
чия.
Рефлексия
Подведение
итогов работы,
самоанализ,
самооценка
Фронтальный опрос
учащихся по методи-
ке «незаконченное
предложение».
- Вот и подошёл к
концу наш урок. До-
стигли ли вы постав-
ленной задачи? Оце-
ните свою деятель-
ность.
Учащиеся по оче-
реди оценивают
свою деятель-
ность, продолжая
мысль.
- Сегодня на уро-
ке я вспомнил…
- Урок для меня
был…
- Мне бы хоте-
лось ещё …
- Оцените свою рабо-
ту в группе и работу
группы в целом.
- Мне работать в
группе было…
Учащиеся оцени-
вают свою работу
и работу группы
баллами «3», «4»,
«5».
- Я помогал рабо-
те группы …
- Наша группа ра-
ботала ….
Итог урока. Д/з
Подведение
итогов урока
- На какие две группы
делятся части речи?
- О какой части речи
вам хотелось бы
узнать?
Учитель оценивает
работу отдельных
учащихся.
- Урок окончен! Всем
спасибо за работу!
Учащиеся отвеча-
ют на вопросы
учителя. Возмож-
но, что они назо-
вут «наречие».
Записывают до-
машнее задание:
стр. 70 упр. 117,
118 (устно)
Приложение 1
Карточка 1
Зелёный, ходил, у, читает, река, мы, кричать, но, лёгкий, бумага, чувство, над,
и, одиннадцать, скользкая, третий, они, не.
Карточка 1
Зелёный, ходил, у, читает, река, мы, кричать, но, лёгкий, бумага, чувство, над,
и, одиннадцать, скользкая, третий, они, не.
Карточка 1
Зелёный, ходил, у, читает, река, мы, кричать, но, лёгкий, бумага, чувство, над,
и, одиннадцать, скользкая, третий, они, не.
Карточка 1
Зелёный, ходил, у, читает, река, мы, кричать, но, лёгкий, бумага, чувство, над,
и, одиннадцать, скользкая, третий, они, не.
Карточка 1
Зелёный, ходил, у, читает, река, мы, кричать, но, лёгкий, бумага, чувство, над,
и, одиннадцать, скользкая, третий, они, не.
Карточка 1
Зелёный, ходил, у, читает, река, мы, кричать, но, лёгкий, бумага, чувство, над,
и, одиннадцать, скользкая, третий, они, не.
Карточка 1
Зелёный, ходил, у, читает, река, мы, кричать, но, лёгкий, бумага, чувство, над,
и, одиннадцать, скользкая, третий, они, не.
Карточка 1
Зелёный, ходил, у, читает, река, мы, кричать, но, лёгкий, бумага, чувство, над,
и, одиннадцать, скользкая, третий, они, не.